Особенности диагностической и коррекционной работы учителя-логопеда классов VII вида. Учитель-логопед МОУ СОШ 68 Отрошко Г.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Advertisements

Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Коррекционно – развивающая работа учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. Учитель – логопед Херувимова Я.Н.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Районный школьный логопункт Нижегородского района г.Н.Новгорода Логопед: Сафронова Валентина Валерьевна.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Система контроля педагогической деятельности в коррекционных группах.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Тимофеева Ирина Васильевна учитель-дефектолог ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа 1 VIII вида»
Годовой отчёт гг. Подготовила Учитель – логопед МБДОУ ДС 26 Батманова Ольга Васильевна.
Логопедическое сопровождение учащихся младших классов коррекционной школы – интерната 8 вида Учитель – логопед: Ворошилова Людмила Петровна.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Отделение логопедической и дефектологической коррекции.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Транксрипт:

Особенности диагностической и коррекционной работы учителя-логопеда классов VII вида. Учитель-логопед МОУ СОШ 68 Отрошко Г.В.

Структура личностной и коммуникативной адаптации ребёнка с ЗПР Влияние внешних факторов Проблемы адаптации индивида, личности Нарушение в формировании коммуникативных, регулятивных, когнитивных функций психики Недостаточность социально формируемых умений и навыков (чтение, письмо, счёт, социально одобряемое поведение и т.д.) Нарушение речи вторичное Биологическая поломка (органическое поражение) Нарушение в формировании психических процессов памяти, внимания, восприятия, мышления Нарушение речи органического характера

Для детей с ЗПР характерны: замедленный темп речевого развития большая распространённость нарушений речи (по разным данным от 40 до 95% детей с ЗПР) речевые нарушения носят комплексный характер, включают в себя различные проблемы нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь нарушается и устная речь, и письмо во многих случаях клиническая картина свидетельствует о наличии системного недоразвития речи недостаточность регулирующей функции речи несформированность планирующей речи

Проявления речевых нарушений у детей с ЗПР нарушения звукопроизношения несформированность фонематической системы нарушения слоговой структуры слова недостаточность или ограниченность словаря, его качественное своеобразие несформированность словообразования нарушения грамматического строя речи несформированность связной речи нарушения письма и чтения

Недоразвитие целого ряда речевых и неречевых функций: Наследственная предрасположенность Недостаточность памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов Нарушение формирования звукового анализа и синтеза как умственного действия Отставание речевого развития от сверстников не менее, чем на 2 года Недостаточная слуховая и произносительная дифференциация звуков речи Причины нарушений чтения у детей с ЗПР

Замедленный темп формирования навыка чтения Более медленный темп чтения (в среднем к концу букварного периода сл/мин) Нарушения технической стороны чтения Использование как способа чтения «прочитывания» (с-ст-сто-л – стол) Затруднения при чтении слогов со стечением согласных: первую согласную читают как отдельный слог., отделяя её паузой: ( в-зя-ли) Для чтения детей с ЗПР характерно:

Пропуск одного из согласных в стечении, добавление гласного: (страна – стана, страна) Значительную трудность представляют слоги с мягкими согласными Множество ошибок на замену букв Чтение маловыразительное Интонационная структура предложения нарушена Значительно нарушена семантическая сторона процесса чтения Угадывающее чтение

Причины дисграфии у детей с ЗПР недостаточная физиологическая, психологическая и социально-личностная готовность детей к овладению письмом речевые нарушения, не устранённые своевременно отсутствие или недостаточность дошкольной диагностики и профилактики несвоевременное оказание помощи, неадекватные затруднениям сроки и условия обучения Структура нарушения письма у детей с ЗПР включает в себя не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы их сочетаний. Это препятствует коррекции и обуславливает формирование стойкой дисграфии.

Структура нарушения письма у школьников с ЗПР Комплексная недостаточность речевых и неречевых процессов Нарушение или дисгармоничное развитие компонентов процесса письма Нарушения в организации и протекании письма как вида деятельности Низкая работоспособность и отсутствие самоконтроля

Задачи логопедической работы: обеспечение своевременной диагностики состояния речевой функции учащихся выявление и систематическая работа по устранению речевых патологий у учащихся работа по восстановлению (формированию, развитию) чувственной основы речи, письма и чтения – базисных процессов работа по коррекции вторичных нарушений, вызванных первичными речевыми патологиями предупреждение и преодоление трудностей в усвоении учащимися образовательной программы осуществление методической помощи учителям ( в рамках компетенции) консультативная работа с родителями

Принципы логопедической работы в СКК тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов принцип деятельностного подхода (рассматривание речи как вида деятельности и формирование её в рамках ведущего вида деятельности ребёнка) принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития) принцип системности (в понимании речи как системы) принцип комплексности воздействия (медикаментозного, психологического, логопедического, педагогического) принцип дифференцированного подхода (дети объединяются в подгруппы по общности нарушения, состав подгрупп подвижен)

Основные направления работы диагностика планирование коррекционная работа с детьми оптимизация дидактических материалов оформление документации повышение профессиональной компетентности

Логопедическая диагностика С целью отбора учащихся и планирования работы Обследование учащихся 1-х классов Диагностика учащихся по запросам администрации, учителей Углублённое обследование детей - логопатов Текущая диагностика Итоговая диагностика По итогам работы за год При выпуске ребёнка

Планирование работы логопедической службы Годовой план - сетка Направления деятельности Конкретные виды работы Сроки выполнения Планирование коррекционной работы Индивидуальное планирование Рабочие программы на каждую группу

Реализационные формы логопедической коррекции Групповое логопедическое занятие Индивидуально- подгрупповое логопедическое занятие Опосредованная коррекционная работа на основе взаимосвязи с учителями СКК и родителями обучающихся

Коммуникативная направленность обучения Стимулирование развития диалогических и монологических высказываний детей Предъявление инструкций к заданиям, побуждающих пояснить ответ, не оценивая его правильность сразу Предъявление заданий, содержащих 2 и более правильных вариантов решения Приближение тематики заданий к быту и обиходу детей Значительное внимание уделяется работе по пониманию прочитанного

Виды документации учителя – логопеда: годовой общеметодический план-сетка журнал обследования детей логопедическое представление на ПМПК речевая карта на каждого ребёнка расписание занятий рабочие программы групповых занятий планирование индивидуальных занятий журнал учёта посещаемости логопедических занятий рабочие тетради детей годовой отчёт о проделанной работе

Спасибо за внимание!