ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сухоложская городская территориальная избирательная комиссия Тема 10 Юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства.
Advertisements

1 Место и роль участковых избирательных комиссий в системе избирательных комиссий в Российской Федерации Основные избирательные системы, применяемые на.
Базовая (опорная) территориальная избирательная комиссия Железнодорожного округа города Курска Курской области Юридическая ответственность и правовые санкции.
Избиратель гражданин, обладающий активным избирательным правом и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, что обеспечивает.
Основные изменения в ФЗ «Об основных гарантиях…» (судимость кандидатов, оспаривания итогов голосования и результатов выборов)
О новом в избирательном О новом в избирательном законодательстве законодательстве.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов. 2 Федеральными законами установлены некоторые ограничения права быть избранными органы местного самоуправления.:
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА Деятельность наблюдателей при проведении выборов Методическое пособие.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Правовой статус, полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Под статусом члена участковой избирательной комиссии с правом.
Виды нарушений Правонарушение – юридический факт ( наряду с событием и действием ), действия, противоречащие нормам права ( антипод правомерному поведению.
Ответственность за информационные правонарушения..
Школа наблюдателей 2012 год. Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии.
Докладчик: Тишкин Юрий Львович, главный специалист аппарата Избирательной комиссии Омской области.
Департамент по контролю и надзору МО Р РС (Я) АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
Мы с вами будущие избиратели. Роль избирателя сложна и ответственна. Любой выбор – это принятие решения.
Центральная избирательная комиссия РФ Избирательная комиссия Свердловской области Территориальные избирательные комиссии Участковые избирательные комиссии.
Правовая основа деятельности наблюдателей на выборах.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Избирательная комиссия,
Транксрипт:

ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Юридическая ответственность в избирательном процессе Применение принудительных мер (санкций) конституционно – правового, либо уголовного, либо административного воздействия к субъекту права – нарушителю: установленного нормативными правовыми актами порядка подготовки и проведения выборов (референдума) прав и законных интересов участников избирательного и/или референдум ного процесса. указанные меры выражаются в определенных правовых право ограничениях, право обременениях личного или имущественного характера

Виды юридической ответственности: Конституционно-правовая Административная Уголовная

Конституционно-правовая ответственность за нарушение федерального законодательства о выборах наступает в результате совершения конституционного правонарушения, наносящего вред охраняемым конституционным законодательством общественным отношениям, конституционному порядку; заключается в применении компетентными государственными органами к виновным в совершении избирательно – правовых и референдум но – правовых правонарушений субъектам права санкций, предусмотренных конституционным законодательством; санкции носят специфический характер и содержаться не в самой Конституции РФ, а в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.

Меры конституционно – правовой ответственности предупреждение кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума о недопустимости нарушения избирательного закона; отказ в регистрации группы избирателей, образованной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента РФ и ее уполномоченных представителей; отказ в выдаче заверенного списка кандидатов; отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов; отказ в проведении референдума; отмена решения о регистрации кандидата; исключение кандидата из заверенного списка кандидатов; отмена решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, результатов выборов, признание итогов голосования, результатов выборов недействительными; отказ в регистрации группы избирателей, образованной для

отмена решения о допуске политической партии, избирательного объединения к распределению депутатских мандатов; исключение региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов; отмена решения избирательной комиссии о признании кандидата избранным депутатом, должностным лицом; исключение кандидата, избранного депутатом в результате распределения депутатских мандатов по федеральному, иному единому округу, из списка кандидатов с лишением депутатского мандата; приостановление либо досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума; отстранение члена УИК от участия в работе комиссии и удаление наблюдателя, иного лица из помещения для голосования; Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума. достаточно широкая система мер конституционно – правовой ответственности меры применяются в отношении узкого круга участников избирательного процесса (коллективные – политические партии, избирательные объединения, избирательные комиссии, комиссии референдума, группы избирателей и индивидуальные субъекты – кандидаты, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, наблюдатели, в отдельных случаях граждане)

Особенности мер конституционно- правовой ответственности 1. Основания для применения мер конституционно-правовой ответственности установлены только на федеральном уровне. 2. Меры конституционно-правовой ответственности применяются только судом. 3. Наличие специально указанных в законе субъектов права, по инициативе которых может быть начато рассмотрение дела судом. 4. Наличие специального, усложненного порядка применения конституционно-правовой ответственности. 5. Ограниченный срок действия санкций. Ограничения права действуют только в период соответствующей избирательной кампании.

Особенности мер административной ответственности за нарушение избирательного законодательства

Административная ответственность один из распространенных видов юридической ответственности; часто применяется и за правонарушения в сфере выборов и референдумов; административную ответственность несет более широкий круг субъектов – физические и юридические лица; в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеется 34 статьи, содержащие 46 составов административных правонарушений, непосредственно касающихся сферы выборов и референдума.

Наличие большого круга субъектов (физические и юридические лица) Общий Специальный субъект Лицо, обладающее специальным статусом Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, уполномоченные представители избирательных объединений Лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ Лица, замещающие выборные муниципальные должности, а также муниципальные служащие Главные редакторы и редакции СМИ Работодатель зарегистрированного кандидата Лица, обладающие правом принимать участие в выборах и быть избранными

Санкции имущественного характера при привлечении к административной ответственности Штраф Конфискация предмета

Превалирование санкции имущественного характера - штрафа Штраф установлен за все административные правонарушения избирательного законодательства, предусмотренные КоАП РФ. Только две статьи (ст и 5.20 КоАП РФ) предусматривают применение наравне с административным штрафом дополнительного административного наказания - конфискации предмета административного правонарушения.

Специальный круг субъектов, обладающих правом на составление протокола об административном правонарушении

По субъекту, обладающему правом на составление протокола об административном правонарушении, составы делят на две группы: 1. Административные правонарушения, дела о которых возбуждаются одним определенным субъектом (не считая прокурора, который в соответствии со ст КоАП РФ вправе возбудить любое дело об административном правонарушении): Исключительная компетенция членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченных избирательной комиссией на составление протокола, по статьям 5.3, 5.4, 5.8, 5.9, , 5.56 КоАП РФ. Исключительная компетенция должностных лиц органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.6, 5.14, 5.16, 5.22, 5.38, 5.49 КоАП РФ.

2. Административные правонарушения, дела о которых возбуждаются несколькими субъектами (не считая прокурора) Административные правонарушения, которые в связи со своим широким распространением представляют наибольшую общественную опасность – статьи 5.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, 5.51 КоАП РФ.

Такие правонарушения могут быть выявлены как избирательной комиссией, например после поступления в нее сообщения о нарушении закона, так и должностными лицами органов внутренних дел (полицией) - по статьям 5.10, 5.12, 5.15, 5.47 КоАП РФ или должностными лицами органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, должностными лицами органов внутренних дел - по статьям 5.10, 5.11 КоАП РФ.

Отсутствие упрощенной формы производства и обязательность составления протокола об административном правонарушении Особенностью производства по делам об административных правонарушениях избирательного законодательства является невозможность его осуществления в упрощенной форме, КоАП РФ не предусматривает возможности назначения наказания в виде предупреждения, рассмотрение дела по правилам ст КоАП РФ (без составления протокола) не допускается.

Привлечение к административной ответственности по КоАП РФ возможно только в судебном порядке Осуществляется: Судьями районных судов Мировыми судьями

Особые сокращенные сроки для рассмотрения дел Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст , , КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Наличие связи административной ответственности с иными ограничениями права

Случаи ограничения прав: 1) лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда о назначении административного наказания не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса (пп."н"п. 1 ст. 29 ФЗ N 67- Ф З)

Случаи ограничения прав: 2) лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст и КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не имеют права быть избранными (пп. "в" п. 3.2 ст. 4 ФЗ N 67-ФЗ). Т.е. с привлечением к административной ответственности связано даже ограничение права быть избранным, гарантированное ст. 32 Конституции РФ;

Случаи ограничения прав: 3) приостановление выпуска СМИ за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах также связано с предварительным привлечением главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск СМИ, к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах (ст Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N "О средствах массовой информации");.

Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее общественно опасные посягательства на избирательные права и права граждан на участие в референдуме, а также на установленный законом порядок подготовки и проведения выборов и референдумов; в отличие от конституционно - правовой и административной, уголовную ответственность несут персонально только физические лица, то есть граждане и должностные лица; Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает 4 статьи, содержащие 9 составов преступлений, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей; Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума 1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, - 2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - 3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений -

Статья Фальсификация итогов голосования Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума -

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!