Ведомственное нормотворчество и нормотворческая деятельность органов исполнительной власти Лапина Марина Афанасьевна заведующий кафедрой «Административное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Advertisements

Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Локальные акты образовательного учреждения май 2012 года (мастерская для руководителей образовательных учреждений)
Правовая деятельность органов Федерального казначейства Законы должны иметь для всех одинаковый смысл Монтескье Г. Хабаровск.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
1.Структура и виды государственной службы в России. 2. Гражданская государственная служба. 3. Военная служба. 4. Правоохранительная служба.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Исполнительная власть и государственное управление.
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Декабрь 2011 года Правовые основы предоставления муниципальных услуг: новеллы регулирования Волошкин Иван Геннадьевич, ведущий специалист.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
СОВРЕМЕННАЯ НОРМАТИВНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И АРХИВНОГО ДЕЛА к.э.н., доцент кафедры документоведения и ДОУ, заместитель директора института.
Транксрипт:

Ведомственное нормотворчество и нормотворческая деятельность органов исполнительной власти Лапина Марина Афанасьевна заведующий кафедрой «Административное и информационное право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н., профессор

Источники ведомственного нормотворчества: 1. Конституция РФ: В ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Россия есть федеративное правовое государство. Следовательно, все решения и действия органов публичной власти, институтов гражданского общества и личности должны основываться на нормах права с учетом конституционно закрепленного принципа федерализма и разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ключевые нормы, определяющие нормотворческую деятельность органов исполнительной власти, содержатся в статьях Конституции Российской Федерации.

Источники ведомственного нормотворчества: 2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ ( ред. от ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" : п. 3 ст – полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. п. 2 ст – полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Нормотворческая деятельность исполнительной власти включает: 1. Законотворческий процесс на основе норм, сод-ся в Конституции РФ,ФКЗ от N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ» и др. 2. Подзаконное нормотворчество Компетенция исполнительной власти означает цели и задачи, функции, совокупность полномочий (прав и обязанностей в отношении принятия нормативных правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий), формы и методы.

Следует учесть, что сами понятия «нормотворчество» и «нормотворческая деятельность» не равнозначны. По справедливым высказываниям Т.Н. Москальковой и В.В. Черникова: «В ходе первого издается нормативный правовой акт. В рамках второго может выполняться более широкая работа, связанная с подготовкой проектов нескольких нормативных документов. По всему видно, что нормотворческая деятельность – более развернутое понятие, чем чистое нормотворчество»

В формировании нормотворческой компетенции федеральных органов исполнительной власти принимают участие Президент России и Правительство России, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 (ред. от ) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" осуществляют руководство деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Нормативно-правовой формой деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации выступают подзаконные акты (указы и постановления), принятые на основе и во исполнение федеральных законов.

Правовой основой нормотворческой деятельности, связанной с подготовкой и принятием решений Президента Российской Федерации, помимо Конституции Российской Федерации, являются непосредственно следующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от N 183 (ред. от ) "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (вместе с "Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"); Указ Президента РФ от N 763 (ред. от ) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; СЗ РФ, , N 22, ст ; Указ Президента РФ от N 549 (ред. от ) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе"; Указ Президента РФ от N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации»; Распоряжение Президента РФ от N 85-рп (ред. от ) (вместе с "Порядком подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации").

Нормотворческая деятельность Правительства основана на нормативных правовых актах : Федеральный конституционный закон от N 2-ФКЗ ( ред. от ) "О Правительстве Российской Федерации"; Указ Президента РФ от N 763 (ред. от ) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"; Указ Президента РФ от N 1185 (ред. от ) "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"; Указ Президента РФ от N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от N 264 ( ред. от ) "Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности"; Постановление Правительства РФ от N 389 (ред. от ) "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации"); Постановление Правительства РФ от N 260 ( ред. от ) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от N 576 (ред. от ) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

Ведомственное нормотворчество федеральных органов исполнительной власти регулируется следующими документами: Постановление Правительства РФ от N 1009 (ред. от ) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"; Постановление Правительства РФ от N 452 (ред. от ) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от N 30 (ред. от ) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"; Постановление Правительства РФ от N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Приказ Минюста РФ от N 88 (ред. от ) "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 9449); Приказ Минюста РФ N 3, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ N 51 от "Об утверждении Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти; Приказ Минэкономразвития России от N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия"(Зарегистрировано в Минюсте России N 29201) как правило, собственными нормативными правовыми актами.

Однако, излишняя за регламентированность общественных отношений иногда может привести к принятию, с точки зрения российской действительности и национального менталитета, весьма экзотических нормативных актов. Так, А.В. Мелехин, ссылаясь на Российскую газету от 5 января 1997 г., приводит несколько таких примеров из законодательства американских штатов: в Неваде запрещается перегонять верблюдов по шоссе. в Калифорнии ставить мышеловку может лишь тот, у кого есть разрешение на охоту; в Арканзасе (родном штате президента Билла Клинтона) муж может бить жену, но не чаще одного раза в месяц; в Оклахоме денежному штрафу или тюремному заключению подвергается тот, кто строит гримасы собаке; в Западной Виргинии запрещается идти в школу ребенку, от которого пахнет луком; в Теннесси нельзя ловить рыбу с помощью лассо; во Флориде весной запрещено ловить сачками лягушек; в Пенсильвании запрещается мести мусор под ковер; в Коннектикуте наказанию подвергаются те, кто ходит по мостовой на руках; в Иллинойсе привлекают к суду того, кто предлагает горящую сигару собаке, кошке или иному домашнему животному».

Современное состояние ведомственного нормотворчества в системе федеральных органов исполнительной власти: Реальное количество вариантов принятия, утверждения и наименования нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, значительно больше исчерпывающего перечня форм, которые содержатся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N Согласно п. 2 Правил, последние издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Вместе с тем, Правила не раскрывают содержательную специфику данных форм.

Их краткая характеристика такова: 1). Постановление как форма правового акта управления представляет собой нормативный или ненормативный правовой акт, принятый органами или должностными лицами законодательной, исполнительной и судебной власти. Постановление в качестве ненормативного акта применяется должностными лицами, уполномоченными принимать властное решение в рамках предоставленных им полномочий, - прокурорами, судьями, государственными инспекторами и др. Постановление используется и как форма международного документа; 2). Правила представляют собой подзаконный правовой акт, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности. В правилах обычно устанавливаются цели и задачи специальной управленческой деятельности, правовой статус лиц (органов и должностных лиц), осуществляющих эту деятельность, их права, обязанности, ответственность, порядок принятия административных мер, виды процессуальных актов и их основное содержание, ссылки и указания на законодательные и иные нормативные правовые акты, на основе которых приняты и действуют правила; 3). Инструкция (лат. instructio - наставление, устройство) - форма нормативного правового акта подзаконного характера, издаваемого с целью разъяснить и определить порядок применения вышестоящего нормативного правового акта органами исполнительной власти, в которой осуществляется детальное регулирование поведения субъектов права по поводу объектов. Инструкция - документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федеральных органов исполнительной власти, устанавливается процедура исполнения тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

4). Положение представляет собой нормативный правовой акт, в котором устанавливается статус органа исполнительной власти - его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения; 5). Приказ в обыденном понимании представляет собой "официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным" или "официальное распоряжение того, кто облечен властью". Он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости. Приказ в различных организациях, предприятиях и учреждениях является распорядительным документом, который может быть как нормативным, так и ненормативным актом управления. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 министерствам предоставляется право издавать приказы, имеющие нормативный характер; 6). Распоряжения издаются разнообразными органами, в числе которых Президент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Вне зависимости от издавшего органа эти акты являются, как правило, ненормативными (индивидуальными) актами и содержат конкретные предписания. В целях единообразного сложившегося понимания природы и предназначения распоряжений в системе нормативных правовых актов органов государственной власти не следует издавать в данной форме нормативные предписания;

Краткий анализ нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти рассмотрим на примере трех ведомств, принципиально различающихся по субъектам и организационной структуре управления ими: Минобороны России и МВД России, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ Минфин России, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ; Ростехнадзор, руководство деятельностью этой службы напрямую осуществляет Правительство РФ.

Минобороны России, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ: Приказ Минобороны России (1997 г.) N 450 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации" (с изм., внесенными Приказом Минобороны России (1999 г.) N 155 При этом, подготовка проектов документов, представляемых в органы государственной власти, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, оформления проектов документов, представляемых в органы государственной власти РФ (приложение N 1 к Приказу Минобороны России 1997 г. N 450), с обязательным участием соответствующих подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ. Приказ Министра обороны РФ от N 10 (ред. от ) "Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации" содержится норма, что к основным правовым актам Минобороны России и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ относятся: приказ, директива, указание, приказание. Однако, единственной формой нормативного правового акта в Министерстве обороны Российской Федерации является приказ. МВД России также имеет свои особенности нормативно-правового регулирования.

Минфин России, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ: Приказом Минфина РФ от N 47 "О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации" руководителям самостоятельных структурных подразделений Министерства предписано обеспечить строгое соблюдение Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N С этого момента Минфин России издал порядка 2,5 тысяч нормативных правовых актов, которые в своем большинстве имеют форму приказов. Все инструкции, правила и положения также утверждены в форме приказов, за исключением положений, принятых совместно с Центральным банком России. Следовательно, из шести возможных форм нормативного правового акта, предложенных Правилами востребованной федеральным органом исполнительной власти является фактически единственная – форма приказа.

Ростехнадзор, руководство деятельностью этой службы напрямую осуществляет Правительство РФ: Приказом Ростехнадзора от N 1053 утвержден Порядок подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и их государственной регистрации. В данном нормативном документе определены единые правила подготовки, утверждения, вступления в силу, признания утратившими силу, отмены, изменения и дополнения нормативного правового акта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Сформулированы понятия нормативного правового акта и правовой нормы, идентичные содержащимся в Постановлении Государственной Думы Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации". Согласно приказу, Ростехнадзор издает нормативные правовые акты в четырех формах: приказы, правила, инструкции и положения.

В правотворческой практике существует три варианта юридической конструкции форм нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: первый - в признании всех перечисленных в Правилах форм нормативных правовых актов исключительно самостоятельными нормативными правовыми актами; второй вариант, противоположный первому, состоит в утверждении всех имеющихся нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти приказом; третий - использование грифа "утверждаю" уполномоченного должностного лица федеральных органов исполнительной власти. Необходимо принятие федерального закона, посвященного нормативным правовым актам в Российской Федерации.

В качестве рабочей гипотезы можно предложить следующий перечень и юридическую иерархию форм нормативных правовых актов федеральных министерств, служб и агентств в порядке убывания уровня юридической силы: 1) приказ, утверждающий положение; 2) приказ, утверждающий правила (по глубине процедурной детализации уступающие административным регламентам); 3) приказ, утверждающий административный регламент; 4) приказ, утверждающий инструкцию; 5) иные приказы, в том числе утверждающие наставления, технические регламенты, и мн. др.

Важнейшими требованиями к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: - не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, нормативным актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; - должны исходить из конституционно закрепленного разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации; - не должны ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, юридических лиц и т.п.; - должны быть изданы органом исполнительной власти в строгом соответствии с его компетенцией. При этом необходимо соблюдать иерархию, определяемую положением издавшего нормативный акт органа исполнительной власти в системе государственной власти. Правовой акт органа исполнительной власти должен учитывать требования нормативных актов, изданных вышестоящими органами исполнительной власти; - при подготовке, рассмотрении и принятии правовых актов необходимо четко соблюдать установленные для этих этапов процедуры.

Выводы и предложения: 1. Общий вывод о несистемности, громоздкости и несоблюдении действующих норм по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, осуществлению экспертизы проектов нормативных правовых актов в федеральных органах исполнительной власти; 2.Нормативно-правовой инструментарий по подготовке и оформлению нормативно-правовых актов, осуществлению экспертизы проектов нормативных правовых актов в федеральных органах исполнительной власти требует упрощения, систематизации с учетом сложившейся практики, повышения профессионализма и ужесточения исполнительской дисциплины государственных служащих, в чьи полномочия входит выполнение ведомственных нормотворческих функций; 3. Сложившаяся практика ведомственного нормотворчества показала, что большинство федеральных органов исполнительной власти осуществляют нормотворческую деятельность с нарушением норм постановления Правительства РФ 1009 и издают нормативные правовые акты в многочисленных вариациях форм и их юридических конструкций; 4. Необходимо упорядочение всей системы действующих в России нормативных актов, создание научно обоснованных стандартов, определяющих содержание и форму правового акта, обеспечение законности в процессе принятия правотворческих решений и устанавливающий единые требования к проектам нормативных правовых актов всех уровней российской правовой системы, единую методику проведения правовой экспертизы проекта нормативного правового акта, единые требования к форме и содержанию экспертного заключения;

5. Распоряжением Правительства обязать федеральные органы исполнительной власти провести ревизию имеющихся действующих нормативных правовых актов, дав правовую оценку содержания в них норм права (прошел или нет нормативный правовой акт регистрацию в Минюсте России независимо от наличия грифа секретности, официального опубликования и т.п.). В результате Аппарат Правительства Российской Федерации должен получить сведения об общем количестве нормативных правовых актов с указанием всех имеющихся форм нормативных правовых актов и в каком количестве (разумеется, эту работу следует проводить с использованием современных информационных технологий). Критерием достоверности полученных сведений будет совпадение суммарного количества нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированных в Минюсте России; 6. Поручить каждому федеральному органу исполнительной власти, наделенному полномочиями нормотворческой деятельности, внести в Аппарат Правительства Российской Федерации предложения по наименованию форм нормативных правовых актов (помимо тех, которые будут указаны в новом постановлении Правительства Российской Федерации) с обоснованием их необходимости для выполнения функций и оказания услуг в той или иной сфере государственного управления. 7. Установить на законодательном уровне ответственность органа публичной власти и должностного лица за издание нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

8. Рекомендуется пересмотреть режим и административную процедуру регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте РФ и вернуться к ранее существовавшему: все без исключения нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти обязать регистрировать в Минюсте России с присвоением регистрационного номера, позволяющего идентифицировать каждый нормативный правовой акт, содержащий нормы права. 9. После создания единого банка нормативных правовых актов на федеральном уровне Правительству Российской Федерации рекомендуются выйти с законодательной инициативой о принятии федерального закона «О нормативных правовых актах, об экспертизе проектов нормативных правовых актах органов публичной власти в Российской Федерации»; 10. Минюсту России необходимо будет на основе нового постановления Правительства Российской Федерации «О подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» издать приказ, утверждающий Административный регламент о регистрации всех нормативных правовых актов федерального уровня; 11. ВУЗам и иным научно-образовательным учреждениям, осуществляющим проф. подготовку, переподготовку и повышениям квалификации рекомендовать самостоятельный профиль подготовки юристов для правотворческой деятельности с глубоким знанием и навыками юридической техники и правовых экспертиз; 12. В работе федеральных органов исполнительной власти недостаточно представлены функции по анализу, прогнозированию и планированию в целом, а в рамках мониторинга правоприменительной практики частности – они отсутствуют.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!