Фразеологизмы в речи современных детей...
Цель исследования: выяснить, используют ли современные дети в своей речи фразеологизмы, если да, то какие; понимают ли их значение.
Объект исследования: фразеологизмы в детской литературе, мультипликационных фильмах, в речи детей. Предмет исследования: использование фразеологизмов учащимися МБОУ СОШ 17.
Гипотеза: для большинства детей, говорящих на русском языке, фразеологизмы являются знакомым и понятным материалом.
Методы исследования: сплошная выборка; сопоставительный анализ; социологический опрос среди учащихся и учителей нашей школы; статистический анализ.
Что такое фразеологизмы? «фразеология» происходит от двух греческих слов: «phrasis» –выражение» и «loqos» – «учение, слово». Фразеологизм - устойчивое сочетание слов.
Классификация фразеологизмов. Источник – жизнь наших предков Заговаривать зубы Ни пуха ни пера Шиворот - навыворот После дождичка в четверг Перемывать косточки
Источник – мифы Ахиллесова пята Дамоклов меч Рог Изобилия Яблоко раздора Метать гром и молнии
Источник – всемирная история Варфоломеевская ночь Как Мамай прошёл Как за каменной стеной Имя им Легион
Источник – Библия и Евангелие Козёл отпущения Колосс на глиняных ногах Соломоново решение Камня на камне не оставить Запретный плод
Источник – литературные произведения А Васька слушает да ест Мартышкин труд Львиная доля Плясать под дудку Продавать шкуру неубитого медведя
Источник – профессии Закидывать удочку Заткнуть за пояс Попасть впросак Убить двух зайцев
Источник – окружающая действительность Белая ворона Белены объесться Вертеться как белка в колесе Как с гуся вода Показать, где раки зимуют
Источник – высказывания великих людей Золотой телец Медовый месяц Золотой век Быть на седьмом небе Деньги не пахнут
Источник – приметы Перейти дорогу Типун тебе на язык! Чёрная кошка пробежала
Учащимся 6 и 9-х классов нашей школы были заданы следующие вопросы: - Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? - Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? - Какие чаще всего фразеологизмы Вы используете в речи? - Как Вы думаете, для чего нужны фразеологизмы?
Использование фразеологизмов в речи 6 и 9-классников:
Для чего нужны фразеологизмы?
Наиболее часто встречающиеся фразеологизмы: 6 класс. Вылетело из головы (51%) На языке вертится (11%) Тянуть резину (14%) Тянуть кота за хвост (11%) Снег на голову (11%)
Ни рыба ни мясо Как свои пять пальцев по 6% Медведь на ухо наступил Как с гуся вода Как гора с плеч свалилась Как сельдей в бочке Ни дать ни взять по 3% Обвести вокруг пальца Льет, как из ведра
9 класс. Из головы вылетело (42%) Ни свет ни заря (26%) Как об стенку горох (19%) Ни то ни се (16%) Вешать лапшу на уши (16%) Ни рыба ни мясо (12%)
Мартышкин труд Мотать на ус Где раки зимуют Экзамены на носу по 5% Положить зубы на полку Медведь на ухо наступил Сел в калошу (2%)
Два одинаковых фразеологизма: Вылетело из головы
Ни рыба ни мясо
6 класс 9 класс Между Сциллой и Харибдой 16%26% Сердце чует 73%49% Почивать на лаврах 36%37% Имя им Легион 2%5% Буриданов осел 0% Мартышкин труд 13%33%
Детская художественная литература К.Г. Паустовский «Барсучий нос»(1) На пушечный выстрел.
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» (7) Глаз не смыкал. По белу свету. Долго ли, коротко ли. Служить верой- правдой. Пустился наутёк. С пустыми руками. Живая и мёртвая вода.
Русская народная сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (1) Живая вода.
Сказочная повесть Дж.Роллинг «Гарри Поттер» (27) Камня на камне не оставят. Белая ворона. Как в воду глядел. Как сквозь землю провалился. Как по маслу. Кромешная тьма. Сломя голову.
Быть на седьмом небе. Держать язык за зубами. Держи карман шире. Согнуть в три погибели. Как вкопанный. Лезть на стенку. Пропустил мимо ушей. Стиснув зубы. Потупив голову. Пулей вылетел. Быть начеку и другие.
Мультипликационные фильмы. «Ну, погоди!» Фразеологизмов нет
«Приключения кота Леопольда». Фразеологизмов нет
«Каникулы в Простоквашино» Фразеологизмов нет
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (6) Избушка на курьих ножках. Лясы точить. На кудыкины горы. Пёс с ним. Чтоб нам пусто было. Совет да любовь.
«Илья Муромец и Соловей - разбойник» (23) Откуда ни возьмись. Проходу не давать. Придёт мой час. Что хочу, то и ворочу. Оглянуться не успеешь. Собравшись с духом.
Не по вкусу. Вновь распоясался. Чтоб тебе пусто было. Идти налегке. Что-то пронюхать. Бить челом. Удача улыбнулась. Крепок в ногах. Проворонить (что-либо). Глаза разуй. Чует сердце. Накось выкуси и другие.
Выводы: 1. В среднем ¾ 6-классников и половина 9-классников используют в своей речи фразеологизмы; 2. Чаще всего используются в речи следующие фразеологизмы: Из головы вылетело Вешать лапшу на уши Ни рыба ни мясо Тянуть резину Как об стенку горох
3. Ребята особенно плохо знают фразеологизмы, источник которых всемирная история и высказывания великих людей. 4. Необходимо продолжать работу по изучению фразеологизмов среди учащихся среднего звена. 5. Художественная литература и мультипликационные фильмы могут являться ценным источником обогащения речи школьников
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!