Работа над звуком Включает в себя 5 этапов: 1.Подготовительный этап 2.Постановка звука 3.Автоматизация звука 4.Дифференциация звука 5.Введения звука в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Advertisements

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА для РОДИТЕЛЕЙ СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Выпуск 2 Тема выпуска : «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении.
Развитие фонематического слуха.. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. Смешение звуков: звонких согласных с глухими (блакала.
Этапы беременности от 1 до 40 недель Причины нарушений речи.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Уточнение, расширение, активизация словаря Игры с мячом.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Для каждой возрастной группы в работе по звуковой культуре речи.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Психолого-логопедическое обследование. Исследование зрительного восприятия.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Транксрипт:

Работа над звуком Включает в себя 5 этапов: 1. Подготовительный этап 2. Постановка звука 3. Автоматизация звука 4. Дифференциация звука 5. Введения звука в самостоятельную речь

Подготовительный этап Цель: подготовка слухового и рече- двигательного анализаторов к постановке звуков Проводится упражнения направленные на развитие: артикуляционной моторики; речевого дыхания; голосоведения; Фонематических процессов.

Постановка звука Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Способы постановки: От сохранного звука Разложением артикуляции По подражанию Механический способ Смешанный

Направления работы: 1. Развитие слухового восприятия. Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука. 2. Развитие фонематического анализа. Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа. 3. Развитие речевой артикуляторной моторики. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада. 4. Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

Автоматизация звука Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы: 1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы). 2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза). 3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи). 4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря). 5. Совершенствование грамматического строя речи.

Дифференциация звука Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Выделяются подэтапы: 1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых 2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Упражнения первого под этапа. а). Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука). б). Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка- символ, игры на звукоподражание). в). Выделение звука на фоне слога (Красный – зелёный). г). Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). Подними цветной кружок на заданный звук, Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук. д). Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. е). Выделение слова с данным звуком из предложения.

Упражнения второго под этапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками). а). Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов). б). Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками –квази омонимами и др. упр.). в). Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого под этапа, но включаются оба смешиваемых звука). г). Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

Введение звука в свободную речь Развитие умения использовать автоматизированные и от дифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях. 2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Фонематические процессы: Фонематический слух Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез Работа над фонематическим процессами включает 5 этапов

Первый этап – различение неречевых звуков Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Можно предложить следующие игры: Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит. Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап – различение сходных по звучанию слов Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (ворота – ворота, медведь – медведь,). Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения

Четвертый этап – различение слогов Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа- фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап – различение звуков Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - заз, ветер дует - сс, жук жужжит - жж, тигр рычит - рр… Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Внимание! Наблюдая за деятельностью детей следует обращать внимание на следующие показатели: умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их; умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков; отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.); формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)

Лексико-грамматическая сторона речи Логопедическая работа по коррекции лексической стороны включает следующие направления: 1. Расширение объема словаря 2. Уточнение значения слова 3. Развитие структуры значения слова 4. Формирование семантических полей и лексической системности 5. Расширение связей между словами в лексиконе.

Игра: «Холодно – Горячо» Цель: Обогащение словарного запаса существительными Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово. Игра: «Опиши предмет» Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, яблоко, оно желтое, напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Посылка» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан. Игра «Аналогии» Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик.

Игра «Я знаю пять…» Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше. Игра с мячом «Ассоциации» Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Игра «Я собрал в огороде…» Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания. Игра с мячом «Скажи наоборот» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Грамматический строй речи включает два процесса: Словоизменение Словообразование

Словоизменение «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -… и т.п. «Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега …

«Назови детенышей» «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: У мамы с папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …, кто вылупился у грача - …(грачата, грачонок). У котят мама - кошка, а папа - кот. У щенят мама…, а папа …, у телят мама …, а папа … и т.д. «Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит).Шофёр к машине … (подходит).Девочка с горы … (съезжает).Старушка через улицу … (переходит).Девочка через лужу … (перепрыгивает).Птичка из клетки … (вылетает). Образование сложных слов Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -

Словообразование «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже) Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о… «Один – много». Стул – стулья, кровать……яблоко….. «Много – один». Столы - стол… помидоры…..деревья…магазины….. «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты.

«А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)… «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров «Скажи правильно» Мама моет руки мыло (мылом)….

Связная речь Связная речь включает: 1. Диалог (вопросно-ответная форма общения) 2. Монолог (высказывание одного лица) Сначала у ребенка формируется диалог, и только на его основе развивается монолог.

Подготовительный этап Цель: формирование психофизиологических предпосылок для обучения. Большое внимание уделяется расширению, активизации словаря, в особенности глагольного. Используются приемы по развитию мнестических процессов

Основной этап Цели: 1. - формирование навыка осмысления общего содержания картины; 2. - развитие практического навыка построения связного высказывания. Значительное место в работе над развитием связной речи занимают задания: - конструирование предложений из набора слов; - окончание начатого предложения; - установление логической связи между двумя – тремя предложениями.

Заключительный этап Цель: закрепление приобретенных навыков правильного употребления связного высказывания, и навыков самоконтроля за правильностью установления связного высказывания. Используемые упражнения строятся по принципу от простого к сложному: Закончить рассказ методом добавления одного предложения с опорой на предметные картинки; Составить рассказ по картинкам на определенную тему; Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок или по заданной теме; Редактирование текста; Составление рассказа на определенную тему с данными словами; Рассказать о маме; Инсценировки; Драматизации

Просодическая сторона речи Вербальные тренинги Невербальные тренинги Логоритмические минутки. Медленные стихи. Подбор рифмы. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания. Работа над интонацией. работа по формированию мелкой моторики, работа над ритмом, работа над развитием мимики.

Логоритмические минутки Как живешь? – Вот так. Как плывешь? – Вот так. Как бежишь? – Вот так. Как ты спишь? – Вот так. Ждешь обед? – Вот так. В даль глядишь? – Вот так. Машешь в след? – Вот так.

Работа над ритмом /-//-/-// /-//-/-// /-//-/// /-//-/// //-/// //-/// /-//-/-/ /-//-/-/ ///-/-// ///-/-// ТА – та ТА – та та - ТА та - ТА па – ПА – па па – ПА – па ПА – па – па ПА – па – па па – па - ПА па – па - ПА

Работа над развитием мимики "Удивилки" - поднять брови. "Поразилки" - поднять брови, открыть рот. "Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом. "Хмурилки" - нахмурить брови. "Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки. "Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

Работа над рифмой Я залез на коня И держусь руками, Посмотрите на меня. Я поехал к... Маленький бычок, Рыженький бочок. Ножками ступает. Головой... Я сегодня утром рано Умывался... У меня в кармашке Маки и...

Развитие речевого дыхания и голоса Упражнения: «Эхо», «Дует ветер», «Лесенка».

Развитие темпа Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Завертелись карусели (медленный темп) А потом, потом, потом - - -(средний темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп) Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп) Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп) Тише, тише, не спешите - - -(средний темп) Карусель остановите (средний темп) Раз, два, раз, два - - -(медленный темп) Вот и кончилась игра (медленный темп) произносить с убыстрением или замедлением темпа названия времен года, месяцев (зимних, весенних...), дней недели, чисел от 1 до 10 и обратно т.п.

Работа над интонационной выразительностью Волк: - Лизавета, здравствуй! -Ничего идут дела, голова пока цела. -На рынке. -Свининки. -Шерсти клок ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке. -Собаки. Лиса: -Как дела, зубастый? -Где ты был? - Что купил? - Сколько взяли? - Кто отгрыз?