Буквы о и е после шипящих на конце наречий Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «СОШ 162» Крюков С. Д., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правописание наречий. Русский язык. Часть 2.4 класс.
Advertisements

Корень окончаниесуффикс Под ударением – Ё, без ударения – Е Чёрный – чернеть Чёлка - чело Шоколад, шоссе и шоры, Шов, крыжовник и обжора, Шорох, чокаться,
Презентация по русскому языку на тему :. Наречие как часть речи Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия.
БУКВЫ О,Ё,Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц. Шаг 1. Шаг 2. в корне: пробую изменить на е: в корне: пробую изменить на е: если замена возможна, пишу ё (исконно русское.
Выполнила: ученица 10 б класса Сон Анастасия Проверила: Михеева С.М. Тема урока: Использование алгоритмов при работе с орфографическим правилом «Правописание.
Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по орфографии Нефёдова Оксана Николаевна учитель русского языка и литературы лицей 2 г. Мурманск.
Что Шёпот Шороху шептал?. Встретились как-то таинственный Шёпот и подозрительный Шорох. Шорох шёл по чащобе и был чем-то очень раздражён. «Что случилось.
Ё (шёпот, жёлтый) О в исключениях (шов, шорох и др. )
БУКВЫ О – Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЯХ СЛОВ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС Подготовила Ярцева Н.М., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 44 г.Липецка.
Разделите слова на группы Предложение, растение, выращенный, располагать, росли, щётка, изложение, решётка, чёрный.
Буквы о, е на конце наречий после шипящих Урок русского языка в 7 классе.
Выполнила Выполнила Байдина Галина Николаевна Байдина Галина Николаевна учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы Иловская.
Дёмина Алевтина Аркадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 52 г. Краснодара 5 класс Правописание О – Ё после шипящих в корне слова.
Правописание не с прилагательными 6 класс 6 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУСОШ с.Кобылкино Каменского района.
БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 © ООО «Баласс», 2012 Урок 13.
НАЧАТЬ ЗАНЯТИЕ. 1.Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи……………………… – 4 2. Буквы О – Е после шипящих…………………………… 5 3. Буквы Е.
Урок русского языка в 5 классе По теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»
ПРАВИЛО! В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
В ПОМОЩЬ УЧАЩИМСЯ 5 КЛАССОВ И ИХ РОДИТЕЛЯМ: Теоретический и дидактический материал по изучаемым темам. Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Транксрипт:

Буквы о и е после шипящих на конце наречий Бюджетнмое образовательнмое учреждение г. Омска «СОШ 162» Крюков С. Д., учитель русского языка и литературы

Содержание Цель урока……………………………………………………………………………………….. Лингвисты о наречии…………………………………………………………………………… Задание 1………………………………………………………………………………………… Задание 2………………………………………………………………………………………… Физическа я минутка……………………………………………………………………………. Задание 3………………………………………………………………………………………… К. Ф. Юон «Августовский вечер. Последний луч»………………………………………… Словарна я работа……………………………………………………………………………… Задание 4………………………………………………………………………………………… Текст по картине К. Ф. Юона………………………………………………………………….. Задание 5………………………………………………………………………………………… Итог урока………………………………………………………………………………………... Домашнее задание…………………………………………………………………………….. Правописание наречий………………………………………………………………………… Описание картины……………………………………………………………………………… Литература и источники………………………………………………………………………..

Цель урока Сегодня мы познакомимся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий; отработаем навык написания о и е после шипящих на конце наречий. Давайте вспомним ранее изученный материал.

Лингвисты о наречии Виктор Владимирович Виноградов русский литературовед и лингвист- русист, академик АН СССР, доктор филологических наук. Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании posobievinogradov-vv/23-issledovateli.html

Лингвисты о наречии Виктор Владимирович Виноградов: Способы образования наречий многочисленны, по словообразованию наречия связаны со всеми частями речи. Эти связи определяют и правила правописания. Согласны ли вы с мнением В. В. Виноградова? Обоснуйте свой ответ, опира ясь на известные вам правила правописания наречий. правила правописания наречий

Задание 1 Вставьте пропущенные н или нн. Объясните свой выбор, пользуясь правилом.пользуясь правилом Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить об дума..о, об дума..мое предложение, решение задачи об дума..о, облегчи..о вздохнуть, бише..ый зверь, ветре..ый день, лома..а я линия, слома..а я ветка, безветрие..а я погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о. Восторженно улыбаться (восторженный), ответить сдержанно (сдержанный), выполнить аккуратно (аккуратный), поступить об думанно (об думанный), об думаннмое предложение, решение задачи об думано (об думаннмое), облегчинно вздохнуть (облегчинный), бишеный зверь, ветреный день (исключение), ломана я линия (ломаный), сломанна я ветка (сломанный), безветриенна я погода (безветриенный), буйно разрастаться (буйный), слушать рассеянно (рассеянный).

Задание 2 Вспомните правила написания о и е после шипящих в разных частях речи (в корнях слов, суффиксах и окончаниях). Вспомните правила написания о и е после шипящих в разных частях речи К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о-(-е-). Обозначьте суффиксы наречий. Свежий, похожий, неуклюжий, певучий, могучий, скрипучий, горячий, кричащий, подобающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий. Сформулируйте правило о правописании о и е после шипящих на конце наречий. Сравните свой вывод с учебником на с Свежо, похоже, неуклюже, певуче, могуче, скрипуче, горячо, кричаще, подобающе, вызывающе, исчерпывающе, захватывающе, располагающе, предостерегающе, выжидающе, освежающе, угрожающе, понимающе, потрясающе, угнетающе, устрашающе, оглушающие, всеобъемлюще, торжествующе, волнующе, умоляюще, впечатляюще, ободряюще. На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – е. Исключение: ещё.

Физическа я минутка Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, Трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Встали. Руки в стороны. Руки на пояс. Протянули руки вперед. Руки вверх. Качаем вверху руками. Подтянулись. Подпрыгнули. Хлопок в ладоши над головой. Встали. Руки в стороны. Руки на пояс.

Задание 3 С какой орфограммой мы встретились, выполняя предыдущее задание? Почему оно не вызвало у нас серьёзных затруднений? В чём сходство правил правописания букв о и е после шипящих? В чём вы видите различия в правилах? Запишите слово ещё в словарь. Выполнить упражнение 265 учебника.

К. Ф. Юон 1875 – 1958 Августовский вечер. Последний луч г.Августовский вечер. Последний луч г.

Словарна я работа Октавиа́н А́вгуст ( года до н. э. – года н. э.) – римский политический деятель, основатель Римской империи, внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию. htm Август – месяц назван в честь первого римского императора Октавиана Августа.

Задание 4 1)Прочитайте текст. 2)Докажите, что это текст. 3)Определите стиль текста. 4)Докажите свою точку зрения. 5)Объясните правописание о и ё после шипящих в выделенных словах.

Текст по картине К. Ф. Юона О чём ты думаешь, глядя на картину Юона? Почти прошёл ещё один августовский день. Солнце играет последним лучом, и кажется, что кто-то зажёг костёр из жёлтых цветов. В стареньком домике жизнь течёт медленно и спокойно. Нет золочёных приборов и парчовой скатерти. Жёсткие стулья, чёрные от времени, помнят шорохи платьев, увлечённые беседы, во время которых горячо горели щёки смущённых девчщенок от приглушённого голоса их отца. Когда солнце уходит за горизонт, становится свежо, и под отчётливые звуки фортепиано слышится шёпот листвы.

Задание 5 Исправьте орфоэпические ошибки: 1. На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский вечер. 2. Прирученный щенок не заходит в дом. 3. Под заходящими лучами солнца деревянные стены дома кажутся бурыми, словно проржавевшими.

Итог урока Что мы сегодня узнали на уроке? Сегодня мы изучали наречия. Получили знания о правописании буквы о и е после шипящих на конце наречий. Чтобы знания были впрок, Следует повторить урок.

Итог урока Она стала для нас продолжением изучения правописания о и е после шипящих в разных частях речи, с которыми мы знакомились постепенно, начина я с 5 класса. С каким ранее изученным материалом связана сегодняшняя тема? Чтобы знания были впрок, Следует повторить урок.

Итог урока Чему мы научились сегодня на уроке? Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие правописание букв о и е после шипящих в разных частях речи, продолжили отрабатывать навык анализа текста по картине Юона, находить и исправлять орфоэпические ошибки. Кроме того, повторили пунктограмму «Знаки препинания при однородных членах предложения» и познакомились с этимологией слова «август». Чтобы знания были впрок, Следует повторить урок.

Домашнее задание 1. Повторить правописание буквы о и е после шипящих в разных частях речи. 2. Прочитать параграф 42 учебника и выполнить упражнение 267.

Правописание наречий Слитнмое написание не с наречиями на -о и -е 1)если слово не употребляется без не- нелепо, небрежно; 2)если слово может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением: говорил неискренне (фальшиво), говорил негромко (тихо) Раздельнмое написание не с наречиями на -о и -е 1)если в предложении есть противопоставление с союзом а: не хорошо, а плохо; 2)если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не: вовсе не интересно; выглядеть совсем не плохо

Правописание наречий (Держался) мужественно (мужественный). (Говорил) интересно (интересный). (Сделал) умышленно (умышленный), об думанно (об думанный). В наречиях на -о и -е пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы

Правописание о – е(ё) после шипящих О В словах боржоми, жокей, жонглёр, изжога, крыжовник, капюшон, мажор, обжора, трещотка, прожорливый, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, шов, шорты, шорох, шофёр, шоссе, шоколад, шок, шомпол, шотландец. В окончаниях существительных и прилагательных: ключом, чужого, большой, свечой, но под душем; В суффиксах существительных -ок, -онк, -щенок: дружок, ручонка, зайчщенок; В суффиксе -ов- прилагательных, образованных от существительных: холст – холщовый, ёж – ежовый, камыш – камышовый, но грушевый; В суффиксах наречий свежо, горячо, общо (ср. певуче). Исключение: ещё; В существительных с беглым о: княжон; В существительных ожог, поджог: сильный ожог, совершён поджог. Е-Ё Если можно подобрать родственнмое слово с е: шепот – шепчет, желудь – желудей; В окончаниях глаголов: жжёшь, печёт, течёт, лжёт; В суффиксах глаголов: выкорчёвывать, размежёвывать; В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: мостить – мощёный, золотить – золочёный, печь – печёный, печёнка, сгущёнка, ночёвка; В суффиксе -ёр-: дирижёр, стажёр, ретушёр, ухажёр; В словах: причём, нипочём; В глаголах: ожёг, поджёг, обжёг, пережёг: ожёг руку, поджёг сарай.

Описание картины Картину «Августовский вечер. Последний луч» Юон создал в 1948-м году, когда уже был зрелым мастером. На картине можно увидеть веранду дома живописца в Лигачево. Теплые цвета внутреннего пространства помещения, в лучах наступающего вечера, мастерски сочетаются с прохладными зелеными цветами, которыми написаны деревья за окном. Несмотря на конец лета, сад ещё полон насыщенной зелени, котора я, кажется ещё плотнее и гуще в преддверии осеннего угасания. Живописец будто приглашает зрителей попрощаться с великолепием летних красок до будущего года. Благодаря этому у всех, кто смотрит на эту картину, появляется несколько грустнмое, элегическмое настрмоение. Природа светом и цветом буквально врывается в окно веранды. Продолжением ее является шикарный букет желтых цветов на столе. Бела я скатерть также полна разноцветных бликов. Полотно производит впечатление уюта и жизненности: кажется, что живущие здесь люди вот только что прикасались к громоздким стульям, к самовару на столе перед тем, как спуститься в сад. «Августовский вечер» живописец создал в довольно преклонном возрасте, ему было уже более семидесяти лет. Однако большмое количество солнца и жизнерадостности, особа я поэтичность работы говорят о ярчайшем темпераменте и удивительной наблюдательности мастера. В этом полотне проявились не только удивительна я виртуозна я легкость живописной манеры, но и страстность и позитивный взгляд на жизнь самого художника, также переживавшего свмоеобразный августовский вечер свмоей творческой, наполненной работой жизни. Возможно, благодаря этому картина и находит отклик в душе любителей живописи.

Литература 1. Полежаева Е. А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженска я, Л. А. Тростенцова и др.: научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, Цветкова Г. В. Русский язык 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой. Часть 1. – Волгоград: Учитель, 2014.

Источники виноградов ф.%20 юон%20 картина%20 август овский%20 вечер Портрет В. В. Виноградова Портрет К. Ф. Юона Репродукция картины К. Ф. Юона «Августовский вечер» Книги с чернильницей Яблоки