ПОСЛОВИЧНАЯ РИТОРИКА Выполнила: ученица 8а класса МБОУ СОШ 73 Выполнила: ученица 8а класса МБОУ СОШ 73 Богданова Анастасия Богданова Анастасия Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
Advertisements

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Проект подготовил ученик 2 «А» класса ГОУ СОШ 535 Орехов Олег.
Афоризмы в баснях И.А. Крылова. Выполнил: ученик 6а класса ФГОУ «ОПКУ» Ланеев Николай Руководитель: : преподаватель русского языка и литературы, первой.
Проект Зачем пословицы в нашей речи? Работа выполнена Тонян М.П. за ученика 4 класса В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПОСЛОВИЦЫ ОТ ПОГОВОРКИ?
Изобразительно-выразительные средства в русских народных пословицах о дружбе Выполнил: Выполнил: Рогач Сергей Андреевич, ученик 4 класса МОУ лицея 3 г.Сургута.
Составители: Составители: учащиеся 6-го класса учащиеся 6-го класса (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.) (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.)
Крылатые выражения
« Пословица недаром молвится » Выполнила ученица Тришневская Дарья МАОУ сош 5, 4Г класс.
Антонимы Выставкин С. Романова К. 6 класс Проблемные вопросы Что такое антонимы? С какой целью и как часто антонимы используются в речи?
Знакомство с учебником. Каждая книжка – результат большого коллективного труда, и этот труд надо беречь. 1.Игра «По щучьему велению». 2.Синтаксический.
Выполнила: ученица 6 Б класса Архипова Мария Руководитель: Мазикова Роза Анатольевна, учитель чувашского языка и чувашской литературы.
Иван Андреевич Крылов г.г.. Милый, славный, добродушный «дедушка Крылов»! Он был не только баснописцем, журналистом, но и прекрасно играл.
Внеклассное мероприятие по литературе классов Представление баснописца И. А. Крылова Великий баснописец.
Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки ИгрыПраздники.
Лутынская Инна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 3 с. Ильинское, Кущёвского района.
Пословицы и поговорки презентацию Кубасова Валерия. 6 класс Подготовила презентацию Кубасова Валерия. Ученица 6 класс.
Обличение человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.
(Доброта в пословицах и поговорках). Пословицы – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое.
«Уж сколько раз твердили миру…» Басни Х.К. Андерсена и Эзопа Учитель начальных классов МБОУ СОШ 14 г.Балей Забайкальский край Чередниченко Валентина Ивановна.
Величайшее богатство народа – его язык! Выполнила ученица 7 «Б» класса Никольская Анастасия.
Транксрипт:

ПОСЛОВИЧНАЯ РИТОРИКА Выполнила: ученица 8 а класса МБОУ СОШ 73 Выполнила: ученица 8 а класса МБОУ СОШ 73 Богданова Анастасия Богданова Анастасия Руководитель: учитель русского языка и литературы Руководитель: учитель русского языка и литературы Е.Г.Мышева Е.Г.Мышева

План Вступление Вступление Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки. Использование пословиц и поговорок в речи Использование пословиц и поговорок в речи Понятие о пословицах и поговорках Понятие о пословицах и поговорках Общие признаки пословиц и поговорок Общие признаки пословиц и поговорок Из истории изучения пословиц и поговорок. Как их различать? Из истории изучения пословиц и поговорок. Как их различать? Пословицы, которые употребляются в прямом смысле (однозначные) Пословицы, которые употребляются в прямом смысле (однозначные) Многозначные пословицы Многозначные пословицы Происхождение фразеологизмов, их роль в создании образной речи. Происхождение фразеологизмов, их роль в создании образной речи. Употребление пословиц в устной и письменной речи, в художественных произведениях с целью создания образности. Употребление пословиц в устной и письменной речи, в художественных произведениях с целью создания образности. Заключение. Заключение.

Цель работы: Использование пословиц и поговорок – это один из способов создания красивого, яркого, образного высказывания. Целью данной работы является: Целью данной работы является: рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», их общность и отличительные признаки; рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка», их общность и отличительные признаки; показать, что пословицы и поговорки широко употребляются в речи, помогают сделать её более выразительной, эмоциональной, убедительной; показать, что пословицы и поговорки широко употребляются в речи, помогают сделать её более выразительной, эмоциональной, убедительной; проследить, где и как употребляются рассматриваемые средства выразительности, какова их роль. проследить, где и как употребляются рассматриваемые средства выразительности, какова их роль.

Актуальность Речь современного человека зачастую далека от совершенства, поэтому исследуемый вопрос актуален. Пословичная риторика – это своего рода наука, изучающая способы, приёмы использования пословиц, поговорок, фразеологизмов в целях создания образной речи, которая способна привлечь внимание слушателей.

Стать искусным собеседником очень важно, но ещё более важно научиться понимать окружающих людей. Вот несколько правил для слушающего: Выслушай обращённое к тебе слово. Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего. «Сто человек – сто мнений», «Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются». Выслушай обращённое к тебе слово. Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего. «Сто человек – сто мнений», «Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются». Распознай намерения и интересы собеседника. «Человек спрятан за своими словами: хочешь понять человека, вслушайся в его речь», «Лиса знает сто сказок, и всё про курицу». Распознай намерения и интересы собеседника. «Человек спрятан за своими словами: хочешь понять человека, вслушайся в его речь», «Лиса знает сто сказок, и всё про курицу». Не принимай решения, выслушав только одну сторону. Не принимай решения, выслушав только одну сторону. Если тебе неясно, не спеши с выводом. Если тебе неясно, не спеши с выводом. Если сомневаешься в искренности своего собеседника, сопоставь его высказывания, обращённые к разным людям, сделанные в разное время. «Зайцу говорит – беги, борзой говорит - лови», «Как двуручная пила пилит», «Кто передаст тебе о других, то передаст другим о тебе». Если сомневаешься в искренности своего собеседника, сопоставь его высказывания, обращённые к разным людям, сделанные в разное время. «Зайцу говорит – беги, борзой говорит - лови», «Как двуручная пила пилит», «Кто передаст тебе о других, то передаст другим о тебе».

К общим обязательным признакам пословиц и поговорок можно отнести: краткость (лаконичность) устойчивость связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи) принадлежность к искусству слова широкая употребляемость

пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер. – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Поговорки это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывают ритмически организованными, не обладают свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа. это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывают ритмически организованными, не обладают свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.

«Поговорка – цветочек, пословица - ягодка»

Происхождение фразеологизмов Кощей бессмертный (так говорят в шутку об исхудавшем, тощем человеке), по щучьему веленью (сделаться само собой), за тридевять земель (очень далеко). Кощей бессмертный (так говорят в шутку об исхудавшем, тощем человеке), по щучьему веленью (сделаться само собой), за тридевять земель (очень далеко). бочка Данаид (бесполезный, не имеющий конца труд), Буриданов Осёл (крайне нерешительный человек), мафусаилов век прожить (очень долго), двуликий Янус (двуличный человек) бочка Данаид (бесполезный, не имеющий конца труд), Буриданов Осёл (крайне нерешительный человек), мафусаилов век прожить (очень долго), двуликий Янус (двуличный человек)

Происхождение фразеологизмов «Свинья под дубом», «Хамелеон», «Человек в футляре». «Свинья под дубом», «Хамелеон», «Человек в футляре». («Кукушка хвалит петуха, «А воз и ныне там», «А ларчик просто открывался» («Кукушка хвалит петуха, «А воз и ныне там», «А ларчик просто открывался»

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» - … Хорошо! Как на море! Ничто глаз не угнетает! - … Хорошо! Как на море! Ничто глаз не угнетает! Так отвечал дядя Левонтий на укоры бабушки за безделье. Речь бабушки насыщена поговорками: - Нечего куски выглядывать! – гремела она. – Нечего этих пролетариев объедать, у самих в кармане вошь на аркане. - Нечего куски выглядывать! – гремела она. – Нечего этих пролетариев объедать, у самих в кармане вошь на аркане.

В.Г.Распутин «Уроки французского» «Пойми ты, голова садовая»

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

И.А.Крылов «Щука и кот» Смотри, кума, чтобы не осрамиться: Не даром говорится, Что дело мастера боится. Или: «Так в добрый час, пойдём!»

И.А.Крылов «Откупщик и сапожник» «Челом вам бьём за ласковое слово», «Челом вам бьём за ласковое слово», «Ты дело говоришь, дружок…», «Ты дело говоришь, дружок…», «Хоть говорят, что бедность не порок…», «Хоть говорят, что бедность не порок…», «Поди: дай бог, чтоб ты с моей руки разжился» «Поди: дай бог, чтоб ты с моей руки разжился»

А.Н.Островский использует поговорки в качестве заглавий к своим пьесам: «Свои люди - сочтёмся», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые». «Без вины виноватые».

«У артельного котла» «Раньше батьки с ложкой не суйся»

Вывод Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это – вечные жанры устного народного творчества. Конечно, не всё, что создавалось и создаётся в 21 веке, выдержит проверку временем, необходимость языкового творчества, способность к нему народа являются верной гарантией их бессмертия. Человек наделен даром речи, возможностью общаться. Как разумное существо он должен разумно использовать различные средства выразительности, так как только речь эмоциональная, выразительная, лаконичная, убедительная способна привлечь внимание собеседника, заинтересовать. И немаловажную роль в создании такой речи играют пословицы и поговорки. Искусством красноречия желал бы овладеть каждый образованный, воспитанный человек. Пословичная риторика в какой-то мере помогает в этом.

Библиография И.А.Крылов. Басни.- М.: Просвещение, 1985 И.А.Крылов. Басни.- М.: Просвещение, 1985 Русская народная словесность. Авт.-сост. Н.Н.Костанян. – М.: Просвещение, 1994 Русская народная словесность. Авт.-сост. Н.Н.Костанян. – М.: Просвещение, 1994 Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.Аникина. - М.: Просвещение, 1988 Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.Аникина. - М.: Просвещение, 1988 Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990 Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост. Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990 Русские пословицы и поговорки./ Сост., авт. А.И.Соболев. - М.: Просвещение, 1983 Русские пословицы и поговорки./ Сост., авт. А.И.Соболев. - М.: Просвещение, 1983 З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978 З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978 А.А.Дорохов. Как себя вести: (Беседы о вежливости и правилах поведения). – Минск: «Народная асвета», 1979 А.А.Дорохов. Как себя вести: (Беседы о вежливости и правилах поведения). – Минск: «Народная асвета», 1979