Формирование универсальных учебных действий на уроках математики Рожкова Галина Александровна учитель 1 категории МБОУ «Лицей2» Г.Мытищи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (от теории к практике формирования) Вострухова Наталья Александровна учитель 1 категории.
Действенно - операционный компонент учебной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики МБОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Герасимова Е. Л.
Методы и приемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики выполнила Домрачева С.Н. учитель математики МКОУ ООШ с.Загарье.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование УУД в начальной школе Дикова М.А., учитель начальных классов МОБУ Ирбейская сош г.
МБОУ «Инсарскя средняя общеобразовательная школа 2» Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Методы и приемы формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики Рожкова Галина Александровна учитель 1 категории МБОУ «Лицей 2» Г.Мытищи

Творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения. Но везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и созидает что-либо новое. Л.С.Выготский Рожкова Г.А.

Актуальность Запросы современного информационного общества Федеральный Государственный образовательный стандарт Концепция модернизации российского образования Формирование универсальных учебных действий (УУД) Рожкова Г.А.

Мысли вслух Как сделать, чтобы годы учения, годы детства, отрочества и юности стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь? В.Ф.Шаталов Рожкова Г.А.

Учимся вместе Рожкова Г.А.

Математика это то, посредством чего люди управляют природой и собой. А.Н. Колмогоров Ценностные ориентиры Рожкова Г.А.

Понятие УУД Совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Рожкова Г.А.

1. Личностные 2. Регулятивн ые 3. Познавательные 4. Коммуникативн ые Рожкова Г.А.

Мысли вслух Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д.Ушинский Рожкова Г.А.

Классификация универсальных учебных действий Вид УУДУУД обеспечивает Краткое содержание УУД Личностные Ценностно – смысловая ориентацию обучающихся Сформированность исторического, социального, географического образа России; моральные нормы и ценности, экологическое сознание Регулятивные Организация обучающимися своей учебной деятельности Умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять контроль своей деятельности, прогнозировать события Коммуникативные Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими Умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать Познавательные Умения общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем Владение проектно – исследовательской деятельностью, умение работать с информацией, навыки логического мышления Рожкова Г.А.

Технологии, формирующие УУД 1. Проблемно – диалогическая технология; 2. Технология продуктивного чтения; 3. Технология оценивания учебных успехов; 4. Технология метода проектов; 5. Кейс – технология (метод кейсов); 6. Проблемное обучение. Рожкова Г.А.

Методы и приёмы Рожкова Г.А.

Типы задач (Дана Толлингерова) Формируемые универсальные учебные действия 1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных Познавательные общеучебные 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными Познавательные общеучебные, логические 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными Познавательные общеучебные, логические 4. Задачи, требующие сообщения данных Регулятивные, познавательные. коммуникативные 5. Задачи, требующие творческого мышления Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные Рожкова Г.А.

Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных: 1. Задачи по узнаванию; 2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий; 3. Задачи по воспроизведению норм, правил; 4. Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п. Рожкова Г.А.

Задачи, требующие простых мыслительных операций : 1. Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.); 2. Задачи по перечислению и описанию фактов; 3. Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий; 4. Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез); 5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение); 6. Задачи по распределению (категоризация и классификация); 7. Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.); 8. Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению; 9. Решение несложных примеров (с неизвестными величинами…). Рожкова Г.А.

Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными: 1. Задачи по переносу (трансляция, трансформация); 2. Задачи по изложению (интерпретация, 3. Разъяснение смысла, значения, обоснование); 4. Задачи по индукции; 5. Задачи по дедукции; 6. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации); 7. Задачи по оценке. Рожкова Г.А.

Задачи, требующие сообщения данных: 1. Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания…; 2. Задачи по разработке отчетов, сообщений, рефератов; 3. Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты. Рожкова Г.А.

Задачи, требующие творческого мышления: 1. Задачи по практическому приложению; 2. Решение проблемных задач и ситуаций; 3. Постановка вопросов и формулировка задач и заданий; 4. Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений; 5. Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений. Рожкова Г.А.

Виды заданий при формировании УУД Виды универсальных действий Виды заданий Личностные участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания, имеющие практическое применение; самооценка событий. Познавательные «Найти отличия» «Поиск лишнего» «Лабиринты» «Цепочки» Составления схем-опор Работа с разными видами таблиц Составления и распознавание диаграмм Работа со словарями Регулятивные «Преднамеренные ошибки» Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Диспут «Ищу ошибку» Контрольный опрос на определенную проблему Коммуникативные Составь задание партнеру Групповая работа по составлению кроссвордов «Подготовь рассказ на тему…» Рожкова Г.А.

Формирование коммуникативных учебных действий на уроке математики Развитие навыков активного слушания, взаимодействия в группе, ведения диалога и монолога Рожкова Г.А.

Задание, направленное на развитие коммуникативных УУД Задача: Устный счет: (Проводится по колонкам, учащиеся пишут только ответы) Эстафета: 1 колонка 2 колонка 3 колонка 7,2 0,9 0,18 0,4 0,22 1,1 4,5 2,25 0,8 4 1,6 2 Рожкова Г.А.

Коммуникативные УУД Игра «Танграм» Квадрат размером 15 Х 15 (10 Х 10) разрежьте так, как показано на рисунке. Попробуй собрать Подсвечник Свеча Буква Е Рожкова Г.А.

Формирование познавательных учебных действий на уроке математики Умение учащихся выделять тип задач и способы их решения Рожкова Г.А.

Задание, направленное на развитие познавательных УУД Задача: Используя рисунок, найдите число Решение: Рожкова Г.А.

Формирование личностных учебных действий на уроке математики Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве Рожкова Г.А.

Задание, направленное на развитие личностных УУД Задача: Можно ли в аквариум с измерениями 50 см, 30 см, 40 см налить 55 л воды? Решение: 1)50 см 30 см 40 см = см = 60 дм = 60 л 55 л < 60 л Ответ: можно Рожкова Г.А.

Личностные УУД Сколько можно изготовить флагов, составленных из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего? 5 класс, комбинаторная задача) Рожкова Г.А.

БСК СК БКБС КС КБ СБ БСК, БКС, СБК, СКБ, КБС, КСБ - 6 флагов 1 способ 2 способ = 6 флагов Рожкова Г.А.

Формирование регулятивных учебных действий на уроке математики Развитие умения разворачивания информации, планирования, смыслового чтения на этапе применения знаний Рожкова Г.А.

Задание, направленное на развитие регулятивных УУД Задача: Найди пропущенное число: 3,25,1 1,9 2,64,5 Решение: 3,25,1 1,9 2,64,5 2,6+4,5=7,1 7,1 Рожкова Г.А.

Регулятивные УУД Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до целых. (5 класс, «Округление чисел») 149,6 млн.км Среднее расстояние от Земли до Солнца равно ? км. Солнечный свет распространяется со скоростью ? км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах расстояние округлите до целых. Рожкова Г.А.

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. В. А. Сухомлинский Жизнь на уроке должна стать подлинной Рожкова Г.А.

Результаты формирования УУД познавательных выделять тип задач и способы их решения ; осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; различать обоснованные и необоснованные суждения; обосновывать этапы решения учебной задачи; производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий. Рожкова Г.А.

Результаты формирования УУД регулятивных выбирать средства для своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Рожкова Г.А.

Результаты формирования УУД коммуникативных желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. Рожкова Г.А.

Результаты формирования УУД личностных уровень развития морального сознания; присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации. Рожкова Г.А.

Процесс работы по теме «Формирование универсальных учебных действий» - это попытка осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир. Главная польза тщательного изучения многочисленных документов - формирование личных представлений о системе, в которой работаешь и собираешься работать дальше. Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!! Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем! Рожкова Г.А.

Желаю всем: здоровья ! - творческих успехов ! - сохранить верность традициям ! - чувствовать время ! - не останавливаться на достигнутом ! - здоровья ! - творческих успехов ! - сохранить верность традициям ! - чувствовать время ! - не останавливаться на достигнутом ! Рожкова Г.А.

Используемые источники 1. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступенях начального образования (образовательная система «Школа 2100») Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Козлова С.А. 2. Фундаментальное ядро общего образования. Проект - М.: ОАО. Москва. Просвещение Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. Москва. Просвещение г. 4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Москва. Просвещение г. 5. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ г. Донецка.-М.: Педагогика Шаталов В.Ф. Точка опоры. –М.: Педагогика.1987 г. 7. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Алгебра 8 класс. Задания и обучения для развития учащихся. Москва. Интеллект-Центр г. 8. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. Москва. Интеллект-Центр г htm Рожкова Г.А.