EÜL Лекция 8: Рыночная власть: монополия и монопсония Рыночная власть: монополия и монопсония Natalja Viilmann, PhD.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Advertisements

Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Учитель: Медведева Елена Викторовна © Иванова Ирина Анатольевна, 2003.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Экономика (10 класс) Монополия. Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Монополия в рыночной экономике. Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности.
Тема 6. НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ: МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛ. КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ ПЛАН: 1. Рынок несовершенной конкуренции. Основные признаки. 2. Монополия.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Транксрипт:

EÜL Лекция 8: Рыночная власть: монополииия и монопсония Рыночная власть: монополииия и монопсония Natalja Viilmann, PhD

Слайд 2 Темы для обсуждения Монополия, монополииьная власть Источники монополииьной власти Общественные издержки монополииьной власти Монопсония, монопсоническая власть

Слайд 3 Совершенная конкуренция Обзор совершенной конкуренции P = MC = AC Нормальная или нулевая прибыль в долгосрочном периоде Большое количество покупателей и продавцов Однородный продукт Совершенная информация Фирма является ценополучателем (price taker)

Слайд 4 Монополия Монополия – тип отраслевого рынка, на кот. существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. 1) Один продавец - много покупателей 2)Один товар (нет подходящих субститутов) 3)Барьеры при вступлении Монополист имеет абсолютный контроль над количеством товаров для продажи.

Слайд 5 Монополия В отличие от рынка соверш. конкуренции, на котором большое кол-во конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополииии нет конкурентов на рынке её товара, монополииист является ценой производителем. Барьеры: патенты; авторские права; исключительные права, полученные от властей, благодаря которым фирма получит статус единств. продавца; право собственности на все важнейшие источники какого-либо производств. ресурса; преимущество низких издержек крупного производства, которое приводит к образованию естествоенных монополииий.

Слайд 6 Монополия Такая фирма, не имеющая "соседей" по отрасли, явл. полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы явл. предложением всей отрасли. Монополист обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить ВСЯ отрасль. Более того, монополииист не должен принимать решения в условиях заданной цены. Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обст-вами (предпочтениями и доходами потребителей). Таким образом, монополииист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

Слайд 7 Причины монополииии Естественной монополииией наз. ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм. Причиной может быть экономия от масштаба пр-ва (транспорт, городские коммунальные службы) Искусственной монополииией наз. ситуация, при которой нет причин для естество. монополииии, но в отрасли существует всего одна фирма, кот. некоторым образом получает контроль над всей отраслью. Причины этого могут быть финансовые - один предприниматель может скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта; обладание уникальным ресурсом или технологией.

Слайд 8 Равновесие монополиииста Чтобы определить цену и объем выпуска, монополииист должен выбрать точку на кривой спроса, в которой прибыль максимальна.

Слайд 9 Монополия Нахождение предельного дохода Как единственный производитель, монополииист работает с рыночным спросом, чтобы определить объем производства и цену. Рассмотрим фирму со спросом: Q = 6 – P Для увеличения продаж цена должна упасть MR < P

Слайд 10 Совокупный, предельный и средний доход $60$ $5$ Совокуп. Предельн. Средний Цена Количестводоходдоходдоход PQRMRAR = P

Слайд 11 Средний и предельный доход Выпуск $ на единицу выпуска средний доход (Спрос) предельный доход P=a-bQ R=PQ=aQ-bQ 2 MR=a-2bQ P=6-Q MR=6-2Q

Слайд 12 Монополия Определение монополииистом объема производства 1)Прибыль максимизируется при объеме производства, когда MR = MC 2)Функции затрат прежние π(Q)=R(Q)-C(Q)

Слайд 13 Потеря прибыли P1P1 Q1Q1 MC AC Количество $ на ед.объема произв. D = AR MR P* Q* Максимизация прибыли при предельном доходе, равном предельным издержкам P2P2 Q2Q2

Слайд 14 Пример: Определение монополииистом объема производства

Слайд 15 Пример Определение монополииистом объема производства Устанавливам предельный доход, равный предельным издержкам => прибыль максимизируется при P = $30 и Q = 10. Это можно изобразить графически:

Слайд 16 Пример максимизации прибыли Наклон rr = наклону cc и они параллельны при 10 единицах Прибыль максимизируется при 10 единицах Q = 10, TR = $300 TC = $150 Прибыль = TR – TC $150 = $300 - $150 Количество $ R C Прибыль r r'r' c c

Слайд 17 Пример максимизации прибыли AC = $15, Q = 10, TC = AC x Q = $150 AR = $30, Q = 10, TR = AR x Q = $300 Прибыль = (P - AC) xQ = ($30 - $15)(10) = $150 Количество $/Q MC AR MR AC Прибыль

Слайд 18 Правило большого пальца при ценообразовании

Слайд 19 Правило большого пальца при ценообразовании MC = превышение MC как процент от цены (P-MC)/P 8. Превышение должно равняться обратной эластичности спроса.

Слайд 20 Правило большого пальца при ценообразовании

Слайд 21 Монополия Монопольное ценообр-ние в сравнении с ценообр-нием при соверш. конкуренции: Монополия: P > MC Соверш. конкуренция: P = MC Чем более эластичен спрос, тем ближе цена к предельным издержкам. Если E d - это большое отрицательное число, цена приближается к предельным издержкам и наоборот.

Слайд 22 Монополия Влияние налога При монополииии цена может иногда подняться больше, чем на сумму налога. Для определения влияния налога: t = налог на единицу продукции MC = MC + t MR = MC + t : оптимальное производственное решение

Слайд 23 Влияние акцизного налога на монополиииста Количество $/Q MC D = AR MR Q0Q0 P0P0 MC + налог t Q1Q1 P1P1 Повышение P: P 0 P 1 > повышения налога Предположим: E d = -2 Насколько изменится цена?

Слайд 24 Ответ: Влияние акцизного налога на монополиииста

Слайд 25 Монопольная власть Монополия - редкое явление. Сдвиг спроса обычно вызывает изменение как цены, так и количества. Монопольный рынок не имеет кривой предложения. Как бы там ни было, рынок из нескольких фирм, каждая из которых имеет дело с кривой спроса с обратным наклоном, будет производить так, что цена превысит предельные издержки.

Слайд 26 Монополистическая конкуренция – - тип рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой. При монополии. конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными качествами, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурир. фирм. Это наз. дифференциацией товара в противовес стандартизир. товарам, характ. для соверш. конкуренции (часы Ролекс, духи Шанель) Здесь эпицентром соперничества между производителями становятся неценовые параметры продукции (её новизна, качество, надёжность, дизайн, удобство). Фирмы стремятся убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов в лучшую сторону.

Слайд 27 Монопольная власть Индекс Лернера L = (P - MC)/P Чем больше значение L (между 0 и 1) тем больше сила монополииии. L выражается в терминах E d L = (P - MC)/P = -1/E d E d - эластичность спроса фирмы (не рынка)

Слайд 28 Монопольная власть Монопольная власть не гарантирует прибыль. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Правило большого пальца при ценообразовании Ценообразование для любой фирмы при монополииьной власти Если E d велика, превышение мало Если E d мала, превышение велико

Слайд 29 Источники монополииьной власти Почему у некоторых фирм имеется значит. монополииьная власть, а у других маленькая, или никакой? Монопольная власть фирмы определяется эластичностью спроса фирмы. Эластичность спроса фирмы определяется: 1)Эластичностью рыночного спроса 2)Количеством фирм 3) Взаимодействием между фирмами

Слайд 30 B A Потери излишка потребителя Безвозвратные потери Из-за высокой цены потребители теряютA+B, а производитель приобретает A-C. C Безвозвратные потери от монополииьной власти Количество AR MR MC QCQC PCPC PmPm QmQm $/Q

Слайд 31 Поиск ренты фирмы должны тратить, чтобы добиться Монопольная власть лоббизм реклама дополнительное строительство Побуждение стать монополииистом определяется прибылью, которую можно получить. Чем больше трансферт от потребителей фирме, тем больше общественные издержки монополииии. Общественные издержки монополииьной власти

Слайд 32 Монопсония Монопсония - это рынок с единств. покупателем. Конкурентный покупатель Устанавливает цену P = предельные расходы = средние расходы D = предельная ценность Некоторые покупатели могут повлиять на цену. Монопсоническая власть - это способность покупателя влиять на цену благ и платить меньше цены, существующей на конкурентном рынке.

Слайд 33 ME S = AE Кривая рыночного предложения - это кривая средних расходов монопсониста Покупатель монопсонист Количество $/Q MV Q* m P* m Монопсония ME > P и выше S PCPC QCQC Конкуренция P = P C Q = Q+C - пред.полезность - пред.расходы

Слайд 34 Монопсоническая власть Степень власть зависит от 3 х факторов: 1)Эластичность рыночного предложения Чем менее эластично рыночное предложение, тем больше монопсоническая власть. 2)Число покупателей Чем меньше число покупателей, тем меньше эластичность предложения и больше монопсоническая власть. 3)Взаимодействие между покупателями Чем меньше соревнуются покупатели, тем больше монопсоническая власть.

Слайд 35 A Безвозвратные потери от монопсонической власти Определение безвозвратных потерь от монопсонии Изменение в излишке продавца = -A-C Изменение в излишке покупателя = A - B Изменение благосостояния= -A - C + A - B = -C - B Неэффективность вследствие уменьшения покупок Количество $/Q MV ME S = AE Q* P* PCPC QCQC B C Безвозвратные потери

Слайд 36 Краткие итоги Рыночная власть - способность покупателей и продавцов влиять на цену блага. Рыночная власть в двух формах: монополииьная и монопсоническая власть. Рыночная власть может вызывать дополнительные издержки для общества. Иногда экономия масштаба делает желательной чистую монополииию.