Моральный выбор – это ответственность 8 класс Обществознание Раздел II Сфера духовной жизни Урок - 9 Подготовила учитель обществознания Коновалова М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Advertisements

МОРАЛЬ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
МОРАЛЬ Prezentacii.com ЦЕЛИ УРОКА МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ. ДОБРО И ЗЛО.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Prezentacii.com.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Бахтоярова Ольга Ивановна – учитель обществознания и права Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа 7 г. Ивантеевка.
Что такое мораль Что такое совесть Что такое моральный долг.
Мораль Д/З: § 5, читать, вопросы 1,2,6,7, пересказ, текст, письменно.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ДОЛГ И СОВЕСТЬ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
L/O/G/O Моральный выбор – это ответственность МОУ Сосново-Борская СОШ Головерса Г.А.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Что такое мораль?. Мораль начинается там, где один человек заботиться о другом. Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная,
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Основные понятия этики Что такое добро? Что такое зло? Вечные вопросы Понятие добро включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания – наше.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Транксрипт:

Моральный выбор – это ответственность 8 класс Обществознание Раздел II Сфера духовной жизни Урок - 9 Подготовила учитель обществознания Коновалова М.В

Повторение понятий в связи темой урока Мораль Ценности морали Нормы морали Главные понятия этики Критерии морального поведения Долг Совесть

Мораль - особые строгие духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде, к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости Или - правила, регулирующие поведение людей

Ценности морали - это всё то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни всё то, к чему относятся с уважением, признанием, почтением К ценностям морали относятся: мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения, явления и какие-либо предметы Высшие моральные ценности: любовь, гражданственность и патриотизм

Нормы морали (моральная норма) - это общечеловеческие духовные ценности, проверенные временем

Главные моральные нормы Они исходят из великого принципа гуманизма – золотого правила морали «Не делай другому того, чего себе не желаешь» (китайский мыслитель Конфуций, пр. 470 год до н.э.) «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (из Нагорной проповеди Христа, 33 год н.э.) Почитай старших, не лги, не завидуй, не посягай на чужое, не убивай, не предавай, не будь жестоким, не клевещи…

Моральный идеал - это человечность, гуманизм «Возлюби ближнего как самого себя» (завет Иисуса Христа) (терпимо относится к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами) *относится к тому человеку, с которым не ладятся отношения, не как к врагу, а как своему учителю (?)

Главные понятия этики Добро и Зло Добро – всё то, что отвечает способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества «Истинное добро – всегда бескорыстно»

Критерии морального поведения наличие и отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не в словах !), т.к. исходя из поступков можно судить о моральном или аморальном поведении

Долг - определённые объективные обязанности и ответственность, связывающие человека с другими людьми и обществом «Объективные» - независимые от нашего личного желания

Моральный долг Требования морали, превращённые в личную обязанность самим человеком (выполнять требования морали, или поступать в соответствии с моральными нормами – его личная задача, его обязанность – его моральный долг

Долг общественный Это все объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять Многие из общественных обязанностей регулируются правом, законами Часто от того, как человек относится к своему общественному долгу, зависит жизнь человека, людей, общества, государства. Говорят: «Поступать по долгу – по совести»

Совесть Внутренний самоконтроль человека (внешний? – общественное мнение) - глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека

Основное содержание темы: 1. Моральный выбор 2. Свобода – это ответственность 3. Моральные знания и практическое поведение личности 4. Самоанализ (критический анализ собственных помыслов и поступков)

Понятия темы Моральная норма Моральный долг Моральный выбор Свобода Ответственность Критический анализ

1. Моральный выбор «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым выбираю» Ж.-П.Сартра - это выбор своего отношения (доброго или злого, справедливого или несправедливого ) к другим людям - это выбор своего отношения к другим людям и действия человека в соответствии с выбором

1. Моральный выбор *Почему человек не всегда поступает в соответствии с моральными нормами? Человек - природное существо. Он зависит от многих естественных обстоятельств (каких?) Но в сравнении с животными - действия человека не запрограммированы. (Можно осуждать кошку за съеденную мышку?) Человек –существо свободное (в отличии от животных). Это великий дар, которым обладает Человек свободен в своём выборе - в том, как ему поступить. И не всегда он поступает в соответствии с моралью. Подумаем, почему?

*Почему человек не всегда поступает в соответствии с моральными нормами? Откройте учебник на странице 54. Прочитаем текст о ситуации сложного морального выбора. На ваш взгляд, как следовало бы поступить в данной ситуации?

2. Свобода – это ответственность Определим, что мы будем понимать под словом «свобода»? - это возможность действовать по своему усмотрению *Подумайте, что будет в мире, если все будут действовать исходя из собственных желаний и устремлений?

2. Свобода – это ответственность Притча о хворосте и дровосеке… - Какова мораль этой притчи? Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, нести ответственность за результат. Хотим мы того или не хотим - на нас всегда лежит эта ответственность.

*Почему «свобода – это ответственность»? Потому что каждый наш шаг, наше действие, наш поступок имеет последствие, а оно может так или иначе повлиять на жизнь других людей. Не всегда человек думает о возможных последствиях. Предположите, в каких случаях, ситуациях, почему? Можно ли, всегда ли можно, оправдать человека? Если да, то в чём?

«Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанность» А. Камю

Быть человеком ответственным - правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть *последствия своих поступков и уметь отвечать за них. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один» Ф.Искандер, российский писатель Самая главная ответственность – моральная, т.е. ответственность перед собственной совестью.

*Как связаны понятия свободы и выбора? Свободный человек всегда находится в сложном положении выбора. Несвободный может сослаться на другого – мол я тут ни при чём, я действовал по его воле. У свободного таких оправданий быть не может. Поэтому не все хотят быть свободными.

Цитаты о свободе Свобода требует ответственности, вот почему так много людей её боятся. Бернард Шоу Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко. Н.А.Бердяев Свобода – это воля к личной ответственности. Фридрих Ницше

3. Моральные знания и практическое поведение личности Гарантирует ли знание моральных норм то, что человек станет их исполнять? Нет. В чём причины? 1. За нарушение моральных норм наказания не предусмотрено. 2.Воспитание, среда…3. Ситуации.. Какое наказание всё же возможно? - суд общественности, осуждение, порицание…

Где же выход? … *Каждый сам решает, какой сделать выбор. Выбирать приходится ежеминутно… Два примера приводятся в учебнике на странице 57. Пример высочайшего Духа – это поступок Альберта Швейцера

Альберт Швейцер ( ) Немецко-французский философ и врач. Будучи знаменитым и богатым человеком, он бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в Центральную Африку, где в маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца жизни лечил их. Этот файл доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Германия.Creative CommonsAttribution-Share Alike 3.0 Германия Указание авторства: Bundesarchiv, Bild 183-D / неизвестен / CC-BY-SA

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А.Швейцер Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать это его образ жизни.

4. Критический самоанализ. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Две проблемы встают в повседневной жизни перед человеком: 1. Проблема оценки и самооценки. 2. Проблема быть или казаться.

1. Проблема оценки и самооценки «Человек есть лишь то, что сам из себя делает» Ж.-П. Сартр Что бы о себе ни говорил человек - о нём всегда будут судить по его поступкам. Может, это и есть правило для самооценки?

2. Проблема быть или казаться. Что легче? Для него характерна высокая требовательность к самому себе. Для морального человека суд собственной совести превыше суда окружающих. «Воздастся каждому по делам его» Из Библии.

Домашнее задание Параграф 7, задания в рабочей тетради

Сочинения А.Швейцера (из Википедии) «Философия религии Канта» (1899; диссертация), «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901), «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901), «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),«Вопрос об историчности Иисуса» «И. С. Бах музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908), «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913), «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация), «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)«Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921), «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924), «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),«Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),«Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),«Христианство и мировые религии» «Письма из Ламбарене» ( ),«Письма из Ламбарене» «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927), «Отношение белых к цветным расам» (1928), «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),«Мистика апостола Павла» «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),«Из моей жизни и моих мыслей» «Религия в современной культуре» (1934),«Религия в современной культуре» «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),«Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» «О положении нашей культуры» (1947), «Гёте. Четыре речи» (1950),«Гёте. Четыре речи» «Философия и движение в защиту животных» (1950), «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953), «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),«Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». ( ),«Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955), «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958), «Воспитатель человечества Толстой» (1960),«Воспитатель человечества Толстой» «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)«Гуманность» Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.Размышления о философии Лао-цзы. [править] Швейцер о себе самомправить Я родился в период духовного упадка человечества. Из моего детства и юности (фрагмент)Из моего детства и юности