Цели урока : Образовательные : - закрепить знания по теме « Сложные предложения »; - познакомить с бессоюзными сложными предложениями ; - учить строить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тире Точка с запятой Двоеточие Знаки препинания между частями БСП.
Advertisements

Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Бессоюзное сложное предложение. Проблемный вопрос: Является ли предложение : По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырёхъярусные.
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
А24. Бессоюзное сложное предложение. Пример задания А24: Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей:
Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выполняла ученица 9а класса ГБОУ средней школы 337 Шаирянц Ванесса Санкт-Петербург 2013г.
Урок 18 Тире в бессоюзном сложном предложении. Теоретический материал Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: Тире.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Знаки препинания в БСП Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
(Электронное приложение к циклу уроков) ». -Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Бабушка сердилась,
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Транксрипт:

Цели урока : Образовательные : - закрепить знания по теме « Сложные предложения »; - познакомить с бессоюзными сложными предложениями ; - учить строить ответ с опорой на теоретические знания ; - отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания. Развивающие : - способствовать развитию устной и письменной речи ; - учить применять полученные знания на практике ; - способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности ; - учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к поэзии. Воспитательные : - способствовать эстетическому и нравственному воспитанию ; - формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.

Определите номера сложносочинённых и сложноподчинённых предложений 1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору. 2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. 4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься. 5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. 7. Ей снится будто бы она поёт. Определите номера сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. 1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору. 2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. 4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься. 5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. 7. Ей снится будто бы она поёт.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде. 3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 4. Буран стих, зато установился сильный мороз. 5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо. 7. Раздался крик – он бросился бежать. Исследование 1. Найдите бессоюзные сложные предложения. 1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде. 3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 4. Буран стих, зато установился сильный мороз. 5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо. 7. Раздался крик – он бросился бежать.

Тире Точка с запятой Двоеточие Знаки препинания между частями БСП

Исследование 2. Определите, когда в бессоюзных сложных предложениях ставится: Исследование 2. Определите, когда в бессоюзных сложных предложениях ставится: 1 группа – запятая: Метель не утихла, небо не прояснилось. Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. 2 группа – точка с запятой: Бледно – серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

,. Смысловые отношения между частями Смысловые отношения между частями БСП: БСП: последовательность, перечисление, одновременность событий – ставится запятая. Метель не утихала, небо не прояснялось. Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист. (Гончаров.)

Смысловые отношения между частями БСП: обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые – ставится точка с запятой. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (Тургенев) ; ;.

Исследование 3. Определите, при каком смысловом значении в бессоюзном сложном предложении ставится: 1. Семь раз отмерь – один отрежь. 2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. 4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. 5. Посмотрит – рублём подарит. 1. Я несчастлив: каждый день гости. 2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. 3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. Исследование 3. Определите, при каком смысловом значении в бессоюзном сложном предложении ставится: 1 группа – тире: 1. Семь раз отмерь – один отрежь. 2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. 4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. 5. Посмотрит – рублём подарит. 2 группа – двоеточие: 1. Я несчастлив: каждый день гости. 2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. 3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки.

3)вывод, результат (= поэтому, следовательно) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно. (Тургенев) 1) противопоставление ( = а, но ) Семь раз отмерь один отрежь. (Пословица) 4) условие ( = если), время ( = когда) Увидишься с Горьким поговори с ним. ( Чехов) 5) сравнение ( = как, словно ) Посмотрит рублем подарит. (Некрасов) 2) быстрая смена событий( = и вдруг, и сразу) 2) быстрая смена событий ( = и вдруг, и сразу) Сыр выпал с ним была плутовка такова. (Крылов) -.

1)причина ( = потому что, так как ) Я несчастлив : каждый день гости. (А. Чехов). 3) пояснение ( = а именно) Настя во время рассказа вспомнила : у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (Пришвин) 2) изъяснение ( = и вижу, и слышу, как) Опомнилась, глядит Татьяна : медведя нет. (Пушкин) :.

Исследование 4. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: Запятая: - - последовательность, одновременность, перечисление. - Точка с запятой: - - предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые. - Двоеточие: - вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как); - - вторая часть имеет значение пояснения (= а именно); - вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как). - Тире: - противопоставление (= а, но); - сравнение (= словно, будто) - быстрая смена событий ; (= и вдруг, и сразу) - первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если); - вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);

Исследование 5. Расставьте в предложениях недостающие знаки препинания и объясните их постановку. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно громыхал гром. Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская показавшееся солнце трава блестит. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Степь весело пестреет цветами ярко пестреет дрок скромно синеют колокольчики белеет пахучая ромашка. Проснулся пять станций убежало назад. Лес рубят щепки летят. Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Подведение итогов. Подведение итогов. - С какой темой мы сегодня с вами познакомились? - Что нового вы узнали о сложных предложениях?

Вывод: Кроме сложносочиненных и сложноподчиненных предложений есть бессоюзные сложные предложения, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются.

Домашнее задание Домашнее задание § 21, упражнение 191.