Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Гончарук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Лекция.
Advertisements

ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 8.
Язык делового общения Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Андреева Ирина Владимировна Деепричастия.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Одно из самых важных правил при решении любого рода конфликтов - это хорошее владение собой. Не поддаваться эмоциям, а, в первую очередь, сохраняя спокойствие,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 4.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт Международного Бизнеса и Экономики Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Тен.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 6.
Классный час Разрешение конфликтных ситуаций без насилия 10 класс Яковлева Ю.А. МОУ СОШ с.Зарослое.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Транксрипт:

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Солейник Виктория Валерьевна Гончарук Екатерина Юрьевна Русский язык в профессиональной сфере Лекция 4 (ч.1) Коммуникативные типы личности, стратегии и тактики поведения в конфликте

Цель – рассмотреть типы и стратегии речевого поведения в конфликте.

Статусно-ролевая структура общения Общение основано на речевой деятельности двух (как минимум) человек. Общение происходит по законам. Законы отражаются в сознании.

Успешность общения зависит от: Желаний говорящих Взаимопонимания говорящих Общего социального опыта (знаний, культуры и др.)

Социальный статус и социальные роли Статус – место человека в обществе. Роль – образец поведения в конкретной ситуации (в соответствии со статусом). Каждой роли соответствуют стереотипы речевого поведения. Успех коммуникации = удачно выбранные формы речевого поведения.

Трансакция Минимальный акт общения – трансакция – один стимул и одна реакция. В зависимости от ролей говорящих трансакции бывают равноправными и неравноправными. А = Б А > Б

Ролевое общение Изучение особенностей ролевого общения – трансакционный анализ (Эрик Берн) В сознании каждого человека «живут» 3 роли: 1. ДИТЯ (Д) 2. РОДИТЕЛЬ (Р) 3. ВЗРОСЛЫЙ (В)

Роли человека 1. ДИТЯ (Д) – выражение чувств, желаний: Мне это нравится! Какой день прекрасный! Как я не хочу идти на урок! Я тебя ненавижу! Хочу есть.

Роли человека 2. РОДИТЕЛЬ (Р) – авторитет, носитель правил, законов: Это не так. Ты не прав. Молодец, ты правильно это сделал. Нет, так нельзя.

Роли человека 3. ВЗРОСЛЫЙ (В) – рациональное начало, объективный анализ любой информации: Давайте поговорим спокойно. Не волнуйся, попробуй сделать это ещё раз. В чём причина?

Роли человека В процессе общения человек выполняет одну из этих ролей (Д, Р, В). В процессе общения у одного говорящего роли Д, Р, В могут меняться.

Коммуникативный конфликт Непараллельные трансакции приводят к коммуникативному конфликту. Коммуникативный конфликт – речевое столкновение, в котором есть агрессия, выраженная языковыми средствами.

Трансакции Параллельные (равноправные): В Д Р Параллельные (неравноправные): Р Д Непараллельные: В В Д Д Р Р

Стратегии речевого поведения В ситуациях конфликта люди ведут себя по разному: существуют разные стратегии речевого поведения. 1. Инвективная 1. Куртуазная 1. Рационально-эвристическая

Стратегии речевого поведения 1. Инвективная Брань, ругань, оскорбления, драка. Муж: Дорогая, мы сегодня будем ужинать? Жена: Хам, совсем совесть потерял! Я только с работы пришла, мог бы и сам приготовить!

Стратегии речевого поведения 2. Куртуазная Вежливые этикетные формы, плач. Муж: Дорогая, мы сегодня будем ужинать? Жена: Скажи, пожалуйста, когда я должна была приготовить? Я только что пришла. Могу я хотя бы минуту отдохнуть?

Стратегии речевого поведения 3. Рационально-эвристическая Здравомыслие, рассудочность, ирония, смех. Муж: Дорогая, мы сегодня будем ужинать? Жена: Странно… Вчера ужинал и сегодня опять? Разве ты каждый день хочешь есть?

Способность к кооперации – 3 типа коммуникативного поведения: Конфликтный тип поведения Центрированный тип поведения Кооперативный тип поведения

Конфликтный тип – установка против партнера по коммуникации. Говорящий хочет самоутвердиться за счет собеседника.

Конфликтный тип Конфликтно-агрессивный подтип – проявляет отрицательное эмоциональное отношение. Провоцирует собеседника к столкновению, высказывания вызывают у собеседника дискомфорт (агрессия, враждебность; открытые и косвенные оскорбления, унижение собеседника).

Конфликтный тип Конфликтно-манипуляторский подтип: превозносит себя, считая собеседника менее интеллектуально развитым. Навязывает свое мнение в виде совета, поручения, приказа. Говорящий манипулирует собеседником; говорящий не уважает собеседника и считает его статус ниже своего; говорящий учит собеседника, перебивает собеседника. Я считаю… Ты должен … Я на твоём месте …

Центрированный тип Центрированный тип характеризуется наличием у одного(или у обоих) из участников общения (интеракции) установки на игнорирование партнера коммуникации. Активно-центрированный подтип демонстрирует неспособность разделить и понять точку зрения собеседника, а также свойство создавать иллюзию коммуникации с партнером, на самом деле, общаясь с самим собой. Пассивно-центрированный подтип характеризуется уходом языковой личности в себя. Особенность речи заключается в неумении переключиться на точку зрения слушателя, отстраненности от ситуации и участников коммуникации.

Центрированный тип Активно-центрированный подтип: демонстрирует неспособность разделить и понять точку зрения собеседника, а также свойство создавать иллюзию коммуникации с партнером, на самом деле, общаясь с самим собой. Похож на конфликтно- манипуляторский тип (перебивает, меняет тему разговора). Различия: не навязывает своё мнение, но не слышит собеседника и не хочет его понимать.

Центрированный тип Пассивно-центрированный подтип характеризуется уходом языковой личности в себя. Особенность речи заключается в неумении переключиться на точку зрения слушателя, отстраненности от ситуации и участников коммуникации. Он рассеянный, невнимательный, не интересуется общими темами.

Кооперативный тип – установка на партнёра, успешное общение

Кооперативный тип Кооперативно-комфортный подтип: подтип демонстрирует согласие с точкой зрения собеседника, даже если он не разделяет ее, а также способность идти на уступки при возникновении конфликта и конфронтации. Говорящий всегда соглашается с собеседником, даже если думает по-другому, потому что боится или не хочет конфликта.

Кооперативный тип Кооперативно-актуализаторский подтип: желание сотрудничать, говорящий стремится к кооперации в общении, проявляет настоящий интерес к собеседнику..

Состав языковой личности Каждый человек в разных ситуациях может показывать разные типы речевого поведения В каждой языковой личности есть 3 части (личностный комплекс): 1. доминанта 2. субдоминанта 3. субстрат

Состав языковой личности Большое число типов личностей: например, личность с конфликтной доминантой, центрированной субдоминантой, конформным субстратом и т.п.

Тактики речевого поведения в ситуации ссоры тактика возмущения: Ты что?! Как ты можешь так говорить? тактика насмешки (ирония, сарказм): Ну, конечно, ты же самый умный! тактика колкости (похожа на насмешку, но нет иронии, а есть только косвенное выражение мысли - намёк): Кто-то сегодня слишком много говорит!

Тактики речевого поведения в ситуации ссоры тактика упрёка: Ты всегда обещаешь, но не держишь своё слово! тактика обвинения (похожа на упрёк, но сильнее): Это ты во всём виноват! тактика демонстрации обиды: Не смей со мной так разговаривать!

Тактики речевого поведения в ситуации ссоры тактика оскорбления: Идиот! тактика угрозы: Если ты не замолчишь, я с тобой разведусь!

Домашнее задание Зайти на сайт ВГУЭС Слева выбрать – Высшее профессиональное образование – Институт иностранных языков – кафедра русского языка Зайти на сайт кафедры Слева выбрать – Аналитические статьи – Научно-популярные материалы Прочитать материал «Успешное речевое общение: как, зачем и почему?»

Домашнее задание После прочтения текста статьи из мультфильмов «Простоквашино», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Три Богатыря и Шамаханская царица» выпишите и проанализируйте 1 диалог- конфликт, содержащий не менее 10 реплик, определив роли, стратегии, типы и тактики поведения в ситуации конфликта.

Задания 1. Какой по вашему мнению тип поведения в конфликте встречается чаще в речевом общении русских? 2. Проанализируйте диалог. Определите роли участников, стратегии, типы и тактики коммуникативного поведения. (А) Это когда тебе Porsche купили? – спросила брюнетка. (Б) Купили! – передразнила жена Влада. – Он мне свой отдал, бау, а не купили! («Про любоff» О.Робски)

Задания Мама: Это ты виноват. Всё ему разрешал. Он и избаловался. Папа: Просто он зверей любит. Вот и ушёл с котом. Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок, и всякие там жмурки- пряталки. Вот тогда дети и не станут пропадать. (Э.Успенский «Трое из Простоквашино»)

Литература 1. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, – С. 140 – 160.

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую- либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.