(с) Завьялова О.А., 2011 Проектирование дистанционного курса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модули дистанционного курса Практическое занятие 1.
Advertisements

Проектирование курса дистанционного обучения Технологические и методические аспекты.
Дистанционное обучение. Понятие ДО обучение с помощью средств телекоммуникаций при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели,
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Использование Веб-квестов в дистанционном обучении Ревчук И.И., учитель английского языка Лычковской средней школы.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Модель образовательного процесса на основе ДОТ. Задачи: Подготовка участников образовательного процесса к использованию дистанционных образовательных.
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Понятие «Дистанционное обучение» Информационный подход Смысл ДО – обмен качественной информацией с помощью информационных технологий. Смысл ДО – обмен.
Дистанционные образовательные технологии Презентация педагогического опыта Голубевой Наталии Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ.
Бабкова Э. В. ст. преподаватель кафедры физики Брянской государственной инженерно - технологической академии СПб 2013.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
Интерактивные формы проведения занятий Методика проведения занятий с применением интерактивных форм обучения.
Транксрипт:

(с) Завьялова О.А., 2011 Проектирование дистанционного курса

(с) Завьялова О.А., 2011 Динамика использования ДОТ в общем образовании

(с) Завьялова О.А., 2011 Способы использования ДОТ Дистанционные консультации Дистанционные семинары Дистанционные олимпиады Дистанционные конкурсы Дистанционные конференции Дистанционные тренинги Дистанционные курсы Дистанционные уроки (интернет-уроки)

(с) Завьялова О.А., 2011 Продолжительность: 1-2 часа. Основная цель: Консультирование по группе вопросов Элементы курса: форумы, чаты, информационный материал, анкеты. Используются для занятий с отстающими учащимися, для оказания помощи при выполнении сложных и творческих заданий, при подготовке к конкурсам, олимпиадам, при работе над проектом. Дистанционные консультации

(с) Завьялова О.А., 2011 Дистанционные семинары Продолжительность: 2-6 часов. Основная цель: обсуждение 1-2 вопросов. Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, глоссарий, анкеты, практические задания. Используется: при проведении занятий на формирование метаумений. Примерная тематика семинаров: Как оформить список информационных ресурсов. Как правильно подготовить публикацию (реферат, доклад, статью, творческую работу).

(с) Завьялова О.А., 2011 Дистанционные олимпиады (конкурсы) Продолжительность: 2-6 часов. Основная цель: формирование творческих (креативных) умений. Элементы курса: практические задания, тесты, анкеты. Практически по любому предмету один из туров олимпиады или конкурса может быть проведен в дистанционном режиме.

(с) Завьялова О.А., 2011 Дистанционный тренинг Продолжительность: 6-18 часов. Основная цель: формирование умений (метаумений). Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, анкеты, тесты, практические задания. Тренинги – это новая форма работы с обучающимися, которая широко используется в настоящее время. Это один из методов обучения, интенсивная тренировка отдельных знаний и навыков, полезных для жизни.

(с) Завьялова О.А., 2011 Технология дистанционного тренинга 1) получение новых знаний; 2) выполнение практических заданий. Это ключевой этап прохождения любого тренинга; 3) выполнение самостоятельной работы. Данный этап необходим для отработки и закрепления полученных навыков. В каждой теме курса представлены задания для самостоятельного выполнения; 4) контроль результатов преподавателем. 5) неограниченные консультации с преподавателем. Данной услугой можно воспользоваться, если при выполнении заданий возникли трудности.

(с) Завьялова О.А., 2011 Дистанционный курс Продолжительность: часа. Основная цель: формирование системы знаний и умений. Элементы курса: форумы, чаты, основной информационный материал, глоссарий, анкеты, тесты, практические задания. Направления создания дистанционных курсов: – основные и профильные курсы по различным предметам; – курсы для подготовки к сдаче единого государственного экзамена; – курсы для углубленного изучения предметов или отдельных разделов предмета.

(с) Завьялова О.А., 2011 Состав УМК ( приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. 137 ) программа предмета; учебники; вводные и модульные лекции, выполненные в виде телелекций, слайд­ лекций и аудиолекций; информационные и методические материалы по коллективным тренингам; обучающие компьютерные программы; лабораторные работы; тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю; базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине; методические материалы для учителей; тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке); методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).

(с) Завьялова О.А., 2011 Структура дистанционного курса

(с) Завьялова О.А., 2011 Часть «О курсе» Часть О курсе должна включать краткую аннотацию (проблематику курса и на кого курс рассчитан), а также тематический план курса. Аннотация должна дать слушателю представление о содержании курса, мотивировать его на изучение курса. Это интегральная (обобщающая) характеристика курса. Аннотация должна быть максимально краткой. Тематический план должен быть четко структурирован и вносить полную ясность слушателю в части его временных затрат на изучение модулей курса.

(с) Завьялова О.А., 2011 Часть Содержательные модули курса: включает теоретическую часть, которая разбита на модули (разделы). Каждый модуль может включать в себя раскрытые темы теоретической части, а также элементы деятельности по модулю.

(с) Завьялова О.А., 2011 Тематический план по дистанционному курсу Название содержат ельного модуля Количество учебных часов Общий объем часов В том числе: Контрольные, практические работы (задания) Индивиду альная работа Самосто ятельная работа Форма контроля (тест, практич. работа)

(с) Завьялова О.А., 2011 Основные цели обучения: изучить информационный материал; проверить, насколько результативно прошло усвоение материала; пообщаться с преподавателем и другими обучающимися.

(с) Завьялова О.А., 2011 Структура дистанционного курса

(с) Завьялова О.А., 2011 Модуль Модуль – это структурный элемент программы обучения, реализующий крупный тематический блок. Модуль состоит из учебных элементов.

(с) Завьялова О.А., 2011 Структура учебного модуля

(с) Завьялова О.А., 2011 Модуль включает в себя: ориентировочную часть: цели, информационные ресурсы, перечень учебных элементов, информационную часть: учебные элементы, глоссарий, диагностическую часть: тесты практические задания рефлексивную часть: анкета для оценки достижений.

(с) Завьялова О.А., 2011 Структура модульных материалов:

(с) Завьялова О.А., 2011 Учебный элемент Учебный элемент – структурный элемент модуля, раскрывающий один из важных элементов содержания.

(с) Завьялова О.А., 2011 Структура учебного элемента

(с) Завьялова О.А., 2011 Правила постановки целей цели должны отражать основное содержание модуля или учебного элементы; цели должны быть ориентированы на обучающихся; цели должны быть сформулированы в категориях деятельности (начинаются с глагола, обозначающего, что будет уметь обучающийся); цели должны являться конкретными, измеряемыми, определенными во времени.

(с) Завьялова О.А., 2011 Связь частей учебного элемента

(с) Завьялова О.А., 2011 Последовательность работы с модулем

(с) Завьялова О.А., 2011 Другие элементы модуля Глоссарий – перечень основных терминов с раскрытием их содержания. Тестовые задания – задания на проверку того, как усвоен материал учебного элемента или модуля. Практические задания – задания на проверку того, как обучающийся может выполнять определенные операции и действия. Рефлексивная анкета в дистанционном курсе должна установить: какие сложности испытал обучающийся при работе с материалами; каковы достижения обучающегося.

(с) Завьялова О.А., 2011 Требования к файлам Все части курса должны быть подготовлены в виде отдельных файлов в среде текстового процессора Word через междустрочный интервал равный 1,5. Избранный шрифт: Times New Roman, 14. Первую строку каждого абзаца начинать с отступлением не менее как 1,25 см от границы левого поля. Требования к ширине полей следующие: левое - 2,5 см.; правое - 1,5 см.; нижнее - 2 см.; верхнее - 2 см. Эти требования действительны для формата А4. Каждый файл (часть курса) должны иметь краткое и однозначное название латинскими буквами, а при необходимости и цифрами.

(с) Завьялова О.А., 2011 Примеры задания имен файлам Часть и элементы дистанционного курса Имя файлаПримечание 1. О курсе: - аннотация курсаProkurs - тематический планTemplan 2. Содержательные модули курса: Модуль 1 - Тема 1.1. Tema11Название модуля - Тема 1.2. и т.д.Tema12 - Вопросы для проверки знаний 1Vopros1 - Тест 1Test1 - Задание (контрольная работа) 1Zadan1 - Список литературы 1Lit1 Модуль 2 и т.д.Название модулей 3. Итоговое заданиеZadItog 4. Итоговый тест по курсуTestItog 5. ГлоссарийGlos

(с) Завьялова О.А., 2011 Задание 1 Выполните задание: Разработайте структуру вашего дистанционного курса. Определите его основные модули. Для одного модуля разработайте его структуру.

(с) Завьялова О.А., 2011 Разработка основного информационного материала Информационный материал в дистанционном курсе может быть представлен разными способами: – в виде видеоролика; – в виде аудиоролика; – в виде рисунка; – в виде текстового материала.

(с) Завьялова О.А., 2011 достоинства и недостатки каждого способа

(с) Завьялова О.А., 2011 Преимущества графического способа представления информации можно представить тему целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»; можно наглядно и понятно для себя и других представить структуру информации; когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи; повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи проекта: человеческого мозгу всегда нужны графические образы; с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

(с) Завьялова О.А., 2011 Виды графических схем диаграммы Венна лента времени кластеры денотатные графы схема «рыбий скелет» (диаграмма Исикавы) ментальные карты

(с) Завьялова О.А., 2011

Кластер Кластер («гроздь»)это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» это тема занятия, вокруг нее «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» свои.

(с) Завьялова О.А., 2011

Денотатный граф Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Принципы построения: Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).

(с) Завьялова О.А., 2011

Диаграмма Исикавы («рыбья кость») Инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно- следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами Позволяет стимулировать творческое мышление; представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

(с) Завьялова О.А., 2011 Исходный скелет…

(с) Завьялова О.А., 2011

Ментальные карты Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.англ.

(с) Завьялова О.А., 2011

Ментальные карты

(с) Завьялова О.А., 2011 Задание 2. Разработайте информационную часть учебного элемента (модуля) с использованием графических схем.

(с) Завьялова О.А., 2011 Проектирование практических заданий

(с) Завьялова О.А., 2011 Состав практических заданий

(с) Завьялова О.А., 2011 Зачем нужны критерии? они позволяют оценить качество и эффективность выполнения какого-либо компонента деятельности; являются важным средством оценивания выполненной работы (оценка может носить количественный или качественный характер); представляют алгоритм выполнения какого-либо компонента профессиональной деятельности и поэтому содержат важную для обучающегося информацию; позволяют преподавателю собрать информацию о том, какие компоненты деятельности вызывают сложности у обучающихся.

(с) Завьялова О.А., 2011 Пример практического задания Задание: Напишите эссе «Мое последнее путешествие в Петергоф». Требования к выполнению задания: Эссе должно содержать описание вашего путешествия (где побывали, какие дворцы посетили, какие фонтаны увидели); иллюстрации к рассказу (фотографии или картинки, сделанные вами или найденные в Интернет); ваши выводы (понравилось или не понравилось путешествие, хотите ли побывать в Петергофе еще раз).

(с) Завьялова О.А., 2011 Пример критериев с качественной оценкой для приведенного задания: КритерийДаНет Описание путешествия Наличие иллюстраций Выводы

(с) Завьялова О.А., 2011 Пример критериев с количественной оценкой для приведенного задания: КритерийБаллы Описание путешествия1-7 (число баллов определяет, насколько подробное описание, каков язык описания) Иллюстрации к рассказу1-3 (материалы, выполненные самим учеником, оцениваются выше) Выводы1-3 (четкость формулировки

(с) Завьялова О.А., 2011 Алгоритм разработки критериев выполнения практических заданий 1. Сформулировать название практической работы (задания). 2. Сформулировать основные цели выполнения практического задания в категориях деятельности с ориентацией на обучающегося. 3. Представить алгоритм выполнения заданий в категориях деятельности и с ориентацией на обучающегося. 4. Преобразовать формулировки основных этапов алгоритма в формулировки результатов выполнения практического задания. 5. Определить вес каждого компонента, т.е. его вклад в общий результат. 6. Определить условия выполнения или не выполнения общего задания (соотношение выполнено/не выполнено в случае качественной оценки, проходной балл в случае количественной оценки)

(с) Завьялова О.А., 2011 Задание 3. Разработайте практическое задание к модулю и его критерии.

(с) Завьялова О.А., 2011 Создание форумов и чатов

(с) Завьялова О.А., 2011 Форум Форум (синонимы: конференция, веб- конференция). Форум – это инструмент для общения на сайте. Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread – «нить»). В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов. Хозяин форума (модератор) определяет правила поведения в нем и при необходимости модерирует его.

(с) Завьялова О.А., 2011 Чат Чат – это общение в Интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только «здесь и сейчас» – чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата. Чат позволяет многим пользователям одновременно общаться между собой. Архивы чатов в чистом виде, как правило, не имеют смысла, поскольку текст выглядит сплошной мешаниной, в которой очень трудно понять, кто, кому и какое сообщение посылал.

(с) Завьялова О.А., 2011 Переписка Переписка предполагает общение преподавателя с обучающимися по электронной почте.

(с) Завьялова О.А., 2011 Проблемы в форумах и чатах не всегда выстроена линия дискуссии, не определены приоритеты, не подведены итоги; у участников отсутствует опыт общения в форумах и чатах; у участников нет веры в эффективность и результативность; участникам не понятны правила работы в форумах и чатах; участникам не всегда ясно, как «вписаться» в дискуссию; недостаточна индивидуализация («в форуме меня не видно»).

(с) Завьялова О.А., 2011 Направления развития форума

(с) Завьялова О.А., 2011 Пример: Основная проблема для обсуждения: Почему после войны все пригороды Петербурга были восстановлены? Линия обсуждения 1: Почему государственные средства нужно вкладывать в поддержание памятников культуры и истории? Линия обсуждения 2: Как реставрировать памятники культуры и истории (разные школы реставрации)? Линия обсуждения 3: Как мы должны заботиться о памятниках культуры и истории? Линия обсуждения 4: Почему даже в годы войн памятники культуры и истории не должны разрушаться?

(с) Завьялова О.А., 2011 Правила работы в форуме: своевременно включаться в дискуссию; соблюдать корректный тон общения; не использовать сленг; в любом высказывании видеть рациональное ядро; стараться поделиться опытом; поддерживать не очень опытных коллег.

(с) Завьялова О.А., 2011 Способы стимулирования модератором работы в форуме: соблюдаем правило (три вопроса, два позитивных замечания, одно негативное мнение); отвечаем каждому; обращаем внимание на позитив; смягчаем «острые высказывания»; благодарим за активность.

(с) Завьялова О.А., 2011 Типы форумов: Новостной Для преподавателей Общий «Мозговой штурм» Открытое выполнение заданий Дебаты

(с) Завьялова О.А., 2011 Новостной форум: Создается автоматически для любого нового дистанционного курса. Название этого форума всегда можно изменить на что-нибудь более подходящее, например, Объявления. В новостном форуме есть возможность создания преподавателем любых тем. Изначально все участники курса подписаны на этот форум.

(с) Завьялова О.А., 2011 Форум преподавателей: В каждом курсе можно открыть форум, доступ в который будут иметь только преподаватели. Для этого достаточно создать форум, который будет невидим для слушателей. Такой форум позволит преподавателям, работающим в рамках одного курса, обсуждать текущие вопросы, возникающие в процессе обучения.

(с) Завьялова О.А., 2011 Общий форум: Такой форум предназначен для обсуждения вопросов слушателей, организационных моментов и т.п. В общем форуме слушателям разрешается создавать темы. На этот форум рекомендуется либо просто разрешить подписку, чтобы участники сами выбирали, надо ли им получать рассылки из этого форума, либо подписать всех в первый раз.

(с) Завьялова О.А., 2011 Мозговой штурм: Работа с форумом состоит из двух этапов. В описании форума ставится задача и предлагаются инструкции по работе. На первом этапе слушатели должны просто генерировать идеи, связанные с решением конкретной задачи. Далее преподаватель удаляет повторяющиеся идеи и с помощью функции разделения распределяет каждую идею в новую тему. На втором этапе ведется обсуждение предложенных идей и выбор наиболее оптимальных решений.

(с) Завьялова О.А., 2011 Открытое выполнение заданий: Основой для подобного типа заданий является форум типа Вопрос-Ответ. От слушателя требуется сформулировать задание на определенную тему. После того как он сформулирует свое задание, он сможет увидеть задания других слушателей, которые должны выполнить.

(с) Завьялова О.А., 2011 Дебаты: Преподаватель формулирует ряд проблемных вопросов-тем, не имеющих однозначного решения, а также знакомит участников с правилами ведения дискуссии и критериями оценивания результатов. Слушатели разбиваются на группы по два человека и выступают в качестве оппонентов. Задача каждого слушателя – обосновать свою точку зрения в рамках поставленной проблемы. По завершении дебатов преподаватель оценивает деятельность каждого слушателя по заранее приведенным критериям.

(с) Завьялова О.А., 2011 Задание 4. Разработайте 1-2 варианта использования форума в своем курсе.

(с) Завьялова О.А., 2011 Создание рефлексивных анкет «Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др.»

(с) Завьялова О.А., 2011 Назначение рефлексивных анкет Рефлексивные анкеты соответственно ориентированы на развитие рефлексивных способностей обучающихся. Вопросы в анкете подбираются и формулируются таким образом, чтобы помочь обучающимся в анализе и осмыслении собственного опыта учения и достигнутых результатов.

(с) Завьялова О.А., 2011 Задачи входной анкеты: собрать исходную информацию об участниках дистанционной группы: фамилия, имя, отчество, место учебы; собрать информацию об уровне подготовки в области информационных и коммуникационных технологий (владение основными компьютерными программами, опыт работы в дистанционных курсах); ожидания от программы.

(с) Завьялова О.А., 2011 Задачи выходной анкеты: получить информацию об удовлетворенности или неудовлетворенности дистанционным курсом; собрать информацию о трудностях и проблемах; собрать информацию о том, что понравилось и что не понравилось в дистанционном курсе.

(с) Завьялова О.А., 2011 Типы вопросов: В анкетах могут быть использованы следующие типы вопросов: свободный ввод (короткая запись, абзац); одиночный выбор (один из многих); множественный выбор (несколько из многих); шкала (оценка какого-либо явления, события по шкале (пятибалльной, десятибалльной или другой).

(с) Завьялова О.А., 2011 Задание 5. Выполните задание: Разработайте рефлексивные анкеты для своего дистанционного курса.

(с) Завьялова О.А., 2011 ЛИТЕРАТУРА Андреев А.В. и др. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, – 146 с. Анисимов А.Н. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, – 292 с. Головач В.В. и др. Текст в интерфейсе ( /lib /vis.html). Общие основы педагогики ( /pedagogika/). Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, – 98 с. Подласый И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности ( testirovanie_v_ uchebnom_ processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html). Философия Moodle (