Тема 6 Зависимости и законы организации. Понятия «зависимость» и «закон» Процессы, протекающие внутри любой организации, можно разделить на: Процессы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Входное воздействие Преобразование входящего воздействия Результат преобразования воздействия Влияние результата на входное воздействие.
Advertisements

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
1 Законы организации. 2 Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно.
1 1 ТЕМА 5. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Тема 2.3. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Организационное развитие: современный взгляд. Основополагающие законы организации Основополагающие законы организации: закон синергии, закон самосо­хранения.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент и менеджер
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Базовые понятия в ИСУ Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.
СУЩНОСТЬ ЗАКОНА КОМПОЗИЦИИ – ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Теория организации Закон синергии Выполнил студент: Нурисламова Р.А ИГЭС 5-10.
Презентацию подготовили студентки: Онищук Елена ИГЭС IV-5 Грачева Анастасия ИГЭС IV-4.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Транксрипт:

Тема 6 Зависимости и законы организации

Понятия «зависимость» и «закон» Процессы, протекающие внутри любой организации, можно разделить на: Процессы, протекающие внутри любой организации, можно разделить на: управляемые, управляемые, частично управляемые неуправляемые.

В рамках каждого процесса можно выделить 4 составные части: вход или входное воздействие (информация из внешней среды, распоряжение вышестоящего руководителя, инициатива самого руководителя или работника); преобразование входного воздействия (обработка входного воздействия определенным образом и приведение его к желаемому результату); результат преобразования входного воздействия выход. (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя); воздействие результата на входное воздействие обратная связь. (Она может привести к корректировке механизма обработки входного воздействия или в изменении (усилении или ослаблении) его значения).

Связь между переменными входа и выхода называется зависимостью. Зависимости могут быть: Зависимости могут быть: объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными.

Объективные зависимости не связаны с волей людей. Субъективные зависимости формируют сами люди для реализации глобальных целей организации или страны. Кратковременные (зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты); Долговременные (зависимость заработной платы работника от его производительности, зависимость прибыли организации от величины спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности и др.)

Моральные зависимости предполагают соблюдение установленных в обществе (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла. Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими общепризнанные права человека (зависимости, проявляющиеся в незаконных общественных организациях).

Зависимости определяют практически все решения и поступки человека. Разновидностью зависимости является закон. Разновидностью зависимости является закон.

Закон это зависимость, обладающая одной из следующих характеристик: Закон это зависимость, обладающая одной из следующих характеристик: закреплена законодательно (в различных нормативно-правовых актах); является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций (нормы Библии, Корана, Талмуда и т.д.); признается авторитетными учеными (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).

Как и зависимости законы могут быть: объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные законы также называются законами организации, а субъективные законами для организаций. Объективные законы также называются законами организации, а субъективные законами для организаций.

2. Особенности законов организации и законов для организаций Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Закономерность создания организаций это: выявление конкретной общественной потребности либо потребности группы людей; исследование потребностей на устойчивость, объем, степень неудовлетворенности; формирование объекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные обязанности); создание субъекта управления (состав, профессиональный уровень, функциональные права и обязанности). проектирование организации (организационная структура управления, географическое расположение и структура сосредоточенная или распределенная).

Законы организации содержат в своем составе общую и особенную части. Законы организации содержат в своем составе общую и особенную части. Общая часть содержит механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации. Особенная часть это часть закона, не меняющая его содержания, но отражающая особенности организации как социальной системы (общий уровень культуры, профессиональная подготовка).

Законы играют решающую роль в теории организации: образуют теоретический фундамент; способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; позволяют анализировать зарубежный опыт.

По важности законы организации делятся на два уровня. Первый уровень составляют основополагающие законы организации: синергии, самосохранения и развития, Второй уровень менее важные законы организации: информированности- упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации.

Возможно также разделить законы организации на: Возможно также разделить законы организации на: - законы статики (проявляются в структурах организации: закон композиции, пропорциональности, - законы статики (проявляются в структурах организации: закон композиции, пропорциональности, наименьших, ) наименьших, ) - законы динамики (проявляются в процессах организации: закон информированности- упорядоченности, синергии, единства анализа и синтеза, самосохранения.) - законы динамики (проявляются в процессах организации: закон информированности- упорядоченности, синергии, единства анализа и синтеза, самосохранения.) - Общие, частные и специфические законы.

2. Основополагающие законы организации 1. Закон синергии Слово синергия происходит от греческого synergeia содружественное (совместное) действие двух или нескольких органов или агентов (частей, элементов) в одном направлении.

Закон синергии можно определить по- разному: Сумма свойств организованного целого, не равная арифметической сумме свойств каждого из его элементов по отдельности. Сумма свойств организованного целого, превышающая арифметическую сумму свойств каждого из его элементов по отдельности. Наличие для любой организации такого набора элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

Эффективное функционирование организации предполагает, что сумма свойств системы превышает сумму свойств компонентов.

Любая организация характеризуется основными элементами: производительность, научный потенциал, технический и кадровый потенциал, отношение к внешней среде, сложившийся в коллективе климат, имидж, перспективы развития и другие.

Все эти элементы характеризуют потенциал организации и ее способность к функционированию вообще. Потенциал организации зависит как от руководителей, так и от каждого работника, используемой технологии и правильности сочетания указанных элементов. Потенциал организации может изменяться постепенно, пропорционально привлекаемым дополнительным ресурсам. Но синергия позволяет добиться резкого, скачкообразного роста потенциала, т.е. существенно больше объема привлекаемых ресурсов.

2. Закон самосохранения Общее состояние любой организации подвергается теоретической оценке с помощью закона самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). В соответствии с данным законом каждая организация и ее часть стремится сохранить свою целостность.

Самосохранение организации есть результат действия двух противоположных факторов: Самосохранение организации есть результат действия двух противоположных факторов:стабильности развития. Первоочередной задачей руководителя организации является нахождение баланса между ними, так как преобладание первого грозит организации застоем и упадком, а второго временным успехом и тяжелыми последствиями в будущем. Первоочередной задачей руководителя организации является нахождение баланса между ними, так как преобладание первого грозит организации застоем и упадком, а второго временным успехом и тяжелыми последствиями в будущем.

Факторы, которые могут повысить или понизить ресурс организации: Внутренние факторы: Внутренние факторы: миссия организации; характеристики ее организационной структуры и культуры; уровень квалификации руководства; коммуникации; использование ресурсов и технологии; продвижение товаров на рынке. Важнейшие факторы внешней среды: Важнейшие факторы внешней среды:демографические; общий уровень развития экономики страны; политические условия; уровень развития технологии; объемы поступающих данных и информации; особенности национальной культуры.

Учет возможных факторов внутренней и внешней среды, а также своевременное выявление неблагоприятных тенденций является основой самосохранения организации.

Когда организация взаимодействует с окружающей средой, она функционирует успешно, если же она действует наперекор внешней среде, это может закончиться банкротством. Взаимодействие осуществляется путем встраивания во внешнюю среду: Взаимодействие осуществляется путем встраивания во внешнюю среду: создание союзов и ассоциаций, формирование лобби и продвижение своих представителей в различные влиятельные организации.

Э. А. Смирнов отмечает 4 стратегии, которые следует применять в работе с внешней средой. 1. Пассивно-индивидуальная основана на ожидании партнеров и предложений для заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций; предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Стратегия уместна, если внешняя среда не предъявляет серьезных требований к параметрам организации, а руководитель организации положительно относится к предпринимательскому риску и имеет дополнительный источник доходов. 1. Пассивно-индивидуальная основана на ожидании партнеров и предложений для заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций; предполагает проведение умеренной рекламной кампании. Стратегия уместна, если внешняя среда не предъявляет серьезных требований к параметрам организации, а руководитель организации положительно относится к предпринимательскому риску и имеет дополнительный источник доходов.

2. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в конкретной области. В данной стратегии заинтересован руководитель, способный специально создать под нее организацию. В данной стратегии заинтересован руководитель, способный специально создать под нее организацию. Внешняя среда предоставляет развитую инфраструктуру, риск является минимальным, а доходы не самыми высокими, но стабильными. Как правило, такие организации действуют от 3 до 5 лет. Внешняя среда предоставляет развитую инфраструктуру, риск является минимальным, а доходы не самыми высокими, но стабильными. Как правило, такие организации действуют от 3 до 5 лет.

3. Активно-индивидуальная стратегия предполагает постоянный поиск своей ниши в науке, технологии, информации с целью достижения стабильного развития. Особенно стратегия подходит для молодых руководителей небольших организаций. Особенно стратегия подходит для молодых руководителей небольших организаций.

4. Активно-коллективная стратегия в отличие от пассивно-коллективной предполагает создание инфраструктуры под собственную организацию непосредственно ее руководителем. Инфраструктура таким образом играет пассивную роль, а организация активную. Чтобы успешно реализовать такую стратегию руководитель должен обладать знаниями и прирожденными качествами. Чтобы успешно реализовать такую стратегию руководитель должен обладать знаниями и прирожденными качествами. При выборе партнеров надо удостовериться в соответствии их стратегий активно-коллективной стратегии организации лидера, что возможно только в случае пассивно-коллективных стратегий или, в крайнем случае, пассивно- индивидуальных. При выборе партнеров надо удостовериться в соответствии их стратегий активно-коллективной стратегии организации лидера, что возможно только в случае пассивно-коллективных стратегий или, в крайнем случае, пассивно- индивидуальных.

3. Закон развития Развитие организации означает: Развитие организации означает: разработку новых видов продукции, захват новых рынков сбыта, развитие организационной структуры, культуры и других элементов организации и аспектов ее деятельности.

Таким образом развитие это переход системы (организации) из одного состояния в другое. Развитие это прежде всего необратимое изменение. Абсолютно устойчивая системы неспособна к развитию, так как любые отклонения от определенного состояния подавляются, и система возвращается в первоначальное равновесное состояние.

Для перехода в новое состояние система должна стать неустойчивой. Постоянная (перманентная) неустойчивость «также вредна для системы, как гиперустойчивость, ибо она исключает «память» системы, адаптивное закрепление полезных для выживания в данной среде характеристик системы».

Э. А. Смирнов выделяет две формы развития: эволюционную, предполагающую постепенные количественные и качественные изменения; революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса.

В зависимости от конечного результата (желаемого или нет) развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие предполагает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, регрессивное развитие означает деградацию, снижение уровня знаний и отношений, переход к устаревшим или возврат к прежним формам и структурам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой.

Развитие любых систем (включая организации) происходит циклически. У каждой системы есть свой цикл формирования и развития, охватывающий период времени от зарождения системы до ее разрушения. Длительное существование систем (их устойчивость) обусловливается тем, что каждая из них обладает свойством самовоспроизведения.

Цикл в наиболее общем виде имеет вид синусоиды и состоит из двух ветвей: левая отражает рост системы, правая показывает деградацию системы, происходящую с обратным насыщением

Особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, то есть согласованном функционировании системы за счет существующих связей с внешней средой. Самоорганизующиеся системы обладают механизмом непрерывной приспособляемости (адаптации) к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывного совершенствования поведения с учетом прошлого опыта.

Адаптация системы к изменившимся условиям происходит за счет появления элементов, обладающих необходимыми для дальнейшего функционирования системы свойствами. Причем данный процесс происходит не только за счет появления новых элементов, но и за счет появления у «старых» элементов новых характеристик.

Развитие организации рассматривается как поэтапный процесс, проходящий ряд последовательных фаз (стадий). Э.А. Смирнов обосновывает развитие с позиций жизненного цикла любой системы, состоящем из восьми этапов: порог нечувствительности (1), внедрение (2), рост (3), зрелость (4), насыщение (5), спад (6), крах (7), ликвидация или утилизация (8).

Закон развития : любая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. любая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

2. Менее важные законы организации 1. Закон информированности- упорядоченности В любой организации существует информационная среда управления, которая включает: В любой организации существует информационная среда управления, которая включает: собственно информацию; средства технического обеспечения; применяемую технологию; организацию документооборота; персонал, занятый управлением информационной средой.

Главным элементом информационной среды управления является информация, а основной целью обеспечение работников организации необходимой информацией в нужное время. ценная информация, пустая информация, Грамотное управление информационной средой включает управление слухами.

Характеристики информации ценная информация, пустая информация, Грамотное управление информационной средой включает управление слухами. Существуют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информационная среда организации подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Упорядоченность это гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.п., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) коэффициентов пропорциональности

Закон информированности- упорядочности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем больше будет вероятность ее стабильного функционирования (самосохранения).

Следствие закона: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность. Следование закону информированности- упорядоченности заставляет руководителей создавать источники информации, развивать их, обеспечивать коммуникации, повышать квалификацию работников, внедрять передовые информационные технологии.

Знания считаются высшим уровнем обработки данных: если информация это обработанные данные, то знания это обработанная информация.

Знания нужны организациям для развития ключевых компетенций, которые характеризовались бы длительным существованием и, одновременно, гибкостью. Знания, по нашему мнению, следует считать одним из наиболее ценных ресурсов современной компании, а трудность его имитации при соответствующей защите способствует повышению конкурентных преимуществ.

«Внутренние» знания позволяют лучше понять, какие виды деятельности могут стать ключевыми компетенциями, следовательно, в чем заключается конкурентное преимущество компании. Компаниям следует приобретать знания быстрее, чем конкуренты. Конкурентоспособная организация должна быть «обучающейся» (learning organization).

Обучающаяся организация это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников, и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования.

В настоящее время на первое место выходит концепция «мыслящей» организации. Дж. Г. Стоунхауз определяет мыслящую организацию (intelligent organization) как организацию, «которая обучается и управляет знаниями по- умному».

Преимущество мыслящей организации перед обучающейся, заключается в процессе управления знаниями, их создании и преобразовании. Способность мыслить включает в себя: - сбор данных и информации, - способность рассуждать, - быстроту понимания.

Менеджеры должны создать такое окружение, в котором знания бы создавались, хранились, распространялись, координировались, а также ценились в качестве источника ключевых компетенций. В мыслящей организации все перечисленные элементы поддерживают и поощряют развитие менеджмента знаний.

2. Закон единства анализа и синтеза Анализ (декомпозиция) предполагает разделение некоторого целого на части, представление сложного объекта в виде набора более простых элементов. Синтез (агрегирование) понятие, противоположное анализу, подразумевающее соединение нескольких простых объектов в более сложный, единое целое.

анализ дает знание, а синтез понимание. Самое главное правило, которому необходимо следовать при анализе это сохранение важнейших свойств отдельных частей организации и получение выгоды для всей системы.

Синтез (объединение) производится на основе взаимной необходимости и взаимодействия. Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов, носит название эмерджентность. Эмерджентность включает эффект синергии, но эмерджентность больше относится к явлениям, а синергия к процессам.

Процесс анализа и синтеза в природе идет постоянно и циклично. Закон единства анализа и синтеза можно сформулировать следующим образом: любая материальная система (живой организм, социальная организация предприятие, учебное заведение и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.

Закон единства анализа и синтеза имеет существенные отличия от других законов: Закон единства анализа и синтеза имеет существенные отличия от других законов: он не отражает специфики исторически определенных отношений, а описывает связи и отношения в социальной среде вообще; играет роль катализатора общественного прогресса; с развитием общества его значение возрастает.

Э.А. Смирнов предлагает проводить анализ и синтез организаций с помощью метода постепенного приближения, включающего четыре уровня. Э.А. Смирнов предлагает проводить анализ и синтез организаций с помощью метода постепенного приближения, включающего четыре уровня. Предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя. Мозговая атака на совещании основных специалистов организации. Создание группы развития предприятия и формирование стратегии развития организации. Постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.

3. Закон композиции и пропорциональности В природе все подчинено идее совместного сосуществования, гармонии (от греч. «harmonia» стройность, соразмерность). Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительность (пропорциональность). В организации также происходит процесс гармонизации для достижения формальной или неформальной цели.

Организация должна сохранять пропорциональность между своими элементами при любых изменениях.

Закон композиции и пропорциональности можно выразить следующим образом: любая материальная система стремится к сохранению в своей структуре всех необходимых элементов (композиции), которые находятся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Закон можно разбить на две составные части: Закон можно разбить на две составные части: закон композиции выражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера; закон пропорциональности выражает необходимость нахождения определенного соотношения между частями целого, их соразмерность, зависимость или определенное соотношение.

Для реализации закона композиции и пропорциональности организация должна соблюдать принципы планирования, координации (корректировка планов) и полноты (организация полностью выполняет все функции производства и управления).

4. Другие законы организации Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта: разнообразие (неопределенность) в поведении управляемого объекта может быть уменьшено за счет соответствующего увеличения разнообразия органа (органов) управления.

Закон приоритета целого над частью: во взаимодействии целого (системы) и частей (элементов) главным является целое, которое влияет на части, преобразует их, интегрирует и адаптирует. Элементы системы подчинены целому (системе), развиваются в ее границах при выполнении своих функций.

Закон учета системы потребностей: для достижения своих целей организации должны стимулировать людей к выполнению определенных действий. Система стимулов должна базироваться на основных потребностях людей

Закон непрерывности, ритмичности в движении производственных фондов: процесс производства должен быть ритмичным и непрерывным, а процессы материально-технического снабжения, реализации продукции, обновления основным фондов непрерывными.

Закон состязательности кадров управления: любая система, включая организацию, должна обладать четким механизмом объективного отбора и дальнейшей оценки управленческого персонала.

Закон наименьших: общая устойчивость системы определяется устойчивостью ее самого слабого элемента. Закон дифференциации и универсализации функций: в организациях действуют противоположно направленные процессы: специализация функций, реализуемых ее элементами, с одной стороны, и их интеграция, универсализация с другой.