© А.С. Прутченков « Инновации все более приобретают статус генерального индикатора культурного процесса того или иного общества». Карпова Ю.А.
Вступая на путь преобразований, чаще вспоминайте рекомендацию Берга: "Отдаваясь кипучей деятельности по разработке очередной образовательной инновации, не забывайте о повседневных делах, и главное – о детях!" Из новых Законов Мерфи
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит … в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо: повысить их инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Федеральная целевая программа развития образования до 2016 г.
Инновация (нововведение) – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (или усовершенствованного) : продукта, внедренного на рынке, технологического процесса, используемого в практической деятельности, подхода к социальным услугам. Источники: 1. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. - М.: ЦИСН, Руководством Фраскати ("Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок"), документ принят ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) - принято в 1963 г. в итальянском городе Фраскати, последняя редакция 1993 г.
Инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной: на разработку, создание и распространение новых: - видов изделий, - технологий, - организационных форм и т.д. Словарь "Научно-технический прогресс", М., 2003
Инновация (нововведение) – это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного : продукта, внедренного на рынке, технологического процесса, используемого в практической деятельности, организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду. В. И. Винокуров, Центр исследований и статистики науки (ЦИСН) Минобрнауки России и РАН, Инновации, 4, стр от –
Инновация (инновационный продукт) – это результат: А) инновационной деятельности, получивший воплощение в виде: нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, Б) обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, В) обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду. Приложение к проекту "Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".
Инновация в образовании - это сложный процесс, представляющий собой "цепь" взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих или возникающих новых потребностей. Т.Г.Новикова
Таким образом, в практике инновацию рассматривают как конечный результат инновационной деятельности, а также - как деятельность, процесс изменений. "Руководства Осло" - Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, – является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов.
"Инновация" как базовое понятие должно отвечать ряду требований: Во-первых, необходимо четко разграничить понятия "новшество" и "инновация". Новшество - это оформленный результат фундаментальных и/или прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности, готовый к использованию (внедрению), но только как "потенция", возможность", еще не реализованный в широкой практике результат. 1.
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый продукт (технологию, управленческий или производственный процесс); новой организационной, производственной структуры; ноу-хау; научных понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции); результатов маркетинговых исследований и т. д.
Разработка новшеств и инвестиции в эту разработку лишь половина дела. Главное внедрить новшество, превратить его в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации для более широкого использования. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, само производство и оформить его результаты. Следовательно, инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения эффекта (экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида).
Схема превращения новшеств в инновации Инновационная деятельность учреждения (фирмы, организации, предприятия и т.п.) "Вход", новшества как идеи "Выход", инновации как результат Обратная связь Внешняя среда
Источники: Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: Экономика, – 444 с. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие. – М.: Омега-Л, – 415 с. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. – М.: АПК и ППРО, – 290 с. Фатхутдинов РА. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, – 448 с. Швандар В.А., Базилевич АИ. Управление инвестиционными проектами: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра АПК и ППРО; ведущий научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, профессор кафедры Московского института открытого образования Alex