Тема: Расходы и расходные функции региональных и местных органов власти 1.Виды и классификации расходов региональных и местных бюджетов 2. Типовые структуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ГОРЬКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «О бюджете муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015.
Advertisements

Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сандакова Д.М. Студентка ВятГУ Киров.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2007 ГОДА Финансовый отдел администрации Батыревского района 02 августа 2007.
Индикаторы оценки устанавливаются СБП Оценка базируется на конечных результатах деятельности Обеспечение взаимосвязи расходов бюджета с результатами деятельности.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Восколович Н.А. Экономика общественного сектора Лекция 10
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
Бюджет для граждан Сельского поселения Покур Служба экономики и финансов сельского поселения Покур 2013 год.
Бюджет Дударевского сельского поселения Шолоховского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Основа формирования проекта бюджета Мокрогашунского сельского поселения Зимовниковского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Бюджетное.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
1 БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН на основе решения Собрания депутатов МО «Котлас» от н «Об исполнении бюджета муниципального образования «Котлас» за.
П/п 1Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию приоритетного национального проекта.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Бюджет для граждан Бюджет Покровского сельского поселения утвержден решением Думы Покровского сельского поселения от г. 15 «Об утверждении годового.
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
1 ПРОЕКТ БЮДЖЕТА города Кирово-Чепецка на 2008 год ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ 30 ноября 2007 года.
Транксрипт:

Тема: Расходы и расходные функции региональных и местных органов власти 1. Виды и классификации расходов региональных и местных бюджетов 2. Типовые структуры расходов местных бюджетов 3. Понятие расходных функций местных органов власти. 4. Проблемы организации расходов региональных и местных бюджетов Школа МСУ

Удельный вес расходов местных бюджетов и республиканского бюджета в ВВП Школа МСУ

Структура финансирования расходов общественного сектора (в процентах) Школа МСУ Расходы общественного сектора Годы Финансируемые из республиканского бюджета 31,330,158,960,555,855,354,617,216,8 Финансируемые из ФСПН Министерства труда и соцзащиты населения ,648,5 Финансируемые из местных бюджетов 68,769,940,239,544,244,745,437,234,7 Всего:100,0 100 Если в 2002 году местными бюджетами покрывалось почти 70 % расходов общественного сектора экономики, то в 2010 году их доля в фондировании расходов снизилась до 34,7%. В результате, средствами центрального бюджета в 2008 году покрывалось почти 55% расходов общественного сектора, в то время как их удельный вес в 2000 году составлял 29%. Таким образом, каждый рубль республиканского (центрального) бюджета, используемый в общественном секторе экономики, имел все же больший эффект чем рубль используемый из под национальных бюджетов для тех же целей.

Виды классификаций расходов местных бюджетов: Экономическая (предметная)классификация Функциональная бюджетная классификация Ведомственная бюджетная классификация Школа МСУ

Экономическая классификация: Текущие расходы: Заработная плата рабочих и служащих Начисления на заработную плату Приобретение предметов снабжения и расходных материалов Командировки и служебные разъезды Оплата транспортных услуг Оплата услуг связи Оплата коммунальных услуг Оплата услуг по типовому проектированию Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг Субсидии государственным предприятиям и организациям Убытки предприятий и организаций, возникающих при продаже товаров и услуг Прочие субсидии Текущие трансферты Трансферты населению _________________________________ 90-91% Капитальные расходы: Приобретение оборудования и предметов Капитальное строительство Капитальный ремонт Приобретение земли и нематериальных активов Капитальные трансферты _________________________ 9-10% Школа МСУ

Пример расходов местных бюджетов Минской области по экономической классификации (в тыс. руб., в %) Виды расходов по экономической классификации 2008Уд. вес в % 2009 Уд. вес в % 2009/ 2008 Текущие расходы Из них: Покупка товаров и оплата коммунальных услуг Заработная плата рабочих и служащих Начисления на зарплату , , Расходы на капитальные вложения Предоставление кредитов и займов Итого расходов по экономической классификации , Как выглядят расходы по экономической классификации

Функциональная бюджетная классификация: Расходы на общегосударственную деятельность; Расходы на национальную оборону; Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; Расходы на национальную экономику; Расходы на охрану окружающей среды; Расходы на жилищно – коммунальные услуги и жилищное строительство; Расходы на здравоохранение; Расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации; Расходы на образование; Расходы на социальную политику; Расходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов Школа МСУ

Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам Раздел, Подраздел, Наименование разделов и подразделов 01 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 01 Государственные органы общего назначения Международная деятельность Международная экономическая и гуманитарная помощь Обеспечение проведения выборов и референдумов Обслуживание государственного долга Республики Беларусь Государственный материальный резерв 01 07Фундаментальные научные исследования Прикладные исследования в области общегосударственной деятельности Другая общегосударственная деятельность Межбюджетные трансферты 02 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь 02 Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Другие вопросы, связанные с национальной обороной 03 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ Органы внутренних дел Органы прокуратуры 03 Органы пограничной службы Органы и организации уголовно-исполнительной системы Органы государственной безопасности Резервные фонды Школа МСУ

Государственные нотариальные конторы Органы судебной власти Таможенные органы Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций Прикладные исследования в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности Другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности 04 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Общие экономические вопросы Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность Лесное хозяйство 04 Промышленность, строительство и архитектура Транспорт Дорожное хозяйство Связь Топливо и энергетика Прикладные исследования в области национальной экономики Другая деятельность в области национальной экономики 05 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Природоохранная деятельность Охрана природной среды Прикладные исследования в области охраны окружающей среды Другая деятельность в области охраны окружающей среды 06

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Жилищное строительство Жилищно-коммунальное хозяйство Благоустройство населенных пунктов Прикладные исследования в области жилищно- коммунальных услуг Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг 07 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Медицинская помощь населению Санитарно-эпидемиологический надзор Прикладные исследования в области здравоохранения Другие вопросы в области здравоохранения 08 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Физическая культура и спорт Культура Средства массовой информации Прикладные исследования в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации Вопросы религии и другие вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации

09 ОБРАЗОВАНИЕ Дошкольное образование Общее среднее образование Профессионально-техническое образование Среднее специальное образование Высшее и послевузовское образование Повышение квалификации и переподготовка кадров Внешкольное воспитание и обучение Прикладные исследования в области образования 09 Другие вопросы в области образования 10 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Социальная защита Пенсионное обеспечение Помощь семьям, воспитывающим детей Молодежная политика Содействие занятости населения Помощь в обеспечении жильем Прикладные исследования в области социальной политики Другие вопросы в области социальной политики

Ведомственная классификация: Министерства, ведомства, комитеты, организации, облисполкомы Общегосударственные расходы Образование Здравоохранение Национальная оборона Национальная экономика Социальная политика Средства массовой информации Физическая культура, спорт, культура. СМИ Судебная власть, правоохранительная Деятельность, безопасность Охрана окружающей среды Предупреждение и ликвидация Последствий катастроф Школа МСУ

Основная классификация расходов местных органов власти - функциональная: Расходы на общегосударственную деятельность; Расходы на национальную оборону; Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; Расходы на национальную экономику; Расходы на охрану окружающей среды; Расходы на жилищно – коммунальные услуги и жилищное строительство; Расходы на здравоохранение; Расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации; Расходы на образование; Расходы на социальную политику; Расходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов Школа МСУ

2. Типовые структуры расходов местных бюджетов Виды расходов местных бюджетов Расходы на непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, средства массовой информации, социальная политика) 50,051,354,255,753,347,9 Расходы на финансирование национальной экономики (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяйство, ЖКХ) 22,320,625,725,426,229,3 Расходы на капитальные вложения 5,05,22,68,39,7 Расходы на государственное и местное управление, национальную оборону, безопасность, науку 4,44,73,08,69,79,9 Расходы на окружающую среду 4,64,94,20,40,31,2 Расходы целевых бюджетных и внебюджетных фондов (инновационные фонд, дорожный фонд, фонд защиты природы, целевые жилищные займы, жилищный и инвестиционный фонд, местный фонд экономической стабилизации, фонд производителей сельхозпродукции, и др. внебюджетные фонды) 13,711,510,31,60,82,0 Всего: 100,0 Основные направлениям расходов местных бюджетов в Беларуси определяют их структуру. Это расходы на здравоохранение, образование культуру, физическую культуру и спорт, средства массовой информации, что в целом соответствует целевому назначению местных бюджетов. Школа МСУ

Чем покрываются расходы на непроизводственную (сферу? Расходы на социально-культурную сферу (образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, средства массовой информации, социальную защиту) (в % к расходам местных бюджетов) Собственные и закрепленные доходы (в % доходам местных бюджетов) Дотации из фонда финансовой поддержки административно –территориальных образований Регулирующие (разделенные) доходы (НДС, налоги на прибыль и доходы, акцизы по нормативам) (в % доходам местных бюджетов) Школа МСУ

3. Понятие расходных функций местных органов власти Потребность муниципальных образований в финансовых ресурсах в решающей степени предопределяется разграничением выполняемых функций и соответственно расходных обязательств. В процессе разграничения должно быть установлено, какой уровень власти осуществляет нормативно-правовое регулирование, обеспечивает целевое бюджетное финансирование, непосредственно предоставляет услуги. Теоретически любое общественно значимое благо можно предоставить населению централизованно. Но в этом случае многие предпочтения людей остаются незамеченными, нереализованными. Поэтому, из какого бюджета должны финансироваться те или иные статьи, кто реально должен предоставлять услугу эти вопросы всегда решаются сложно. Как правило, доходы не успевают за динамикой функций, возникает противоречие между расходными и доходными полномочиями, проявлением которого становятся невыплаты заработной платы, скачкообразное повышение тарифов, отключение потребителей от источников жизнеобеспечения. Школа МСУ

Основными видами расходов областных бюджетов являются: Общегосударственные расходы – 50-51%; Расходы на национальную оборону – 0,2-0,3%; Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность, и обеспечение безопасности – 3 – 3,5%; Расходы на национальную экономику – 12-13%; Расходы на ЖКХ – 10-11%; Расходы на здравоохранение – 7- 8%; Расходы на физкультуру, спорт, культуру и СМИ – 2 – 2,5%; Расходы на образование - 5,5 – 6%; Расходы на социальную политику – 6 -6,5% Школа МСУ

основными видами расходов базовых и низовых бюджетов являются: Базовые бюджеты (бюджеты районов и городов областного подчинения): Расходы на общегосударственную деятельность – 12-13%; Расходы на национальную экономику – 5-5,5%; Расходы на ЖКХ %; Расходы на здравоохранение (районные поликлиники, больницы, амбулатории и др.) – 20-21%; Расходы на физкультуру, спорт, культуру, СМИ (библиотеки, дома культуры, СМИ) – 5-5,5%; Расходы на образование (начальные, средние, школы, учреждения дошкольного образования) – 35-64%; Расходы на социальную политику – 4- 4,5% Низовые бюджеты (бюджеты поселковых, сельских советов, бюджеты городов районного подчинения): Расходы на общегосударственную деятельность (зарплата рабочих и служащих исполкомов и местных советов, коммунальные расходы и прочие расходы по поддержанию объектов исполнительной и представительной властей) %; Расходы на жилищно - коммунальные услуги и жилищное строительство (благоустройство населенных пунктов) – 40-42%; Расходы на национальную оборону (расходы по военкоматам на местах) - 2-3%. Школа МСУ

4. Проблемы организации расходов региональных и местных бюджетов Нет четкости в закреплении функции за каждым уровнем управления. Не ясно, кто за что отвечает? Высокая концентрация расходов на уровне области и районов и низкая концентрация расходов на низовом уровне местного управления. Некорректные пропорции расходов между центральным (республиканским) и местным уровнем Проблемы в сфере управления бюджетными расходами Школа МСУ

Отсутствие системы расходных полномочий у местных органов власти и их законодательного разграничения по уровням управления Недостаток в этой области состоит в том, что полномочия местных правительств в Беларуси законодательно не определены. Лучшие страновые практики показывают, что в законодательствах государств должны быть определены не только функции муниципалитетов, но и мера ответственности последних за предоставление соответствующих услуг и пределы ответственности. Нет четкости в закреплении функции за каждым уровнем управления. Не ясно, кто за что отвечает? Очень много совмещенных функций у областных и районных органов власти. Школа МСУ

Концентрация расходов на более высоких «этажах» местного управления Расходы по области Всего: 100,0 из них: Расходы бюджета области (собственные расходы области) 65,063,459,0 Расходы районных бюджетов 31,032,537,7 Расходы бюджетов городов республиканского подчинения 1,8 Расходы городов областного подчинения 0,10,030,02 Расходы бюджетов поселковых советов 0,140,150,1 Расходы бюджетов сельских советов 2,02,11,5 Школа МСУ Уровни бюджетов Доля бюджетов разных уровней в консолидированных местных бюджетах (в %) Бюджетов областей и городов республиканского подчинения 0,43% Бюджетов районов и городов областного подчинения 8,3% Бюджетов поселковых и сельских советов 91%

Соотношение расходов местных и центрального правительств в Республике Беларусь за период г.г. (в процентах) Соотношение расходов местных правительств и центрального правительства (местные правительства / центральное правительство) (в %) Годы Расходы (Всего)32,7/67,333,2/66,833,7/66,335,9/64,132,1/67,9 в т.ч. Общегосударственные расходы 49,5/50,526,6/73,426,3/73,731,3/68,782,9/17,1 Национальная оборона 1,5/98,51,4/98,40,3/99,7 Судебная власть правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 14,8/85,215,0/85,05,8/94,24,5/95,55,3/94,7 Национальная экономика 21,8/78,219,0/81,019,2/80,827,8/72,221,9/78,1 в т.ч: Промышленность, энергетика, строительство и архитектура 4,0/96,01,9/98,11,1/98,92,7/97,31,1/98,9 Сельское хозяйство и рыболовство 29,6/70,432,5/67,534,7/65,333,4/66,635,2/64,8 Транспорт, дорожное хозяйство и связьs23,9/76,124,9/75,149,7/50,347,4/52,648,8/51,2 Жилищно – коммунальные услуги и жилищное строительство 10,5/89,521,0/79,099,4/0,611,1/88,911,3/88,7 Защита окружающей среды 10,5/89,59,4/90,652,7/47,342,7/57,355,6/44,4 Социально – культурные мероприятия 39,8/60,2 41,1/58,934,7/65,333,4/66,6 в т.ч: Образование 79,4/20,681,2/18,981,1/18,980,4/19,680,9/19,1 Здравоохранение 78,0/22,079,8/20,2 78,0/22,078,6/21,4 Физкультура и спорт, культура, средства массовой информации, 68,9/31,162,9/37,166,0/34,063,9/36,163,1/36,9 Социальная политика 7,6/92,47,9/92,18,7/91,37,1/92,96,4/93,6 Школа МСУ

Некорректные пропорции расходах республиканского и местных бюджетов Таблица показывает, что по ряду статей в отдельные периоды сложились некорректные пропорции в соотношении расходов между центральным и местными правительствами. Например, доля общегосударственных расходов местных правительств возросла в 2010 году против 2009 года более чем в 2 раза, в то время как удельный вес расходов центрального правительства по этой статье снизился. Между тем такое соотношение можно было бы признать разумным, если бы имело место обратное соотношение - доля общегосударственных расходов центрального правительства была бы выше местных правительств. Сложившееся соотношение по общегосударственным расходам между этими правительствами представляет один резервов увеличения расходов по статьям местного экономического развития и общественного сектора. При условии построения разумного соотношения общегосударственных расходов между бюджетами разных уровней, можно было бы значительно увеличить расходы местных бюджетов в общественном секторе и локальном развитии. Обращает внимание неразумное соотношение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, где на долю центрального правительства приходится почти 90 процентов расходов, в то темя как на местные правительства приходится чуть более 10 процентов. Между тем основные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве складываются именно в регионах, а не на центральном уровне. Школа МСУ

Проблемы в сфере управления бюджетными расходами Отсутствие методик эффективного и корректного планирования расходов бюджета Полномочия органов власти по финансированию общественных услуг размыты Услуги, финансируемые за счет бюджетов, не имеют описания («паспорта»), не ясны критерии оценки качества предоставленной услуги Отчетность нацелена на обеспечение контроля за целевым расходованием средств бюджета, что не создает условий для оценки эффективности Сложно понять, сколько стоит услуга, ее доставка до потребителя, какова себестоимость ее оказания услуги у различных бюджетных учреждений Тарифы на некоторые услуги (ЖКХ и т.п) часто устанавливаются ниже себестоимости Не разработаны принципы и порядок формирования финансируемых за счет бюджета подразделений в форме юридических лиц, выбора формы ведения учета Отсутствует практика прогнозирования спроса на общественные товары и услуги Школа МСУ

Основные направления реформирования бюджетного сектора: оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств уточнение правового статуса бюджетных учреждений привлечение организаций различных организационно- правовых форм к предоставлению услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств; переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг; внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат. Школа МСУ

Основные направления повышения качества управления госсектором: Совершенствование планирования деятельности бюджетных учреждений по оказанию общественных услуг, Совершенствование структуры органов власти, приведение в соответствие полномочий и выполняемых функций, Установление целей и задач органов власти по оказанию общественных услуг и развитию территории, Введение критериев оценки качества оказания общественных услуг бюджетными учреждениями Приватизация организаций, предоставляющих услуги, традиционно оказываемые государственным сектором Обеспечение информационной прозрачности их деятельности. Переориентация работы на предоставление услуг с учетом пожеланий и мнения населения Расширение контрактации на рынке общественных услуг Школа МСУ

Основные направления повышения эффективности расходов: расширение самостоятельности бюджетных учреждений и формирование жестких бюджетных ограничений функционирования таких учреждений; передача полномочий по регулированию предоставления общественных услуг на уровень бюджетный системы, осуществляющий их финансирование; прекращение финансирования расходов, потерявших актуальность; унификация и стандартизация общественных услуг; централизация выполнения некоторых функций (бухгалтерский учет для бюджетных учреждений); нормирование расходов бюджетных учреждений; приведение в соответствие численности персонала с объемом оказываемых общественных услуг (количеством потребителей общественных услуг); выявление неиспользуемых основных фондов и их сокращение; развитие контрактации (закупки) бюджетных услуг; приватизация государственных предприятий и организаций; устранение посредников, получающих бюджетное финансирование и/или находящихся в государственной или муниципальной собственности; лимитирование и нормирование потребления ресурсов в натуральных показателях. Школа МСУ