1 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Новые образовательные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Advertisements

Введение ФГОС 2 поколения (начальная и основная школа ) педагогический совет года.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Стандарты второго поколения ФГОС. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 утвержден.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
ФГОС 1. Переход на новые образовательные стандарт 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Транксрипт:

1 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей: соответствие требованиям инновационного развития экономики современные потребности общества и каждого гражданина повышение доступности качественного образования Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В основе развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Правовой основой деятельности педагога на федеральном уровне являются: правовой статус педагогического работника (федеральный закон от г ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 47, 48, 49); квалификационная характеристика (приказ Минздравсоцразвития РФ от г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Зарегистрирован в Минюсте РФ г. Регистрационный N ); профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ от г. N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте РФ г. Регистрационный N Вступает в силу с 1 января 2015 г. ); Трудовой кодекс РФ. Правовой основой деятельности педагога на федеральном уровне являются: правовой статус педагогического работника (федеральный закон от г ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 47, 48, 49); квалификационная характеристика (приказ Минздравсоцразвития РФ от г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»». Зарегистрирован в Минюсте РФ г. Регистрационный N ); профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ от г. N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте РФ г. Регистрационный N Вступает в силу с 1 января 2015 г. ); Трудовой кодекс РФ.

1. ФГОС начального общего образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) 2. ФГОС основного общего образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г ФГОС среднего (полного) общего образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный N 24480) Введение ФГОС по ступеням образования

уч.год обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Жизнь изменяется и улучшается в результате ПРОДУКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, а не слов. УМЕНИЕ – это способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи - это НАВЫК. Навыки создаются в результате ТРЕНИРОВКИ – и никак иначе. НАВЫК, УМЕНИЕ – цель обучения. ЗНАНИЯ в обучении – средство улучшить умение. Они помогают понять: зачем это умение, каким образом оно работает и почему именно так. ВРЕМЯ, нужное для наработки навыка, у всех своё. В разумной системе обучения оно определяется не как час или два урока, а как до конечного результата. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – это лёгкое и уверенное, без задержек и трудностей, многократное выполнение действия с полным его пониманием – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Демонстрация такого результата – единственный способ диагностики. Для размышления

Проектно-дифференцированное обучение (ПДО) ПДО - ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическая система, реализуемая как на уровне отдельного педагога, так и школьного педагогического коллектива в целом, основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.

Выявление реального состояния организации ПДО и конкретизация проблемы Заключение: недостаточная активность педагогов в использовании технологий проектного обучения в различных предметах; недостаточное понимание взаимосвязи между организацией проектного обучения и метапредметным результатом в виде уровня сформированности у обучающихся определенной системы действий Понимание педагогами сущности результатов проектного обучения Распределение школ по количеству педагогов, применяющих проектные технологии Проблема: отсутствие в конкретных ОУ системы обучения, ориентированной на получение метапредметного результата (сформированности проектной и исследовательской компетентности обучающихся)

Экспресс-опрос Обоснуйте Ваш ответ, используя следующие глаголы : понимаю, знаю, умею, владею, имею опыт не совсем понимаю, не достаточно знаю, не очень хорошо умею, не очень хорошо владею, не имею не понимаю, не знаю, не умею, не владею, не имею Выберите один вариант ответа на вопрос, напишите соответствующий номер ответа Вопрос: По-вашему мнению, вы готовы к внедрению требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 1. Полностью готов/а 2. В основном готов/а 3. В основном не готов/а 4. Не готов/а Если Ваш ответ изменился в процессе обоснования, исправьте номер ответа

Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика Ученик - субъект учебной деятельности Учитель– субъект, сопровождающий ученика в учебной деятельности Самостоятельно ищет и собирает информацию Обрабатывает, исследует и анализирует информацию Представляет информацию Участвует в групповой экспертизе информации Направляет в поиске источников информации Создает условия для исследования и анализа информации Оценивает результат по принятым критериям Создает условия для самовыражения ученика (способы, формы методы) Организует совместно-распределенную деятельность учащихся Изменение позиции учителя

13 Структура модели проектных компетентностей педагога Виды компетентности Область компетентности Критерии 1. Компетентность в проектировании деятельности Личная компетентность Умеет выделять и формулировать проблемы Умеет определить способы решения проблемы Умеет собирать, обрабатывать и анализировать информацию Умеет планировать проектный (педагогический) продукт Компетентность в обучении учащихся Владеет методами проектного обучения на уроке и во внеурочное время Владеет методами исследовательского обучения на уроке и во внеурочное время 2. Компетентность в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации Личная компетентность Имеет глубокие знания предметной области проекта Способен интегрировать знания из разных предметных областей в рамках проекта Компетентность в обучении учащихся Способен организовать деятельность учеников по созданию нового интеллектуального продукта Способен организовать деятельность учеников по выбору способов предметных действий

14 Структура модели проектных компетентностей педагога Виды компетентности Область компетентности Критерии 3. Компетентность в организации и регулировании проектной деятельности Личная компетентность Умеет реализовать, корректировать и оценивать свою проектную деятельность Способен регулировать свою проектную деятельность Компетентность в обучении учащихся Владеет методами обучения регулятивным действиям Способен мотивировать деятельность обучающегося в проектной деятельности 4. Коммуникативная компетентность в проектной деятельности Личная компетентность Владеет речевой культурой Владеет технологией сотрудничества Компетентность в обучении учащихся Владеет методами обучения публичному выступлению Способен создавать условия для формирования учебного сотрудничества

15 Профессиональный стандарт «Педагог» Трудовые действия: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС планирование и проведение учебных занятий формирование универсальных учебных действий Необходимые умения: владеть, формами и методами обучения, в.т. выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п. организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в т.ч. исследовательскую Необходимые знания: современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения Готовность педагогов

17 Технология диагностики готовности педагогов к ПДО 1 уровень 2 уровень 3 уровень Проведение самооценкисамооценки и экспертной оценки уровня компетентностей педагогов Проведение экспертной оценкиэкспертной оценки разработок педагогов (рабочей программы по предмету) Проведение экспертной оценки (1,2)12 разработки и проведения учебного занятия

18 Уровневая дифференциация обучения Метапредметные результаты в виде регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий на двух уровнях овладения действием : Наличие уровней - основа для дифференциации и индивидуализации требований к обучающимся базовый уровень («ученик научится»): овладение опорным учебным материалом, принципиально необходимым для успешного обучения базовый уровень («ученик научится»): овладение опорным учебным материалом, принципиально необходимым для успешного обучения повышенный уровень («ученик получит возможность научиться»): предоставление возможности повышенной подготовки, определяющейся глубиной овладения содержанием учебного повышенный уровень («ученик получит возможность научиться»): предоставление возможности повышенной подготовки, определяющейся глубиной овладения содержанием учебного Реально выполним для всех обучающихся Для отдельных обучающихся, «имеющих более высокий уровень мотивации и способностей»

Требования к метапредметным результатам В результате реализации программы обучающийся научится выполнять учебное исследование и учебный проект по заданному алгоритму под руководством учителя (базовый уровень). Кроме того, способным и мотивированным учащимся будет предоставлена возможность научиться самостоятельно выполнять учебное исследование и учебный проект (повышенный уровень), а также создавать «авторский» способ решения проблемы (творческий уровень).

Организационно -управленческие: нормативные акты, проектные, творческие группы, подготовка учителей Ожидаемый результат: сформированность заданного уровня проектных компетентностей у выпускника основной школы Образовательный процесс: проектная форма учебной деятельности на уроке и проектирование во внеурочное время (учебно-исследовательские, прикладные и социальные проекты) Кадровые: Педагог, готовый к осуществлению ПДО Информационно -методические : программа развития УУД, рабочие учебные программы Условия реализации ПДО Система ПДО как система работы школы (педагогического коллектива) Система управления ПДО

Начальная школа НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНАЯ ШКОЛА СТАРШАЯ ШКОЛА Проектные задачи строятся на основе содержания учебных предметов, и их решение осуществляется под руководством учителя, ставятся учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями На первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков в групповых формах при наличии возможности выбора обучающимся индивидуальной формы учебной работы. Темы проектных работ основаны на проблемах, близких к пониманию социальных, коллективных и личных взаимоотношений и волнующих подростков в личном плане, и выбираются из любой содержательной области Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения. Реализация проектной деятельности происходит в индивидуальных или мини групповых формах работы с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов

Решение проектных задач: поэлементное формирование проектных компетенций 22 Модель поэтапного формирования проектной компетентности обучающихся основной школы Переходный этап (5 – 6 класс) Этап самоопределения (6 – 8 класс) Этап индивидуализации (8 - 9 класс) Проектные формы учебной деятельности: учебное и социальное проектирование в том числе в групповые проекты Индивидуальное проектирование: полный цикл проектной деятельности при помощи учителя либо самостоятельно при сопровождении учителя (тьютора)

Образовательный процесс, ориентированный на формирование проектных компетенций учащихся Образовательный процесс, ориентированный на формирование проектных компетенций учащихся Модель поэтапного освоения проектной деятельности. Этап самоопределения 6-7,7-8 Этап перехода к индивидуализации 8-9 Реализация индивидуального проекта Организация проектирования в совместно-распределительной форме Включение в учебную деятельность специальных задач - проектных задач Уровень проектных компетенций, демонстрируемый через опыт Навык реализации проектной деятельности Умения участия в проектной деятельности Переходный этап 5-6 класс

Рабочая программа – это инструмент педагога, в котором он определяет оптимальное содержание образования и наиболее эффективные, формы, методы и приемы обучения в данном конкретном классе для получения образовательного результата, соответствующего требованиям ФГОС и основной образовательной программы своей школы.

Изменения: дополнить перечень изучаемых тем, понятий в рамках раздела (с учетом требований учебной нагрузки на учащихся); раскрыть содержание тем и разделов с той степенью конкретизации и глубины, которая отвечает реальным условиям преподавания и общей идеологии образовательной организации; изменить последовательность изучения учебного материала; корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем, исходя из их дидактической значимости, степени сложности усвоения материала учащимися, с учетом материально-технической базы; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня подготовленности обучающихся, виды контроля. Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. Рабочая программа педагога: Методические рекомендации для разработки / О.Н.Крылова, Т.С.Кузнецова. – СПб.: КАРО, – с

Проект Проблема Цель Идея План… Реализаци я Оценка Рефлексия

Проект Проектирования Актуализация Концептуализация Проблематизация ФАЗЫ Этапы Целеполагание Моделирование Получение продукта Оформление результатов Рефлексии Реализации Планирование

Требования ФГОС – достижение учащимся трёх видов результатов (личностных, метапредметных, предметных) Проектная и исследовательская компетентность - основной метапредметный результат изучения любого школьного предмета. Урок – основа реализации стандарта

Особенности организации учебных занятий Урок рассматривается как форма организации процесса проектно- дифференцированного обучения и направлен на формирование навыка или приобретение опыта у обучающихся в осуществлении либо какого-либо отдельного проектного действия, либо в реализации полного цикла проектной деятельности. Урок

Виды уроков, ориентированных на формирование проектных компетенций обучающихся Урок осуществления полного цикла проектной деятельности Цель: Осуществить полный цикл проектной деятельности через реализацию учебного проекта Урок формирования и развития отдельных проектных умений на материале предмета Цель: Освоить предметное содержание + сформировать отдельные проектные компетенции Урок формирования проектных умений Урок – часть проектного модуля Урок - проект Урок – исследование Тип урока (цель) В и д у р о к а (ожидаемый продукт – результат)

Варианты учебного занятия (проектного модуля) Варианты ЦельМесто в УП Место в ОП 1Учебное занятие (проектный модуль, выделяемый как тема или раздел ОП ) освоение определённого объема содержания образования и последовательное овладение всем циклом проектной деятельности Инвариантная обязательная часть (урочная и внеурочная деятельность под руководством учителя- предметника) В рамках изучения конкретной темы конкретной предметной области Одномоментно, без пересечения с другими проектами 2Учебное занятие - проектный модуль, представляющи й собой отдельный блок ОП одновременное последовательное овладение обучающимися всем циклом проектной деятельности после освоения обязательного объема содержания предмета Инвариантная обязательная часть (урочная и внеурочная деятельность под руководством учителя- предметника) В рамках предметной области, может быть реализован в конце учебного года Одновременно, параллельно с проектами по другим предметам (проектная неделя, проектная лаборатория ) 3Учебное занятие как комплекс уроков и внеурочной деятельности, объединенных в рамках решения учебной проблемы овладения всем циклом проектной деятельности в процессе реализации междисциплинарной программы учебного курса Вариативная обязательная часть (урочная и внеурочная деятельность в процессе реализации междисциплинарны х программ) С истем а проектных модулей по разным предметным областям Последовательно, в чередовании с проектами из других предметных областей