Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Цель: осмыслить, как развивается тема Родины в творчестве поэта «Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка.
Advertisements

Судьба поколения 30- х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Подготовка к классному сочинению.
Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения « Родина » Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ.
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина».
Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Родина»
Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско- Ахтарского района, Уринова Н.А. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Изображение поколения 3х годов в творчестве Лермонтова
Тема Родины в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова Автор: Элизбарова Гюльнара Григорьевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 89 г.Сочи.
М.Ю.Лермонтов Тема одиночества в лирике поэта. Тема одиночества Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, выражающий умонастроение.
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Горька судьба поэтов всех племён; Тяжеле всех она казнит Россию… В.К. Кюхельбекер Урок 1.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Элегия «Дума»
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
« Ночное светило русской поэзии ». В русской литературе М. Ю. Лермонтов продолжал дело А. С. Пушкина. Стихотворение « Смерть поэта » возвестило о рождении.
Судьба поколения в лирике М.Ю. Лермонтова Подготовили учащиеся 9 Б класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Жукова Анастасия Жукова Екатерина Учитель.
Михаил Юрьевич Лермонтов Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова Ученицы 10 «В»класса Витютнева Таня и Шувалова Юлия.
Люблю отчизну я! Михаил Юрьевич Лермонтов. Сражение Бородино.
Урок-презентация по литературе в 9 «б» классе. Учитель: Балмаева Г.И. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и.
Транксрипт:

Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель: осмыслить, как развивается тема Родины в творчестве поэта «Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни».(В.Г. Белинский)

Фронтальная беседа Назовите стихи, в которых отразились мотивы вольности и гордого одиночества. Каковы предпосылки написания подобных стихов? Послушайте стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен..» - Особенности композиции - Что чему противопоставлено? - Каково отношение лирического героя к обществу? - Каков он сам?

Стихи о родине «Два великана» «Бородино» «Родина» «Дума» Прощай, немытая Россия»

Какие общественно- политические вопросы волнуют современников М.Ю. Лермонтова Война 1812 года Восстание декабристов - Чем закончились? Почему? Нет связи с народом. Углубился разрыв между Россией народной и официальной.

Работа с опорной схемой « Дума » Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова Узко литературный Историко-культурная контекст перспектива Общий романтический Расцвет творчества конфликт Мечты и Лермонтова приходится Реальности на эпоху «безвременья» (А.И.Герцен), это ощущается поэтом как личная трагедия

Анализ стихотворения «Дума» Задание : составить цитатную характеристику поколения. Задание : составить цитатную характеристику поколения. «Богаты… ошибками отцов» «Богаты… ошибками отцов» «К добру и злу постыдно равнодушны» «К добру и злу постыдно равнодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед властию… рабы» «Перед властию… рабы» «Иссушили ум наукою бесплодной» «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы, и любим мы случайно» «И ненавидим мы, и любим мы случайно»

«Дума» Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ».

«Дума» В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30 х годов: Печально и гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.

«Дума» С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений: С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:

«Дума» Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

«Дума» Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

«Дума» Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.

«Дума» Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.

«Дума» Какая жизнь - такое поколенье ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ?

«Дума» Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.

Вывод : Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.

1. 1. Родина земля, давшая жизнь и страдание 2. - «Смерть» Оборвана цепь жизни молодой …пора домой … Пора туда, где будущего нет. Ни прошлого, ни вечности, ни лет. Ни горьких слез, ни славы, ни частей… Ощущение дисгармонии - «Монолог» К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем. ……………………………………………

1. 3. Образ идеальной романтической отчизны 2. «Отрывок». Страшна конечность земного существования и ничтожество жизни («ничтожество есть благо на земле»). Тяготение к небу – это поиски духовной свободы, отрадного слияния с природой («Хранится пламень неземной / Со дней младенчества во мне»). Но и в этом стихотворении образ небесного рая сменяется антитезой земле: Теперь я вижу: пышный свет Не для людей был сотворен. Мы сгибнем, наш сотрется след, Таков наш рок, таков закон;

1. 4. Отрицание той России, «где стонет человек от 2. рабства и цепей» «Жалобы турка» Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край … моя отчизна! 5. Стихотворение «Бородино» - вера в народ.

Завершение темы родины год «Прощай, немытая Россия» «Родина» презрение к стране рабов, признание в любви стране господ

«РОДИНА» Какие два облика России рисует Лермонтов? Что же входит для Лермонтова в понятие Родина? Что приходит на смену величественным картинам природы? Что вызывает у Лермонтова добрые, светлые чувства? На какие детали крестьянского быта он обращает внимание? Объясните, как вы понимаете строки: «Дрожащие огни печальных деревень»? Подведем итог: что не волнует поэта, а что он любит, в чем странность этой любви

«Прощай, немытая Россия» Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей 3, От их всевидящего глаза, От их все слышащих ушей.

Проанализируем эпитет «немытая Россия». Как вы понимаете его, что, по вашему мнению, имел в виду поэт ? Какую черту империи автор отмечает как главную? Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? Что, кроме биографической мотивировки, вносит слово «Прощай…» в это стихотворение? Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой? (Эпиграмма – краткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление) Все, о чем мы сейчас говорили, наверное, и позволило С. Наровчатову назвать это стихотворение «…эпитафией всей николаевской России» (Эпитафия – надгробная надпись)