Задание С. Формулировка проблем исходного текста. Составление плана работы АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Advertisements

Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Тема и проблема текста Тема – то, о чем говорится в тексте. Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной.
Транксрипт:

Задание С. Формулировка проблем исходного текста. Составление плана работы АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

План работы

1. Определить тему текста, его основную мысль, понять его проблематику, вычленить и сформулировать одну из проблем ;

2. Прокомментировать проблему ;

3. Понять позицию автора и четко её сформулировать ;

4. Выразить согласие или несогласие с автором ;

5. Сформулировать собственную позицию ;

6. Аргументировать собственное мнение, привести доводы, опираясь на личный жизненный или читательский опыт ;

7. Композиционно оформить сочинение, придать ему цельность и связность, продумать последовательность изложения и то, как вы разобьёте текст на абзацы ;

8. Позаботиться о речевом оформлении текста, подобрать слова и выражения, грамматические конструкции ;

9. Обеспечить соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических норм в тексте сочинения ;

10. Обеспечить фактическую точность как при интерпретации исходного текста, так и при подаче фонового материала ;

11. Соблюсти заданный объем сочинения 150 – 300 слов ( с учетом служебных ).

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей - либо биографии и т. п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой - либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором

Ф сформулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Сформулировать проблему можно несколькими способами :

1) проблема чего ; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием :

Автор затрагивает проблему « отцов » и « детей ». В тексте поднимается проблема одиночества ; Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста ;

2) формулировка в виде вопроса ( проблема – это и есть вопрос, требующий решения ) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно :

Что такое счастье ? Почему в повседневной жизни мы всё чаще и чаще сталкиваемся с проявлениями грубости, хамства и сквернословия ? Люди, ведущие здоровый образ жизни, – кто они ?

3) В виде предложения тезиса, требующего пояснения : Невежество, бескультурье, сквернословие – проблемы, к сожалению, актуальные в наше время.

4) В виде предложения – цитаты, отражающую основную мысль текста : В П. Астафьев, размышляя …., цитирует В. И. Даля, автора толкового словаря : « Пакость – скверна, мерзость, гадость, злоумышление »

В виде номинации – названии темы : Спорт и здоровье. Патриотизм. Нравственность и мы.

С использованием лексических и синтаксических средств выразительности, одно темной лексики, градации, однородных членов предложения :

Невежество, сквернословие, хамство – характерное явление современного общества.

Возможно ли органичное сочетание в жизни человека « поэзии » и « прозы », духовного и материального начал ?

ВНИМАНИЕ ! Чтобы проверить, не ошиблись ли вы в формулировке проблемы, посмотрите, чему посвящена большая часть исходного текста.

Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах ?

- нравственные ; - экологические ; - социальные ; - психологические ; - философские ; - социально - психологические ; - социально - философские.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть :

- общественно значимой ; - социальной ; - философской ; - политической ; - идеологической ; - нравственной ; - межнациональной ;

- назревший ; - первоочередной ; - актуальной ; - жизненной ; - насущной ; - острой ;

- важной ; - серьезной ; - спорной ; - неотложной ; - основной ; - глубокой ; - неразрешимой ; - принципиальной.

- морально - этической ; - злободневной ; - животрепещущей.

Проблема может заставить читателя :

- глубоко задуматься - серьезно размышлять - рассуждать вместе с автором - серьезнее относиться к … - поделиться мыслями о … - испытать потребность в чем - либо и т. п.

- оценить истинный масштаб чего - либо - открыто выразить свое отношение к … - заняться самовоспитанием ( охраной культурной среды, природы и др.) - с горечью понять, что … - заняться ее глубоким изучением

Ошибки, которые встречаются в работах и влияют на снижение оценки :

1) проблема не вычленена, не точно сформулирована или подменена сходной

например, в тексте говорится о негативном влиянии некоторых телепередач на формирование личности подростков, а экзаменуемый называет проблему роли телевидения в жизни общества ;

2) названа одна проблема, а прокомментирована другая, также рассматриваемая в исходном тексте ;

3) отсутствует комментарий к проблеме ( или заменяется пересказом, цитированием );

4) названа и прокомментирована одна проблема, а собственное мнение выражается и аргументируется по другой проблеме, также рассмотренной в тексте ;

5) встречаются фактические ошибки при формулировании проблемы или позиции автора

например, автор считает, что недопустимы инквизиционные методы в деятельности цензуры, а экзаменуемый пишет, что цензура не нужна вообще ;

6) выражая несогласие с автором, экзаменуемый допускает этические ошибки ;

7) не приведена аргументация собственной позиции, или они не доказывают истинность позиции экзаменуемого, или в фоновом материале есть фактические ошибки ;

8) речь экзаменуемого бедна ( узок словарный запас, не сформирован грамматических строй );

9) нарушены орфографические, пунктуационные, речевые, языковые нормы.

Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

Волнующая всех нас проблема счастья поднимается известным автором … Обращение к тексту В. Солоухина заставила меня задуматься о проблеме счастья, которую и рассматривает автор. Что такое счастье ? В чём оно заключается ? Эту важную для каждого проблему поднимает В. Солоухин. Счастье и мы. Как часто предел мечтаний любого человека заключён в достижении именно этого понятия ? Радость, любовь, приятие мира и счастье – как дороги эти понятия каждому из нас …

… Хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, … вызывающая адекватное понимание у адресата. Именно адекватность понимания делает речь эффективной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей …

Что такое речь ? Речь и интеллект. Связаны ли эти понятия. Автор … считает … Обращение к тексту … заставила меня глубоко задуматься о том, насколько связаны речь и интеллект.

Ночь была холодная. Город спал, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго слушал. Он все - таки пошел. По пути он зашел в подъезд, чтобы прилечь не надолго, он был слаб. Ложиться на улице нельзя – погибнешь ( он видел не раз собак, раздавленных автомобилем ). В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте её.

1) проблема взаимоотношений человека и животных в городе ( нуждаются ли животные в помощи людей ? Должны ли люди заботиться о животных, помогать им выживать в городе ?);

2) проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным в городе ( осознает ли человек, что животные так же, как люди, испытывают горе, страдания, переносят лишения ? Какова должна быть позиция человека по отношению к незнакомому животному ?).

Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство ? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь ?

1) проблема сохранения в современном мире понятия « честь » ( что означает слово « честь » для современного человека ?);

2) проблема верности своему слову ( важно ли в любом случае сохранять верность своему слову выполнять обещания ?).

Прочитайте текст, выберите правильные ответы.

Нередко библиография представляется делом сухим, мертвым. Это наивное заблуждение не нуждается даже в опровержении. Не терпевший рутины и схоластики, критик Писарев сказал : « Библиография насильно вытащила меня из закупоренной кельи на свежий воздух ». Стоит ли говорить о значении библиографии, когда перед читателем открывается книжный океан ? Пускаться в плавание по его просторам без компаса неразумно. Этот компас – наука о книге.

Темой текста является : 1) поэзия ; 2) библиография ; 3) Д. Писарев ; 4) книги.

Темой текста является : 1) поэзия ; 2) библиография ; 3) Д. Писарев ; 4) книги.

Проблемой текста является : 1) снисходительно - скептическое отношение к библиографии ; 2) преувеличенная самостоятельность Писарева ; 3) сухость науки библиографии ; 4) заблуждение во мнениях о книгах.

Проблемой текста является : 1) снисходительно - скептическое отношение к библиографии ; 2) преувеличенная самостоятельность Писарева ; 3) сухость науки библиографии ; 4) заблуждение во мнениях о книгах.

Прочитайте текст, выберите правильные ответы.

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль … Когда человек попадает в напряженную ситуацию, понимаю, что ему предстоит опасный выбор, очень полезно определить для себя, чего не следует делать. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное понимание. Такая установка помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек будет стыдиться. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное - избавиться от искушения.

Темой текста являются : 1) добро и зло ; 2) абсолютные запреты ; 3) мораль ; 4) сущность зла.

Темой текста являются : 1) добро и зло ; 2) абсолютные запреты ; 3) мораль ; 4) сущность зла.

Проблемой текста являются : 1) соотношение добра и зла в жизни ; 2) опасность оправдания зла ; 3) выбор основания для поведения в этически напряженной ситуации ; 4) наличие абсолютных запретов.

Проблемой текста являются : 1) соотношение добра и зла в жизни ; 2) опасность оправдания зла ; 3) выбор основания для поведения в этически напряженной ситуации ; 4) наличие абсолютных запретов.

Прочитайте текст, выберите правильные ответы.

Потеря эстетического восприятия земной поверхности как сферы прекрасного – потеря великая. Опыт показывает, что от одного этого люди звереют. Скажем был городок из коттеджей, где были свои хулиганы, которые пакостили как могли. Хулиганов приструнили, да и они сами побаивались общественного мнения окружающих. Но вот на смену коттеджам пришли сотни многоэтажных коробок жилья. И плотину словно прорвало. Общественное мнение оказалось в глубоком обмороке. А на этом фоне вандалы начали погром окружающего их Рима. Деградация среды обитания пошла.

Темой текста являются : 1) хулиганы ; 2) деградация среды обитания 3) общественное мнение ; 4) дачный городок.

Темой текста являются : 1) хулиганы ; 2) деградация среды обитания 3) общественное мнение ; 4) дачный городок.

Основной проблемой текста является : 1) исчезновение красивых пейзажей ; 2) потеря эстетического восприятия земной поверхности ; 3) смена коттеджных поселков многоэтажными коробками ; 4) изменение общественного мнения.

Основной проблемой текста является : 1) исчезновение красивых пейзажей ; 2) потеря эстетического восприятия земной поверхности ; 3) смена коттеджных поселков многоэтажными коробками ; 4) изменение общественного мнения.

Прочитайте текст, выберите правильные ответы.

Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ?.. Есть вещи, которые не оценить рублями. Неужели так трудно понять … что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но в душе народа ! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы духа, как не эта природа ! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.

Темой текста являются : 1) опустошение земли ; 2) душа народа ; 3) природа ; 4) свобода человека.

Темой текста являются : 1) опустошение земли ; 2) душа народа ; 3) природа ; 4) свобода человека.

Какой проблемы не касается автор ? 1) воспитание широты духа ; 2) ответственность перед потомками ; 3) охрана природы ; 4) свобода человека.

Какой проблемы не касается автор ? 1) воспитание широты духа ; 2) ответственность перед потомками ; 3) охрана природы ; 4) свобода человека.

Прочитайте текст, выберите правильные ответы.

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное : полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания ! Именно поэтому с детства надо понимать значение контактов и главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково и юноше, и старику.

Темой текста являются : 1) одиночество ; 2) отношение к людям ; 3) социальная полноценность ; 4) общение.

Темой текста являются : 1) одиночество ; 2) отношение к людям ; 3) социальная полноценность ; 4) общение.

Проблемой текста является : 1) преодоление одиночества ; 2) значение общения в жизни человека ; 3) проблемы в общении ; 4) достижение душевного комфорта.

Проблемой текста является : 1) преодоление одиночества ; 2) значение общения в жизни человека ; 3) проблемы в общении ; 4) достижение душевного комфорта.

Задание С. Формулировка проблем исходного текста. Составление плана работы.

План работы

Сформулировать проблему можно несколькими способами :

Задание С. Формулировка проблем исходного текста. Составление плана работы.