Лекция 2 Развитие и трансформации психоанализа. Научный конфликт в психоаналитическом сообществе Индивидуальная психология А. Адлера Аналитическая психология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Ученики З.Фрейда Карл Густав Юнг.
Advertisements

Выполнила : студентка 1 курса 5 группы Балакирева Анна Сергеевна.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Направления психологии Александр Елисеенко. О чем сегодня будем говорить ? А о чем шла речь в прошлый раз ? Что запомнилось ? Какие возникли вопросы ?
Карл Густав Юнг Выполнила Щербина К.А Группа 122.
К.Г. Юнг Учение о сознании. Архетипы Работу выполнила: студентка 222 группы, лечебного факультета Галкина Елизавета.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Психология личности.. Ключевые вопросы: Соотношение понятий: Соотношение понятий: человек–индивид–личность– индивидуальнос ть Уровни функционирования.
Карл Густав Юнг Мокроусова Ольга Юрьевна Группа МТ-310.
К. Г. Юнг и его типология личности Выполнила студентка группы МК 1 курса Стороженко Анастасия.
Основные направления психологической науки Ассоциативная психология. Психоанализ.
Исполнила: Мустапаева В.А. 2 ПЛ. Краткая история психоанализа Основные понятия и техники психоанализа Роль психоанализа в психологическом консультировании.
Зигмунд Фрейд и его роль в психологии Выполнила: ученица 11 класса Г Непомнящих Алина Иркутск 2007.
Семестр1. Тема2. Лекция4-5. Становление категориального строя психологии.
Альфред Адлер Презентацию подготовила: Петрова Яна Студент 754 группы.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт.
Транксрипт:

Лекция 2 Развитие и трансформации психоанализа

Научный конфликт в психоаналитическом сообществе Индивидуальная психология А. Адлера Аналитическая психология К. Юнга

Научный конфликт в психоаналитическом сообществе 1902 г. – образуется дискуссионный психоаналитический кружок; один из 4-х основателей – А.Адлер. Со стороны Адлера – критика Фрейда за переоценку роли сексуальных факторов г. – Фрейд рекомендует Адлера на пост президента Венского психоаналитического общества г. – разрыв между Фрейдом и Адлером. Адлер называет Фрейда мошенником, а психоанализ «мерзостью и непристойностью». Отзывы Фрейда об Адлере: «ненормальный», «человек, свихнувшийся на почве собственных амбиций». Отказ Адлера от поста президента общества. Создание Ассоциации индивидуальной психологии г. – Юнг стал по настоянию Фрейда первым президентом Международной психоаналитической ассоциации г. – Юнг публикует книгу «Символы трансформации», Фрейд и Юнг прекращают личные отношения г. – Юнг сложил с себя полномочия президента и вышел из ассоциации.

В первом ряду: Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Густав Юнг; во втором ряду: Абрахам А. Брилл, Эрнест Джонс и Шандор Ференци (Clark University, 1909)

1920-е гг. – от Фрейда отдаляются О.Ранк ( ) и Ш.Ференци ( ) 1923 г. – книга Ранка «Травма рождения». Основной источник тревоги – травма отделения от матери при рождении г. – Ференци публикует «Таласса, опыт генитальной теории» («Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie»,) делает акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно («инстинкт материнской регрессии») и, в конечном счёте, в воды мирового океана г. – совместная книга Ранка и Ференци «Развитие психоанализа» - развитие концепции трансфера, модификация классической техники психоанализа, приоритет – не интеллектуальному, а эмоциональному опыту г. – окончательный разрыв Ранка с Фрейдом. О.Ранк ( ) Ш.Ференци ( )

Альфред Адлер

А. Адлер Третий из шести детей. В 4 года решил стать врачом. В школе сперва был одним из самых слабых учеников (по мнению учителя – «может быть только подмастерьем сапожника») 1888 г. – в 18 лет поступил в Венский университет на отделение медицины. Заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал- демократом г. – получил медицинскую степень г. – защищал в печати «Толкование сновидений» Фрейда г. – по приглашению Фрейда становится одним из основателей психоаналитического кружка г. - «Исследование неполноценности органов» (Studie über Minderwertigkeit von Organen) – книга, вызвавшая негативную реакцию Фрейда г. – из письма Фрейда Юнгу: «Суть дела и это меня действительно тревожит в том, что он (Адлер) сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться»

Индивидуальная психология А. Адлера - основные понятия/положения Фиктивный финализм ( Идея заимствована у философа Г.Файгингера: люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют реальность и детерминируют поведение. Надежды на будущее более важны, чем опыт прошлого. Конечная цель может быть фикцией, идеалом, который определяет устремления человека. По Адлеру, здоровый человек может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь, как она есть ) Стремление к превосходству* (или самоутверждение) Чувство неполноценности * и компенсация (4 основных вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация и уход в болезнь) Социальный интерес * (врожденный потенциал, направленный на взаимодействие с другими людьми) Стиль жизни Творческое «Я» (сообщает жизни человека смысл, воздействует на факты действительности и трансформирует их в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Мы можем влиять на формирование собственной личности и на свою судьбу) Порядок рождения * Врожденные бессознательные чувства

«Невротик не задает себе вопрос: "Что я должен сделать, чтобы приспособиться к требованиям общества и благодаря этому добиться гармоничного существования?" Его ключевой вопрос звучит так: "Как я должен организовать свою жизнь, чтобы удовлетворить свое стремление к превосходству, превратить свое постоянное чувство неполноценности в чувство богоподобия? "» «- Где ты был, когда делили мир? - Я был болен (ответ невротика)» А. Адлер

Цели терапии: Выявить ошибочные суждения о себе и других Устранение ложных целей Формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал «лечение неврозов требует воспитательного воздействия на пациента, коррекции его заблуждений и окончательного его возврата в человеческое общество» «…то, что он говорит и думает, не имеет никакого практического значения. Стойкая направленность его действий проявляется только в его поведении» Терапевту необходим особый дар – «умение вчувствоваться»

Карл Юнг

Карл Юнг Родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Закончил медицинский факультет университета в Базеле гг. - работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. Разработал метод ассоциативного эксперимента для выявления комплексов (комплексы - эмоционально заряженные части опыта; в основе комплекса, по Юнгу, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро) гг. – сотрудничество с Фрейдом.

Аналитическая психология К.Юнга – основные расхождения с теорией З.Фрейда Трактовка понятия либидо Представления о направленности сил, определяющих личность человека. По Фрейду – человек есть продукт детских переживаний, по Юнгу – решающее значение целей и ожиданий на будущее; изменения в личности взрослого человека Структура психики: коллективное бессознательное (архетипы), индивидуальное бессознательное, сознание

Архетипы Формы, организующие и канализирующие психологический опыт индивидов. Каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». «…окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено» Основные архетипы: Эго (центральный элемент личного сознания, интеграция личного опыта в единое целое) Персона Тень (фокусирует, систематизирует впечатления, вытесненные из сознания) Анима/Анимус Самость

Учение о психологических типах Типология по двум основаниям: Доминирование экстра-интровертированности (интроверт – ориентация на внутреннюю часть души, экстраверты – ориентация на Персону, внешнюю часть души) Доминирование одного из 4-х основных психических процессов – мышления, чувствования, интуиции, ощущений