Охрана водных ресурсов: государственное регулирование и бюджетное финансирование Шкиперова Г.Т., ИЭ КарНЦ РАН, РАНХиГС Петрозаводск, 21 февраля 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Advertisements

Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Отчет отдела регулирования тарифов организаций коммунального комплекса за 2012 год и задачи на 2013 год Начальник отдела Егоршина Елена Анатольевна.
Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
Докладчик: первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Лукашов А.И. 17 марта 2010 года.
1 Порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания Чудовский муниципальный район.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Развитие нормативно-правовой базы в области охраны атмосферного воздуха определяется.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Реализация Федерального закона от г. 83 – ФЗ в государственных и муниципальных учреждениях Директор Департамента заработной платы, охраны труда.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Информация о выполнении плана работы Совета по оказанию помощи органам местного самоуправления Межведомственный Совет по вопросам взаимодействия и оказания.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание с главами муниципальных районов и городских округов Московской области по вопросу.
Мониторинг изменений сети муниципальных учреждений г. Петрозаводск 2 ноября 2012 г.
Законодательство РФ: сброс производственных сточных вод в водные объекты через централизованные системы водоотведения И.В. Алексеева директор Департамента.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Транксрипт:

Охрана водных ресурсов: государственное регулирование и бюджетное финансирование Шкиперова Г.Т., ИЭ КарНЦ РАН, РАНХиГС Петрозаводск, 21 февраля 2014 г.

Основные факторы, влияющие на качество водных ресурсов в Республике Карелия Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Высокие по сравнению со средне российским уровнем показатели эко-интенсивности хозяйственной деятельности. Прямая зависимость объема сброса загрязненных сточных вод от объема производства продукции крупных промышленных предприятий. Высокая степень износа действующих КОС (БОС). Отсутствие КОС в шести районных центрах (Медвежьегорск, Пудож, Беломорск, Кемь, Калевала, Лоухи) и большей части поселков республики. Отсутствие сбора и очистки ливневых сточных вод.

Основные проблемы сохранения качества водных ресурсов Динамика сброса сточных вод в поверхностные водные объекты Карелии за гг.

Основные проблемы сохранения качества водных ресурсов Индикаторы эко-интенсивности хозяйственной деятельности за 2000 и 2012 годы Сбросы на 1 руб. произведенной продукции, л/руб. (в ценах 2000 г.) Сбросы на душу населения, м 3 / чел Республика Карелия 7,35, г. Петрозаводск 11,15, г. Костомукша 6,43, г. Кондопога 8,88, г. Сегежа 10,25, г. Питкяранта 20,811, Справочно: Россия 3,51,

Основные направления экологизации экономики Изменение отраслевой структуры экономики с уменьшением числа природоемких производств; Внедрение новых ресурсосберегающих и малоотходных технологий; Совершенствование и повышение эффективности очистки загрязнений; Максимизация переработки отходов, внедрение систем оборотного водоснабжения. Экологические инновации Государственное регулирование, создание условий для внедрения экологических инноваций

Методы и инструменты управления качеством окружающей среды Законодательные/ Информационные Административные Экономические Законы/ Постановления/ Приказы/ Методики Мониторинг Планирование/ Прогнозирование Просвещение/ Образование Реклама/ Антиреклама Правовые Контрольные Нормирование Стандартизация ОВОС Экспертиза Лицензирование Сертификация Аудит Стимулы Субсидии/ дотации Льготные займы Ускоренная амортизация Кредиты Принудительные меры Платежи/ налоги Штрафы Экологическое страхование

Государственное регулирование Законодательство в сфере охраны водных ресурсов Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от г. 440) Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением правительства РФ от г 1225-р) "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ ) Водный кодекс Российской Федерации от N74-ФЗ (принят ГД ФС РФ ) ФЗ от г. 7 «Об охране окружающей среды» ФЗ от г. 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ФЗ от ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" Постановление Правительства РФ от N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632) Постановление Правительства РФ от N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух…, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»

Доля расходов на охрану окружающей среды в общем объеме расходов консолидированных бюджетов России и Карелии

Динамика поступления платы за негативное воздействие и бюджетных инвестиций на охрану окружающей среды в Республике Карелия

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду по муниципальным районам Карелии в 2012 г., млн руб. Всего В местный бюджет, 40% Петрозаводский ГО30,215 12,086 Костомукшский ГО112,393 44,957 Беломорский район 0,850 0,340 Калевальский район 0,235 0,094 Кемский район 3,063 1,225 Кондопожский район 39,717 15,887 Лахденпохский район 2,380 0,952 Лоухский район 1,303 0,521 Медвежьегорский район 3,610 1,444 Муезерский район 2,371 0,948 Олонецкий район 3,483 1,393 Питкярантский район 5,973 2,389 Прионежский район 3,610 1,444 Пряжинский район 1,759 0,704 Пудожский район 0,839 0,336 Сегежский район 22,327 8,931 Суоярвский район 1,830 0,732 Сортавальский район 6,006 2,402 ИТОГО241,966 – Республика Карелия 96,786

Выводы: роль государственного регулирования в области охраны водных ресурсов сводится к установлению ограничений, т.е. носит чисто административный характер; экономические и рыночные инструменты развиты недостаточно; отсутствует механизм стимулирования природоохранной деятельности; бюджетное финансирование природоохранных мероприятий крайне низкое и имеет тенденцию к сокращению; характерно нецелевое использование поступающих в бюджет средств, носящих компенсационный и восстановительный характер.

Современный этап реформирования системы управления охраной окружающей среды Проект ФЗ «Оплате за негативное воздействие на окружающую среду» внесен в ГД РФ г., повторно г., г. – отклонен); Проект Экологического кодекса РФ разработан МПР в 2007 г. (опубликована концепция Проекта); Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (от г. 889); Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД РФ в 1 чтении в октябре 2011 г., сентябрь 2013 – общественное обсуждение)

Изменения, предлагаемые в проекте реформы системы управления охраной окружающей среды Предлагаемые изменения Результат Дифференциация предприятий по степени воздействия на окружающую среду и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования. Введение системы декларирования негативного воздействия на окружающую среду. Установление принципа нормирования негативного воздействия по показателям наилучших доступных технологий (НДТ). Освобождение от платы за загрязнение на период внедрения НДТ (3-7 лет). Взимание платы при применении НДТ с понижающим коэффициентом, равным 0,5. Применение дополнительного коэффициента 2 к норме амортизации оборудования. Стимулирование внедрения экологически безопасных технологий Стимулирование развития рынка природоохранного оборудования и ресурсосберегающих технологий Снижение бюрократических барьеров и коррупционной емкости разрешительной системы Стимулирование проведения природоохранных мероприятий.

Изменения, предлагаемые в проекте реформы системы управления охраной окружающей среды Предлагаемые изменения Результат Постепенное ужесточение санкций: Повышение ставок платы за негативное воздействие на ОС, превышающее показатели НДТ. Существенное увеличение размеров штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Введение штрафов за представление недостоверных деклараций воздействия деятельности на ОС. Ужесточение санкций за сверхнормативные выбросы и сбросы. Повышающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие будут кратно увеличены и составят 25 и 100, вместо применяемых в настоящее время 5 и 25. Стимулирование соблюдения требований природоохранного законодательства и природоохранных мероприятий Возмещение ущерба ОС

Законодательные инициативы в сфере охраны водных ресурсов в Республике Карелия Проект ФЗ «Об охране Ладожского и Онежского озер» Предлагается установление повышающих коэффициентов к базовым нормативам платы за сброс загрязняющих веществ в Ладожское и Онежское озера и другие водные объекты их водосборных площадей (ст. 17) Проект рекомендаций Парламентских слушаний на тему «Природоохранные и экологические аспекты в сфере водоснабжения населения и водоотведения на территории Республики Карелия» Предлагается перераспределение средств, поступающих от водного налога и платы за пользование водными объектами (60% в бюджет республики), и их использование на выполнение природоохранных мероприятий

Предложения в Проект рекомендаций Парламентских слушаний «Природоохранные и экологические аспекты в сфере водоснабжения населения и водоотведения на территории Республики Карелия» Правительству Республики Карелия и Органам местного самоуправления РК : Предусматривать на выполнение природоохранных мероприятий средства в объеме, равном средствам, поступающим от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законодательному Собранию Республики Карелия: Выйти в ГД РФ с предложением: о внесении дополнений в ст. 16 Федерального закона 7 от г. «Об охране окружающей среды» в части целевого расходования средств, поступающих от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, на выполнение природоохранных мероприятий.

Обоснование: Определение термина на основании ФЗ от г. 7-ФЗ, Определения Конституционного суда от г. 284-О, Постановления Конституционного суда РФ от П: Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств, возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, по сути, она носит компенсационный характер. Исходя из компенсационного характера данного вида платежа, считаем целесообразным законодательно закрепить целевое расходование средств, поступающих в доходную часть бюджетов различных уровней от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Благодарю за внимание

Полномочия в сфере использования и охраны водных ресурсов Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Полномочия субъектов РФ (ст. 26 Водного кодекса): предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование; осуществление мер по охране водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер.