Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 80 «Берёзка» Автор: Маслина С.В. воспитатель I категории г. Таганрог Использование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический проект «Секреты мнемотехники» Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна Челябинская область город Миасс год.
Advertisements

Выполнила воспитатель: Кузнецова Е.В. МНЕМОТЕХНИКА – как современная образовательная технология в воспитательно– образовательном процессе детей младшего.
Для детей младшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 62 Калининского района СПб Воспитатель: Племянник Лариса Николаевна 2015 год.
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
Опыт работы учителя-дефектолога МБДОУ детского сада комбинированного вида 418 г.о. Самара Фроловой Веры Анатольевны Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Сятчихина М. Г. МАДОУ «Детский сад 404» г. Пермь 2014.
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников Подготовила : воспитатель мкдоу «ЦРР-д\с4» Светлана Ивановна Ледовская,1КК.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
Обобщение опыта работы воспитателя Павловой Ю.А..
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказкой посредством мнемотехники. Петрова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Консультация для педагогов. Консультация для педагогов. Cтарший воспитатель С.П.Мельникова.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель Дёмина С. М. Киселёвск 2012 год.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ОДО МОАУ «Лицей 1» воспитатель I квалификационной категории Климонова Е.И г.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 80 «Берёзка» Автор: Маслина С.В. воспитатель I категории г. Таганрог Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений детей об окружающем мире.

Вид проекта : инновационный Срок реализации: 2012 – 2014 г. Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги ДОУ.

Проблема: Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность: - недостаточный уровень развития памяти и внимания. - низкий уровень развития познавательного интереса детей - Узкое представление детей об окружающем мире и недостаточно развитый словарный запас и связная речь.

Цель: Использование мнемотехники для развития внутренних психических процессов и для расширения представления детей об окружающем мире.

Задачи: 1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления. 2. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 3. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации). 4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по заданному алгоритму; самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. 6. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 7. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями воспитанников.

Предполагаемый результат: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

Инновационность: Заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним), визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников). Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс: позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.

I этап – пропедевтический - Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы. - Приказ МО РФ от г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; - Изучение передового педагогического опыта по проблеме познавательно – речевого развития детей.

- Анализ программы «Предшкола нового поколения» и возможностей использования инновационных образовательных технологий. - Оптимизация развивающей среды по проблеме развития познавательной сферы. - Первичная диагностика познавательной сферы детей. - Первичное анкетирование родителей.

II этап – (основной, практический). - Разработка перспективного планирования организации регламентированной деятельности дошкольников по направлению познавательно-речевое развитие детей с использованием метода мнемотехники. - Разработка конспектов НОД по познавательно-речевому развитию детей с использованием метода мнемотехники. - Разработка рекомендаций для родителей по использованию метода мнемотехники в различных видах деятельности детей. Консультации для родителей.

III этап – заключительный. - Выявление уровня развития познавательной сферы детей. Итоговая диагностика. - Итоговое анкетирование родителей. - Анализ итогов внедрения инновационной технологии. - Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.

задачи: - способствовать сенсорному развитию; - развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность; - формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей. Образовательная область «Познание»

Мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемоквадрат Мнемотаблица Мнемодорожка

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Мнемотехника (мнемоника) в переводе с греческого «искусство запоминания». Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. мнемотаблиц

Этапы использования мнемотаблиц: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при ее показе ему. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: - пересказ; - составление рассказов по картине и серии картин; - описательный рассказ; - творческий рассказ.

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу. 7. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 8. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Типы моделирования (Л.А Венгер) 1. Действия замещения.

2. Использование и построение модели.

Этапы использования мнемотаблиц: 1. Рассматривание таблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Воспроизведение ребёнком информации с опорой на мнемотаблицу, выполненную им самостоятельно.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически. Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками (ёж)

Как над горкой снег, снег. Как под горкой снег, снег. А под снегом спит медведь, Тише, тише! Не шуметь.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в игры:

Начало года Конец года В20 %35 % С 65 % 55 % Н 15 % 10 % Результаты работы

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К.Д.Ушинский

Литература: 1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб: Детство-Пресс, Журнал «Дошкольное воспитание» 4, Ушакова О.Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», azvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov_v_uslovijakh_sovremennogo_o brazovanija/ispolzovanie_metoda_mnemotekhniki_v_obuchenii_rasskazyvaniju_ detej_doshkolnogo_vozrasta_v_gruppakh_kompensirujushhej_napravlennosti/