КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ (из опыта работы) Составитель: доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Advertisements

Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Механизмы реализации регионального инновационного проекта «Введение ФГОС ООО» Начальник отдела инновационных проектов Центра развития образования и мониторинга.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Транксрипт:

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ (из опыта работы) Составитель: доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ С.А. Есенина Петренко Антонина Анатольевна

Изучать не один предмет, а цикл родственных предметов: учебный предмет, изучаемый углубленно; прикладной предмет (углубляет УП + практика) учебный предмет, близкий к основному предмету, знание которого существенно важно для изучения основного предмета

более глубокое и полное изучение явлений, понятий, законов и теорий (с учетом интересов учащихся); более строгая логика в изложении учебного материала (т.е. наиболее оптимальный путь к знаниям на высоком уровне, что снижает перегрузку) глубокое знание профилирующего предмета учителем на современном уровне (учет различных источников знаний – интернет ресурсов в т.ч.)

более широкое использование знаний из близких предметов (литература – историю; физика-математики; биология – химию и т.д.). Результат – глубина, осознанность и систематичность знаний; содержание профилирующего предмета не должно отличаться от курса этого предмета в обычных классах.

Расширение содержания профилирующих предметов за счет включения в них материала высшей школы – несостоятельный подход: перегрузка учащихся; сложность материала выше возможностей школьников; развитие мышления и прочность запоминания выше, если глубоко изучается небольшой по объему материл; Согласование программ средней и высшей школы. Поверхностное изучение вводимого материала. Вывод: объем содержания предметов с углубленным изучением не должен заметно отличаться от обычных классов

незначительное расширение программы возможно при достаточном обосновании (например, введение нового, незначительного по объему материала существенно улучшит логику изложения всего курса) ; глубина трактовки изучаемых явлений (выше при углубленном изучении предметов); наличие хорошей материальной базы (особенно предметов естественно-математического цикла; современное оборудование для самостоятельных экспериментальных работ и т.д.); учебник ( логическая строгость изложения, глубина трактовки явлений, широкое использование материала из близких предметов, + интернет-ресурсы, ЭОР и др.)

Учебный материал повышенной трудности (дополнительная (углубленная) подготовка по предметам..) и его прикладной направленности при обязательной реализации ФГОС. Основа – учебный план, учебные рабочие программы (в т.ч. авторские), разрабатываемые ОО на основе требований ФГОС, Примерного базисного учебного плана ОУ; Учебный план спец.класса утверждается директором при обязательном согласовании с управлением города, региона;

Для реализации программы выделяется до 10 ч. внеурочной деятельности в неделю с учетом выбора учащихся и различных форм деятельности (проектно-исследовательская работа, научные исследовательские кружки, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, и т.д.); Преподавание профильных (базовых) предметов с углубленным их изучением, элективных курсов, организация часов внеурочной деятельности ведется во взаимодействии с ВУЗом(сами) – не менее 40% часов учебной и внеучебной деятельности.

Деление классов на группы (не менее 4 ч.) для проведения занятий (практических и т.д.); Подготовленные учащиеся могут заниматься по индивидуальным планам и программам, осваивать отдельные курсы в порядке экстерната; По желанию родителей учащихся ВУЗом или ОО могут быть организованы платные или бесплатные курсы по предметам, не включенным в учебный план;

Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различным средствсами досуговой, развивающей деятельности как в школе, так и рамках сотрудничества с ВУЗом (экскурсии, посещение кафедр вуза, пользование библиотекой, встреча с учеными); Освоение учащимися программ завершается гос. аттестацией в порядке, установленном действующим законодательством

глубокое знание предмета и методики его преподавания; осуществление личностно ориентированного подхода к обучению; применение современных образовательных технологий (ИКТ); использование условий и ресурсов школы (и своих) для обновления содержания образования; осуществление психологической поддержки детей; взаимодействие с обучающимися и их родителями; открытость новшествам (в формах и методах..) личностное и профессиональное развитие, непрерывное повышение квалификации

Педагогический состав подбирается из числа высококвалифицированных специалистов школы и вуза, имеющих опыт работы в классах профильной направленности II и III ступени образования не менее 5 лет. Не менее 80% работающих в специализированном классе педагогических работников должны иметь высшую и первую квалификационные категории. Не менее 20% кадрового состава спец.класса должны составлять –преподаватели ВУЗа.

Рабочая программа- это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Cтандартом целью и результатсами обучения

Ориентиры проектирования учебной программы по профилю учебной дисциплины 14 Требования к структуре : Пояснительная записка: раскрыть и обосновать нововведения в программе; сформулировать целевые установки и задачи изучения предмета; указать прогнозируемые результаты учебного процесса; дать краткие комментарии принципов обучения используемой педагогической технологии; разработать критерии оценивания уровней развития формируемых ключевых компетенциий

Планируемые результаты Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе по предмету мотивы деятельности, система ценностных смыслов и отношений Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе по предмету мотивы деятельности, система ценностных смыслов и отношений Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на основе учебного предмета обобщенных способов учебной деятельности Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на основе учебного предмета обобщенных способов учебной деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета 15

Формируемые ключевые компетенциии (будущего педагога) 16 Название ключевых компетенциий Содержание компетенциии Знать УметьВладеть ПК – 16 (пороговый уро- вень) готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения основные понятия и способы проектирования содержания образования и процесса обучения; планировать процесс обучения, подбирать методики и технологии под руководством педагога способсами планирования и отбора содержания образования, образовательного процесса

Формируемые ключевые компетенциии педагога (примерный вариант) 17 Название ключевых компетенциий Содержание компетенции и Знать УметьВладеть ПК – 16 (повышенный уро- вень) готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения категориальный аппарат, характеризующий инновационные технологии, методики обучения и содержания образования проектировать развитие образовательного процесса самостоятельно методсами проектирования, моделирования процесса обучения в аспекте внедрения инноваций

Уровни компетенциий («Европейский проект образования», 2006 г.) 39 разноуровневых компетенциий, объединенных в шесть ключевых (интегрированных): изучать; думать; искать; приниматься за дело; сотрудничать; адаптироваться.

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Примерная модель инновационного образовательного процесса (основные компоненты)

Концептуальный блок Целевой блок (примерное содержание): Цели: - Формирование системных знаний во взаимосвязи со смежными дисциплинсами (примеры …) - Включение учащихся в продуктивную творческую деятельность (примеры…) - Формирование опыта учебной, социальной (др.) деятельности (примеры…) - И другие… Психолого-педагогический блок: Педагогические принципы: - Деятельностный подход в обучении - Субъект-субъектных отношений - Креативный подход в обучении (творчество) - Аксиологический подход (ценностные отношения к учебной, социальной, трудовой деятельности) - И другие

Содержание инновационных преобразований Прогнозирование изменений в содержании образования (возможно включение нового дополнительного или изменение в последовательности изучаемых знаний, или межпредметных связей, и другое) Отбор содержания изучаемых знаний

Технологический блок (организационно- деятельностный) Выбор вида обучения (традиционное, программированное, проблемное, ИКТ, самостоятельная работа), методов, средств, форм Конструирование и реализация образовательного процесса Обеспечение продукта образования (обучения, воспитания, развития личности учащихся)

Оценочно-результативный блок: Выбор (разработка) показателей и критериев оценивания деятельности учащихся Выбор методики оценки результатов освоения изучаемых знаний и умений Диагностика качества образования по учебному предмету (тестирование, балльная система оценки, и другое)

Опытно-экспериментальная работа (апробация модели в практике образования в ОУ) Организация инновационного образовательного процесса в соответствии с моделью; Мониторинг промежуточных и итоговых результатов качества образования; Управление инновационным образовательным процессом (соответствие его хода поставленным задачам) Анализ и систематизация полученных данных

Обеспечение системности образования Коррекция образовательного процесса соответственно полученным результатам Постановка новых целей и задач развития образовательного процесса

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А.ДИСТЕРВЕГ

Спасибо за внимание!

28 Литература Иванов Д.А. и др. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2005 Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2008 Беляева В.А., Петренко А.А. Компетентностный подход в проектировании инновационного развития образовательного учреждения. – М., АРКТИ, 2009 Каким должен быть образовательный стандарт? /Под ред. Л.П.Кезиной, В.Д.Шадрикова. – Маскин В.В., Петренко А.А. Алгоритм перевода ОУ на компетентностный подход М АРКТИ, 2008