М УНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 6 ГОРОДА У РЖУМА К ИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций» Кохан Виктория Юрьевна Воспитатель Стаж работы 4,5 года
Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
«…из всех наук, которые человек может и должен знать, писал Л.Н. Толстой, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».
Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса МКДОУ д/с ОРВ 6
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).
Основываясь на этом, были разработаны цель и задачи работы нашей образовательной организации по духовно- нравственному воспитанию детей. Цель: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями. Задачи: 1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. (Приложение 2) 2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране. 3. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа 4. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления пози тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. 5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей. 6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
На основе этих исследований были разработаны принципы работы по духовно- нравственному развитию дошкольников: Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Кировской области Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду. Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами. Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.
В соответствии с ФГОС использовались следующие формы организации детей Формы организации детей
Формы организации детей
Интеграция образовательных областей в процессе духовно – нравственного воспитания дошкольников Вятского края Уржум Вятский Вятки
Воспитательно-образовательный процесс по развитию духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФГОС: комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; недопустимость перегрузки детей; использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму; введение культурных и региональных компонентов; двухнедельный (и более) период, посвященный одной теме. развивающую среду (тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).
Участие родителей в образовательной деятельности Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно- нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Для реализации поставленных целей и задач использовались следующие формы работы Формы работы с родителями Участие в утренниках, развлечениях
Взаимодействие с общественными организациями Школа искусств Детские сады района Городские школы Краеведческий музей ЦДО Детская библиотека МКДОУ д/с ОРВ 6
В процессе взаимодействия использовались следующие эффективны е формы работы: Акция «Дари добро» Кружок «Уроки добра» (педагог воскресной школы) НОД в музее «Русская изба» Досуг «Родной дом» Зимнее развлечение «В гостях у бабушки Настасьи. Гуляют ребятки в зимние святки» Экскурсии в музеи, по родному городу Выставки «Герб семьи», «Семейный альбом» Субботники во все времена года Походы с родителями Стало традицией - ежегодно на последнем утреннике выпускники детского сада вместе с родителями, около памятника С.М. Кирова, выпускают в небо гелиевые шары с заветными желаниями.
Результаты проведенной работы.
На вопрос о том, какие цели должны быть реализованы в ОО родители ответили следующее: Знакомство с национальными обрядовыми праздниками - 54%, Знание народных обычаев и примет – 87% Приобретение практического духовного опыта - 65%, Формирование нравственных чувств – 92%.
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно- нравственного воспитания Итоги анкетирования родителей 1 вопрос: Необходимость формирования духовных качеств ребенка в дошкольном возрасте. Варианты ответов 1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей 2. мы все больше в этом убеждаемся 3. с этим утверждением мы не согласны 4. не ответили В октябре 2012 года
Варианты ответов 1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей 2. мы все больше в этом убеждаемся 3. с этим утверждением мы не согласны 4. не ответили 2 вопрос: Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните). а) да, это традиция нашей семьи б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи в) мы не празднуем эти праздников г) другой ответ (не ответили) Итоги анкетирования родителей в декабре 2014 года
Уровни духовно-нравственного развития дошкольников (октябрь 2012 г., декабрь 2014 г.) вятки 12 14
Итоги мониторинга детей говорят о следующем: Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности. У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр. Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор. Область «Познание » Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного города Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному городу. Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры. Область «Чтение художественной литературы » Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. В связи с этим: 1. Продолжить работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомление дошкольников с историей, культурой и традицией родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками. 2. Продолжить работу по совершенствованию структуры создаваемой системы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. 3. Внедрить в практику авторскую программу по духовно- нравственному воспитанию дошкольников Л.Л. Шевченко «Добрый мир».