Омирбаев С.М., д.э.н., профессор, ректор ПГУ имени С. Торайгырова 2014 Формирование модульных образовательных программ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Advertisements

Формирование модульных образовательных программ Ибрагимова А.Г. 22 декабря 2014г.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Использование ресурсов знаниево- умениевой парадигмы ГОС среднего (полного) общего образования в процессе реализации модульно- компетентностного подхода.
Транксрипт:

Омирбаев С.М., д.э.н., профессор, ректор ПГУ имени С. Торайгырова 2014 Формирование модульных образовательных программ

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Компетентностная модель подготовки специалистов [1] RECOMMENDATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning (Brussels, 29 January 2008 (OR. en) (2006/0163 (COD)(PE-CONS 3662/07) Особенности разработки модульных образовательных программ 2 Европейская рамка квалификаций (ЕРК или EQF) является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования Каждый уровень имеет собственное описание, основанное на 3 понятиях: знания умения широкие компетенции Уровни 5-8 относятся к высшему образованию 5-третичное неуниверситетское 6-степень бакалавра 7-степень магистра 8-докторская степень)

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Компетентностная модель подготовки специалистов [3] Национальная рамка квалификаций, утвержденная совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2012 года 8022 Особенности разработки модульных образовательных программ 3 Уровни 5-8 относятся к высшему и послевузовскому образованию 5 - ТиПО (или послесреднее образование) + практический опыт или высшее образование, дополнительные профессиональные образовательные программы без практического опыта 6 - Высшее образование. Бакалавриат, резидентура, + практический опыт 7- Послевузовское образование. Магистратура + практический опыт 8 - Докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, кандидат наук, доктор наук, + практический опыт.) Национальная рамка квалификаций (НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует ЕРК и уровням образования, определенным Законом РК «Об образовании».

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Компетентностная модель подготовки специалистов [2] RECOMMENDATIONS EUROPEAN PARLIAMENT COUNCIL RECOMMENDATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning (Text with EEA relevance) (2008/C 111/01) Комментарии к каждому уровню ЕРК [4] Государственный общеобязательный стандарт высшего (послевузовского) образования, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года 1080 Компетенции по уровням программ высшего и послевузовского образования (бакалавра, магистра и доктора PhD) [5] Профессиональные стандарты (по уровням 5-8) Особенности разработки модульных образовательных программ 4 Принципы обеспечения конкурентоспособности специалиста 1. Конкурентоспособный специалист - специалист отвечающий потребностям государства, общества, рынка труда 2. Управление конкурентоспособностью специалиста – процесс осуществляемый всеми заинтересованными сторонами – государством, работодателями, вузом, обучаемым 3. Ответственность за обеспечение конкурентоспособности специалиста - на вузе 4. В формировании специалиста участвуют все заинтересованные стороны – потребители, вуз, обучаемый на основе взаимовыгодных отношений

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Компетентностная модель подготовки специалистов Особенности разработки модульных образовательных программ 5 Современное состояние Перспективные требования Первый уровень Соответствие ГОС Второй уровень ГОС + соответствие индивидуальным потребностям специалиста Третий уровень Соответствие требованиям работодателей Четвертый уровень Соответствие скрытым потребностям, видение перспективных требований Уровень конкурентоспособности

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 6 1) название образовательной программы 2) уровень образовательной программы: бакалавриат/магистратура/ PhD докторантура)

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 7 3) паспорт образовательной программы, а также ключевые компетенции, которыми должны овладеть выпускники образовательные программы: В области родного языка В области иностранных языков Фундаментальная математическая, естественнонаучная и техническая подготовка Компьютерная Учебная

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 8 … ключевые компетенции…: социальная (межличностная, межкультурная, гражданская предпринимательская, экономическая культурная

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 9 … ключевые компетенции…: а также дополнительные способности - критическое мышление, креативность (творчество), инновационное измерение, активная жизненная позиция)

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 10 формируемые компетенций объем в казахстанских кредитах и в кредитах ECTS период изучения компоненты модуля циклы дисциплин ООД, БД, ПД принадлежность обязательному компоненту или компоненту по выбору количество кредитов форма контроля относительно каждой составляющей модуля 4) содержание образовательной программы в рамках видов модулей с указанием в разрезе каждого модуля П.97. …выделяются пять главных результатов обучения: знание и понимание; применение знаний и пониманий; формирование суждений; коммуникативные способности; навыки обучения или способности к учебе. Результаты обучения формулируются как по всей программе, так и по каждому модулю и отдельной дисциплине. Описание результатов обучения Иметь представление:... Знать: … Уметь: … Иметь навыки: … Быть компетентным: … Результаты обучения – это совокупности компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать по окончании модуля. П.102 Компетенций включают знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний и навыков к конкретным ситуациям) и знание как быть (ценностный аспект как неотъемлемая часть жизни с другими в социальном контексте).

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 11

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Структура модульной образовательной программы (п.110 Правил КТО) Особенности разработки модульных образовательных программ 12 5) сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов в разрезе модулей образовательной программы Пункт 97 правил КТО

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Алгоритм разработки модульной образовательной программы Особенности разработки модульных образовательных программ 13 Предметная область образовательной программы Специальные компетенций Модули Ожидаемые результаты обучения модуля Составные компоненты модуля Форма проведения итогового контроля Объем модуля, составных компонентов Формируемые компетенций Сформулируйте ожидаемые результаты обучения всего модуля Сформулируйте ожидаемые результаты по каждому составному компоненту Проверьте, способствует ли результаты обучения по составному компоненту, результатам обучения всего модуля Определите содержание модульной программы Обеспечивает ли содержание модуля достижениям сформулированных результатов обучения Проанализируйте содержание каждого модуля и установите, необходимые входные условия для модуля Определите необходимые методы и формы обучения, обеспечивающие достижения результатов обучения Разработайте комплекс практических заданий в соответствии с целями модуля Установите формы проведения экзаменов Оцените трудозатраты студента Оцените количество зачетных единиц да нет да нет

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Междисциплинарное исследование содержания образовательной программы Особенности разработки модульных образовательных программ Построение модульной образовательной программы предполагает: 1) предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин; … 113. В образовательные программы включаются междисциплинарные модули, состоящие из самостоятельных учебных модулей (подмодулей, разделов, тем), направленные на формирование общеобразовательных или дополнительных компетенций. При этом в случае единства целей несколько дисциплин могут объединяться в один модуль Учебный план, построенный по модульному принципу, представляет собой модель содержания образования, состоящий из модулей: общих, специальностей, дополнительных и междисциплинарных, которые структурируются на дисциплины циклов ООД, БД, ПД, дополнительного обучения, и включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. Правила КТО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания. Дублинские дескрипторы

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни Особенности разработки модульных образовательных программ 15 RECOMMENDATION OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning (Brussels, 29 January 2008 (OR. en) (2006/0163 (COD)(PE-CONS 3662/07)

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни Особенности разработки модульных образовательных программ 16 Общение на родном языке Определение: Общение на родном языке – это способность выражать и понимать понятия, мысли, чувства, факты и мнения в письменной и устной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также взаимодействовать лингвистически соответствующим образом и творчески во всем многообразии общественных и культурных контекстов; во время учебы, на работе, дома и на досуге. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: Коммуникативная компетентность является результатом овладения родного языка, который внутренне связан с развитием познавательных способностей индивидуума объяснять мир и общаться с другими. Коммуникация на родном языке требует от индивидуума знание словаря, функциональной грамматики и функций языка. Она включает осведомленность об основных типах вербального взаимодействия, о ряде литературных и нелитературных текстов, об основных чертах различных стилей и уровней языка, а также о вариабельности языка и коммуникации в различных контекстах. Индивидуумы должны владеть навыками как устной, так и письменной коммуникации в различных коммуникационных ситуациях и следить и адаптировать свою коммуникацию к требованиям ситуации. Эта компетенция включает также умение различать и использовать различные типы текстов, чтобы искать, собирать и обрабатывать информацию, пользоваться помощью и формулировать и выражать свои устные и письменные аргументы убедительным способом в соответствии с контекстом. Положительное отношение к коммуникации на родном языке включает готовность к критическому и конструктивному диалогу, уважение эстетических качеств и желание к ним стремиться, а также интерес к взаимодействию с другими. Оно предполагает осведомленность о влиянии языка на других и потребность в понимании и использовании языка позитивным и социально ответственным образом.

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 17 Общение на иностранных языках Определение: Общение на иностранных языках в широком смысле предполагает основные навыки коммуникации на родном языке: она базируется на способности понимать, выражать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо) в соответствующем ряде социальных и культурных контекстов (в образовании и обучении, на работе, дома и на досуге) в соответствии с желаниями или потребностями индивида. Коммуникация на иностранных языках также требует таких навыков как медиация и межкультурное понимание. Уровень индивидуального владения будет разным в четырех сферах (слушание, говорение, чтение и письмо) и в разных языках и будет соответствовать социальной и культурной подготовке этого индивида, среде, потребностям и/или его интересам. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: Компетентность в иностранных языках требует знания словаря и функциональной грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального взаимодействия и языковых стилей. Важно также знание социальных условностей и культурных аспектов и разнообразия. Необходимые навыки для коммуникации на иностранных языках состоят в умении понимать устные послания, инициировать, поддерживать и завершать беседы, а также читать, понимать и производить тексты в соответствии с потребностями индивида. Индивиды должны быть способны использовать должным образом помощь и изучать языки и неформально, как часть обучения в течение жизни. Положительное отношение включает уважение культурного разнообразия, а также интерес и любопытство по отношению к языкам и межкультурной коммуникации. Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 18 Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии Определение: A. Математическая грамотность – это способность развивать и применять математическое мышление для решения ряда задач в повседневных ситуациях. Наращивая основательное умение управляться с цифрами, основной упор делается на процессе и деятельности, а также на знании. Математическая грамотность включает разные уровни способностей и желания использовать математические способы мышления (логика и пространственное мышление) и презентации (формулы, модели, конструкты, графы, таблицы). B. Компетенции в науке касаются способности и желания использовать основы знаний и методологии, объясняющих мир, для выявления проблем и выводов, основанных на доказательствах. Компетентность в технологии рассматривается как применение этих знаний и методологии для решения воспринимаемых человеческих желаний и потребностей. Компетенции в науке и технологии включают понимание изменений, вызываемых человеческой деятельностью, и ответственности каждого отдельного гражданина. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: A. Необходимые знания в математике включают основательное знание цифр, мер и структур, базовых операций и базовых математических представлений, понимание математических терминов и понятий, а также представление о вопросах, к которым математика может предложить ответы. Индивид должен владеть умениями применять базовые математические принципы и процессы в повседневном контексте дома и на работе, а также следовать и оценивать цепочки аргументов. Индивид должен быть способен рассуждать математически, понимать математические доказательства и общаться на языке математики, а также пользоваться соответствующим аппаратом. Положительное отношение в математике базируется на уважении к истине и желании поиска доказательств и оценки их достоверности. B. В сфере науки и технологии необходимые знания состоят из базовых принципов естественного мира, фундаментальных научных понятий, принципов и методов, технологий и технологических продуктов и процессов, а также понимания влияния науки и технологий на естественный мир. Эти компетенции должны способствовать лучшему пониманию индивидом достижений, ограничений и рисков научных теорий, их применения и технологий в обществах как таковых (по отношению к принятию решений, ценностям, моральным вопросам, культуре и т.д.). Навыки включают способность использовать и применять технологические инструменты и машины, а также научные данные для достижения целей или основанных на доказательства решений или выводов. Индивиды должны также быть способны распознавать основные черты научной справки и быть способными сообщить выводы и основания, приведшие к ним. Компетенция включает отношение критической оценки и любознательности, интерес к этическим вопросам и уважение как к безопасности, так и устойчивости, и в частности, по отношению к научному и технологическому прогрессу в отношения самого себя, семьи, сообщества и в глобальных вопросах. Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 19 Компьютерная грамотность Определение: Компьютерная грамотность включает уверенное и критичное пользование технологиями информационного общества (ТИО) для работы, досуга и коммуникаций. Она поддерживается базовыми навыками в ТИО: использование компьютера для восстановления, оценки, хранения, производства, презентации и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях с помощью Интернета. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: Компьютерная грамотность требует хорошего понимания и знания природы, роли и возможностей ТИО в повседневном контексте: в личной и общественной жизни, а также на работе. Она включает основные компьютерные приложения, такие как текстовые редакторы, таблицы, базы данных, хранение и управление информацией, а также понимание возможностей и потенциальных рисков Интернета и электронных коммуникаций (электронная почта, инструменты сети) для работы, досуга, обмена информацией и сетевого сотрудничества, обучения и исследований. Индивиды должны также понимать, как ТИО может поддерживать творчество и новаторство, быть осведомленным о вопросах обоснованности и достоверности доступной информации, а также о правовых и этических принципах интерактивного пользования ТИО. Необходимые навыки включают способность поиска, сбора и обработки информации и использование ее критично и системно, оценивая релевантность и отличая реальное от виртуального при пользовании ссылками. Индивиды должны иметь навыки использования инструментов для производства, презентации и понимания сложной информации и быть способны получать доступ, искать и использовать услуги Интернета. Индивиды должны также быть способны использовать ТИО для поддержки критического мышления, творчества и новаторства. Использование ТИО требует критичного и рефлексивного отношения к доступной информации и ответственного использования интерактивных средств информации. Интерес к вовлеченности в дела сообществ и сетей с культурными, социальными и/или профессиональными целями также поддерживает эту компетенции. Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 20 Освоение навыков обучения Определение: «Освоение навыков обучения» это способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, в том числе эффективно управляя временем и информацией как индивидуально, так и в группах. Эта компетенция включает осознание собственных процессов обучения и потребностей, выявление доступных возможностей и способность преодоления препятствий на пути к успешному обучению. Эта компетенция означает получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и навыков, а также поиск и использование руководства. Освоение навыков обучения вовлекает обучающихся дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки во всем многообразии контекстов: дома, на работе, в образовании и обучении. Мотивация и уверенность являются решающими для компетенции индивида. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: В случае, когда обучение направлено на конкретную работу или карьерные цели, индивид должен иметь знания о требуемых компетенциях, знаниях, навыках и квалификации. Во всех случаях освоение навыков обучения требует, чтобы индивид знал и понимал его/ее предпочтительные стратегии обучения, сильные и слабые стороны его/ее навыков и квалификации, а также был способным к поиску возможностей образования и обучения и доступного руководства или помощи. Навыки освоения навыков обучения требуют, прежде всего, приобретения таких фундаментальных базовых навыков как языковая грамотность, математическая грамотность и ТИО, которые необходимы для дальнейшего обучения. Основываясь на этих навыках, индивид будет способен получить доступ, приобрести, обработать и усвоить новые знания и навыки. Это требует эффективного управления процессом собственного обучения, схемами карьеры и работы и, в частности, способности быть настойчивым в учебе, концентрироваться длительное время и критически рефлектировать на цели и задачи учебы. Индивиды должны быть способны посвятить время учебе самостоятельно и дисциплинированно, но одновременно способны и сотрудничать в учебном процессе, извлекать выгоды из гетерогенной группы и делиться тем, что они уже изучили. Индивиды должны быть способны организовать собственное обучение, оценить собственную работу, а также искать совета, информации и поддержки, если это необходимо. Положительное отношение включает мотивацию и уверенность в получении и достижении успеха в учебе на протяжении жизни. Отношение разрешения проблем поддерживает как учебный процесс, так и способность индивида иметь дело с препятствиями и переменами. Желание применять полученные ранее знания и жизненный опыт и заинтересованный поиск возможностей для обучения и применения обучения в разнообразных жизненных ситуациях являются ключевыми элементами положительного отношения Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 21 Социальные и гражданские компетенции Определение: Они включают личные, межличностные и межкультурные компетенции и охватывают все формы поведения, которые позволяют индивидам эффективным и конструктивным образом участвовать в общественной и трудовой жизни и, в частности, во все более разнообразных обществах, а также при необходимости разрешать конфликты. Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в гражданской жизни, основываясь на знании социальных и политических понятий и структур и готовности к активному и демократическому участию. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: A. Социальная компетенция связана с личным и общественным благополучием, которое требует понимания того, как индивиды могут обеспечить оптимальное психическое и физическое здоровье, в том числе как ресурс для него и его семьи и его ближайшего социального окружения, а также знания о том, как здоровый образ жизни может этому способствовать. Для успешного межличностного и общественного участия необходимо понимание норм поведения и общепринятых в разных обществах и сферах манер (например, на работе). Также важно быть осведомленным о базовых понятиях, касающихся личности, групп, трудовых коллективов, гендерного равенства и недопущения дискриминации, общества и культуры. Ключевым является понимание мульти-культурных и социально-экономических характеристик европейских обществ и как культурная национальная идентичность взаимодействует с европейской идентификацией. Ключевые навыки этих компетенций включают способность конструктивно общаться в различных сферах, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения, вести переговоры, умея создавать атмосферу доверия, и испытывать сочувствие. Индивиды должны быть способны справляться со стрессом и чувством фрустрации и выражать их конструктивным образом, а также должны делать различие между личной и профессиональной сферами. Компетенции базируются на отношениях сотрудничества, ассертивности и целостности. Индивиды должны быть заинтересованы в социально-экономическом развитии и межкультурной коммуникации, и ценить разнообразие и уважать других, а также быть готовы к преодолению предрассудков и компромиссам. B. Гражданские компетенции базируются на знании понятий демократии, справедливости, равенства, гражданства и гражданских прав, включая текст Хартии о Фундаментальных Правах в Европейском Сообществе и международных деклараций, а также на знании того как они применяются различными институтами на местном, региональном, национальном, европейском и международном уровнях. Они включают знание как современных событий, так и основных событий и тенденций национальной, европейской и мировой истории. Дополнительно должно быть сформировано представление о целях, ценностях и политике общественных и политических движений. Также крайне важно знание процесса европейской интеграции и европейских структур, основных целей и ценностей, а также осведомленность разнообразии и культурной идентификации в Европе. Навыки в сфере гражданских компетенций связаны со способностью эффективно взаимодействовать с другими в публичной сфере и демонстрировать солидарность и заинтересованность в решении проблем, влияющих на местные и более широкие сообщества. Они включают критическую и творческую рефлексию и конструктивное участие в как в деятельности сообществ, так и в принятии решений на всех уровнях: от местного до национального и европейского, включая голосование. Полное уважение прав человека, включая равенство как основу демократии, уважение и понимание различий между системами ценностей различных религиозных и этнических групп являются основой для положительного отношения. Это означает как чувство принадлежности к своей местности, стране, ЕС и Европе в целом, миру, так и желание участвовать в демократическом принятии решений на всех уровнях. Оно включает проявление чувства ответственности, а также понимания и уважения к разделяемым ценностям, таким как уважение к демократическим принципам, которые необходимы для социальной сплоченности. Конструктивное участие включает также общественную деятельность, поддержку социального разнообразия и сплоченности и устойчивого развития, готовность уважать ценности и частную жизнь других людей. Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 22 Чувство новаторства и предпринимательства Определение: Чувство новаторства и предпринимательства относится к способности индивида превращать идеи в действия. Оно включает творчество, новаторство и готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения задач. Оно помогает индивидам не только в их повседневной жизни дома и в обществе, но также и на рабочем месте, осознавать содержание их работы и быть способными воспользоваться возможностями, оно также является базой для более специфических навыков и знаний, необходимых тем, кто организует или участвует в общественной или коммерческой деятельности. Оно должно включать понимание этических ценностей и продвигать хорошее управление. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: Необходимые знания включают способность выявлять доступные возможности для личной, профессиональной деятельности и/или бизнеса, в том числе «большую картину» вопросов, которые определяют контекст жизни и работы людей, например, понимание работы экономики и возможностей и вызовов, стоящих перед нанимателем или организацией. Индивиды должны осознавать этическую позицию предприятий и как они могут служить добру как, например, честная торговля или социальное предприятие. Навыки связаны с про-активным управлением проектами (в том числе, например, способность планировать организовывать, управлять, руководить и делегировать, анализировать, общаться, получать информацию, оценивать и вести учет), эффективной репрезентацией и переговорами, и способность работать как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими в команде. Способность судить и выявлять сильные и слабые стороны, оценивать риски и рисковать в соответствующих случаях является ключевой. Предпринимательское отношение характеризуется инициативностью, активностью, независимостью и новаторством в личной и общественной жизни, а также в работе. Оно включает также мотивацию и решимость достигать целей: личных или общих с другими целей, в том числе на работе. Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 23 Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере Определение: Понимание важности творческого выражения идей, опыта и эмоций различными средствами, включая музыку, драматическое искусство, литературу и изобразительное искусство. Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией: Осведомленность в культуре включает знание местного, национального и европейского культурного наследия и их места в мире. Она охватывает знание основных произведений культуры, включая современную популярную культуру. Важно понимать культурное и языковое разнообразие в Европе и других регионах мира, необходимость их сохранять и важность эстетических факторов в повседневной жизни. Навыки имеют отношение как к оценке, так и к выражению: оценка и наслаждение от произведений искусства и сценического искусства, а также самовыражение через различные средства с использованием собственных способностей. Навыки включают также способность выражать собственные творческие и выразительные точки зрения на мнения других и реализовать социальные и экономические возможности в культурной деятельности. Выражение себя в культурной сфере важно для развития творческих навыков, которые могут быть реализованы в разнообразных профессиональных контекстах. Хорошее понимание собственной культуры и чувство идентичности могут быть основой для открытого отношения и уважения к разнообразию способов выражения в культуре. Позитивное отношение охватывает также творчество и желание развивать эстетические способности через художественное самовыражение и участие в культурной жизни. Рекомендации Парламента и Совета Европы о создании Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни

Студенческое самоуправление как форма реализации принципов демократии Особенности разработки модульных образовательных программ 24 В ГОС ВО РК и ГОС ПВО РК результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов первого (бакалавриат), второго (магистратура), третьего (докторантура) уровней и выражаются через компетенции. Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и на уровне модуля, отдельной дисциплины. Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS. Дублинские описания результатов обучения Дескрипторы первого уровня (6 уровень НРК) Дескрипторы второго уровня (7 уровень НРК) Дескрипторы третьего уровня (8 уровень НРК) предполагают способности: 1) демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области; 2) применять эти знания и понимание на профессиональном уровне; 3) формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области; 4) осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; 5) сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам. предполагают способности: 1) демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований; 2) применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью; 3) интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний; 4) четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам; 5) продолжать обучение самостоятельно. предполагают способности: 1) демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области; 2) планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований; 3) вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне; 4) критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи; 5) сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности; 6) содействовать развитию общества, основанного на знаниях.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! 25