«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно- образовательном процессе» Маханькова И.Н., психолог МКДОУ « Детский сад « Колосок» Маханькова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации родителям по воспитанию детей с учетом типа темперамента Педагог-психолог: Кузина К.С.
Advertisements

Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
В характере персонажей мультфильма, а это - Попугай, Мартышка, Слоненок, Удав, наглядно прописаны различные типовые особенности. Несомненно, эти типы.
Первый раз в первый класс Кондрашова Нина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 114» г.Барнаула.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС: Хорошее ли у вас настроение? Охотно ли вы примите участие в работе семинара? Что для вас «дети»?
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
Рекомендации для родителей по профилактике табакокурения и употребления ПАВ, агрессивного поведения детей и подростков.
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Районная научная конференция молодых исследователей программы «Шаг в будущее 2010» Исследовательская работа на тему: «Влияние темперамента на игровые амплуа.
«Особенности индивидуальной адаптации детей с разным темпераментом к условиям групп кратковременного пребывания» Выступление педагога – психолога Белоусова.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Темперамент Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Темпераменты:
Темпераменты. Темпераменты - Темперамент: определение из словаря Ефремовой 1) Совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия.
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс.
Транксрипт:

«Учет типа темперамента детей педагогами ДОУ в воспитательно- образовательном процессе» Маханькова И.Н., психолог МКДОУ « Детский сад « Колосок» Маханькова И.Н., психолог МКДОУ « Детский сад « Колосок»

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым ребенком в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой личностно – ориентированный подход существенно повысит эффективность учебно- воспитательного процесса с дошкольниками.

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить тип темперамента, так как каждый тип хорош по-своему. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа темперамента дошкольника. Воспитатель должен так организовывать и направлять деятельность каждого ребенка, чтобы формировались положительные стороны, и избегать появления отрицательных сторон, присущего ему темперамента.

Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по двум основным критериям: экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность – нестабильность. Каждому виду темперамента он дает следующие характеристики: Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, контролируемый, внушающий доверие, ровный, спокойный. Меланхолик – тревожный, легко расстраивающийся, сдержанный, необщительный, тихий, пессимистичный, склонный к рассуждениям, негибкий.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка. Чистых темпераментов не бывает, но есть ведущий.

флегматик Он нетороплив, сдержан, достаточно скуп на эмоции, отличается вдумчивостью, осмотрительностью и осторожностью, ему не свойственны резкие перепады настроения и он всегда и всё старается делать правильно, только получается это у него невероятно медленно, и часто может выводить из себя взрослых. Дети-флегматики никогда не устраивают капризы на пустом месте и легко контролируют свое поведение. У них есть один серьезный недостаток некоторая пассивность. Они с трудом самостоятельно принимают какие-либо решение, из-за чего иногда создается впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг. Их медлительность способна довести взрослого до белого коленья, особенно в моменты, когда необходимо что-то сделать быстро, поэтому стоит учитывать эту их особенность. Дайте дополнительное время ребенку, чтобы он мог проснуться, позавтракать и вовремя выйти из дома, это ему просто необходимо, чтобы раскачаться и начать действовать, не нужно подгонять своего флегматика, это только усложнит задачу успеть вовремя в садик, школу, на работу. Маленький флегматик в общении спокойный, ровный, постоянный, он очень привязывается, легко подчиняется, не стремится к лидерству, не конфликтен, но не любит делиться своими игрушками, бережет их, при этом не стремиться забирать и чужие игрушки.

флегматик Если конфликт все же с другим ребенком возникает, то флегматик, как правило, либо спокойно и медленно уступает, либо спокойно и упорно сопротивляется. Друзей у ребенка-флегматика, как правило, немного, но если он нашел друга по душе, то будет ему бесконечно предан. В играх отдает предпочтение малоподвижным: конструктор, кубики, шашки и т.д., может долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжках, лепить, рисовать, смотреть мультики. В общение с детьми мало активен, молчалив, сдержан, не азартен. Опеку взрослых переносит спокойно, даже равнодушно, не стремиться перечить. В целом, покладист, но иногда бывает невероятно упрям. Ему нелегко даются любые перемены, поэтому адаптацию в садике, на новом месте жительства проходит сложно, она порой может затягиваться на длительный срок. Обучается флегматик медленно, на усвоение новой информации ему требуется больше времени, чем другим детям, но зато усвоенное однажды, он запомнит раз и навсегда, на всю жизнь. Воспитателям и родителям таких малышей необходимо учитывать при организации распорядка дня: игр, занятий, досуга, что их деткам требуется немного больше времени и помнить о том, что переучивать ребенка-флегматика занятие бесполезное и оно обреченно на провал.

холерик Он активный непоседа, баловник, эмоционален, подвижен, напорист и неусидчив. Ему необходимо везде поспеть, всё исследовать, проверить, ничего не упустить, если что-то вдруг случится без него, он невероятно расстроится. Миллион дел, которые ему просто необходимо сделать, причем, сразу безотлагательно, частенько выматывают ребенка-холерика, из-за чего он становится раздражительным и порой даже агрессивным, его неумение остановиться и сосредоточиться приводит к тому, что он устает и эмоционально, и физически. Отличительной чертой ребенка-холерика является недостаточность внимания, неумение доводить начатое дело до конца, неусидчивость и непоседливость, они не дают маленькому холерику сосредоточиться и часто становятся причиной его несдержанности и конфликтности. Чаще всего дети-холерики точно знают, чего хотят, и упорно и настойчиво добиваются этого, не мытьем, так катаньем. Заставить маленького холерика делать, что либо, против его воли, практически, невозможно, как говориться, себе дороже…

сангвиник Он энергичный, ловкий, жизнерадостный, подвижный, приятный и легкий в общении, улыбчивый и разговорчивый. Это шустрый непоседа, он любит прыгать, бегать, скакать, ползать, в общем, двигаться любыми доступными в данный момент способами. Ему почти всегда весело, он легко и непринужденно буквально за пару-тройку минут может обаять как окружающих его детей, так и взрослых. Ребенок-сангвиник легко знакомится, заводит новых друзей, поэтому он быстро и безболезненно привыкает к детскому саду, спортивной секции. Ни новая обстановка, ни новый коллектив, не напрягают и не смущают юного сангвиника, напротив, ему нравится заводить новые знакомства, изучать новые места, он любит перемены, более того, без новых впечатлений он начинает скучать и грустить. Сангвиники дружелюбны, уступчивы, не капризны, часто становятся душой компании, они с легкостью могут уступить первенство другому ребенку, они не конфликтны и готовы дружить со всеми.

сангвиник Ребенок-сангвиник может расстроиться и расплакаться из-за пустяка, но быстро успокаивается и улыбка тут же сменяет слёзы. Он не злопамятен, отходчив и легко переключается с одного занятия на другое. Детям-сангвиникам нравится познавать мир, причём, в различных его проявлениях. Они любят учиться, обучаются легко. Ребенка-сангвиника не нужно долго упрашивать, т.к. он любит, когда его просят и хвалят. Дети-сангвиники очень любят взаимодействовать с взрослыми людьми, им нравится учиться у них, в отличие от детей-холериков, сангвиники могут легко соглашаться, пробовать разные варианты выполнения задания и не будут отказываться от Вашей помощи, используйте это желание: больше времени уделяйте ребенку, и не забывайте его хвалить..

Меланхолик – это вечный страдалец, Пьеро на все времена. Он невероятно обидчив, даже самый незначительный повод может вызвать у него слёзы, оставить в его душе глубокий, порой неизгладимый след. Если же вдруг в его жизни долгое время не происходит ничего, что способно огорчить или вызвать его раздражение, меланхолик легко сам додумает и представит с такой яркостью не случившееся несчастье, что будет упиваться и страдать ни чуть не меньше, чем от реально произошедшего. Это о них можно сказать «нам трудности не нужны, мы их легко создадим себе сами». Настроение меланхолика очень изменчиво, но он старается скрывать это и не проявлять внешне свои чувства. Довольно редко меланхолик рассказывает о своих переживаниях, хотя имеет склонность погружаться в них надолго и со всей отдачей. Он часто грустен, печален, подавлен, не уверен в себе, тревожен и склонен к невротическим расстройствам, при этом он сильно тянется к людям, чутко и отзывчиво реагирует на движение чужих душ, он способен на эмпатию и сострадание. Жизненная позиция меланхолика малоактивна, он с удовольствием примет пассивную роль и будет беспрекословно следовать след в след за тем, кто согласится взять на себя роль проводника, наставника, спрятавшись за его спину от невзгод и потрясений..

Меланхолик Эмоции свои выражают слабо, но ярко, страдают от души и со вкусом, они довольно часто тревожны по отношению к самим себе и к близким им людям. Меланхолик очень тяжело переносит пренебрежение к своим чувствам (страдание входит в их число) и попытки вывести его из состояния апатии и грусти может быть воспринято как грубое вмешательство. Излишняя ранимость, склонность к само сожалению и высокая мнительность позволяют меланхолику поверить в то, что Вы, якобы, специально и сознательно стремитесь его обидеть, вывести из равновесия и нарушить покой его внутреннего мира, который служит меланхолику крепостью, за стенами которой он прячется порой от реальной жизни, пребывая в иллюзиях и мечтаниях. Тонко чувствующие и мягкие по натуре очень часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Главное, что необходимо меланхолику для гармоничного общения с другими людьми, это осознание того факта, что мир в целом не злой, просто люди живущие в нём разные и отличаются от него. В целом меланхолики высоко эмоциональны и чувственны, способны к сопереживанию, эмпатии, их отличает мягкость и послушание, доброжелательность, а также повышенная ранимость, высокая мнительность и замкнутость, уход в себя..

Рекомендации по работе с Сангвиником - нужно формировать устойчивые привязанности и интересы, - формировать усидчивость, неторопливость, -не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, -необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца; -воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их интересами; - не следует ругать его за некоторую рассеянность, несерьезность при выполнении заданий, стоит учитывать его личностную особенность, такую как несобранность, неспособность сосредотачиваться и долго удерживать внимание; - чаще хвалите, поощряйте его на завершение любого начатого дела, обращайте его внимание на то, как он выполнил задание, если хотите чтобы он переделал некачественно выполненное задание, просто спокойно попросите, чтобы он сделал его так, чтобы ему самому понравилось; - постарайтесь приучить сангвиника к порядку: выполняйте все запланированные с ним дела поочередно, не перескакивайте с одного дела на другое;

Рекомендации по работе с Сангвиником - ребенку можно и нужно постоянно напоминать, подсказывать, учить его, он способен принимать даже доброжелательный контроль с Вашей стороны; - следует также обратить внимание на желание ребенка-сангвиника нравиться всем без исключения, это стремление, быть хорошим всегда и для всех, может негативно отразиться на его поведении в дальнейшем; - говорите сангвинику и о важности привязанности к родным и близким, к друзьям и приятелям, научите относиться его серьезно к дружбе; - помогите ему освоить навыки общения и научите его ценить дружбу, быть верным преданным другом и внимательно относиться к друзьям-ровесникам; - пластичность нервной системы ребенка-сангвиника часто приводит его к резким переменам настроения, поэтому приучайте его понимать и принимать все чувства, которые он испытывает; - для ребенка-сангвиника очень важен ваш положительный пример.

Рекомендации по работе с Холериком -энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, - ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал; - важно исключить перевозбуждение ребенка, добиваться от него сдержанного поведения; - давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке; - особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий требований взрослого; -надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие; - необходимо поощрять страстность в работе, энергию и активность, разумную инициативность; -количество запретов сводится до минимума, но требуются их неукоснительное выполнение, - поручения даются кратковременные, постепенно удлиняя их, - заполнять время ребенка самыми разнообразными делами; - важно осознать взрослому, что холерику сложно, почти невозможно справляться с импульсивностью, подверженностью вспышкам гнева, драчливостью и неспособностью к самоконтролю, все эти качества очень мешают ему;

Рекомендации по работе с Холериком -почаще устраивайте прогулки, походы, соревновательные подвижные игры, т.к. ребенку необходимы простор и свобода, - учите его доводить начатое дело до логического конца, но учтите, что в вашем понимании и в понимании холерика они будут разными, потому что каждый холерик считает, что любой имеющийся на сегодняшний день результат его деятельности достоин похвалы; - хвалите своего холерика, но не перехваливайте; - у маленького холерика должна быть его собственная обязанность: убирать игрушки, помогать накрывать на стол, поливать цветы, в соответствии с возрастом, но обязательно его обязанность, личная; - не ругайте его при посторонних, не наказывайте в момент крика, плача, истерики, дайте ему время остыть и только после этого спокойно и мирно объясните, что он сделал не так и как надо поступать в той или иной ситуации. Иногда пояснение на счет последствий поступка ребенка-холерика следует вообще перенести на следующий день, так как он и сам бы очень хотел научиться держать себя в руках, если бы это было возможно, но он пока не в силах это сделать, наберитесь терпения и запаситесь спокойствием, помоги ребенку; - ровное и спокойное общение с ребенком; - учитесь контролировать в первую очередь, свои эмоции и прежде, чем сказать что-то ребенку-холерику в порыве гнева или страсти, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и задумайтесь, а помогут ли ваши эмоции, окрики и нотации вырулить ситуацию и погасить зарождающейся конфликт.

Рекомендации по работе с Флегматиком: – развивать большую подвижность, активность, - побуждайте его принимать участие в соревновательных играх; - не допускать, чтобы он проявлял равнодушие и безразличие к деятельности, вялость, инертность; -не позволяйте часами отсиживаться в уголочке со своими любимыми игрушками, занятиями, такое поведение в детском возрасте, может привести к пассивности и инфантильности в будущем; -его следует чаще заставлять не только работать в определенном темпе, но и вызывать у него эмоциональное отношение к тому, что он делает сам и к тому, что делают его сверстники; - учить его мечтать и фантазировать; - приучайте его к отзывчивости и чуткости по отношению к другим и учите его помогать окружающим; - не торопите его, помните о том, что он не может комфортно жить в условиях дефицита времени; - не давите на него, чаще поощряйте и хвалите его и ни в коем случаи никогда не называйте его «копушей» и т.д., особенно при посторонних.

Рекомендации по работе с Меланхоликом: - он требует повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта; - важно считаться с его ранимостью, с быстрой утомляемостью; -следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, - выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, - развивать активность и смелость; - учитывать, что чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает его, снижает работоспособность; -Во время занятий его следует чаще спрашивать, создавая при этом спокойную обстановку, большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание; -необходимо развивать общительность, через общественную деятельность; постепенно вводить его в коллектив; -нуждается в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена. Тренировка процесса торможения протекает по таким правилам: - вхождение в работу требует запаса времени, спешка тормозит ребенка; -в требованиях и указаниях использовать только спокойный, ровный тон; - любую нагрузку давать на положительном эмоциональном фоне; - попытки же вывести их из состояния хандры и страдания могут сопровождаться серьезными обидами и спровоцировать у них новую волну тревоги и волнения, стоит крепко подумать, прежде чем предложить меланхолику помощь в поднятии их настроения и жизненного тонуса.