Проект: «Разработка технологий профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков, содержащихся в условиях специальных учебно-воспитательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Advertisements

Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Г. Соликамск. Цель: усилить профилактическую работу ОУ по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних. задач: Данная.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Отчет по первому этапу выполнения работ по проекту «Разработка и апробация моделей новых форм обучающего и игрового процесса, основанных на использовании.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Умняшова И.Б., кпсн, заведующая учебно-производственной лаборатории факультета «Психология образования» МГППУ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Федеральная целевая программа развития образования на годы задача 1: «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
Сопровождение введения ФГОС дошкольного образования Итоговую работу в форме проекта выполнили : Ведущий специалист УО – Егорова М.В.; Заведующий МДОУ детский.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «МИР, КОТОРЫЙ НАС ОКРУЖАЕТ» БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 238»
ЗАКИРОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ 129 Деятельность социального педагога.
«Вопросы совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: нормативное регулирование. Осуществление функций.
Транксрипт:

Проект: «Разработка технологий профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков, содержащихся в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, с учетом социальных ожиданий и организацией социального контроля» Программа (задача, мероприятие): Мероприятие 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития», Федеральной целевой программы развития образования на годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. 61. Исполнитель (Поставщик): Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» Руководитель проекта: доктор психологических наук, профессор Ефремова Г.И. Москва, 2011

Анализ и обобщение опыта профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков, содержащихся в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа с учетом социальных ожиданий и организацией социального контроля. Выделено 4 основных подхода к организации работы с подростками из мест лишения свободы: экологический - направлен на достижение баланса между подростком и средой, когда общество предоставляет подростку шанс измениться и соответствовать требованиям социума рефлексивный - направлен на осознание ограничений как сотрудниками колоний, так и подростками, а также путей их минимизации гуманистический - подчеркивает необходимость изменить отношение к происходящему, но не само настоящее (будь то ресурсы подростка или окружающей его среды) революционный – основан на выявлении несовершенства существующих норм (правовых и социальных) и преобразовании общества в соответствие со своим представлением о нормах

Экологический подход

Рефлексивный подход

Гуманистический подход

Революционный подход

Результатом пилотажного исследования и теоретического обзора литературы по проблеме явилась предложенная концепция профилактики и реабилитации девиантного поведения, которая делает акцент не только на реабилитацию отклоняющихся форм поведения несовершеннолетних, но уделяет большое внимание повышению специальной педагогической компетентности в вопросах сотрудничества профилактики девиации, формирование анти дискриминационных и стигматизирующих установок против подростков из группы риска.

Разработаны и прошли апробацию три технологии профилактики девиантного поведения и реабилитации подростков, содержащихся в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа с учетом социальных ожиданий и организацией социального контроля: технология 1 – Технология социально-психологического тренинга навыков эмоционально-поведенческой и личностной саморегуляции для подростков с устойчивым противоправным поведением; технология 2 - Технология социальной интеграции подростков посредством профессионального самоопределения; технология 3 - Технология развития компетентности специального педагогического сотрудничества, направленного на профилактику стигматизации девиантных подростков.

Разработан проект индивидуальной карты реабилитации, развития и пост выпускного сопровождения воспитанников с учетом нормативных основ ПМПК (положение, должностные инструкции и т.п.), а также критериальных и содержательных основ диагностики Фрагмент индивидуальной карты РАЗДЕЛ I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ Критерии Оценка по критерию Критерии социализированности воспитанников: 1. Социоэкономический и психологический статус семьи 1.1Материальное благосостояние семьи Общекультурный о образовательный уровень родителей Психические расстройства у родителей Алкоголизм родителей Наркомания у родителей Эмоциально отчужденные, неприязненные отношения в семье Напряженно-конфликтные отношения в семье Дефекты семейного воспитания 1.8.1Гиперпротекция Гипопротекция (безнадзорность) Жестокое обращение Структурная деформация семьи (нет одного из родителей, либо отсутствуют оба родителя) Итог по критерию (баллы) Социальный статус в просоциальной группе сверстников Итог по критерию с учетом перерасчета (баллы)

Апробация разработанных технологий проходила на базе экспериментальных площадок (учреждений открытого и закрытого типа), а также посредством обсуждения проблемного поля разрабатываемого проекта на специально созданном сайте в сети Интернет. Рис.1. Меню сайта «Технологии профилактики девиантного поведения, стигматизации и реабилитации подростков»

Апробация технологий показала их эффективность, достоверность которой выражена в статистически значимых изменениях показателей по предложенным психодиагностическим методикам, позволяющим говорить о снижении уровня агрессивности, тревожности, враждебности и увеличении профессиональной готовности, уровня эмоционального контроля. В группе специалистов также произошли положительные изменения в уровне осознанности осуществляемой ими работы, а также по показателям толерантности и социальной компетентности.

Таблица 1. – Динамика показателей и форм агрессивности после реализации технологии 1 (методика Басса-Дарки) Форма агрессии Физическая агрессия Вербальная агрессия Косвенная агрессия Негативизм Раздражение Подозрительность Обида Чувства вины Группы подростков, N = 52 Замер до апробации технологии Замер после апробации технологии Уровень значимости различий (T- критерий Вилкоксона) 6,66,0 р

Таблица 2. Динамика показателей профессиональной готовности после реализации технологии 2 (методика «профессиональная готовность» А.П. Чернявской) Профессиональная готовность автономность информированность ориентация во времени принятие решения эмоциональное отношение Группы подростков, N = 65 Замер до апробации технологии Замер после апробации технологии Уровень значимости различий (T- критерий Вилкоксона) 11,513,6 р

Разработаны концептуально обоснованные рекомендации по созданию условий для успешной социализации и реабилитации подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях, отражающие конкретные пути реализации предложенных идей и технологий.

В ходе реализации НИР подготовлены информационные и аналитические материалы, разработанные в рамках проекта, которые были размещены на сайте, созданном для возможности обсуждения исследуемой проблемы.

Ключевые условия для успешной социализации и реабилитации подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях: Развитие профилактической работы, направленной на оказание поддержки подростков с проблемами в процессе социализации. Развитие системы семейно центрированных служб, направленных на поддержку подростков групп риска. Интенсификация взаимодействия учебных заведений, детских садов, школ, училищ, университетов и т.д. со службами социально-психологической, педагогической и медицинской помощи. Формирование прозрачной, конкурентной и безопасной для ребенка системы оценки развития, направленной на своевременное выявление проблем и обеспечение интеграции в жизнь общества.