Лейла Махметова Юридическая фирма GRATA 22-24 октября 2012 года Законодательство о лицензировании в Республике Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лицензирование образовательной деятельности – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного.
Advertisements

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
1 Осуществление контроля в отношении аккредитованных лиц.
Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности» положительные и отрицательные аспекты.
Информирование и консультирование таможенных органов. ЮСТ-Д-3-3, подгруппа 2.
Вместе с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для учета документы: 1) технический план объекта учета (при.
СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Взаимодействие между краевым государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
Рассмотрение обращений в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства Рассмотрение обращений в организациях системы жилищно-коммунального хозяйства.
Таможенный менеджмент. Регламент таможенной услуги «Ведение реестра уполномоченных экономических операторов». Статистика использования.
Департамент по контролю и надзору МО Р РС (Я) АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Нормативное правовое обеспечение и организация процедуры лицензирования образовательной деятельности в условиях изменения законодательства Российской Федерации.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Лейла Махметова, Старший юрист ТОО «Юридическая фирма GRATA» Алматы, 29 апреля 2011г. Законодательные требования к проведению экологического контроля.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Транксрипт:

Лейла Махметова Юридическая фирма GRATA октября 2012 года Законодательство о лицензировании в Республике Казахстан

Основные принципы лицензирования в РК (ст. 4 Закона «О лицензировании») 1. Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности. 2. Перечень лицензируемых видов деятельности является исчерпывающим 3. При включении в перечень новых видов деятельности и (или) подвидов деятельности их лицензирование осуществляется после принятия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования.

4. Квалификационные требования, перечень документов, подтверждающих их соблюдение, а также перечень товаров, экспорт или импорт которых подлежит лицензированию, могут быть введены в действие только по истечении 21 дня после их официального опубликования. 5. Лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу. 6. Лицензия действует на всей территории РК, за исключением случаев, предусмотренных законами РК. ОДНАКО… (см. следующий слайд)

В случае создания филиала (представительства, объекта, пункта, участка), при изменении его местонахождения лицензиат направляет лицензиару: Уведомление; Копии документов, подтверждающих соответствие нового участка квалификационным требованиям. Письмо и документы направляются в течение 10 рабочих дней. Если новый участок соответствует квалификационным требованиям, он вносится лицензиаром в реестр лицензий. (П. 9 ст. 8 Закона РК «О лицензировании»)

Пример 1. Компания обладает лицензией на добычу твердых полезных ископаемых. Лицензия получена до введения в действие Закона РК «О лицензировании» от г. После введения в действие данного закона лицензия не переоформлялась. Согласно лицензии, ее действие распространяется на месторождение, на котором расположена производственная база, заявленная при лицензировании. Что необходимо для того, чтобы лицензия могла применяться и на другом месторождении компании? Переоформление лицензии (новая лицензия будет применяться на всей территории РК); Уведомление лицензиара о создании нового участка для осуществления лицензируемой деятельности.

Пример 2. Если лицензия действует только на определенной территории (например, на производство алкогольной продукции), то для работы на дополнительном участке необходимо получение новой лицензии или приложения к ней. Информация о лицензиатах помещается в государственный электронный реестр лицензий, состоящий из реестров лицензиаров. В реестры, в частности, помещается следующая информация: дата и номер лицензии и приложений к ней; виды и подвиды деятельности; основания и дата переоформления лицензии и приложений к ней; основания и даты приостановления, возобновления и прекращения действия лицензии; данные о филиалах, представительствах, объектах, пунктах, участках лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид (подвид) деятельности (в случае их наличия). (п. 5 ст. 8 Закона «О лицензировании»)

Единый технологический процесс (п. 2 ст. 3) – это совокупность технологически взаимосвязанных и последовательных действий (работ), выполняемых в процессе производства в рамках одного лицензируемого вида деятельности. Виды деятельности, входящие в единый технологический процесс и (или) являющиеся необходимым элементом осуществления вида деятельности, лицензированию не подлежат (п. 8 ст. 4). Заключение о вхождении вида деятельности в единый технологический процесс и (или) отнесении его к необходимому элементу осуществления вида деятельности предоставляется компетентным (отраслевым) органом по запросу лицензиара на основании обращения заявителя.

Государственные органы, функции которых связаны с лицензированием Лицензиар - государственный орган, осуществляющий лицензирование в соответствии с законодательством РК (п. 4 ст. 3). Компетентный (отраслевой) орган - государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, к которой относится лицензируемый вид деятельности (п. 3-2 ст.1). Уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий разработку и проведение государственной политики и координирующий деятельность других государственных органов в области лицензирования (п.13 ст. 1).

Лицензиар Лицензируемая деятельность Комитет промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК Проектирование (технологическое) и (или) эксплуатация горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтихимических, химических производств, проектирование (технологическое) нефтигазоперерабатывающих производств, эксплуатация магистральных газопроводов, нефтипроводов, нефтипродуктопроводов Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РК Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Проектная деятельность и строительно- монтажные работы

Недавние изменения в законодательство о лицензировании 8 августа 2012 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения разрешительных документов …» от 10 июля 2012 г. 36-V Данным Законом отменено лицензирование следующих видов деятельности: А) в области промышленности: передача и (или) распределение электрической и (или) тепловой энергии; переработка минерального сырья; проектирование, изготовление, монтаж, ремонт химического, бурового, нефтигазопромыслового, геологоразведочного, горно-шахтного, металлургического, энергетического оборудования, взрывозащищенного электротехнического оборудования, подъемных сооружений, а также котлов с рабочим давлением выше 0,7 кг/см 2 и температурой теплоносителя выше 115°С, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением выше 0,7 кг/см 2 ; реализация лома и отходов цветных и черных металлов, образовавшихся у юридических лиц в ходе собственного производства и в результате приобретения имущественного комплекса, в составе которого находились лом и (или) отходы цветных и (или) черных металлов.

Б) в области проектирования: архитектурное проектирование для зданий, сооружений и коммуникаций производственного (производственно- хозяйственного) назначения; архитектурное проектирование для жилищно-гражданских зданий и сооружений; строительное проектирование деревянных конструкций; автоматизация технологических процессов, включая контрольно- измерительные, учетные и регулирующие устройства; разработка специальных разделов проектов по охране труда, устройству антикоррозийной защиты, устройству по молниезащите; автоматике, устройству пожарно-охранной сигнализации, системы пожаротушения и противопожарной защиты на этапе проектирования для нового строительства, капитального ремонта, реконструкции или переоборудования зданий и сооружений; составлению сметной документации; составлению проектов организации строительства и проектов производства работ.

C) в области строительства: обустройство скважин (за исключением нефтяных и газовых скважин); земляные работы в мелиоративном и водохозяйственном строительстве; гидромеханизированные работы в грунте; монтаж строительных конструкций агрегатов, аппаратов и других технологических сооружений металлургической, нефтихимической, горнорудной, энергетической и других отраслей промышленности; ремонт и реконструкция технологических трубопроводов из цветных металлов, полимерных материалов и стекла; ремонт и реконструкция внутренних централизованных систем, вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; химзащитные покрытия от воздействия агрессивных вод, электрохимическая защита и молниезащита);

монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы, связанные с лифтовым хозяйством и иными подъемно- транспортными устройствами; металлургией, обогащением; металлообработкой; деревообработкой; геологоразведкой, нефти- и газопромыслам; горно-шахтным производством, метрополитеном и тоннелями; хранением и переработкой зерна, производством и хранением иных пищевых продуктов; угольным, химическим и нефтиперерабатывающим производством; производством продукции легкой промышленности; производством лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, здравоохранением, реабилитацией и профилактикой заболеваний; электропечами, иными электротехническими установками, включая взрывозащищенное электротехническое оборудование; компрессорными машинами, насосами и вентиляцией.

Условия выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии Если лицензиаром является местный или территориальный орган, то лицензия или приложение к ней выдаются по месту регистрации заявителя. (ст.42 Закона «О лицензировании») Форма лицензии и приложения к лицензии По общему правилу – электронная (в форме электронного документа). По просьбе заявителя – оформляется в электронном формате, распечатывается и заверяется печатью и подписью руководителя лицензиара. При невозможности оформить в электронном формате – оформляется на бумажном носителе. ( ст.10 Закона «О лицензировании»)

Документы, необходимые юридическому лицу для получения лицензии или приложения к ней: 1)заявление; 2) копии устава и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (копия +оригинал либо нотариально заверенная копия); 3) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе (копия + оригинал либо нотариально заверенная копия); 4) копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора, кроме случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»; 5) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями. Представление документов, предусмотренных подпунктами 2) и 3), не требуется при наличии возможности получения информации, содержащейся в них, из государственных информационных систем и (или) из формы сведений. (пп. 7 п. 2 ст. 42 Закона «О лицензировании»

При подаче документов через веб-портал «электронного правительства» или ЦОН документы представляются в электронной форме. Электронная форма документа – это электронный документ, полностью воспроизводящий вид и данные подлинного бумажного документа в электронно-цифровой форме, удостоверенный ЭЦП заявителя, лицензиата или лица, уполномоченного на удостоверение данного документа, либо уполномоченного работника ЦОНа (п. 3-1 ст. 1 Закона «О лицензировании»). При этом, если законодательством РК требуется предоставление нотариально заверенной копии документа или оригинала документа для сверки, то предоставляется электронная копия документа, удостоверенная электронной цифровой подписью работника ЦОНа. Ответственность за достоверность удостоверенных документов несет заявитель или лицензиат. (п.7 ст.47 Закона «О лицензировании»)

Для получения приложения к лицензии в рамках вида деятельности, на который имеется лицензия, необходимы следующие документы: 1) заявление; 2) сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями к подвиду деятельности. Все документы, представленные лицензиару или в ЦОН, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов. В случае предоставления неполного пакета документов лицензиар в течение двух рабочих дней обязан дать письменный мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.

Согласование выдачи лицензии с государственными органами Перечень органов, выдающих согласования, определен постановлением Правительства РК от г В частности на выдачу лицензий на оборот прекурсоров и обращение с ядами необходимы согласования: Комитета государственного санитарно- эпидемиологического надзора Минздрава РК; Комитета по государственному контролю за ЧС И ПБ МЧС РК.

Согласование выдачи лицензии с государственными органами (продолжение) Для получения согласований государственных органов на предмет соответствия заявителя требованиям законодательства РК лицензиар в течение двух рабочих дней со дня регистрации документов заявителя направляет запрос в государственные органы по месту осуществления заявителем лицензируемого вида деятельности. Государственные органы течение десяти рабочих дней направляют ответ на запрос лицензиара о соответствии или несоответствии заявителя предъявляемым требованиям. Если в течение указанного срока ответ не предоставлен, то выдача лицензии считается согласованной.

Лицензионный контроль до получения лицензии Представляет собой: Проверку соответствия заявителя или лицензиата квалификационным требованиям, которые не подтверждаются предоставлением документов; Проверка достоверности предоставленных документов; Осуществляется путем посещения объектов заявителя в порядке «иной формы» контроля. (п. 3 ст Закона «О лицензировании») При осуществлении «иных форм» государственного контроля заявитель, в случае выявления правонарушения, к административной ответственности не привлекается. (п. ст. Закона «О государственном контроле и надзоре»)

Сроки рассмотрения заявления о выдаче лицензии или приложения к ней Лицензия или приложение к ней выдается лицензиаром в течение пятнадцати рабочих дней, Лицензии и приложения к ним в сфере использования атомной энергии, в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов, выдаются в течение тридцати рабочих дней со дня представления заявления с соответствующими документами. Лицензиар в течение установленного срока, обязан выдать лицензию или приложение к ней либо дать мотивированный ответ о причинах отказа в выдаче лицензии или приложения к лицензии.

Если в установленные сроки не выданы ни лицензия, ни мотивированный отказ, то с даты истечения срока лицензия или приложение к ней считаются выданными. Лицензиар не позднее пяти рабочих дней с момента истечения срока выдачи лицензии или приложения к ней обязан выдать лицензию или приложение заявителю. В случае невыдачи лицензии или приложения по истечении пяти рабочих дней лицензия и (или) приложение к лицензии считаются полученными. Подтверждением законности осуществления лицензируемого вида деятельности до получения лицензии является полученное заявителем уведомление о приеме заявления. (Согласно ст.43 Закона «О лицензировании)

Порядок и условия получения лицензии через портал «электронного правительства» Предварительно необходимо получить: 1)электронную подпись через сайт либо обратиться ЦОН; 2) пройти регистрацию на После регистрации необходимо: подать заявление (о выдаче лицензии) и прикрепить требуемые документы в электронном формате; оплатить лицензионный сбор через платежный шлюз «электронного правительства» или внести информацию (чек) о заранее произведенной оплате; отправить данные; получить лицензию (в течение 15 дней при условии соблюдения вышеуказанных требований) Источник:

Платежный шлюз «электронного правительства» - это автоматизированная система безналичной оплаты в режиме on-line за услуги, оказываемые в рамках «электронного правительства» за счет средств юридических лиц, размещенных на счетах в банках второго уровня. Для оплаты лицензионного сбора электронным способом, необходимо иметь платежную карту VISA/MASTER CARD любого из казахстанских банков ( mText&s=6&e=6). mText&s=6&e=6 Детальный механизм оплаты через шлюз «электронного правительства» предусмотрен приказом председателя Агентства РК по информатизации и связи от года 491 «Об утверждении Инструкции по осуществлению транзакционных сервисов «электронного правительства» РК».

Ответственность за нарушения законодательства РК о лицензировании За нарушения законодательства о лицензировании применяются: Административная ответственность (штрафы, приостановление действия лицензии, лишение лицензии, конфискация полученной прибыли и орудий совершения правонарушения) Уголовная ответственность (общественные работы, лишение свободы (с конфискацией имущества или без такового) Конфискация прибыли, полученной от безлицензионной деятельности, в порядке гражданского судопроизводства.

Административная ответственность за нарушения законодательства о лицензировании (КоАП) Статья Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации или лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), другого разрешения, уведомления Статья Нарушение норм лицензирования Статья Нарушение порядка и срока выдачи лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на занятие предпринимательской деятельностью Статья Невозвращение лицензии и (или) приложения к лицензии лицензиару

Статья КоАП: Деятельность без лицензии, если лицензия обязательна и отсутствуют признаки преступления, влечет: штраф (на малых и средних предпринимателей – от 30 до 40 МРП, на крупных предпринимателей – от 100 до 200 МРП); конфискацию предметов и (или) орудия совершения правонарушений (может не применяться); конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения (применяется обязательно).

За правонарушение, совершенное повторно в течение года после наложения взыскания: штраф (на малых и средних предпринимателей – от 50 до 100 МРП, на крупных предпринимателей – от 300 до 700 МРП); конфискация предметов и (или) орудия совершения правонарушения (может не применяться); конфискация дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.

Статья КоАП (п. 1) Нарушение установленных законодательством РК норм лицензирования (в том числе несоответствие квалификационным требованиям) влечет: Штраф (на малых и средних предпринимателей – от 50 до 100 МРП, на крупных предпринимателей – от 100 до 200 МРП); Приостановление лицензии (может не применяться).

Статья КоАП (п. 2) Нарушение законодательства о лицензировании, совершенное повторно в течение года после наложения взыскания, Предоставление лицензиатом заведомо недостоверной информации при получении лицензии, Неустранение нарушений норм лицензирования, повлекших привлечение к административной ответственности, по истечении срока приостановления действия лицензии влекут: штраф (на субъектов малого или среднего предпринимательства - от 100 до 150 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – от 200 до 300 МРП); лишение лицензии (применяется обязательно).

Статья КоАП. Нарушение требований технической укрепленности объектов и помещений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров влечет: штраф (на субъектов среднего предпринимательства – 50 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП); приостановление деятельности юридического лица (применяется обязательно). Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут: штраф (на субъектов среднего предпринимательства – 350 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – 2000 МРП); запрещение деятельности юридического лица (применяется обязательно).

Статья КоАП Нарушение срока выдачи лицензии влечет штраф на должностных лиц в размере до 50 МРП. Выдача лицензии с нарушением порядка, установленного законодательством, влечет штраф на должностных лиц в размере до 50 МРП. Любое из вышеуказанных действий, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на должностных лиц в размере от 60 до 70 МРП.

Статья КоАП Невозвращение лицензии или приложения к ней лицензиару в течение десяти рабочих дней при прекращении действия лицензии или приложения к ней влечет штраф на юридических лиц в размере до 200 МРП. Если действие лицензии прекратилось в силу исключения вида деятельности из числа лицензируемых или исключения лицензиата из числа подлежащих лицензированию, то возвращать лицензию лицензиат не обязан (п. 2 ст. 48 Закона «О лицензировании», норма введена в действие г.). Закон, отменяющий или смягчающий ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу. (п. 1 ст. 6 КоАП). Отмена закона, устанавливающего административную ответственность,влечет прекращение исполнения постановления по делу об адм. правонарушении (ст. 702 КоАП).

Статья 232 КоАП Нарушение требований утвержденных строительных норм и проектных документов в ходе строительства или ремонта, повлекшее ухудшение эксплуатационных качеств, снижение прочности, устойчивости зданий, строений, их частей или отдельных конструктивных элементов, влечет: штраф (на должностных лиц, ИП – МРП, на субъектов малого или среднего предпринимательства – МРП, на субъектов крупного предпринимательства – 300 – 500 МРП); приостановление действия лицензии (может не применяться).

Порядок применения административных взысканий Приостановление действия лицензии осуществляется на срок до 6 месяцев. Налагается лицензиарами. Исполняется лицензиаром путем изъятия лицензии на срок приостановления (ст. 720, 721 КоАП). Лишение лицензии применяется судом. Исполняется лицензиаром путем изъятия лицензии (ст. 720, 721 КоАП). Сведения о приостановлении и лишения лицензии публикуются в государственном реестре лицензий. (п. 5 ст. 8 Закона «О лицензировании»)

Приостановление деятельности лицензиата применяется судом. Если приостановление предусмотрено в статье Особенной части КоАП – дело рассматривается в порядке административного производства. Если не предусмотрено – дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, рассматривается в течение 10 дней. Иск предъявляется в порядке и на основании, предусмотренном законодательным актом. (Нормативное постановление Верховного Суда РК от 26 ноября 2004 года 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях») Постановление подлежит исполнению немедленно по вступлении в силу. В период приостановления приостанавливается их право пользоваться банковскими вкладами, за исключением расчетов по трудовым договорам, возмещения убытков, причиненных в результате их деятельности, и уплаты штрафов. Если постановление не исполнено добровольно – исполняется в порядке исполнительного производства. (ст. 723 – 724 КоАП РК).

Уголовная ответственность Незаконное предпринимательство (ст. 190 УК). 1. Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если это деяния причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, наказываются штрафом от 500 до 1000 МРП, либо общественными работами часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 50 МРП либо без такового.

2. Те же деяния: а) совершенные организованной группой; б) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере; в) совершенные неоднократно, - наказываются штрафом в размере от 1000 до 1500 тысяч МРП либо лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечания Доход в крупном размере – признается доход, сумма которого превышает МРП. Доход в особо крупном размере – доход, сумма которого превышает МРП. Значительным размером признается такое количество товаров, стоимость которых превышает 1000 МРП. Крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в тысячу раз превышающую МРП, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в десять тысяч раз превышающую месячный МРП, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.

Нормативное постановление Верховного Суда РК от 18 июня 2004 года 2 «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»: Приобретение, хранение товаров, предоставление помещений, транспортных услуг влечет уголовную ответственность, если эти действия совершались с прямым умыслом лицом, осведомленным о незаконности предпринимательской деятельности. Действия такого лица надлежит квалифицировать как пособничество незаконному предпринимательству независимо от того, получало ли оно вознаграждение за оказанные услуги. Если указанные действия совершались с целью получить совместно с предпринимателем прибыль от незаконной предпринимательской деятельности, то их следует расценивать как соисполнительство в преступлении, предусмотренном статьей 190 УК.

Взыскание прибыли, полученной от безлицензионной деятельности Доход, полученный в результате совершения преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренного главой 7 УК, подлежит взысканию с виновного и обращению в доход государства как результат неосновательного обогащения, нажитого преступным путем (п. 19 Нормативного постановления). В соответствии с п. 4 ч. 3 ст.121 УПК РК, имущество, предметы, непосредственно применявшиеся для извлечения дохода при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства, а в случае их необнаружения в доход государства с виновного взыскивается их стоимость (п. 21 Нормативного постановления).

Основания представления судебного исполнителя о временном запрещении (приостановлении) лицензии При неисполнении юридическим лицом без уважительных причин исполнительного документа о взыскании суммы в размере, превышающем 2500 МРП; неимущественного характера, судебный исполнитель по истечении срока исполнения, направляет в суд представление о временном запрещении выдавать должнику лицензии, а также о приостановлении действия ранее выданных должнику лицензий и разрешений. Копии определения суда, вынесенного по результатам рассмотрения представления, направляются должнику, а также в уполномоченные органы для исполнения. Определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения представления судебного исполнителя, обязательно к исполнению должником и всеми лицензиарами и иными государственными органами, уполномоченными выдавать разрешения. (ст.34 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»)

Переоформление лицензий и приложений к ним; прекращение действия лицензий При утере, порче лицензии и (или) приложения ней лицензиат вправе получить дубликат лицензии и (или) приложения. Если лицензия была выдана на бумажном носителе, лицензиат вправе по заявлению перевести ее в электронный формат без получения дубликата. Утерянные, испорченные бланки лицензии и (или) приложения к ней считаются недействительными со дня подачи лицензиатом письменного заявления лицензиару. Лицензиар в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликатов лицензии и (или) приложения к лицензии с присвоением нового номера и надписью «Дубликат» в правом верхнем углу. (п. 1 ст.47 Закона «О лицензировании»)

Лицензия и (или) приложение к ней подлежат переоформлению в следующих случаях: 1)изменения фамилии, имени, отчества физического лица; 2)перерегистрации индивидуального предпринимателя, изменении его наименования и адреса; 3)при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, выделения или преобразования; 4)изменения наименования и (или) юридического адреса юридического лица. (п.2 ст. 47 Закона «О лицензировании)»

Лицензиат вправе подать заявление о переоформлении лицензии в случае изменения наименования вида или подвида деятельности. Заявление подается лицензиатом в течение тридцати календарных дней с приложением документов, подтверждающих уплату в бюджет лицензионного сбора. Переоформленные лицензии и (или) приложения к ним оформляются в электронной форме (пп.4 п.2.ст.47 Закона «О лицензировании»)

Лицензия и (или) приложение к ней прекращают свое действие в случаях: 1 ) истечения срока, на который выдана лицензия; 2) совершения в полном объеме операций, на осуществление которых выдана лицензия; 3) лишения лицензии; 4) прекращения деятельности физического лица, ликвидации юридического лица, реорганизации юридического лица, за исключением слияния, присоединения, выделения или преобразования; 5) добровольного возврата лицензии и (или) приложения к лицензии лицензиару;

6) исключения отдельного вида деятельности и (или) подвида деятельности из перечня лицензируемых; 7) исключения лицензиата из числа субъектов, подлежащих лицензированию; 8) в иных случаях, предусмотренных законами РК. При прекращении действия лицензии и (или) приложения к лицензии, за исключением прекращения действия лицензии по основаниям, предусмотренным подпунктами 6) и 7), лицензиат обязан в течение десяти рабочих дней вернуть лицензию и (или) приложение к ней лицензиару. (ст. 48 Закона «О лицензировании»)

Ответственность за нарушение прав и законных интересов лицензиатов Статья 153 КоАП Нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства Статья 922. ГК Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами Статья Нарушение порядка и срока выдачи лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на занятие предпринимательской деятельностью

В ст.45 Закона о лицензировании предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии: 1) занятие деятельностью, на которую запрашивается лицензия, запрещено законами РК для данной категории субъектов; 3) не внесен лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности в случае подачи заявления на выдачу лицензии на вид деятельности; 4) заявитель не соответствует квалификационным требованиям; 4-1) не согласована выдача лицензии заявителю согласующим государственным органом; 5) в отношении заявителя имеется вступивший в законную силу приговор суда, запрещающий ему заниматься отдельным видом деятельности; 6) судом на основании представления судебного исполнителя заявителю запрещено получать лицензии. (Дополнительные основания могут быть предусмотрены только для деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов)

Статья 23. Закона «О государственном контроле и надзоре» При проведении проверки должностные лица органа контроля и надзора не вправе: 1)проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции государственного органа, от имени которого они действуют; 2) требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки; 3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

4) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан; 5) превышать установленные сроки проведения проверки; 6) проводить заведомо повторную проверку конкретного лица, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу за один и тот же период, кроме определенных случаев предусмотренных законодательством; 7) проводить в целях контроля мероприятия, связанные с затратами, за счет проверяемых субъектов.

Основаниями для признания проверки недействительной являются грубые нарушения Закона «О государственном контроле и надзоре»: 1) отсутствие оснований проведения проверки; 2) отсутствие акта о назначении проверки; 3) несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; 4) нарушение требований статьи 23 данного Закона; 5) нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; 6) непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки; 7) назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию; 8) проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам, когда такая регистрация обязательна. (п.2 ст.28 Закона «О государственном контроле и надзоре»)

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов Вышестоящий государственный орган Суд

Статья 153 КоАП («Нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства») Грубое нарушение требований «Закона о государственном контроле и надзоре», описанные ранее, влекут: штраф на должностное лицо в размере от 10 до 20 МРП. Данные действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностное лицо в размере от 20 до 25 МРП.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами 1. Вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны. Представителем казны выступают финансовые органы либо другие органы и граждане по специальному поручению. 2. Органы местного самоуправления отвечают за вред, причиненный их органами и должностными лицами, в судебном порядке. 3. Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов в области административного управления, возмещается на общих основаниях (статья 917 настоящего Кодекса) за счет денег, находящихся в распоряжении этих органов. При их недостаточности вред возмещается субсидиарно за счет государственной казны. (ст Гражданского Кодекса РК)

Статья КоАП (Нарушение порядка и срока выдачи лицензии) 1. Нарушение срока выдачи лицензии влечет штраф на должностных лиц в размере до 50 МРП. 2. Выдача лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) с нарушением порядка, установленного законодательством, - влечет штраф на должностных лиц в размере до 50 МРП. 3. Действия, указанные выше, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере от шестидесяти до семидесяти месячных расчетных показателей.

Лицензирование деятельности в сфере оборота ядовитых веществ Лицензированию в сфере оборота ядовитых веществ подлежат: Вид деятельности: производство, переработка, приобретение, хранение, реализация, использование, уничтожение ядов. Данный вид делится на следующие подвиды: производство, переработка, хранение, реализация, уничтожение ядов; приобретение, хранение, реализация, использование ядов; приобретение, хранение, реализация ядов. (ст. 14 Закона «О лицензировании») Квалификационные требования утверждены Постановлением Правительства РК от г. 1137

Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании подвида «производство, переработке, хранению, реализации, уничтожению ядов», включают наличие: 1)производственно-технической базы на праве собственности, включающей: 1)технологическую линию; 2)испытательную лабораторию; 3)специализированное производственное здание; 4)специально оборудованный склад; 5)служебное помещение для размещения работающего персонала; 6)технологического регламента на изготовление и переработку ядов; 2)служб, обеспечивающих: 1)эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, механизмов, технологической линии; 2)контроль безопасности труда и охраны окружающей среды; 3)медицинский контроль; 4)метрологический контроль; 5)учет ядов;

Квалификационные требования (продолжение) Наличие… 3)специалистов, ИТР и рабочих, работающих с ядами: 1)Имеющих соответствующее специальное образование; 2)Имеющих опыт практической работы по специальности не менее одного года, 3)Прошедших обучение и проверку знаний правил промышленной безопасности в учебной организации, аттестованной уполномоченным органом по ЧС; 4)лицензии на охранную деятельность либо договора на охрану производственно-технической базы с организацией, имеющей такую лицензию; 5)специальной защитной одежды, индивидуальных средств защиты; 6)утвержденного руководителем заявителя плана ликвидации возможных аварий при проведении работ по производству, переработке, хранению, реализации, уничтожению ядов; 7)утвержденной руководителем заявителя инструкции по безопасному производству работ по производству, переработке, хранению, реализации, уничтожению ядов.

Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании подвида «приобретение, хранение, реализация, использование ядов» Наличие… 1)производственно-технической базы, находящейся на праве собственности или ином законном основании, включающей: 1)испытательную лабораторию; 2)специализированное производственное здание; 3)специально оборудованный склад (помещение) или специализированную емкость для хранения ядов в соответствии с техническим проектом производства; 4)служебное помещение для размещения работающего персонала; 2)служб, обеспечивающих: 1)эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, механизмов; 2)контроль безопасности труда и охраны окружающей среды; 3)медицинский контроль; 4)метрологический контроль; 5)учет ядов;

Квалификационные требования (продолжение) Наличие… 3)Специалистов, ИТР и рабочих, работающих с ядами, имеющих: 1)Соответствующее специальное образование; 2)Опыт практической работы по специальности не менее одного года, 3)Прошедших обучение и проверку знаний правил промышленной безопасности в учебной организации, аттестованной уполномоченным органом по ЧС; 4)лицензии на охранную деятельность либо копии договора с организацией, имеющей такую лицензию; 3)специальной защитной одежды, индивидуальных средств защиты; 4)утвержденного руководителем организации плана ликвидации возможных аварий при проведении работ по приобретению, хранению, реализации, использованию ядов; 3)утвержденной руководителем организации инструкции по безопасному производству работ по приобретению, хранению, реализации, использованию ядов.

Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании «приобретение, хранение, реализация ядов»: наличие… 1)специально оборудованного склада для хранения ядов на праве собственности; 2)служб, обеспечивающих: 1)контроль безопасности труда и охраны окружающей среды; 2)медицинский контроль; 3)учет ядов; 3)специалистов, ИТР и рабочих, работающих с ядами: 1)имеющих соответствующее специальное образование; 2)имеющих опыт практической работы по специальности не менее одного года; 3)прошедших обучение и проверку знаний правил ПБ в учебной организации, аттестованной уполномоченным органом по ЧС; 4)лицензии на охранную деятельность либо с организацией, имеющей такую лицензию; 5)специальной защитной одежды, индивидуальных средств защиты; 6)утвержденной инструкции по безопасному производству работ по приобретению, хранению, реализации ядов.

Перечень ядов Постановлением Правительства РК от 13 июня 2007 года 493 был утвержден перечень ядов, производство, переработка, перевозка, приобретение, хранение, реализация, использование и уничтожение которых подлежит лицензированию. Перечень состоит из 2-х списков: Списка А и Списка В. Список А Список В Цианистый водород Хлорпикрин: трихлорнитрометан Хлорокись фосфора Треххлористый фосфор Пятихлористый фосфор Триметилфосфит Триэтилфосфит Диметилфосфит Диэтилфосфит.Монохлористая сера Аконитин Амизил Гиосциамин основание Гиосциамина камфорат Гиосциамина сульфат Глифтор Меркаптофос.Метиловый спирт Мышьяковистый ангидрид

Реагенты Как законодательством РК регулируется вопрос отнесения к ядам химических реагентов (продукции, смесей), содержащих определенное количество того или иного вида ядовитых веществ? Каким образом следует предоставлять ежегодный отчет об использовании химических реагентов в состав которых входят яды? К сожалению законодательством данные вопросы не урегулированы. На практике применяется определенная схема.

Схема определения состава реагентов и отнесение реагентов к ядам Заявление об определении состава реагентов от Заявителя Управление экспортного контроля и лицензирования при Комитете промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан Заявитель запрос Управление экспортного контроля и лицензирования при Комитете промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК

Согласно п.3 ст.1 Закона «О безопасности химической продукции», опасная химическая продукция химическая продукция, в состав которой входит химическое вещество, обладающие свойствами, которые могут оказывать вредное воздействие на жизнь и здоровье человека, окружающую среду. Одно из таких веществ: 1) сильнодействующие ядовитые вещества; 2) ядовитые вещества; 3) вредные вещества; 4) едкие вещества; 5) вещества, вызывающие раздражение слизистой оболочки глаз и (или) кожи; 6) вещества, обладающие сенсибилизирующим действием. Коррозионные вещества

Регистрация химической продукции 1. Заявитель (производитель, поставщик, импортер) обязан зарегистрировать химическую продукцию. 2. Химическая продукция, не зарегистрированная в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, к обращению не допускается. (ст.12 Закона «О безопасности химической продукции») Согласно п. 5 Правил регистрации и учета химической продукции, утвержденных Постановлением Правительства РК от г. 572: регистрация химической продукции – это внесение уполномоченным органом сведений о химической продукции в реестр по результатам рассмотрения заявочных документов и выдача свидетельства о регистрации; свидетельство о регистрации – это документ, выдаваемый уполномоченным органом на химическую продукцию с целью подтверждения ее регистрации и внесения в реестр. Срок действия свидетельства о регистрации химической продукции пять лет.

Для регистрации и учета химической продукции заявитель (производитель, поставщик, импортер) представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявление на регистрацию химической продукции; паспорт безопасности химической продукции.

Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает документы и принимает решение о регистрации химической продукции или отказе в регистрации. В случае отказа уполномоченный орган возвращает все документы, представленные заявителем (производителем, поставщиком, импортером) и уведомляет его в письменном виде с указанием причин отказа. Основанием для отказа в регистрации химической продукции являются: несоответствие химической продукции требованиям законодательства в области безопасности химической продукции; представление неполной информации в паспорте безопасности химической продукции; представление недостоверных сведений о химической продукции в паспорте безопасности химической продукции.

Паспорт безопасности химической продукции должен содержать следующую информацию о химической продукции: 1) определение химической продукции (вещества, препарата и производителя); 2) определение риска (рисков); 3) состав, информацию о химических веществах; 4) меры оказания первой помощи; 5) противопожарные меры; 6) меры при чрезвычайных ситуациях; 7) обращение и хранение; 8) защиту от облучения, индивидуальную защиту; 9) физические и химические свойства; 10) стабильность и реактивность; 11) токсикологическую информацию; 12) экологическую информацию; 13) управление отходами; 14) информацию о транспортировке; 15) информацию к отдельным видам химической продукции, установленным техническими регламентами в области безопасности химической продукции. (ст.15 Закона РК «О безопасности химической продукции»)

Оценка риска химической продукции Применение мер по обеспечению безопасности химической продукции должно основываться на оценке риска. Проведение заявителем (производителем, поставщиком, импортером) оценки риска обязательно для всей химической продукции (ядов). Оценка риска химической продукции осуществляется путем: 1) выявления видов опасности химической продукции; 2) анализа воздействия химической продукции, представляющей опасность или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды; 3) определения мер по ограничению выявленных рисков. При оценке риска опасности химической продукции должны быть использованы имеющаяся техническая документация, научные данные, методы анализа и исследования, библиографические ссылки, данные выборочного контроля.

Уполномоченные органы организуют проверку оценки риска в случае получения информации о фактах причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, окружающей среде. Оценка рисков проводится заявителем (производителем, поставщиком, импортером) до регистрации химической продукции. Для оценки возможного риска, связанного с опасной или потенциально опасной химической продукцией, заявитель (производитель, поставщик, импортер) указывает на: наличие опасных химических веществ; показатели опасности; виды опасного воздействия и условия их возникновения; физико-химические свойства; факторы воздействия на окружающую среду. Уполномоченные органы в случае необходимости вправе запросить дополнительную информацию или провести испытание химической продукции. (ст.13 Закона «О безопасности химической продукции»)

Спасибо за внимание. Возникшие вопросы присылайте на адрес