Современные технологии эффективной политики Андрей Кинякин, к.п.н., кафедра сравнительной политологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лоббизм Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby кулуары) давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации.
Advertisements

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Органы государственной власти взаимодействующие с религиозными объединениями.
Практические аспекты деятельности неприбыльных организаций по поддержке предпринимательства.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Политическая система РФ.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Участие граждан в политической жизни Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Законодательство, устанавливающее правовую основу для деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления Федеральный закон от
Обучающий семинар Предоставление муниципальных услуг по принципу «одного окна» Смоленск, 19 июня 2013 года Департамент Смоленской области по информационным.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
ПОЛИТИКА Урок 2. ПОЛИТИКА (греч.) – искусство управления государством Сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение,
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен,
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Современные технологии эффективной политики Андрей Кинякин, к.п.н., кафедра сравнительной политологии

Тема VIII. Лоббизм как политическая технология

Лоббирование как вид политического менеджмента Лоббизм – это специфическая политическая деятельность частных и общественных организация (заинтересованных групп), направленная на оказание давления на органы государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти с целью одобрения или отклонения тех или иных законодательных или административных актов по вопросам внутренней и внешней политики.

Лоббирование Лоббирование – совокупность приемов и методов воздействия на лиц принимающих политические решения с целью реализации определенных интересов.

Генезис понятия «лоббизм» Лоббизм происходит от слова lobby - вестибюль, приемная, холл, коридор (ср. сочетание lobby division - коридор, в который члены британского парламента выходят при голосовании). В британских документах это слово зафиксировано в 1553 году. С 1640 года слово "лобби" в политическом лексиконе британских парламентариев обозначает коридоры, прилегающие к залу заседаний Палаты общин, где депутаты Палаты общин встречались со своими избирателями. Во втором значении lobby является глагольной формой, обозначающей "обрабатывать членов парламента, конгресса" (ср. lobby to among the convention delegates вести агитацию среди делегатов съезда).

Лоббизм как явление В политологии лоббизм как явление политического управления был описан еще Платоном. Впоследствии Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо обращали внимание на воздействие на процесс принятия политических решений частных интересов и склонны были рассматривать это явление в негативном аспекте. Сходные позиции отстаивал позднее и президент США В.Вильсон, полагавший, что правительство США является "приемным дитем особых интересов".

Компоненты (стороны) лоббизма представительство, репрезентация интересов; организованное воздействие в различных формах; политическая коммуникация; содействие решению многих важных задач в сфере международных отношений на неправительственном уровне.

Лоббизм как форма политического представительства Лоббизм – это специфический вид политической деятельности частных и общественных организация (заинтересованных групп), направленная на оказание давления на органы государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти с целью одобрения или отклонения тех или иных законодательных или административных актов по вопросам внутренней и внешней политики.

Виды лоббизма Лоббизм Прямой«Косвенный» Прямой лоббизм осуществляется при непосредственном контакте лоббиста на формальной или неформальной основе с конгрессменом или должностным лицом правительства (предоставление информации). Косвенный лоббизм – это лоббизм, не имеющий таких контактов (массовые компании)

Типологии лоббистской деятельности Функциональная По направленности деятельности По характеру деятельности

Функциональный лоббизм Сильный Умеренный Слабый

По направленности деятельности Парламентский (законодательный); Правительственный (исполнительный); Внутренний; Внешний;

По характеру деятельности Конвенциональный; Неконвенциональный («дикий», коррупционный) Институционализированный Неинституционализированный

Другие виды лоббизма политический лоббизм (яркий пример общественно-политическое движение Россия спикера Государственной думы Г.Селезнева; социальный лоббизм (например, Федерация независимых профсоюзов России); гендерный лоббизм (например, общественно-политическое движение Женщины России) институциональный лоббизм (PR-структуры и аналитические центры правительства, Администрация Президента РФ); ведомственный лоббизм (например, PR-структуры Министерства путей сообщения, обращения министра культуры РФ М.Швыдкого к Президенту РФ В.Путину с развернутой программой поддержки российского кинематографа и т.п.); региональный лоббизм; (региональный лоббизм может быть представлен как на национальном уровне, так и на наднациональном, учитывая развитие процессов международной интеграции например, на национальном уровне региональный лоббизм может появляться как в создании региональных политических партий и общественно-политических организаций Лига Севера в Италии, Христианско-Социальный Союз в Баварии (Германия) и т.п., в Евросоюзе например, так называемая "Атлантическая дуга", включающая области Великобритании, Ирландии, Франции, Испании и Португалии общей протяженностью 3 тыс.км, или "Латинский периметр", объединяющий прибрежные средиземноморские области Франции, Испании, Италии, Греции. локальный лоббизм (например, российская Ассоциация малых городов, различные коммуналистские общественные организации); религиозно-конфессиональный лоббизм (например, общественно-политическое движение мусульман России "Нур"; этнический лоббизм (например, на национальном уровне Шотландская национальная партия, на наднациональном "Scotland Europa"; отраслевой лоббизм (например, парламентская ассоциация "Газовая вертикаль России", "Независимый профсоюз горняков"); корпоративный лоббизм (например, "Ассоциация банков России", "Информационный комитет нефтяной промышленности" США); индивидуально-персоналистский лоббизм (группа "Мост" В.Гусинского).

Основные функции лоббизма посредничество между обществом и государством замещение представительства упорядочивание плюрализма общественного мнения (лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий) информационная функция постановка актуальных вопросов

Модели регулирования лоббистской деятельности Англосаксонская Европейская (континентальная)

Европейская модель Европейская или континентальная модель предполагает, что заинтересованные организации могут воздействовать на лица, принимающие решения, участвуя в работе комитетов и комиссий при законодательном органе

Англосаксонская модель Англосаксонская модель предполагает закрепление лоббистской практики на основе специального законодательства, обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение конкретных функций групп давления.

Правовая институционализация института лоббирования США (закон «О регулировании лоббистской деятельности», закон «О раскрытии лоббистской деятельности»); Канада (закон «О регулировании лоббистской деятельности», 1988 г.); Индия (закон «О раскрытии лоббистской деятельности, 1990 г.) Австралия (закон «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти, 1996 г.) Новая Зеландия (закон «О раскрытии лоббистской деятельности», 1998 г.) Тайвань (закон «О регулировании лоббистской деятельности», 2008 г.);

Законодательное регулирование лоббистской деятельности США - Закон «О регулировании лоббистской деятельности» (1946 г.), Закон «О раскрытии лоббистской деятельности» (1995 г.), Закон «О регистрации иностранных агентов» (1938 г.); Канада – Закон «О регистрации лоббистов» (1988 г.) Австралия – Правила деятельности лоббистов ( гг.)

Конституционные основы лоббистской деятельности в США «Граждане имеют право мирных собраний и обращений к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». (Поправка I к Конституции США, Билль о правах)

Основные определения закона «О регулировании лоббистской деятельности» (The Lobbying Act, 1946) «Лоббистская фирма» - физическое или юридическое лицо, имеющего одного или более служащих, которые действуют в качестве лоббистов от имени клиента – при условии, что таким клиентом не является сама фирма. Лоббист – любое физическое лицо, которое является штатным служащим клиента или которое нанято клиентом - при условии, что таким клиентом не является сама эта фирма. Лоббистская деятельность- это установление контактов и усилия в поддержку таких контактов, включая подготовку и планирование этой деятельности, исследования и другую вспомогательную работу, которые предназначены в момент их осуществления для использования в контактах, а также координацию с лоббистской деятельностью других субъектов. Лоббистский контакт – любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента «охваченному должностному лицу» относительно: разработки, изменения или принятия федерального законодательства, федеральных административных актов, исполнительных приказов и любых других программ, политики или позиции правительства США; управления федеральными программами, включая управление федеральными контрактами, ссудами и.т.п.; назначения на должности, требующие одобрения Сената

Основные требования к лоббистам согласно закону «О регулировании лоббистской деятельности» 1. Регистрация у Секретаря Сената и клерка Палаты представителей; 2. Предоставление ежеквартального отчета о проделанной деятельности (публикация в официальном источнике Конгресса).

Основные недостатки закона «О регулировании лоббистской деятельности» 1. Закон не распространялся на лоббирование органов исполнительной власти, на контакты с членами Конгресса и непрямое лоббирование. 2. Закон не ограничивал размер финансовых средств, которые можно было использовать на лоббистскую деятельность. 3. Лоббисты, включенные в списки Конгресса США, являлись лишь частью профессионального лобби, так как многие лоббисты уклонялись от регистрации, то есть от уплаты налогов и иных взносов в государственную казну США.

Закон «О регистрации лоббистов» (The Lobbying Disclosure Act, 1995) Действие закона распространяется на лоббирование не только Конгресса, но и на исполнительные органы власти. Введено понятие «охваченное должностное лицо исполнительных органов власти», то есть лицо, непосредственно принимающее решение. Контакты только с этими лицами считаются лоббистской деятельностью.

Закон «О регистрации лоббистской деятельности» (The Lobbying Disclosure Act, 1995 г.) если доход лоббистской фирмы от ее лоббистской деятельности не превышает $ в течение полугодия, фирма не обязана регистрироваться; освобождаются от регистрации организации, штатные сотрудники которых осуществляют лоббистскую деятельность в ее пользу, причем расходы на эту деятельность не превышают $20 000; предоставление отчета о проделанной деятельности по итогам полугодия. В случае нарушения закона, виновный наказывается штрафом до $ в зависимости от тяжести нарушения.

Закон «О регистрации иностранных агентов» В 1938 году был принят закон «О регистрации иностранных агентов» с целью обеспечить безопасность США. Он предусматривал публичное раскрытие сведений лицами, вовлеченных в пропагандистскую и иную деятельность в пользу или от имени зарубежных организаций.

Типы зарубежных организаций согласно закону «О регистрации иностранных агентов» правительства иностранных государств и иностранные политические партии; предприятия, созданные по законам иностранных государств или имеющие основное место своей деятельности в иностранных государствах.

Виды лоббистов в США профессиональные лоббисты, которые регистрировались в Конгрессе США; профессиональные лоббисты, занимающиеся этой деятельностью, но без регистрации; профессиональные лоббисты, которые работали без регистрации, но имели официальное представительство, например, отдел по связям с Конгрессом; профессиональные лоббисты из числа должностных лиц, обладающих большими связями и влиянием; непрофессиональные лоббисты, также обладающие связями и влиянием, но привлекающиеся к этой работе эпизодически;

Американская лига лоббистов В 1979 году была создана Американская Лига лоббистов. Важнейшей ее задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной, обладающей собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти.

«Железный треугольник» лоббизма в США Исполнительная власть (президентская администрация) Корпорация (PR-, GR- подразделение) Законодательная власть (комитет, подкомитет)

Общие затраты на лоббистскую деятельность в США ( ) Источник : The Center for Responsive Politics

Основные контрагенты лоббистов в США Источник : The Center for Responsive Politics

Основные направления лоббистской деятельности Источник : The Center for Responsive Politics

Доходы ведущих лоббистских фирм в США ( ) Источник : The Center for Responsive Politics

Основные клиенты лоббистов в США ( ) Источник : The Center for Responsive Politics

Затраты на лоббистскую деятельность в США в гг. (по секторам) Источник : The Center for Responsive Politics

Затраты на лоббистскую деятельность в США в гг. (по отраслям) Источник : The Center for Responsive Politics

Наибольшие секторальные лоббистские бюджеты в США ( ) Источник : The Center for Responsive Politics

Затраты на лоббистскую деятельность «корпоративной Америки» ( ) Источник : The Center for Responsive Politics

Основные контрагенты лоббистов в Конгрессе США Источник : The Center for Responsive Politics

Основные контрагенты лоббистов в Конгрессе США Источник : The Center for Responsive Politics

Лоббирование в Канаде В Канаде тоже закон о регистрации лоббистов, принятый в 1985 году. В законе предусмотрены две категории лоббистов – профессиональные и иные лоббисты. Регистрацией лоббистов занимается специальный регистратор при Федеральной службе актов гражданского состояния Канады, который по результатам своей работы готовит и направляет доклад о лоббистах в каждую палату парламента.

Классификация лоббистов согласно закону «О регистрации лоббистов» лоббисты-консультанты (Consultant Lobbyists); корпоративные «встроенные лоббисты» (in-house lobbyists (corporate); «встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations).

Лоббизм в Великобритании Лоббистская деятельность регулируется множеством законов и кодексов, определяющих правила взаимоотношений госслужащих с группами интересов (основной документ Civil Service Code, на основе его каждый департамент принимает свой Management Code).

Комитета по стандартам публичной сферы Непосредственно регулированием взаимоотношений госслужащих и лоббистов занимается Комитета по стандартам публичной сферы (Committee on Standarts in Public Life), созданном в 1994 г. при премьер-министре Джоне Мейджоре.

Основные требования к лоббируемым Государственные Служащие должны документировать свои контакты со сторонними организациями и лицами; Государственные Служащие не должны разглашать конфиденциальную информацию; Государственные Служащие не должны принимать подарки, денежные переводы и т. п.; При возникновении конфликта между своими личными интересами и общественными интересами Государственный Служащий должен ориентироваться на общественный интерес.

Парламентский лоббизм в Великобритании В палате общин и в палате лордов ведется подробный реестр финансовых интересов членов парламента, который содержит подробные сведения обо всех договорах, заключённых с консультантами, представители юридических фирм и лоббистских организаций. Ответственным за ведение этого реестра является парламентский уполномоченный по стандартизации. В его обязанности входит консультирование членов парламента по вопросам этики поведения, разъяснение положений Этического кодекса членов парламента, а также всевозможные расследования в неподобающем поведении.

Конституционные основы лоббистской деятельности в Германии «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент». Ст. 17 Основного Закона ФРГ (Grundgesetzt)

Нормативно-правовое регулирование лоббизма в Германии 1. «Единое положение о федеральных министерствах» 2. Кодекс поведения члена Бундестага 3. Регламент деятельности Бундестага 4. «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге» 5. Закон «О политических партиях»

Единое положение о федеральных министерствах Согласно данному положению участие экспертов из заинтересованных профессиональных союзов и ассоциаций разрешено в работе по разработке законопроектов в федеральных министерствах. Таким образом, в ФРГ также предусмотрен лоббизм на уровне исполнительной власти. «Положение» наделяет руководство министерства правом организовывать по мере надобности на временной или постоянной основе различные совещательные органы для решения своих внутренних задач в процессе подготовки законопроектов.

Кодекс поведения члена Бундестага Кодекс, принятый в 1972 году, предоставляет право депутатам заниматься за вознаграждение проблемами, выносимыми на обсуждение комитетов парламента. Перед началом слушаний в комитете они обязаны «объявить о своей заинтересованности». Кодекс также обязывает каждого депутата обнародовать в установленном порядке информацию о том, с какими лоббистскими организациями данный депутат в настоящее время взаимодействует. Но, по общему мнению, эти сведения практически не доходят до широкой общественности.

Регламент деятельности Бундестага Согласно регламенту участие экспертов из заинтересованных профессиональных союзов и ассоциаций разрешено в деятельности германского парламента.

Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге Данное положение преследует цель легализации контактов субъектов лоббизма с органами государственной власти. Положение предусматривает открытую публикацию лоббистского списка (Lobbyliste), где указываются все союзы, ассоциации и объединения, получившие официальный доступ к ведомствам федерального правительства и комитетам парламента. Однако, несмотря на общую задачу, данные нормативные акты существенно отличаются друг от друга. Если американский закон распространяется на юридических и физических лиц, то Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге только на юридических. В соответствии с его условиями, не требуется указывать получаемые и расходуемые денежные средства, так как при свободной регистрации, нет оснований доверять таким данным.

Регистрация в лоббистских списках При регистрации германский лоббист должен представить следующие сведения: название и адрес союза (в немецком языке термин «союз» эквивалентен термину «группа интересов»); состав правления; область интересов союза; количество членов союза; имя представителя союза и адрес представительства при Бундестаге и Федеральном Правительстве. На основании сведений о руководстве, количестве членов и области интересов союза германский депутат может судить об авторитетности и репрезентативности зарегистрированного лоббиста.

Динамика численности организаций, входящих в Lobbyliste

Лоббизм во Франции Во Франции лоббистская деятельность долгое время была вне закона, поскольку считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные интересы. Только с начала 1980-х годов к легитимному лоббированию интересов среди законодателей появляется интерес. В январе 1991 года во Франции создается ассоциация советов по лоббизму, призванная ввести в определённую систему отношения государства и представителей заинтересованных групп.

«Лоббистский парламент» во Франции На основании Конституцией 1958 года во Франции действует Социально- экономический совет. Этот орган состоит из представителей профессиональных групп страны и призван давать правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера. Таким образом, он исполняет роль своеобразного «лоббистского парламента».

Лоббирование как политический процесс Лоббирование – это целенаправленное воздействие на процесс принятие политических решений в целях реализации интересов на основе использования различного рода технологий, тактик и механизмов.

Этапы лоббистской деятельности 1. Сбор информации 2. Коалиционное строительство 3. Непосредственное лоббирование

Сбор информации Сбор информации – первый и важнейший этап лоббистской деятельности. Источниками такой информации могут быть: - официальные документы - статистические данные - слушания в органах законодательной власти - неформальные встречи с представителями органов государственной власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.

Коалиционное строительство Коалиционное староительство - поиск союзников для реализации своих целей. Благодаря коалиционному строительству существенно повышаются шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Работая вместе, группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, устанавливать приоритеты.

Непосредственное лоббирование Прямое лоббирование Непрямое лоббирование

Методы прямого лоббирования Выступление на слушаниях по законопроектам; Подготовка и представление в органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов; Участие в обсуждение комитетами и комиссиями парламента, органами исполнительной власти законопроектов и других нормативно-правовых актов; Устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом органов государственной власти; Экспертиза законопроектов и других нормативно-правовых актов. Личные встречи с лицами, принимающими решение; Преподнесение подарков лицам, принимающим решение.

Методы непрямого лоббирования Работа со СМИ разного уровня; Массовые почтовые (интернет) рассылки; Финансирование избирательных кампаний;

Традиционные тактики лоббирования Тактика судебных разбирательств; «Давление с мест»; Массовая пропаганда; Электоральная активность; Тактика «забалтывания» («Флибустьера»); «Взаимные услуги» («Ты – мне, я –тебе»).

Тактика судебных разбирательств (litigation) Судебные тяжбы – тактика групп интересов, направленная на реализацию своих интересов в органах государственной власти посредством подачи исковых заявления.

Тактика судебных разбирательств (litigation) Amicus Curiae – (от лат. «друг суда») лицо или группа лиц, от имени которых подается исковое заявление и за которыми, как правило, стоят группы интересов. Сlass Action – практика подачи коллективного судебного иска

« Давление с мест » Давление с мест (grass- roots pressure) – тактика групп интересов, предусматривающая осуществление давление на политика (чаще всего, законодателя) путем мобилизации общественной поддержки в его избирательном округе.

Массовая пропаганда Массовая пропаганда – тактика групп интересов, направленная на мобилизацию широких общественных масс в поддержку или, наоборот, против, деятельности властей (наиболее часто используемые формы – пикеты, демонстрации, акции гражданского неповиновения)

Массовая пропаганда и Public relations Пропаганда направлена на воздействие на эмоциональные человеческой психики оперирует непроверенной информацией выполняет функции убеждения и побуждения PR направлена на рациональные основы человеческой психики оперирует проверенной информацией выполняет функции информирования

Топ-20 НПО, осуществляющих массовую пропаганду, в 2012 г.

Электоральная активность Электоральная активность – это совокупность приемов и методов, а также практика участия групп интересов в избирательных кампаниях, с целью реализации своих интересов

Электоральная активность Фандрайзинг – это деятельность по мобилизации средств для подготовки и проведения избирательных кампаний. «Жесткие деньги» (hard money) – пожертвования в избирательный фонд кандидата со стороны корпоративных структур «Мягкие деньги» (soft money) – пожертвования в избирательный фонд кандидата со стороны физических лиц

Комитеты политического действия (PAC) Комитеты политического действия (political action committies, PACs) – организации создаваемые на период проведения избирательной компании, основной целью которых является аккумулирование средств и пожертвований в избирательный штаб кандидата.

Пожертвования в избирательные фонды партий и кандидатов Источник : The Center for Responsive Politics

Топ-20 комитетов политического действия США в гг. Источник : The Center for Responsive Politics

Топ-20 PAC-получателей средств в гг. Источник : The Center for Responsive Politics

Топ-20 PAC по объему расходов в гг. Источник : The Center for Responsive Politics

Top-10 Super-PACs в 2012 г. Источник : The Center for Responsive Politics

Пожертвования от иностранных PACs в 2012 г.

Топ-10 индивидуальных пожертвователей Источник : The Center for Responsive Politics

Тактика «забалтывания» («Флибустьера») Тактика «забалтывания» (filibuster) - тактика, применяемая группами в Сенате Конгресса США, направленная на откладывание рассмотрения законопроектов.

«Флибустьеры»- рекордсмены Сенатор Стром Турмонд ( ) – самый известный «флибустьер». В 1957 г. его речь, посвященная закону о «Гражданских правах» продолжалась 24 часа 18 минут (нон-стоп!).

«Прекращение прений» «Прекращение прений» (cloture) – процедура принятая в 1917 г. и закрепленная в регламенте Сената США (Правило 22), согласно которому прения в Сенате могут быть приостановлены, если за это проголосует ¾ состава верхней палаты Конгресса США.

«Взаимные услуги» (log- rolling) «Взаимные услуги» (log-rolling) – тактика, применяемая группами интересов, основанная на взаимном оказании услуг в процессе функционального представительства интересов.

Современные тактики лоббирования «Вооруженный налет» «Кофи Аннан» «Троянский конь» «Плохой-хороший полицейский» «Дантист» «Третья партия» «Осел»

«Вооруженный налет» «Вооруженный налет» (the gunship) - тактика, основанная на агрессивном лоббировании, включая в себя прямой шантаж.

«Кофи Аннан» «Кофи Аннан» (the Kofi Annan) – наиболее часто используемая экономическими группами интересов тактика лоббирования, в основе которой лежит поиск тактического компромисса.

«Троянский конь» «Троянский конь» - тактика, предусматривающая выстраивание конструктивного диалога с лицами, принимающими политические решения, нахождение компромисса за счет предоставления мнимых гарантий или обещаний.

«Плохой-хороший полицейский» «Плохой-хороший полицейский» (good cop, bad cop) – тактика, предусматривающая занятие жесткой позиции, не предполагающей нахождение компромиссного решения. Как правило, это заставляет конкурирующие экономические группы интересов занимать более гибкую позицию, что в конечном итоге позволяет достигнуть определенного компромиссного решения на выгодных условиях.

«Дантист» «Дантист» (the dentist) – тактика, направленная на «проваливание» «неудобного» законодательства, предусматривающая поэтапное действие – сначала «вырывается» «плохой зуб» (в частности, «проваливается» один законопроект), а потом все остальные.

«Третья партия» «Третья партия» (the third party) – тактика выстраивания эффективного диалога с НГО, а также с профсоюзами, предусматривающая поиск компромиссного взаимоустраивающего решения за счет привлечения медиатора (третьей стороны).

«Осел» «Осёл» (the donkey) – тактика, основанная на принципе «кнута и пряника»; В частности, предпринимательские союзы вступают в диалог с лицами, принимающими политические решения, выясняя их интересы и потребности, и пытаясь оказывать на них воздействия, не прибегая к подкупу, шантажу или другим формам «жесткого» воздействия.

Традиционные тактики лоббирования Тактика судебных разбирательств; «Давление с мест»; Массовая пропаганда; Электоральная активность; Тактика «забалтывания» («Флибустьера»); «Взаимные услуги» («Ты – мне, я –тебе»).

Тактика судебных разбирательств (litigation) Судебные тяжбы – тактика групп интересов, направленная на реализацию своих интересов в органах государственной власти посредством подачи исковых заявления.

Тактика судебных разбирательств (litigation) Amicus Curiae – (от лат. «друг суда») лицо или группа лиц, от имени которых подается исковое заявление и за которыми, как правило, стоят группы интересов. Сlass Action – практика подачи коллективного судебного иска

« Давление с мест » Давление с мест (grass- roots pressure) – тактика групп интересов, предусматривающая осуществление давление на политика (чаще всего, законодателя) путем мобилизации общественной поддержки в его избирательном округе.

Массовая пропаганда Массовая пропаганда – тактика групп интересов, направленная на мобилизацию широких общественных масс в поддержку или, наоборот, против, деятельности властей (наиболее часто используемые формы – пикеты, демонстрации, акции гражданского неповиновения)

Массовая пропаганда и Public relations Пропаганда направлена на воздействие на эмоциональные человеческой психики оперирует непроверенной информацией выполняет функции убеждения и побуждения PR направлена на рациональные основы человеческой психики оперирует проверенной информацией выполняет функции информирования

Топ-20 НПО, осуществляющих массовую пропаганду, в 2012 г.

Электоральная активность Электоральная активность – это совокупность приемов и методов, а также практика участия групп интересов в избирательных кампаниях, с целью реализации своих интересов

Электоральная активность Фандрайзинг – это деятельность по мобилизации средств для подготовки и проведения избирательных кампаний. «Жесткие деньги» (hard money) – пожертвования в избирательный фонд кандидата со стороны корпоративных структур «Мягкие деньги» (soft money) – пожертвования в избирательный фонд кандидата со стороны физических лиц

Комитеты политического действия (PAC) Комитеты политического действия (political action committies, PACs) – организации создаваемые на период проведения избирательной компании, основной целью которых является аккумулирование средств и пожертвований в избирательный штаб кандидата.

Топ-20 комитетов политического действия США в гг. Источник : The Center for Responsive Politics

Топ-20 PAC-получателей средств в гг. Источник : The Center for Responsive Politics

Топ-20 PAC по объему расходов в гг. Источник : The Center for Responsive Politics

Top-10 Super-PACs в 2012 г. Источник : The Center for Responsive Politics

Пожертвования от иностранных PACs в 2012 г.

Топ-10 индивидуальных пожертвователей Источник : The Center for Responsive Politics

Тактика «забалтывания» («Флибустьера») Тактика «забалтывания» (filibuster) - тактика, применяемая группами в Сенате Конгресса США, направленная на откладывание рассмотрения законопроектов.

«Флибустьеры»- рекордсмены Сенатор Стром Турмонд ( ) – самый известный «флибустьер». В 1957 г. его речь, посвященная закону о «Гражданских правах» продолжалась 24 часа 18 минут (нон-стоп!).

«Прекращение прений» «Прекращение прений» (cloture) – процедура принятая в 1917 г. и закрепленная в регламенте Сената США (Правило 22), согласно которому прения в Сенате могут быть приостановлены, если за это проголосует ¾ состава верхней палаты Конгресса США.

«Взаимные услуги» (log- rolling) «Взаимные услуги» (log-rolling) – тактика, применяемая группами интересов, основанная на взаимном оказании услуг в процессе функционального представительства интересов.

Тактики лоббирования, осуществляемые в ЕС «Вооруженный налет» «Кофи Аннан» «Троянский конь» «Плохой-хороший полицейский» «Дантист» «Третья партия» «Осел»

«Вооруженный налет» «Вооруженный налет» (the gunship) - тактика, основанная на агрессивном лоббировании, включая в себя, к примеру, угрозы перенесения производства из Европы в регионы с низкооплачиваемой рабочей силой (Юго- Восточная Азия)

«Кофи Аннан» «Кофи Аннан» (the Kofi Annan) – наиболее часто используемая экономическими группами интересов тактика, также известная, как

«Троянский конь» «Троянский конь» - тактика, предусматривающая выстраивание конструктивного диалога с лицами, принимающими политические решения, нахождение компромисса

«Плохой-хороший полицейский» «Плохой-хороший полицейский» (good cop, bad cop) – тактика, предусматривающая занятие жесткой позиции, не предполагающей нахождение компромиссного решения. Как правило, это заставляет конкурирующие экономические группы интересов занимать более гибкую позицию, что в конечном итоге позволяет достигнуть определенного компромиссного решения на выгодных условиях/

«Дантист» «Дантист» (the dentist) – тактика, направленная на «проваливание» «неудобного» законодательства, предусматривающая поэтапное действие – сначала «вырывается» «плохой зуб» (в частности, «проваливается» один законопроект), а потом все остальные.

«Третья партия» «Третья партия» (the third party) – тактика выстраивания эффективного диалога с НГО, а также с профсоюзами, предусматривающая поиск компромиссного взаимоустраивающего решения

«Осел» «Осёл» (the donkey) – тактика, основанная на принципе «кнута и пряника»; предпринимательские союзы вступают в диалог с лицами, принимающими политические решения, выясняя их интересы и потребности, и пытаясь оказывать на них воздействия, не прибегая к подкупу, шантажу или другим неконвенциональным механизмам продвижения интересов.

«Вращающиеся двери» (revolving-door principle) «Вращающиеся двери» (revolving-door principle) – практика кадрового элитообмена («переходов») преимущественно между политической и экономической сферами.

«Вращающиеся двери» как механизм элитообмена Р. Миллс «Властвующая элита» Политика Бизнес-элита Военная элита

«Вращающиеся двери»

Наиболее активные участники кадрового элитообмена Источник : The Center for Responsive Politics

Наиболее активные участники кадрового элитообмена Источник : The Center for Responsive Politics

Основные направления «переходов» в органах государственной власти США Источник : The Center for Responsive Politics

Основные направления «переходов» в «корпоративной Америке»

Связи с органами государственной власти (Governmental Relations) Governmental Relations одно из направлений коммуникативного менеджмента, целью которого является согласование собственных интересов организаций с интересами органов государственной власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития.

Цель связей с органами государственной власти Основная цель Government Relations – выстраивание долгосрочной эффективной коммуникации с представителями государственной власти.

Основные задачи связей с органами государственной власти информационный GR, то есть проведение специальных информационных кампаний в органах власти с целью донесения до них определенных позиций; лоббирование, то есть задействование различных рычагов формирования того или иного решения; взаимодействие с судебными органами, органами арбитража. Такое взаимодействие относится к GR, если оно происходит с достаточно высокоуровневыми инстанциями; социальная и социально-благотворительная активность, связанная с крупномасштабными социальными или благотворительными проектами, с действиями органов государственной власти".

Основные задачи GR- специалиста мониторинг деятельности органов государственной власти; анализ последствий действия государства для компании; оказание влияния на деятельность органов государственной власти.

Основные направления деятельности GR- специалиста построение отношений и налаживание деловых контактов с представителями власти для обмена, сбора и анализа информации; участие в разработке поправок в законодательство, положительно влияющих на условия ведения бизнеса; обеспечение преференциальных режимов и государственных заказов; поддержка различных подразделений компании при взаимодействии с контролирующими и регулирующими органами и выработка единой позиции и стратегии компании для диалога с властью; создание благоприятного имиджа в сфере политической элиты; решение практических вопросов с государственными компаниями; создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами; решение судебных вопросов; решение вопросов входа на новый рынок.

GR vs. лоббизм