Виктория Юрьевна Танкова, Методист ДООЦ «Орлёнок» Ученическое самоуправление как эффективная форма гражданского воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ученическое самоуправление и самоуправление в детских/молодежных общественных организациях (объединениях): сходства и отличия.
Advertisements

Организация самоуправления в школе как основа воспитания гражданина патриота.
"Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"
Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Взаимодействие ученического самоуправления «Лидер» и детского объединения «Содружество Юных» МБОУ «ЧСОШ1 с УИОП»
Актуализация деятельности ученического самоуправления 2010 г.
Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов общественного управления.
Республика Татарстан Зеленодольский муниципальный район Осиновская средняя школа им. В. В. Карпова.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Самоуправление в классе: теоретические вопросы Заместитель директора по ВР МОУ Коченевская СОШ 13 Коршунова И.Е.
Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении (тезисы доклада) © Прутченков А.С.
ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ» Зам директора по УВР Варламова Н. В.
Создание и развитие школьного самоуправления Составлено на основе программ: к.п.н., доц. Нечаева М.П. и к.п.н., доц. Маленковой Л.И.
ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Презентация подготовлена старшей вожатой ГОУ СОШ 496 Лищук Ангелиной Алексеевной.
Взаимодействие ученического самоуправления и детской общественной организации.
Основы моделирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации.
Государственно- общественное управление образованием: основные понятия, проблемы и перспективы.
ПОЛОЖЕНИЕ Исторический опыт показывает необходимость детского движения как явления общественной жизни. Человеческое существо по мере своего роста, взросления.
Транксрипт:

Виктория Юрьевна Танкова, Методист ДООЦ «Орлёнок» Ученическое самоуправлетние как эффективная форма гражданского воспитания

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации

Воспитательная система школы включает: разнообразные формы ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные Думы, парламент, вече и т.д.) школьные (ученические) организации детские объединения в системе ДО школы временные детские общественные объединения, создаваемые при подготовке и проведении конкретных мероприятий профильные детские объединения, закрепляющие и развивающие основы профессиональных, умений, получаемых на учебных занятиях в спец классах, классах углубленного изучения тех иных предметов.

Ученическое самоуправлетние - демократическая форма организации жизнедеятельности коллективов, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения цели

Ученическое самоуправлетние - один из принципов деятельности коллектива. Сущность его в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса и т. д. Реальное самоуправлетние предполагает, что его органы обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу

Ученическое самоуправлетние - право на внутреннее управлетние своими, местными силами, право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам

Позиционный блок (схема) Позиционный блок (схема) Содержательный блок Организационный блок Управленческий блок Нормативно- правовой блок Техноло- гический блок

1. Графическое представлетние Позволяет зрительно представить сочетание двух основных видов деятельности: а) административная деятельность взрослых, б) игровая деятельность учащихся Административно е самоуправлетние образовательного учреждения Игровое самоуправлетние образовательного учреждения

Методическое объединение Позиционный блок дает представлетние модели в виде общей схемы с указанием взаимосвязей ее структурных компонентов. 2. Позиционный блок (схематическое представлетние) Директор ОУ Общее собрание. Совет ОУ Педагоги РодителиОбучающиеся Педагогический совет Малый педсовет Общее собрание Конференция Собрание класса Совет класса Общее собрание учащихся, учителей и родителей Общешкольное родительское собрание Конференция Классное родительское собрание Методическое объединение

3. Организационный блок (представлетние уровней компонентов) Организационный блок позволяет выделить уровни структурных компонентов и более детально описать формы участия каждого компонента в общей системе самоуправления. Высший уровень. Образовательное учреждение III-й уровень. Коллективный субъект образовательного процесса Школьный ученический Совет II-й уровень. Первичный коллектив образовательного процесса Совет класса Класс I-й уровень. Отдельный участник образовательного процесса Ученик

4. Содержательный блок Содержательный позволяет описать основное содержание деятельности всех структурных составляющих описываемой системы самоуправления. В содержание включаются полномочия и основные виды деятельности каждого из структурных компонентов данной системы самоуправления Раздел. "Ученическое самоуправлетние" Полномочия ученического самоуправления 1. Общее собрание учащихся образовательного учреждения высший орган ученического самоуправления образовательного учреждения, как правило, это учащихся 5 11 классов. Общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в учебный год:

5. Технологический блок (основные формы деятельности) 5. Технологический блок (основные формы деятельности) Технологический блок раскрывает основные возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности, а также основные методы организации самоуправленческой деятельности на разных уровнях субъектных отношений. Основные формы работы органов ученического самоуправления: заседание ученического совета образовательного учреждения, открытые заседания ученического совета, совместные заседания ученического совета и других органов школьного самоуправления, включая педагогическое и родительское,

6. Управленческий блок (взаимодействие с другими субъектами самоуправления) 6. Управленческий блок (взаимодействие с другими субъектами самоуправления) Управленческий блок модели позволяет описать стиль взаимодействия с другими субъектами школьного самоуправления образовательным учреждением с точки зрения доминирующего стиля: жесткий (или формальный, административный, авторитарный); мягкий (или неформальный, социально-психологический, органический); комбинированный, в достаточно сбалансированной форме сочетающий в себе элементы жесткого и мягкого стиля.

7. Нормативно-правовой блок (минимальная нормативная база) Нормативно-правовой блок представляет основные нормативные документы, необходимые для эффективного функционирования данной модели самоуправления. В ней, как правило, указываются полномочия каждого органа школьного самоуправления. Нормативная база включает в себя минимум: Устав образовательного учреждения с конкретными положениями о структуре и полномочиях органов самоуправления; Положение об общей системе самоуправления учреждения; Положение об Ученическом совете образовательного учреждения и т.д.

Нормативно-правовые основы 1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребёнка; 3. Конституция РФ; 4. Закон РФ «Об образовании»; 5. Типовое положение об ОУ; 6. Устав ОУ (с указанием формы, роли и места ученического самоуправления); 7. Локальные акты (положение о детском самоуправлении учреждения, права и обязанности учащихся и т. д.)

Сравнительный анализ ОО и УСУ Критерии ООУСУ 1 Значение для общества Демократизация общества. Развитие социальной активности 2 Способ создания По инициативе граждан (молодёжи). Место создания не регламентировано. Создаётся в структуре ОУ (школы).

Критерии ООУСУ 3Цель создания Деятельность. Реализация интересов, целей, избираемых самостоятельно членами объединения. Включение обучающихся в управлетние ОУ (школой). Реальное решение проблем школьной жизни.

КритерииООУСУ 4Норматив- ные док-ы Закон РФ «Об общественных объединениях»; Устав общественного объединения. Принимается всеми членами на общем собрании и не требует утверждения другими структурами Закон РФ «Об образовании»; Устав ОУ. На его основе разрабатывается Положение об органе ученического самоуправления, которое согласовывается и утверждается директором школы.

КритерииООУСУ 5 Наличие программы деятельности. Направлен- ность деятельности программы Программа деятельности ОО. Программа деятельности принимается выборным руководящим органом или общим собранием. Направлена как на членов ОО, так и на широкий круг социальных партнё- ров, с которыми оно взаимодействует. Деятельность осуществляется на основании плана органа СУ, который разрабатывается на основе плана воспитательной работы школы. Направлена на защиту интересов и прав обучающихся, с учётом потребностей ОУ.

КритерииООУСУ 6Состав и возраст учащихся Как правило, имеется ядро лидеров, + более широкая группа актива, + члены ОО, привлекаемые для проведения и участия в общих делах. Возраст определяется Законом РФ «Об общественных объединениях». Молодёжные с 14 лет, детские с 8 лет. Верхняя граница не определена В управлении школой участвуют все обучающиеся через представительские формы (на выборной основе). Возраст участников определяется спецификой ОУ (школьников). По окончании ОУ участие в ученическом самоуправлении прекращается

Крит-иООУСУ 7Управ- летние Принципы деятельности: самоуправлетние; добровольность; равноправие; законность; гласность; выборность руководящих органов. Смена руководства – путём перевыборов. Принципы деятельности: законность; равноправие; гласность; выборность рук-х органов; разделения полномочий органов СУ и их тесного взаимодействия; реальность прав и обязанностей, ответственность всех органов СУ, каждого участника; представительство первичных коллективов и их тесной связи с центральными органами СУ. Смена руководителя происходит только путём перевыборов.

Критерии ООУСУ 8Наличие и роль взрослого Педагогически востребовано в детском объединении, в молодёжном понятие «взрослый» может вообще отсутствовать. Педагогически востребовано, особенно на этапе создания и становления самоуправления.

Критерии ООУСУ 9 Статус взрослого члена ОО; Член выборного органа, руководитель объединения. В сосав руководящих органов могут входить члены объединения, не достигшие 18 лет. Полномочия члена объединения, члена выборного органа, руководителя закреплены в Уставе ОО. Взрослый не может быть членом УСУ. Руководителем выбирается учащийся. Взрослый может входить в состав общего собрания или педагогического самоуправления с правом голоса. Статус взрослого должен быть закреплён в Положении о самоуправлении.

Динамика самоуправления I этапII этапIII этап Коллективу присущи Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности коллектива Сформиро- ванность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах УСУ

I этапII этапIII этап Функ- ции Исполните- льская Организаторская Управлен- ческая Содер- жание функции Получение задания, определетние режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. Определетние целей, усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределения обязанностей, оперативное рук- во подведение итогов. Оценка, анализ, принятие решения, организации планирования, контроль, регулирование.

I этапII этапIII этап Тенденция Развития СУ метод форма принцип Элементы системы УСУ Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. Учком, старостат, Комиссии, бригады, штабы и др. Коллектив- ное планирование, проведение и анализ дела.

I этапII этапIII этап Способы привлечения к участию в УСУ Назначение ответственных лиц Выборность актива демократическим путём Участие каждого в организации дел в порядке очерёдности Позиция педагога учитель консультант партнёр

I этапII этапIII этап Характер деятельности педагога Сообщает учащимся о значении УСУ, формирует положительные мотивы к участию в УСУ, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы. Передаёт учащимся организатор- ский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в СУ школы. Сотрудничес- тво на равных началах, основаниях, при выполнении общих задач.