Проектно- исследовательская деятельность в курсе русского языка как одно из средств реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников
Проект- «брошенный вперед» Совокупность документов (расчетов, чертежей и д.р), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия. Предварительный текст какого- либо документа. Какой-либо замысел или план.
Проект- не просто поиск нового знания, а решение реальных, вставших перед личностью проблем.
Проект- специальное задание, которое имеет цель и определенный исход (Дж.Дьюи) Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект-это то, что мы делаем)(А.В.Горячев); Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом (И.Д.Чечель)
Проектирование- процесс разработки и создания проекта; решение определенной, осознаваемой задачи; творчество по плану, в определенных контролируемых рамках.
Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, ясное формулирование и осознание изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.
Особенности активных методов обучения: Групповая форма организации работы участников учебного процесса; Использование деятельностного подхода к обучению; Практическая направленность деятельности участников учебного процесса; Игровой и творческий характер обучения; Интерактивность учебного процесса; Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; Использование знаний и опыта обучающихся; Задействование в процессе обучения всех органов чувств; Рефлексия процесса обучения его участниками.
Принципы организации проектной деятельности: учет интересов детей; учение через деятельность; познание- средство преодоления трудностей; сотрудничество участников процесса; свобода творчества (выбор темы, решение проблемы, оформление, защита).
Группы умений: исследовательские; социального взаимодействия; оценочные; информационные; презентационные; рефлексивные; менеджерские (проектирование процесса, планирование деятельности, принятие решения, распределение обязанностей).
Педагогические Ученические Проекты в курсе русского языка
Педагогические проекты: «Проектирование рабочей программы по русскому языку» «Олимпиады по русскому языку в начальной школе» «КИМы по русскому языку для 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам» «Современный урок русского языка» «Современный урок обучения грамоте» Проблемные проекты: «Современные образовательные технологии в курсе русского языка как одно из средств реализации деятельностного подхода»
Ученические проекты: По времени выполнения: долгосрочные краткосрочные По количеству участников: индивидуальные групповые коллективные По содержанию: интегрированные моно предметные фантастические теоретические эмпирические
Примерные темы проектов по русскому языку 1. Лингвистический словарь для учащихся 1-4 классов 2. Словарик сложных слов 3. Словарик «Произносим правильно» 4. Семейное имя 5. История имен 6. Удвоенная согласная в именах 7. Игры со словами 8. Дальние и близкие родственники слов 9. Книга исключений из правил русского языка
10. Письмо Деду Морозу, авторам учебника 11. Устный журнал («Живая газета») 12. Текст учебника «Роль имен существительных в речи» 13. Неделя русского языка 14. Телеперадача «Говори правильно» 15. Правила в виде схем 16. Пиктография 21 века 17. Вопросы к теме «Слово» 18. Сборник сочинений «Октябрь уж наступил…» 19. Контрольная работа по теме «Предложение»
20. Диктант в картинках
21. Русский язык- твой помощник 22. Мастерская слова 23. Проводники наших мыслей и чувств 24. Строим слова и предложения 25. Использование средств языка при общении 26. Язык мой- друг мой
Занимательный словарик
Примерная тематика экологических проектов. 1. Моя улица Изучение истории улицы, на которой живет твоя семья (или расположен детский сад, школа). Дома, стоящие на этой улице: из чего они построены, сколько им лет; какие интересные люди жили в них в разное время и т.д
Какие растения растут на улице и во дворах домов. Самые красивые и самые непривлекательные уголки твоей улицы. Твои предложения для того, чтобы улица стала еще красивее.
2. Вода в нашем доме Выяснение пути воды от источника пресной воды к твоему дому. Для чего нам нужна вода (приготовление пищи, мытье посуды, сантехника и ванна; уборка квартиры) Простейшие приемы определения качества воды.
Изучение способов улучшения качества питьевой воды (кипячение, различные бытовые фильтры). Разработка рекомендаций сокращения расхода воды вашей семьей.
3. Создай свой сад Декоративные растения-спутники человека. Наши комнатные растения- потомки жителей дальних стран. Проект озеленения нашей квартиры (детского сада, классной комнаты) Дневник роста моего растения.
4. Кто где живет Знакомство с животными, которые живут в твое городе: птицы (воробьи, синицы, голуби), звери (например, белки, бурундуки, землеройки). Соседи желательные и нежелательные (например, мыши, крысы и др.) Где чей дом? (В каких убежищах живут различные животные.)
Изучаем жилища насекомых. Как привлечь одних животных и избавиться от соседства других: твои предложения. Мы ждем вас, птицы! (Привлечение птиц в городские экосистемы.)
5. Наши маленькие соседи Знакомство с беспозвоночными животными, которые живут в твое городе: дождевые черви, улитки, пауки, жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики и др. Изучение их роли в природе. Как сохранить этих животных в городе.
6. Путешествия по экологической тропе Изучение влияния человека на природу в городе. Разработка маршрута экологической тропы и интересных стоянок, которые иллюстрируют различные примеры воздействия человека на природу в городе. Подготовка сообщений для экскурсоводов.
7. Жизнь городского пруда Изучение истории городского пруда: его происхождение(существовал ли он до начала городской застройки или вырыт людьми с какой-то целью), использование в разные периоды времени. Исследование воды в пруду: температура, цвет, запах, прозрачность. Изучение состояния окрестностей пруда; есть ли мусор в воде и на прилежащей к нему территории. Знакомство с обитателями пруда и его окрестностей: птицы, рыбы, улитки, пауки и др. Твои предложения по улучшению состояния пруда.
8.Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! От чего зависит твое здоровье. Изучение твоего режима дня и режима дня твоих одноклассников. Твое меню-продукты полезные и вредные для здоровья. Как работает школьная столовая. Как утренняя гимнастика и физические упражнения влияют на твое здоровье. Разработка рекомендаций по укреплению здоровья.
Научный клуб «Ключ и заря» 2 класс Проект поздравительной открытки (ч.2 с.73) 3 класс Мой родной край (памятники культуры, музеи, интересные люди). Ч.2, с 109 Как появилась книга (ч.2. с 60) 4 класс Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения (уч.лит.чт., ч.1, с ) Поэты и писатели моего края (уч.лит.чт., ч.2, с.86,уч.рус.яз.,ч.3,с.7)
Путешествие в Компьютерную Долину 2 класс Проект «Кто я?» Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» 3 класс Проект «Веселая азбука» Проект «Кулинарная книга» Проект «Чему я научился на уроках информатики»
4 класс Проект «Круговая диаграмма» Проект «Тест на тему «Круговая диаграмм»» Проект «Моя родословная» Проект «Выбери путешествия по Компьютерной Долине»
Научный клуб «Мы и окружающий мир» Проекты: 1 класс «Я- первоклассник» «Путешествие от дома до школы» «Путешествие семян» «Конструирование кормушки» «Календарь природы»
2 класс «Мое любимое растение» «Красная книга. Растения нашего края» «Экологические знаки» «Заповедные места твоего края» «Самый чистый школьный двор»
3 класс «История моего края» 4 класс «История моей школы» «Народные праздники» «Любимый праздник моей семьи» «Путешествия по странам мира» «Память моего края о героях ВОВ г.г.»
Исследования в курсе русского языка Формулировка целей исследования: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать.
Требования к гипотезе : быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам, предвидеть результат.
Критерии: актуальность выбранной темы, оригинальность, практическая ценность, логика изложения, соответствие плану, обоснованность выводу.
правильность и грамотность оформления, самостоятельность при выполнении работы, использование собственных материалов, источники и полнота их исследования, умение изложить самое интересное и ценное, умение отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения.
Русский язык 2 класс, ч Являются ли два последних слова родственными? По голубому шёлку кружатся кружева. 146 Задание для членов клуба «Ключ и Заря»: исследуй в Обратном словаре все слова, которые заканчиваются на букву Ы
Русский язык 2 класс, ч.3 18 Исследуйте, сколько правил нужно знать, чтобы после Ц написать нужную букву. 131 Цапля – цапать 163 Помеха – месить Он мешал мне делать уроки. Он мешал кашу, чтобы не пригорела.
Русский язык 3 класс. Ч.1 Исследуйте слова 39– ПЕРО 42- ТРУБА 43– ЕРШИТЬСЯ,ПЕРЛАМУТРОВЫЙ Ч – ПЕШЕХОД, ПЕХОТА, ПЕШКА, ПЕШИЙ 202 – текст «ВЕЧЕРОМ»
Русский язык 4 класс,ч.1 35 Обмануть, дуть, шагнуть 132 Берега реки заросли кустарником. У самого берега- заросли кустарника. 42 Контекстные антонимы: овца, волк.
Русский язык 4 класс, ч.3 7 Исследуй слово КРЕПКИЙ, выводы используй при выполнении упр Исследуйте, для чего авторы использовали различные маркировки в тексте.
Исследовательские умения и навыки Умение видеть проблемы Умение задавать вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение давать определения понятиям Умение классифицировать Умения и навыки наблюдения Умения и навыки проведения экспериментов Умение делать выводы и умозаключения Умения и навыки структурирования материала Умение и навыки работы с текстом Умение доказывать и защищать свои идеи
Формирование УУД средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие готовности и способности к разрешению проблем и проблемных ситуаций. Формирование регулятивных УУД. Развитие коммуникативных умений, готовности и способности к сотрудничеству. Способность самостоятельно приобретать и преобразовывать информацию, представлять ее в различных формах. Формирование умения оформлять работу: правила цитирования, ссылки на источники и т.д.
Использование инструментов и средств ИКТ- компетентности. Реализация личностно-ориентированного и деятельностного подхода в обучении младших школьников. Формирование УУД средствами проектно-исследовательской деятельности