Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. Презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
Advertisements

Мельникова Марина Владимировна, муз. руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР ДС 449 Элементарное музицирование – основа развития импровизационно-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
МБДОУ детский сад с.Старокайпаново Заведующая : Сайфугалиева Л.А. Воспитательница: Билалова З.Т.
Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка. Чтобы привить интерес к музыкальной.
«Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста» Автор: муз. руководитель ГБДОУ д/с 49 Зеленская Е. В.
Р АЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Музыка, как средство воспитания культурного человека. Презентация программы по музыке «Родничок» ШРР «Буратино» педагог дополнительного образования МБОУ.
Предметно-развивающая среда Музыкальный зал Музыкальный руководитель: Петрухина Л.Г. Музыкальный руководитель: Петрухина Л.Г.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и вводе в действие федеральных государственных требований.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте Горева Ирина Геннадьевна Музыкальный.
Проект: "Симфонической оркестр". Участники: музыкальный руководитель и дети старшего дошкольного возраста.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Преображенский детский сад» Ачинский район Красноярский край РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ как одно из.
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ» Исалева Юлия Валериевна музыкальный руководитель МБДОУ д/с.
Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Материал к семинарскому занятию в ШПН для воспитателей МДОУ детский сад 24 Старший воспитатель Волосевич Е. В г. МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ » музыкальный руководитель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 36» ЮХНИНА.
Характеристика музыкальных инструментов. Задачи обучения, различные системы обучения. Репертуар. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Транксрипт:

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. Презентация опыта работы музыкального руководителя Антоновой Людмилы Захаровны ГБОУ гимназия 402 дошкольное отделение Структурное подразделение 3

Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой. Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Цель – привить навыки творческого музицирования Задачи по реализации цели: Разработать модель развития творческих способностей путем музицирования Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию Развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения. Развитие внимания и памяти.

В процессе обучения детей игре ДМИ можно выделить три этапа: 1 этап - ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения; 2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения; 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Ступени музицирования Активный словарь Различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, пользоваться им в импровизируемой и исполняемой музыке. Различать громкое и тихое звучание. Использовать усиление и ослабление звучности как выразительные приемы. Различать фразу в речи и простейших песнях. Использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания сказок, стихов. Ритм и тембр Исполнять метрическую пульсацию (в речевых упражнениях, звучащих жестах, в движении). Использовать речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты. Исполнять несложные ритмические мотивы. Создавать ритмические композиции, используя тексты и шумовые инструменты. Исполнение Исполнять небольшие песни с аккомпанементом на инструментах. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.

Метод активации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. Этот метод – способ развития детей. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затрудняется. Метод моделирования – это способ обучения. Методы работы с детьми

хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки); ознакомление со звучащими самодельными и орловскими инструментами; творческое исследование тембро-динамических возможностей орловских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей; разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях. Последовательность обучения элементарному музицированию

Элементы занятия по элементарному музицированию: Речевые упражнения Поэтическое музицирование Координационно-подвижные игры и упражнения Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами Пальчиковые игры

Речевые упражнения Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.

Поэтическое музицирование Способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольникам легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. Используя музыкальные инструменты, ребятам создаются условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звук окрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю, играю». Для организации поэтического музицирования нет необходимости самостоятельно подбирать материал. В технологии в достаточном количестве предлагаются готовые музыкальные модели. Педагогу легко выбрать необходимый материал для поэтического музицирования, учитывая уровень подготовленности дошкольников и их возрастные особенности.

Координационно-подвижные игры и упражнения Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыке. Использование двигательных упражнений учит ребенка изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями. Использование координационно-подвижных игр способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, настроению, выразительности поз и жестов. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

Игры с инструментами Инструменты должны быть простыми в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. знакомство с инструментом, его составными частями, способами игры. исследуется звук инструмента, сравнение его с другими. звучание инструмента отождествляется с предметами или явлениями из жизни творческая деятельность: сочинение мелодий, озвучивание сказок, аранжировка произведений. Игры с инструментами К. Орфа и звучащими самодельными инструментами Инструменты набора делятся на две группы: мелодические (звуковысотные) – используются в работе с детьми 5-6 лет шумовые (различных видов) – используются с детьми раннего возраста Последовательность действий с инструментами: Поиграй на своем инструменте, изучи, какие звуки в нем живут Сыграй музыку на инструменте – как ты хочешь Будь дирижером, покажи музыкантам, как сыграть музыку, какую ты хочешь Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»… Попробуй озвучить стихотворение, сказку и т.д.

Планирование работы по элементарному музицированию Начиная работу по музицированию я разработала перспективное планирование для всех возрастных групп Поставлены цели и задачи Определены формы работы в различных режимных моментах Элементарное музицирование в планировании представлено как взаимосвязь по трем направлениям: учебное, творческое, концертное. Спланированы праздники и развлечения Содержание программы расписано по разделам, поквартально, предлагается музыкальный репертуар

Период Непосредственно организованная образовательная деятельность детей Праздники и развлечения Учебное и творческое музицирование Концертное музицирование 1-ый квартал 1. Звучащие жесты: Музицирование со звучащими жестами под фонограмму («Маленькая полька»- Кабалевского). Игра «Тихие и громкие ладошки» по музыкально- методическим приемам: копирование действий педагога. 2. Речевое музицирование: ритмическое проговаривание (с хлопками и шлепками) «Зайчик». «Котик». «Петушок». Украшение речевого музицирования 1-2 инструментами, исполнение с движениями и игрой. Речевые диалоги «Разговоры белки, ежика, птички с кошкой». 3. Знакомство с металлофоном. Показ правильного приема звукоизвлечения. Задания: « Сыграй капельки дождя»……… Исполнение в шумовом оркестре 2-х частных полек: «Литовская нар. полька». «Полька» Глинки (погремушки, бубны) Озвучивание с помощью инструментов р. н. сказки «Репка» и «Курочка Ряба». Развлечения: 1. «Расскажи любимую сказку» - с муз. инструментами «Лиса и заяц» 2. «Музыкальный магазин». 3. Осенний праздник «В гостях у бабушки Алены»

Обучение осуществляется в разных видах музыкальной деятельности: на занятиях разных типов, частично на разных видах музыкальных занятий; подгрупповая работа (с детьми с повышенной мотивацией к обучению); в музыкально-дидактических играх; досугах и развлечениях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности дошкольников.

Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах. Словесный(рассказ, объяснение). Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми). Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах). Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.) Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

Музыкальные инструменты детского оркестра. ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки); ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли); язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники); струнные (арфы, гусли, цитры, цимбалы); духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы); духовые многозвуковые (флейты, кларнеты, саксофоны, триолы, свирели); электромузыкальные инструменты (синтезаторы, «Пиле»). Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, кикерико, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.) Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Музицирование: Учебное музицирование это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования. Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова». Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационные формы в законченные пьесы, в совершенствовании навыков ансамблевого музицирования.

Формы подведения итогов реализации программы Открытые мероприятия в течение года; Выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях; Выступления на отчётных концертах; Участие в городских конкурсах и фестивалях; Совместные мероприятия с социальными партнёрами; Создание мини-музея музыкальных инструментов; Проведение педагогической диагностики по разделу программы «Детский оркестр».

Заключение Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи образовательной программы.

Методическое обеспечение раздела «Элементарное музицирование» Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976 Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М., 1989 Девятова Т.Н. Звук - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990 Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999 Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000 Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. 1., 2000 Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып. 1 Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003 Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова: учебно-методическое пособие. Минск, 1999 Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал Музыкальная палитра 6, 2006.

Спасибо за внимание