Разработка модели государственно- общественного управления образованием, способствующей повышению охвата детей программами дополнительного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Advertisements

«Рекомендации по переходу государственных дошкольных образовательных учреждений на новые механизмы финансирования и новую систему оплаты труда» Заведующая.
«Опыт участия органов государственно- общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации в формировании государственного (муниципального)
Состояние и развитие государственно- общественного управления образованием в 2011 году А.А. Седельников ведущий научный сотрудник Красноярского краевого.
Государственное управление образовательным учреждением Управление с федерального уровня (законодательное, исполнительное, отраслевое) Управление с регионального.
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Наблюдательный совет автономного государственного (муниципального) учреждения 1. Компетенция наблюдательного совета 4.2. Состав и порядок деятельности.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Название организации Рабочая тетрадь члена Управляющего совета образовательной организации ______________________________ ______________________________.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15»
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Современное дошкольное образование: легко ли стать участником образовательных отношений? Копотева Г.Л.
Региональная система государственно- общественного управления в общем образовании А.А. Седельников.
Транксрипт:

Разработка модели государственно- общественного управления образованием, способствующей повышению охвата детей программами дополнительного образования в образовательных организациях, в т.ч. дошкольного образования, и разработка рекомендаций по ее распространению Седельников А.А.

Определение понятия государственно- общественного управления образованием Это – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, их органы управления образованием, а также в части полномочий, закрепленных за ними законодательством в области образования, органы местного самоуправления и руководители подведомственных им образовательных учреждений), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы получателей образования, заинтересованных граждан и их групп, общества, населения (А.М. Моисеев)

Государственно-общественное управление образованием Субъекты государственного управления образованием: Федеральные ОУ Региональные ОУ Муниципальные ОУ Руководство ОО Обучающиеся Родители (законные представители) н\л обучающихся Заинтересованные граждане Социальные группы Местное сообщество Общество, население

Общественные субъекты в государственно- общественном управлении А.М. Моисеев: «Государственно-общественное управление образованием может осуществляться путем создания как раздельных, но взаимодействующих, органов и форм государственного и общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм государственно- общественного управления образованием» Совместные субъекты (формы и органы) государственно- общественного управления образованием Формы и способы организации взаимодействия в управлении образованием раздельных государственных (и МСУ) и общественных субъектов

Предназначение и смысл государственно- общественного управления образованием А.А. Пинский: «…мы не ведем речи о приватизации школы. Но и не можем согласиться…с традицией фактического гражданского отчуждения от управления школой». Пинский А.А. Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования – М.: ГУ ВШЭ, – 104 с. (Серия: Библиотека развития образования).

А.А.Пинский ( ) «Пусть в ряде случаев эти органы остаются формальностью, пусть они всего лишь раз в год «проштамповывают» решения директора … Однако обязательная форма нормативно предусмотрена, она имеется де-юре, - и постепенно она начинает все больше работать, то есть начинает осознаваться и общественность начинает реализовывать свои законные права де-факто». «Новая школа», 2002 г.

Понятие системы государственно- общественного управления образованием Объектом управления системы государственно-общественного управления является не только сеть образовательных учреждений, но и вся система отношений, взаимодействия и совместной деятельности государства, местного самоуправления и общества в лице граждан и их объединений в сфере образования, т.е. вся система образования Система образования: образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности, ФГОС, ФГТ,ОС ОО, работники, клиенты Органы управления образованием федеральные, региональные, муниципальные Организации обеспечения и оценки качества Общественные объединения и др. общественные субъекты, действующие в сфере образования

Вариативность форм участия коллегиальных и представительных органов в управлении образовательной организацией Опосредованное участие в управлении Непосредственное участие в управлении Управление Внесение рекомендаций, заключений, ходатайств Согласование управленческих решений (локальных правовых актов образовательной организации) Утверждение (самостоятельное принятие) локальных нормативных и иных локальных актов образовательной организации

Вариативность форм участия коллегиальных и представительных органов в управлении образовательной организацией Исполнительный (единоличный) орган управления Коллегиальный орган управления Приказ, распоряжение Решение Согласование Утверждение (приказ) рекомендация, заключение, ходатайство Локальные нормативные и иные правовые акты ОО

Государственно-общественное управление образовательной организацией Учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления) Руководитель (как правило, назначается учредителем) Общее собрание (конференция) Администрация (назначается руководителем) Управляющий совет (УС) (выборы, назначение, кооптация) Совет ТК Родительские комитеты Ученический совет Иные формы Участники образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники) Комитеты, комиссии - государственное управление - государственно - общественный характер управления - Общественные субъекты

Вариативность структурного состава коллегиальных и представительных органов образовательной организации Управляющий совет Учредитель, руководитель ОО Родители (законные предст-ли) Работники ОО Старшие обучающиеся (с 14 лет) Кооптированные (граждане) Педагогический совет Педагогические работники ОО Попечительский совет Благотворители (из родителей) Благотворители (не участн. ОО) Совет родителей ОО ____________ Советы родителей по ступеням Советы родителей в классах, группах Советы родителей в классах, группах Советы родителей в классах, группах

Управляющий совет – «дискуссионная площадка», где представлены интересы всех заинтересованных в качестве образования сторон УС Оценки, мнения: - Учредителя, - Руководителя, - Родителей, - Учеников, - Педагогов, - Местного сообщества, -Заинтересованных граждан -… Проект оценки качества результатов, условий Проект управленческого решения

Управляющий совет – «фокус-группа» и «переговорная площадка», где представлены интересы всех заинтересованных в качестве образования сторон участников отношений в сфере образования Оценки, мнения: - Учредителя, - Руководителя, - Родителей, - Учеников, - Педагогов, - Местного сообщества, - Заинтересованных граждан, -… УС Согласованная, коллективная оценка, заключение, проект решения = = «общественный договор» Зачем УС полномочия? «Общественный договор» Решение Локальный правовой акт ОО

Участие управляющего совета (иного коллегиального органа) в создании условий для формирования и расширения перечня программ дополнительного образования, реализуемых образовательной организацией за счет средств бюджета.

УС направляет рекомендации учредителю ОО Управляющий совет, в результате заинтересованного и уважительного к позициям сторон обсуждения, может разработать предложения и рекомендации учредителю по внесению в муниципальное задание тех или иных наиболее востребованных дополнительных образовательных программ, услуг, из числа тех, которые имеет возможность профинансировать из бюджетных средств учредитель, способна реализовать образовательная организация, может и желает реализовывать педагогический коллектив

ОПЫТ РКПМО гг. функции и полномочия управляющего совета по его участию в формировании критериальной базы распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации также должны иметь отражение в уставе образовательной организации в части описания функций и полномочий управляющего совета и в локальном нормативном акте – в положении об управляющем совете

Участие управляющего совета (иного коллегиального органа) в создании условий для реализации программ, услуг дополнительного образования за счет средств получателей образовательных услуг

Платные услуги Пункт 3 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от г. разрешает организациям, осуществляющим «образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов» также «осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях».

Коллегиальный орган ОО в организации платных услуг Коллегиальный орган (управляющий совет, попечительский совет) или представительный орган (совет родителей) наделяется функциями согласования, либо внесения рекомендаций руководителю по содержанию существенных условий договора возмездного оказания услуг, особенно в части ценообразования, а также функциями, как минимум, контроля исполнения сметы расходования средств, поступивших в качестве дохода от деятельности по реализации дополнительных образовательных услуг, а также организации независимой оценки качества и удовлетворенности потребителей предоставленными дополнительными образовательными программами, услугами

Участие управляющего, попечительского совета или совета родителей в создании условий для реализации программ, услуг дополнительного образования на условиях благотворительности

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» N 135-ФЗ от г. «Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» N 135-ФЗ от г.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований Граждане, включая родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников вправе передавать безвозмездно образовательной организации денежные средства на реализацию уставных задач и видов деятельности

Открытые системы государственно- общественного взаимодействия в образовании положения из статьи 15 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» 273 от г. о сетевой форме реализации образовательных программ Открытые системы государственно- общественного взаимодействия в образовании

«В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать … и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой»

Открытые системы государственно- общественного взаимодействия в образовании Пункты 2 и 3 статьи 15 предписывают договорной характер отношений между организациями, использующими предусмотренный данной статьей совместный (сетевой) порядок реализации образовательных программ договор простого товарищества, предусмотренного главой 55 Гражданского кодекса РФ иные формы гражданско-правовых договоров, обеспечивающих признак совместности деятельности по реализации дополнительных образовательных программ, услуг

Открытые системы государственно- общественного взаимодействия в образовании Термин «система» и «система образования мы рассматриваем в контексте определения структуры системы образования согласно статье 10 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» 273 от г., где в систему образования включены также «4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности…» и «5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования». Мы понимаем такие системы, как «открытые», в силу того, что такое сетевое взаимодействие принципиально открыто для неопределенного круга физических и юридических лиц.

Модель сетевого взаимодействия образовательной организации с благотворительной негосударственной организацией Структурно-функциональный состав органов управления благотворительной организации определен федеральными законами «О некоммерческих организациях» 7 от г., «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» N 135-ФЗ от г. (в действующих редакциях), а также, в случае использования организационно-правовых форм общественных объединений, федеральным законом «Об общественных объединениях» 82 от (в ред. от г.).

Государственно-общественное взаимодействие на локальном уровне (образовательная организация): субъекты взаимодействия и управления Родительские комитеты Образовательное учреждение Родители (законные представители) Работодатели и Другие попечители ОУ Благотворители Попечительский совет Общественный фонд Денежные взносы Имущество и услуги

Модель сетевого взаимодействия образовательной организации с некоммерческой организацией или общественным объединением Федеральные законы «О некоммерческих организациях» 7-ФЗ от г., «Об общественных объединениях» 82- ФЗ от г.

Государственно-общественное взаимодействие на локальном уровне (образовательная организация): субъекты взаимодействия и управления Образовательное учреждение Педагогические работники Родители (законные представители) Обучающиеся Правление Общественная организация членские взносы Педагогически й персонал Имущество и услуги Члены ОО Приносящая доход деятельность

Модель сетевого взаимодействия образовательной организации с негосударственной (частной) образовательной организацией Федеральные законы «О некоммерческих организациях» 7-ФЗ от г., «Об образовании в российской Федерации» 273-ФЗ от г.

Государственно-общественное взаимодействие на локальном уровне (образовательная организация): субъекты взаимодействия и управления Образовательное учреждение Родители (законные представители) Негосударственная Образовательная организация (Некоммерческая организация) Аренда Приносящая доход деятельность Денежные (членские) взносы Оплата Образователь ных услуг Арендная плата Дарение имущества

Государственно-общественное взаимодействие на локальном уровне (образовательная организация): субъекты взаимодействия и управления Управляющий совет Образовательное учреждение Попечительский совет Общественный фонд Негосударственная Образовательная организация Правление (Некоммерческая организация) Правление ОО Совет по управлению совместной деятельностью Гл. 55 ГК РФ Правление МОО

Открытые системы государственно- общественного взаимодействия в образовании Предлагаемые вниманию далее модели являются моделями количественного увеличения (в сравнении с рассмотренными выше) сетевых связей и взаимодействий В предельном варианте – связей общественного субъекта со всей сетью муниципальных образовательных организаций общего, дошкольного и дополнительного образования.

Модель взаимодействия муниципальной сети образовательных организаций общего и дошкольного образования с благотворительной организацией

Государственно-общественное сетевое взаимодействие образовательных организаций в муниципальной сети: субъекты и управление Попечительский совет Правление Исполнительный директор Благотворительный фонд в муниципальном образовании Управляющий Совет Образовательное учреждение Управляющий Совет Образовательное учреждение Управляющий Совет Образовательное учреждение Работодатели и их объединение Родители (законные представители) Администрация МСУ … Общие мероприятия Адресно имущество и услуги

Модель взаимодействия муниципальной сети образовательных организаций общего и дошкольного образования с некоммерческой организацией или общественным объединением Структурно-функциональный состав органов управления некоммерческой организации и, соответственно, общественного объединения определен федеральными законами «О некоммерческих организациях» 7 от г., «Об общественных объединениях» 82 от (в ред. от г.). Договоры о совместной деятельности (сетевом взаимодействии в терминологии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от г.), договоры дарения и безвозмездного пользования (ссуды) являются стандартными по форме (определены Гражданским кодексом РФ) и различаются только содержанием их существенных условий, которые согласуются сторонами договора

Государственно-общественное сетевое взаимодействие образовательных организаций в муниципальной сети: субъекты и управление Общее собрание Правление Д-М ОО в муниципальном образовании Образовательное учреждение Образовательное учреждение Образовательное учреждение Работодатели и их объединение Секции родителей (законных представителей), педагогов, учащихся по ОУ Администрация МСУ … НПП и профориента ция Адресное предоставление персонала, имущества и услуг Секции родителей (законных представителей) по ОУ Секции родителей (законных представителей) по ОУ Секции родителей (законных представителей), педагогов, учащихся по ОУ Членские взносы, оплата услуг

Система государственно-общественного взаимодействия и управления в образовании Обобщенная структура системы государственно-общественного взаимодействия и управления в образовании

Система государственно-общественного управления муниципальной системой образования Общественный совет Орган управления образованием Гражданские (общественные) самоуправляемые объединения ОО, НКО Совместная деятельность и управление Коллегиальные и представительные органы, включающие также участников образовательных отношений в ОО и заинтересованных граждан Исполнительный орган управления Совместная деятельность и управление Гражданские (общественные) самоуправляемые объединения ОО, НКО Система государственно-общественного управления образованием на уровне образовательной организации

Благодарю за внимание!!!