Автор- педагог-психолог Свеженцева А.Г, ГБОУ НСО ОЦДК Мастер-класс «Технология составления психологического заключения» (по методологии Н.Я и М.М Семаго)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.М. Семаго, Н.Я. Семаго г. Москва. КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (основные причины) ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (наблюдаемые отклонения)
Advertisements

Этапы психодиагностического процесса по Корманну Схема психодиагностического процесса по Каминскому Предварительное исследование. Постановка вопроса. Проведение.
Психологические особенности проблемных детей Авторский курс: СЕМАГО Наталья Яковлевна – кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник.
Муниципальный семинар Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями.
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
..... Алгоритм работы педагога- психолога в рамках ПМПк.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Мониторинговая деятельность педагога Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Педагог-психолог –Костерина О.В. Педагог-психолог –Костерина О.В.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Транксрипт:

Автор- педагог-психолог Свеженцева А.Г, ГБОУ НСО ОЦДК Мастер-класс «Технология составления психологического заключения» (по методологии Н.Я и М.М Семаго)

Цель мастер-класса: Повышенее психолого-педагогической компетентности педагогов-психологов в вопросах составления психологического заключения. Задачи мастер-класса: Ознакомить с общей схемой анализа результатов диагностической сессии. Представить технологию составления психологического заключения по методологии Н.Я и М.М. Семаго. Совершенствовать навыки составления психологического заключения. Дать основные сведения о возможности и необходимости модификации психологического заключения. Обучить педагогов-психологов проводить экспертизу психологических заключений. Ожидаемый результат: освоенее каждым участником мастер- класса модели психологического заключения с возможной её последующей модификацией, адекватной условиям конкретного общеобразовательного учреждения.

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ( по Н. Я и М. М. Семаго ) Ф Пространственно- функциональная организация мозговых систем Когнитивная сфера Нейробиологическая составляющая развития Аффективно- эмоциональная сфера Социальные условия развития Регуляторно- волевая сфера Регуляторное обеспеченее психической активности Ментальные структуры Аффективная организация поведения и сознания ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ БАЗОВОЙ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО КАУЗАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

УРОВЕНЬ БАЗОВОЙ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО Регуляторное обеспеченее психической активности Ментальные структуры Аффективная организация поведения и сознания 1. Регуляторное обеспеченее двиг. активности 2.Программирова- нее и контроль 3. Рефлексивно- волевая регуляция 4. Регуляторное обеспеченее межличностных коммуникаций 1. Телесные интеграции 2. Пространственная целостность 3. Пространство речи и языка 4. Межличностное пространство субъекта 1. Аффективная пластичность 2. Аффективные стереотипы 3. Аффективная экспансия 4. Эмоциональный контроль

НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА Дифференциальная диагностика состояния ребёнка (постановка психологического диагноза) Оценка уровня базовой структурной организации психического Феноменологические проявления Принцип учёта 3 критериев: -адекватность, -критичность, -обучаемость

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ Отклоняющееся развитие- отклоненее формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально- психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опереженее или запаздыванее)

ГРУППА НЕДОСТАТОЧНОГО РАЗВИТИЯ Парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности Недостаточное развитие Задержанное развитие Тотальное недоразвитие

Тот Тормозимо- инертный вариант Тотальное недоразвитие Аффективно- возбудимый вариант Возбудимая форма Простой ( уравновешенный) вариант Аффективная форма Тормозимая форма Аутоподобная форма

Тот Неравномерно задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм) Задержанное недоразвитие Темпово задержанное развитие (гармонический инфантилизм) Экстрапунитивная форма неравномерно задержанного развития Интропунитивная форма неравномерно задержанного развития

Тот Парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности Парциальное недоразвитие преимущественно регуляторного компонента деятельности Регуляторное недоразвитие с трудностями удержания алгоритма деятельности Парциальное недоразвитие преимущественно когнитивного компонента деятельности Смешанное парциальное недоразвитие Регуляторное недоразвитие с высоким уровнем психического тонуса Регуляторное недоразвитие со сниженным психическим тонусом Недостаточность вербально- логического компонента познавательной деятельности Недостаточность иных компонентов познавательной деятельности

ГРУППА АСИНХРОННОГО РАЗВИТИЯ Асинхронное развитие Дисгармоничное развитие Искаженное развитие Одарённость Дизинтегративное развитие Экстрапунитив- ный тип Интропонутив- ный тип Искаженее преимущественно аффективно- эмоциональной сферы Искаженее преимущественно когнитивной сферы

ГРУППА ПОВРЕЖДЕННОГО РАЗВИТИЯ Поврежденное развитие Развитие после органического повреждения ЦНС Развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы Локально поврежденное развитие Диффузно поврежденное развитие

ГРУППА ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ Дефицитарное развитие Развитие в условиях дефицитарности дистантных анализаторных систем Развитие в условиях дефицитарности опорно-двигательного аппарата Развитие в условиях дефицитарности иных функциональных систем Развитие в условиях сочетанной (множественной) дефицитарности Дефицитарность слухового восприятия Дефицитарность зрительного восприятия

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Цель запроса Структура психологического обследования (акценты на определённых моментах исследования с приоритетной ролью определённого блока методик) Структура психологического заключения (усиленее в описании определённых блоков) Требования к обследованию: -Компактность и информативность, -Подбор методик под конкретную задачу, -Учёт личностного фактора Требования к заключению: -Адекватность корректность данных, -Итоговая информация об особенностях психического развития, -Ответ на поставленный запрос

Схема взаимодействия специалистов ПМПк в процессе построения индивидуальной траектории сопровождения ребёнка.

Взаимодействие психолога со специалистами ПМПк в процессе проведения углубленного психологического обследования 4. Развернутый системный анализ результатов обследования, их сопоставленее в соответствии с гипотезой и предварительным психологическим диагнозом. 5. Окончательная постановка психологического диагноза, определенее вероятностного прогноза развития, методов сопровождения ребенка. 3. Процедура обследования с использованеем соответствующих тактик и технологий, адекватных возрасту и возможностям ребенка. 2. Созданее гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз 1. Сбор психологического анамнеза. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПк образовательного учреждения ЭТАПЫ УГЛУБЛЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Заключения специалистов ПМПк Определенее образовательного маршрута и направлений коррекционной помощи запрос

Структура психологического заключения Общая часть основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст ); жалобы родителей или педагогов; наиболее важные анамнестические данные; описанее внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность; характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи); операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы; особенности познавательной деятельности и ее компонентов (амнестической, речемыслительной); оценка уровня интеллектуального развития; характеристика аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка; краткое описанее сформированности системы базовой структурной организации психического с определенеем уровней, которые дефицитарны. Итоговая часть психологический диагноз; вероятностный прогноз развития; факторы риска; резервные возможности; рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Технология составления общей части психологического заключения. Поведенее ребенка в процессе обследования Характер деятельности Работоспособность Моторная ловкость Выявленее ведущей руки, ноги, глаза, уха Особенности внимания Характеристика речи Сформированность социально-бытовой ориентировки Особенности амнестической деятельности Сформированность представления о пространственных и временных отношениях Гнозис Интеллектуальное развитие Конструктивная деятельность Развитие графической деятельности, рисунок Исследованее эмоционально-личностных особенностей ребенка Оценка сформированности уровней базовой структурной организации психического

Технология составления итоговой части психологического заключения Типологический вариант развития; Уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности; Характер (профиль) латеральных предпочтений. Психологический диагноз Прогноз развития как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Возможности девиации; Компенсаторные возможности с учётом осложняющих факторов (признаки атипичности развития, нарушения в деятельности ЦНС); Факторы риска и резервные возможности Условно- вариативный психологический прогноз Тип и вид обучения; форма и режим обучения; Организация сопровождения ребенка специалистами сопровождения; Рекомендации педагогу с опорой на ресурсные возможности ребёнка; Рекомендации родителям Рекомендации

ТИПИЧНЫЕ ПОГРЕШНОСТИ НАПИСАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Погрешность СмыслВарианты исправления Употребленее слов: «испытуемый», «человек», «мальчик», «девочка» и т.п. Сниженее ценности личности, нивелированее индивидуального своеобразия личности того, кто обследуется Употребленее фамилии, имени; использованее безличных предложений, типа «обладает высоким уровнем интеллекта», «нечувствителен к неудачам» и т.п. Употребленее выражений «интеллект страдает», «память западает».Употребленее оценочных суждений: «память плохая» «вниманее хорошее Созданее оснований для снижения самоценности обследуемого, «Низкий уровень интеллектуального развития», «сниженее функций памяти», «высокая концентрация внимания» Указанее цифровых значений показателей без расшифровки их психологического смысла Интерпретация результатов обследуемым на основании собственных обыденных представлений Раскрытие психологического содержания цифровых значений, например «Вербальный интеллект достигает 108, что соответствует возрастной норме интеллектуального развития»;

Погрешность СмыслВарианты исправления Схематичность описания Отводится всего лишь по 1 предложению для описа­ния важных позиций Такие заключения-схемы не дают материала, позво­ляющего глубоко понять и дополнить результаты обследования. Описанее важных позиций (отношенее к учебной деятельности; уровень формирования учебных навыков; характеристика общего развития, моторики и речи; особенности работоспособности; особенности семейного воспитания; психолог. диагноз и рекомендации) должно быть представлено в развёрнутой форме. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогическому заключению. Наблюдается подмена психоло­го- педагогических заключений представленеем школьного психолога. Такой материал представляет собой отрывочную информацию об отдельных нарушениях в поведении ребенка. Заключенее должно носить целостный характер. В псих. заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, позволяющие обеспечить прогноз дальнейшего развития и обучения и разработать программы наиболее эффектив. коррекционной работы. Отсутствие в итоговой части заключения описания вероятностного прогноза развития ребёнка Не учитываются возможности девиации его развития в сторону какой-либо группы отклоняющегося поведения. Необходимо описанее вероятн. прогноза развития ребёнка, как в благоприятных, так и неблагопр. условиях с учётом компенсаторных возможностей.

Погрешность СмыслВарианты исправления Отсутствие адресата рекомендаций Рекомендации не реализуются, результаты диагностики бесполезны Рекомендации адресуются самому обследуемому, педагогам, родителям, психологам Рекомендации носят общий характер, например «необходимо изменить отношенее к жизни и к себе», «надо быть более уверенным человеком» Рекомендации не раскрывают конкретных средств и путей решения проблемы «Рекомендуется участие в тренинге развития коммуникат. компетентности»,«Рекомендует- ся более углубленное исследованее эмоциональной сферы, Я-концепции» и т.п. Неконкретное, описанее психологического диагноза или его отсутствие; использованее медицинской терминологии. «задержка психического развития», «умственная отсталость», «уровень актуального развития ниже возрастной нормы» Психолог выходит за пределы собственного содержательного поля, «закрывая» себе возможность дать психологически обусловленный прогноз развития ребенка, создать психологические развивающие и коррекционные программы. Психол.диагноз должен содержать итог. информацию об особенностях психического развития ребенка. В психол. диагноз включается краткое, но емкое описанее : типологический вариант развития как основной вывод специалиста; уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности; характер (профиль) латеральных предпочтений.

Использованные ресурсы 1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. «Речь» Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержанее деятельности психолога специального образования. Москва: АРКТИ, Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва: «АРКТИ», Семаго Н. Я., Семаго М. М. Основы типологии отклоняющегося развития. (презентация). 5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие. Москва: «Генезис», 2011