Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода © Зайцева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования ГОАУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода Деятельностный.
Advertisements

Требования к современному уроку
Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью.
Технология «Учебная ситуация». Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования.
ФГОС Обучение Обучение на основе учебных ситуаций Составитель : Мухаматнурова Линура Рафаиловна Составитель : Мухаматнурова Линура Рафаиловна учитель начальных.
Современный урок музыки Характеристика, условия организации в рамках образовательной системы «Школа 2100»
Учебная ситуация на уроках английского языка в рамках ФГОС ФГОС ориентирует педагога создавать такие условия, чтобы ученик понимал, что каждая выполняемая.
МОУ «Лучинская основная школа» Ярославского муниципального района Семинар Деятельностный подход в обучении младших школьников Нужно, чтобы дети по возможности.
«Требования к урокам по ФГОС» концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно.
Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Д. Б. Шоу.
Смирнова И.Вметодист ИМЦ УО УМР г. Углич. «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода»
Выступление к педсовету. Апрель 2012 г. (МО учителей естественно-научного цикла. Учитель химии и биологии Колесова Л.В.)
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения. Деятельностный подход к обучению в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
УМК «Гармония» и стандарты второго поколения Деятельностный подход к обучению в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
«Учебные ситуации на уроках информатики» Иванова Е.В., учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ-СОШ 1 р.п. Степное Советский район.
Использование на уроке системно- деятельностного подхода как средства, позволяющего повышать качество знаний учащихся в условиях новых ФГОС «Доводы, до.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
УМК «Гармония» в рамках стандартов нового поколения.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Транксрипт:

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода © Зайцева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования ГОАУ ЯО ИРО

Проблемы… Недостаточная подготовленность учителя к созданию и использованию на уроке/занятии учебной ситуации, к способам перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

Попробовать уйти от традиционного… Особенность ФГОС НОО - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Уход от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Учебная деятельность носит произвольный, обязательный и результативный характер.

Учебная деятельность - это деятельность, которая возникает только в школьном возрасте, но полностью формируется не всегда и не у всех детей.

Что такое учебная деятельность? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет.

Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. В.В. Давыдов

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из: 1)мотивации, 2)учебных задач в определенных ситуациях в различной форме заданий, 3) учебных действий, 4) контроля, переходящего в самоконтроль, 5)оценки, переходящей в самооценку.

Характеристика учебной деятельности 1. Учебная задача 2. Учебное действие 3. Контроль 4.Оценка

Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач Классификация учебных задач, предложенная И.М. Фейгенбергом Например, задачи: с недостаточностью исходных данных, с неопределенностью в постановке вопроса, с избыточными или ненужными для решения исходными данными, с противоречивыми сведениями в условии, требующие использования предметов в необычной для них функции.

Учебная задача Задача – это цель, данная в определенных условиях. А.Н. Леонтьев

Учебная задача Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа.

Учебная задача дается в определенной учебной ситуации Учебная ситуация может быть: - конфликтной (межличностная конфликтная ситуация препятствует обучению) и сотруднической, -а по содержанию – проблемной либо нейтральной.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Цель учебной ситуации на уроке Построение такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

Временная продолжительность учебной ситуации Учебная ситуация может занимать –часть урока, –урок, –либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.

Проектируя учебную ситуацию необходимо учитывать – возраст ребенка – специфику учебного предмета – меры сформированности исполнительских или ориентировочных действий обучающихся

Создание учебной ситуации предполагает: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение обучающимися способа действия; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Проблема Недостаточная методическая проработанность проблемы создания на уроке учебной ситуации, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Решение –Учителю необходимо знать, что такое учебная ситуация. –При подготовке урока/занятия не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

Современная формула подготовки урока в условиях работы по ФГОС НОО: Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели занятия Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций Отбор средств обучения

Зайцева Наталия Владимировна тел. (4852) 21 – 85 – 85 Кафедра начального образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Благодарю за внимание! Успехов в реализации ФГОС НОО!