ТПУ Память Лекция Федорчук Л.С. Томск 2013. Оглавление Виды памяти Виды памяти Теории памяти Теории памяти Закономерности запоминания информации Закономерности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Advertisements

Память 1. Понятие памяти 2. Теории памяти 3. Функции памяти 4. Виды памяти.
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Презентация к уроку по психологии по теме: Память
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Выполнила : ученица МБОУ Лебяженской школы 10 класса Колпакова Валерия Руководитель : Никитина И. А., учитель иностранного языка « Память и методы запоминания.
ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ Подготовил доц. Несторович Я.М..
Подготовил Голобородько Евгений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
На внимание и память жалуются все, а на рассудок - никто.
Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлеть и воспроизводить.
Мы изучили различные типы классификаций видов памяти и рассмотрели каждую в частности. Результаты нашей работы мы представили в виде презентации, в которой.
Транксрипт:

ТПУ Память Лекция Федорчук Л.С. Томск 2013

Оглавление Виды памяти Виды памяти Теории памяти Теории памяти Закономерности запоминания информации Закономерности запоминания информации

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память – способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память – это запасник хранящихся в сознании впечатлений, образов предметов, явлений, фактов и др. Память – это запасник хранящихся в сознании впечатлений, образов предметов, явлений, фактов и др.

Рядом ученых (А. Смирнов, В. Шадриков, С. Изюмова) наряду с понятием «память» обосновывается целесообразность использования понятия «мнемические способности», «мнемическая деятельность». Рядом ученых (А. Смирнов, В. Шадриков, С. Изюмова) наряду с понятием «память» обосновывается целесообразность использования понятия «мнемические способности», «мнемическая деятельность». Вопрос механизмов памяти сложен и является предметом ряда наук физиологии, биохимии, психологии, генетики, медицины и др. Вопрос механизмов памяти сложен и является предметом ряда наук физиологии, биохимии, психологии, генетики, медицины и др. Существуют десятки теорий, течений, гипотез, которые пытаются объяснить феномен памяти. Существуют десятки теорий, течений, гипотез, которые пытаются объяснить феномен памяти.

Теории памяти 1. Физическая теория. 1. Физическая теория. Нервный импульс, проходя через группу нейронов (нервных клеток) вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Нервный импульс, проходя через группу нейронов (нервных клеток) вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса о знакомому пути и происходит запоминание. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса о знакомому пути и происходит запоминание.

Теории памяти 2. Химическая теория. 2. Химическая теория. Информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего, нуклеиновых кислот. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего, нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти. Рибонуклеиновая (РНК) кислота – основа индивидуальной памяти. Рибонуклеиновая (РНК) кислота – основа индивидуальной памяти.

Теории памяти 3. Биохимическая теория. 3. Биохимическая теория. В основе гипотеза о двухступенчатом характере запоминания: В основе гипотеза о двухступенчатом характере запоминания: 1) в мозгу происходит кратковременная (неск. сек.) реакция, вызывающая физиологические изменения, имеющие обратимый характер, являющиеся механизмом кратковременного запоминания; 1) в мозгу происходит кратковременная (неск. сек.) реакция, вызывающая физиологические изменения, имеющие обратимый характер, являющиеся механизмом кратковременного запоминания; 2) происходит образование новых белковых веществ (протеинов), ведущих к необратимым изменениям в нервных клетках; это механизм долговременной памяти. 2) происходит образование новых белковых веществ (протеинов), ведущих к необратимым изменениям в нервных клетках; это механизм долговременной памяти. 4. Физиологическая теория. 4. Физиологическая теория. Базируется на учении И.П.Павлова о закономерностях ВНД. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс – акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Базируется на учении И.П.Павлова о закономерностях ВНД. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс – акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

Теории памяти Психологические теории. Психологические теории. 1.Ассоциативные. 1.Ассоциативные. 2.Гештальт-теория. 2.Гештальт-теория. 3. Смысловая теория. 3. Смысловая теория. 4. Теория деятельности. 4. Теория деятельности.

Ассоциативная теория Ассоциативная теория возникла в ХVII веке и активно разрабатывалась в ХVIII и ХIХ веках. Ассоциативная теория возникла в ХVII веке и активно разрабатывалась в ХVIII и ХIХ веках. Память – это сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций. Память – это сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций. Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолировано, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолировано, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Повторное проявление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех ее элементов. Повторное проявление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех ее элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти.

Гештальттеория В конце XIX века гештальт-теория пришла на смену ассоциативной. В конце XIX века гештальт-теория пришла на смену ассоциативной. Исходное понятие теории - гештальт – целостная структура. Исходное понятие теории - гештальт – целостная структура. Законы формирования гештальта определяют память. Законы формирования гештальта определяют память. При запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. При запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. В процессах памяти важны: структурирование материала, его доведение до целостности, организации в систему; роль намерений и потребностей человека. В процессах памяти важны: структурирование материала, его доведение до целостности, организации в систему; роль намерений и потребностей человека.

Смысловая теория памяти В начале ХХ века возникает смысловая теория памяти. В начале ХХ века возникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: Подлежащий заучиванию или воспроизведению материал включается в контексте определенных смысловых связей. Подлежащий заучиванию или воспроизведению материал включается в контексте определенных смысловых связей.

Теория деятельности В теории деятельности (В.Д. Шадриков, П. Зинченко, А. Смирнов, П. Блонский, Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Лурия) память выступает как особый вид психической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи: В теории деятельности (В.Д. Шадриков, П. Зинченко, А. Смирнов, П. Блонский, Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Лурия) память выступает как особый вид психической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи: запоминания, запоминания, сохранения, сохранения, воспроизведения информации. воспроизведения информации. Память, как всякая деятельность, требует определенных приемов организации и зависит от характера компонентов психического действия: предмета, цели, мотива, средства. Память, как всякая деятельность, требует определенных приемов организации и зависит от характера компонентов психического действия: предмета, цели, мотива, средства. Теория исследует состав мнемических действий и операций и зависимость продуктивности памяти от организации мнемической деятельности. Теория исследует состав мнемических действий и операций и зависимость продуктивности памяти от организации мнемической деятельности.

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы - генетическую Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы - генетическую и наследственную. и наследственную. С помощью генетической (наследственной) памяти происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. С помощью генетической (наследственной) памяти происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Это единственный вид памяти, на который не оказывает влияние обучение. Это единственный вид памяти, на который не оказывает влияние обучение. Виды памяти

Виды памяти Виды памяти Прижизненная память классифицируют по следующим основаниям. Прижизненная память классифицируют по следующим основаниям. По наличию целевой установки: По наличию целевой установки: - непроизвольная память (автоматическое запоминание, происходящее без усилий); - непроизвольная память (автоматическое запоминание, происходящее без усилий); - произвольная память (запоминание с целевой установкой, требующее определенных волевых усилий). - произвольная память (запоминание с целевой установкой, требующее определенных волевых усилий). По степени осмысленности : По степени осмысленности : - механическая (повторение материала без осмысливания); - механическая (повторение материала без осмысливания); - смысловая (понимание внутренней логической связи между частями запоминаемого материала. - смысловая (понимание внутренней логической связи между частями запоминаемого материала. Данный вид памяти более эффективен и требует от человека меньше усилий и времени. Данный вид памяти более эффективен и требует от человека меньше усилий и времени.

Виды памяти Виды памяти В зависимости от установки на время хранения информации выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память хранит информацию в среднем около – 20 секунд.. В зависимости от установки на время хранения информации выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память хранит информацию в среднем около – 20 секунд.. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Долговременная память способна хранить информацию в течение практически не ограниченного срока, но для этого необходим ее перевод из кратковременного хранилища в долговременное при помощи двух-трехкратного повторения. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически не ограниченного срока, но для этого необходим ее перевод из кратковременного хранилища в долговременное при помощи двух-трехкратного повторения. Долговременная память имеет стратегические значение для человека. Долговременная память имеет стратегические значение для человека.

Виды памяти Виды памяти По материалу, сохраняемому памятью, ее разделяют на когнитивную, эмоциональную и личностную. По материалу, сохраняемому памятью, ее разделяют на когнитивную, эмоциональную и личностную. Когнитивная память процесс сохранения знаний. Когнитивная память процесс сохранения знаний. Эмоциональная память сохранение в сознании переживаний и чувств (лежит в основе ряда профессий). Эмоциональная память сохранение в сознании переживаний и чувств (лежит в основе ряда профессий). Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее развития. Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее развития.

Виды памяти Виды памяти По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логическую и образную память. По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логическую и образную память. Словесно-логическая память связана со словом, мыслью и логикой, позволяет быстро и точно запомнить события, текст, логику рассуждения. Словесно-логическая память связана со словом, мыслью и логикой, позволяет быстро и точно запомнить события, текст, логику рассуждения. Образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Чрезвычайно важна для представителей творческих профессий инженеров и художников Образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Чрезвычайно важна для представителей творческих профессий инженеров и художников

Память зрительная слуховая вкусовая обонятельная осязательная образная Двигательная Словесно-логическая Эмоциональная

Образная память Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды: Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды: зрительную; зрительную; слуховую; слуховую; осязательную; осязательную; обонятельную; обонятельную; вкусовую. вкусовую.

Словесно-логическая память Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.

Двигательная (моторная) память Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц.

Эмоциональная память Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Пережитые человеком положительные и отрицательные эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная память имеет очень большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению и отказу от того или иного поступка. Эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память обслуживает все формы многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака): объект запоминания, то есть то, что запоминается; объект запоминания, то есть то, что запоминается; степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память); степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память); длительность сохранения в памяти. длительность сохранения в памяти. Классификация

Использование памяти Память так тесно связана с научением, что эти два понятия не всегда различают. Эббингауз, например, считал материал выученным, если его удавалось воспроизвести без ошибки.

Память Долговременная Кратковременная процедурная семантическая эпизодическая

Кратковременная память Это память, которую мы используем, когда запоминаем номер телефона лишь для того, чтобы сразу же его набрать. Поскольку кратковременная память быстро угасает, следы в памяти со временем исчезают, если не закрепляются повторением. Кратковременная память действует на протяжении секунд и минут.

Долговременная память Память, требующуюся для таких целей, как овладение массивом профессиональных знаний. Долговременная память нуждается в периоде консолидации, прежде чем материал сможет быть сохранен надолго. Предполагается, что консолидация включает перестройку нервных сетей, в результате которой образуются энграммы – структурные следы памяти в мозгу. Действие долговременной памяти превышает два часа.

Долговременная память включает в себя: 1. Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2. Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами; 3. Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между ними.

Законы памяти Законы памяти Осмысливания. Осмысливания. Интереса. Интереса. Установки (длительность запоминания). Установки (длительность запоминания). Первого впечатления – чем ярче первое впечатление, тем прочнее его запоминание. Первого впечатления – чем ярче первое впечатление, тем прочнее его запоминание. Объема знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается. Объема знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается. Оптимальной длины запоминания ряда (7+2, закон Миллера). Оптимальной длины запоминания ряда (7+2, закон Миллера). Повторения. Повторения. Применения. Применения.

Процессы памяти Механические Смысловые

Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Все они могут протекать произвольно (ставиться задача на запоминание и сам процесс требует усилий от человека) или непроизвольно (запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание). Процессы памяти

Запоминание Забывание Хранение Воспроизведение

Запоминание Запоминание (или кодирование в терминологии когнитивной психологии) представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Запоминание (или кодирование в терминологии когнитивной психологии) представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания.

Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания.

непроизвольное механическое запоминание непроизвольное смысловое запоминание произвольное механическое запоминание произвольное смысловое запоминание Запоминание Характерно при запоминании стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий. Характерно при запоминании стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий. Опирается на установление смысловых связей между объектами. Например, понять какое-то явление. Опирается на установление смысловых связей между объектами. Например, понять какое-то явление. Когда нужно запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Когда нужно запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности.

Хранение Хранение имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Хранение имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка).

Воспроизведение Воспроизведение отвечает за извлечение информации из блока хранения. Воспроизведение может осуществляться непроизвольно, т.е. вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Воспроизведение отвечает за извлечение информации из блока хранения. Воспроизведение может осуществляться непроизвольно, т.е. вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение.

Воспроизведение Узнавание Воспроизведение Припоминание

Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать это опознать, то есть узнавание это акт познания. Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать это опознать, то есть узнавание это акт познания. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным.

Забывание Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени. Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала.

Аналоги памяти Фрейд имел перед собой аналог электрические процессы, И.П. Павлов представлял работу мозга, как коммутатор телефонной станции, у А.А. Ухтомского аналогом мозга был приемник радиоволн, а П.И. Зинченко уже определял зависимость объема памяти от количества информации на символ. О чем это говорит? Что в каждый исторический период, психология искала наиболее современные пути исследования процессов, происходящих в мозгу человека.

Память является свойством не только биологических систем потому как существует такая несомненная реальность, как машинная память. И именно современное представление о памяти, как информационном процессе, в результате которого происходит передача информации по временному каналу, дает возможность применить основные положения современной информационной теории к анализу процессов памяти человека. Применение и дальнейшее использование общих принципов информационной теории требует дальнейшего развития теории всех форм памяти, в том числе психологической.

Связь с проблемами искусственного интеллекта Между развитием памяти и развитием искусственного интеллекта существует неразрывная связь: для того чтобы создать хорошую машинную память необходимо знать и понимать процессы, происходящие в памяти человека. В свою очередь развитие искусственного интеллекта ведет к более полному пониманию психологических процессов у человека.

Мозг человека устроен не только из нейронов, но и из очень сложных нейронных ансамблей, в компьютере их нет. Аналогом мозговой ткани можно посчитать нейронные сети, но нейронные ансамбли в мозге значительно более сложны, чем простые сети, а количество нейронов в головном мозге около 30 миллиардов. Когнитивная психология исследует, какие факторы улучшают запоминание, проведены теоретические и экспериментальные исследования ассоциативной памяти.

Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают существенный рост припоминания. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают существенный рост припоминания.

Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, но зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количестве слов. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, но зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количестве слов.

В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.

В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

Вывод Информация об устройстве человеческой памяти необходима для того, чтобы знать, как ей управлять. Информация об устройстве человеческой памяти необходима для того, чтобы знать, как ей управлять. Наша память избирательна и в своей избирательности культурно детерминирована. Наша память представляет нам мир так, что его образ соответствует нашей культурной картине мира.