Триединая цель урока Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Бондарева В. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Триединая цель урока.. Марк Твен «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». «Кто не знает, куда направляется, очень удивится,
Advertisements

Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Цель: участники семинара умеют формулировать цели урока в зависимости от его типа. Участники: педагоги. Регламент: 1 час. Форма проведения: презентация.
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Цель образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
МОУ "ООШ 3" г. Заозерного Технология целеполагания и целеосуществления современного урока Семинар: Подготовили: Трифанова М. А. Еремеева Т. Ф.
Структура урока информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.
Цели современного урока. Цели деятельности учителя Цели деятельности ученика.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя. ЧТО ТАКОЕ Ц Е Л Ь ? ЦЕЛЬ – ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬТ В БУДУЩЕМ.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,
Педагогический совет «Реализация воспитательного потенциала урока»
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Урок как единица процесса обучения ТиМОМ. Структура урока Актуализация прежних Формирование новых Применение- знаний и способов знаний и способов формирование.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
План урока Выполнила: Пандырева А.И. МОУ СОШ36. ЦЕЛЬ -это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования.
Транксрипт:

Триединая цель урока Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Бондарева В. И.

Цель представляет собой единство объективного и субъективного. Необходимым условием действенности цели является личностная значимость ее для человека, соответствие его мотивам и удовлетворение потребностей. Осознав и приняв цель, человек становится субъектом деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).

Как-то известный американский сатирик бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». Римский писатель и философ Сенека утверждал: «Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Проблема целенаправленности деятельности человека не новая, и сводится она к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Почему?

Проблема цели Проблема цели четко определилась в педагогике в 70-е годы. Если ранее считалось, что главная роль в развитии учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то с начала 70-х годов эта роль все последовательнее отводится цели. Цель теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, приемы, деятельность учащегося, познавательные возможности.

Понятия целей В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей: 1)предвосхищаемый результат деятельности; 2)предметная проекция будущего; 3)субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Цель определяет требования к педагогическому процессу и служит эталоном для оценки результатов.

Иерархия педагогических целей Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Это цели - ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Следующая ступень - это цели - стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень - цели обучения по отдельному предмету, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.

Иерархия целей (А. Ромашевский) цели общества всеобщие цели воспитания цели воспитательных институтов цели учебно-воспитательных процессов цели урока конкретизация этих целей в частные - задачи по отдельным предметам и видам деятельности.

Иерархия целей (Я.С. Турбовской) Оперативные цели: реализуются на каждом уроке Тактические цели: реализуются при изучении каждой темы Промежуточные цели: обеспечивают целостное изучение учебного материала Стратегические цели: направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года Фундаментальные цели: определяют эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех лет обучения

Исходная идея современного урока обучения Единство воспитания развития Урок – социально – педагогическая система. Функционирование любой социальной системы связано с процессами: –целеполагания, –целеустремления, –цель осуществления, –целей предъявления

Целеполагание Это процесс формирования и развертывания целей. Это логико-конструктивная операция, осуществляемая по алгоритму: анализ обстановки учет нормативных документов установление потребностей и интересов выяснение имеющихся ресурсов и возможностей для удовлетворения потребностей выбор потребностей, удовлетворение которых при данной затрате сил наиболее эффективно формулировка целей

Целеустремление это процесс декомпозиции общей цели на более частные цели этапов урока и постановка задач этапов урока цель - прогнозируемый результат (формулируется через существительное) задачи – планируемые действия (формулируются через глагол)

Целеосуществление Это – процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека (цель – внутренняя причина) переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Целепредъявление это процесс интерпретации учителем цели урока в ученический вариант на языке учебных задач и обеспечения принятия ее учениками

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели чего учитель хочет добиться; затем установления средства что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Для него характерно умение: развести «цель», «средство», «результат»; подчинить триединой цели урока содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности ; интерпретировать триединую цель урока в ученическом варианте, четко и доходчиво ставить цель перед учащимися; конкретно сформулировать ТЦУ, конкретность её определяется возможностью количественно и качественно измерить продвижения к цели; осознать ТЦУ путем расчленения её на УВЗ и построения «древа целей» урока; выбрать эффективные средства для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели; учесть и осознать последствия достижения ТЦУ. Чем характеризуется целенаправленное поведение педагога на уроке?

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «Изучить теорему Пифагора». Что дает такой способ постановки целей? Можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? 2. Определение целей через деятельность преподавателя. Например: «Ознакомить учащихся с общими свойствами кислот» или «Научить приемам чтения условных обозначений на географических картах». Плюсы и минусы. Способы постановки целей

3. Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика. Например: «Развивать умение анализировать прочитанный текст», «Формировать познавательный интерес», «Развивать рефлексивные умения». 4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например, «Исследование клеточной структуры растения», «Проведение синтаксического разбора предложений». 5. Диагностичный (греч. diagnostikos - способный распознавать) способ постановки целей. Его предполагают представители педагогической технологии. Он состоит в том, что цели обучения формируются через результат обучения, выражены в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт может легко опознать.

Познавательный (обучающий) аспект цели Развивающий аспект цели Воспитывающий аспект цели - Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания -Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика -Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке - Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности - Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма) - Развитие мышления - Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, фор- мы, звуков) - Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями) - «Другие люди», т. е. учитель, учащиеся, в общении с которыми Формируются нравственные качества личности - «Я», т. е. отношение к самому себе -«Общество и коллектив» - «Труд» - «Родина» Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение Важно! Кредо обучающей деятельности учителя - «воспитывающее обучение»

Обучающий аспект. Требования. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других - значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат! Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Знания на уровне Осуществить выполнение главных требований к овладению знаниями Уровень качества знаний восприятия, осмысления, применение в нестандартной ситуации, обобщения, систематизации учить и научить самостоятельно добывать знания. полноту глубину осознанность системность систематичность гибкость оперативность прочность репродуктивный конструктивный творческий Обучающий аспект ЗНАНИЯ

1. Полнота измеряется количеством программных знаний об изученном объекте. 2. Глубина - совокупность осознанных обучаемыми существенных связей между соотносимыми знаниями. 3. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т. е. осознание одних знаний как базовых для других. 4. Системность - осознание личностью знаний по их месту в структуре научной теории. 5. Оперативность характеризуется числом ситуаций, в которых обучаемый может заведомо применить то или иное знание, или числом способов, которыми он может это знание применить.

6. Гибкость проявляется в готовности человека к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации или различных способов в одной и той же ситуации. 7. Прочность (устойчивое сохранение в памяти существенных знаний и способов их применения, готовность вывести необходимое знание на основе других). 8. Осознанность знаний определяется, прежде всего, пониманием причинно-следственных связей теоретического материала и с умением применять их на практике в соответствии с поставленными целями и задачами.

Методика составления дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно- следственные связи, делать обобщения и выводы.

Критерии уровней обученности. Репродуктивный уровень. Учащиеся этого уровня раскрывают сущность понятий, но не могут доказать их, усваивают только фактический материал, представленный только в готовом виде. Материал усвоен частично. Умеет отвечать на вопросы кто? когда? каково? Конструктивный уровень. Недостаточно свободное оперирование понятиями, хорошее знание фактического материала, умение самостоятельно его добывать, но осмысление и обобщение фактического материала вызывает трудности. Применение знаний в знакомой ситуации. Умеет логически рассуждать, отвечать на вопрос почему? Творческий уровень. На этом уровне приобретены практические навыки и умения, способствующие переносу знаний в другую ситуацию. Применение знаний в нестандартных ситуациях.

Репродуктивный уровень. Составить 5 вопросов разного уровня сложности по изученной теме (вариант – составить тестовые задания по теоретическим вопросам темы). Конструктивный уровень. 1) Подобрать дидактический материал в количестве… предложений по изученной теме. Можно указать произведение, автора, тему, которой должны соответствовать предложения – вариантов множество. 2) Подобрать предложение для синтаксического разбора (поскольку в 8-9 классах изучается синтаксис и пунктуация, то это задание всегда обязательно). Творческий уровень. Написать сочинение-миниатюру на заданную тему с использованием определённых синтаксических конструкций. (обычно тема задаётся в связи с подготовкой к сочинению по русскому языку). Задания разного уровня

Уровни: другой подход 1 уровень - знакомство. В результате усвоения на этом уровне учащийся может узнавать изученные объекты, процессы, явления, способы действия. 2 уровень - воспроизведение. Учащийся может воспроизводить изученную информацию, повторять усвоенные действия. 3 уровень - умения и навыки. Учащийся готов выполнять действия, методика и форма которых изучены при обучении, а содержание и условия - новые. 4 уровень - творчество. Учащийся способен творчески применить усвоенную информацию в новой, незнакомой ему ситуации: участвовать в выполнении исследований, решать творческие задачи, участвовать в рационализаторской и изобретательской работе.

Рассуждаем Урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели: 1. Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти. 2. Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований. 3. Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода. Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата. Вместо этого учебные цели должны звучать так: 1. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I. 2. Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им. 3. Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I. Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

Овладение этими методами и означает умение мыслить! Развитие мышления Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Развивающий аспект

формировать навыки познавательного мышления; формировать навыки творческого мышления; формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность); развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие); развивать мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация); формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания); формировать умения и навыки учебного труда (возможные цели урока: формировать умения работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы); развивать умения применять знания на практике (обучить навыкам строить замысел работы, планировать свою деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты своих действий, проводить измерения, вычисления ) и т.д. Примерная номенклатура формулировки целей

Решать эти задачи означает развитие речи. Развитие речи Обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции, усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка. Развивающий аспект

Развитие сенсорной сферы Задачи развития сенсорной сферы. Развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, тонкости и точности различая света, света и тени, формы, звуков, оттенков речи. Развивающий аспект

Развитие двигательной сферы Задачи развития двигательной сферы. Овладеть моторикой мелких мышц, управлять своими двигательными мышцами, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений. Развивающий аспект

В целом постановка частных целей развития производится на основе содержания учебного материала, возможностей урока, условий применения приемов и методов обучения, а также в значительной степени - исходя из актуальности, необходимости развития в данный период тех умений и навыков, индивидуальных способностей, которые недостаточно сформированы у учащихся и развитие которых намечено в общих целях, поставленных педагогическим коллективом. Вывод

«Другие люди»: гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. «Я»: гордость, скромность, требовательность к себе, аккуратность, добросовестность, честность. «Общество и коллектив»: чувство долга, ответственности, трудолюбия, озабоченности неудачей товарища, радость сопереживания, бережное отношение к имуществу и учебным пособиям. «Труд»: ответственное выполнение заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. «Родина»: чувство гордости за её успехи, озабоченность её трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести её пользу, в обще отношении к учению и к своему труду. Воспитывающий аспект. ОБЪЕКТЫ

воспитывать чувство гордости к своему народу, к его истории и культуре; формировать бережное отношение к природе - народному достоянию; формировать привычки оказывать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах, (например, побуждать учащихся оказывать помощь, внимание поддержку друг другу при выполнении лабораторной, практической работы); развивать требовательность к себе и товарищам, (например, формировать добросовестное отношение к выполняемому заданию); воспитывать положительное отношение к знаниям, (например, раскрыть смысл изучения нового способа действий для дальнейшей учебной или производственной деятельности); воспитывать привычки своевременного выполнения любой нужной работы, воспитывать ответственность за свои действия и поступки; развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места и др. Номенклатура частных целей воспитания

Важно отметить, что воспитание любого качества, любой черты характера должно проходить через следующие стадии: возбуждение - побуждение (подкрепление) - генерализация (С.Л. Рубинштейн). Поэтому и формулировки целей воспитания на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение: вызвать заинтересованность в..., пробудить любознательность, возбудить готовность решать задачи самостоятельно, побуждать учащихся к активности, закрепить уверенность в... и т.п. Рассуждаем

Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;

Чтобы достичь на уроке целей воспитания, учителю необходимо ориентироваться в эталонных целях, задаваемых обществом, и концепцией школы, трансформировать эти цели в промежуточные (на месяц, полгода, год) и затем в цели урока. При этом важно обратить внимание на психологические закономерности формирования качеств личности, в соответствии с которыми следует вести целенаправленную работу по воспитанию школьников. Вывод

Глаголы для формулирования целей урока: изучить объяснить закрепить описать обнаружить выбрать определить опознать перечислить дать определения сравнить высказать знать выполнить повторить усвоить сформировать воспроизвести сопоставить назвать написать описать вычислить демонстрировать проиллюстрировать оценивать систематизировать

- формулировки целей должны быть конкретными; например, вместо цели познакомить учащихся со свойствами пластмасс лучше сформулировать такую цель: добиться понимания учащимися физических и химических свойств пластмасс; - цели должны быть реально достижимыми при данных условиях; очевидно, неправильно намечать такие цели отдельного урока или внеклассного мероприятия, как сформировать мировоззрение, воспитать ответственное отношение к учению, развивать ту или иную сферу; такие цели достигаются, и то не всегда, в течение длительного времени; - цели должны быть реальными; учителю необходимо постоянно соотносить цели, свои возможности и уровни развития и воспитанности учащихся; - выбор целей должен быть своевременным; для этого важно знать особенности развития сфер школьника, его личностных качеств в определенные возрастные периоды; Требования к цели

Цель должна быть диагностичной, это значит, что результат достижения цели можно проверить, для этого имеются средства и условия; операциональной, т.е. выделенная цель предполагает определенные этапы ее достижения, а в формулировке цели имеется указание на средства её достижения; осознанной, это значит, что цель принята каждым участником образовательного процесса, следовательно, реально достижима.

Определение В.П. Беспалько Цель задана диагностично, если используемые понятия удовлетворяют следующим требованиям: максимально конкретно описано, что должно получиться в результате обучения, цель конкретна; существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели, в цели присутствуют критерии и показатели, по которым можно судить, что она достигнута - цель критериальна. признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает) - цель идентифицируема. признаки, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению; результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки. Следовательно, для диагностичной (Д) постановки любой цели требуется, чтобы она была точно описана, поддавалась измерению (Из), чтобы существовала шкала степени ее достижения – оценки (Оц). Получается формула диагностично заданной цели: Д = К + Кр+ Ид + Из + Оц.

Алгоритм анализа цели урока: - определить краткость, четкость и простоту формулировки цели; - определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель; - определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.; - какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель; - определить степень осознанности учителем цели; - выяснить реальность достижения цели; -определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке; -определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Типичные недостатки: Цель урока отождествляется с темой урока Цель урока не связанна с темой Средства учебы заменяют цель: "Выполнить упражнение на правописание префиксов и предлогов" (Упражнение - это средство, а цель - формирование навыков правописания префиксов и предлогов) Нечеткое, неконкретное высказывание: "Ознакомить с явлением невесомости" или "Рассказать об океане" (Надо так: "Сформировать у учеников понятие невесомость и умение применять его для решения задач") Не указывается уровень сформированности ЗУН, какой должен быть достигнут на конец урока (репродуктивный, средний, достаточный, творческий) Цель урока - нереалистичная (не учитывает реальные возможности учеников и ограниченность учебного времени) Цель урока не следует логически из предыдущего урока

Типичные недостатки Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики? Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. Завышение цели. На уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Подмена цели содержанием«Познакомить учащихся с...» Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о...» «Показатьучащимся...» Подмена цели процессом деятельности «Учащиеся решают задачи по теме...» «Учащиеся выполняют работу...»

Рассуждаем Урок в 4-м классе по теме «Визитные карточки» музыкальной культуры разных стран» (программа О. В. Усачевой, Л. В. Школяр, В. В. Школяр). Цель обучения - сформировать представление о классических образцах музыки, принадлежащей различным национальным культурам. Цель развития - на основе чувственных ощущений научить отличать разный национальный колорит музыки. Цель воспитания - возбудить интерес к поиску музыкальных примеров, являющихся «визитными карточками» различных национальностей.

Тема «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах». Обучающий аспект - сформировать понимание роли музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания. Развивающий аспект - научить вычленять завершенную музыкальную мысль в звучании произведения. Воспитательный аспект - возбудить интерес к парным формам работы на уроке.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи: 1. Информационная: что будем учить и чему учиться? 2. Операционная: как и каким образом будем учиться? 3. Мотивационная: зачем нам это надо? 4. Коммуникативная: с кем и где? Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся

Вывод Цели обучения направлены к тем точкам, которые непосредственно «завязаны» на предметном содержании. Цели развития направлены к тем точкам, которые являются психологическими механизмами многосторонних способностей (интеллектуальных, художественных, практических). Цели воспитания направлены на изменения личностных качеств учащихся, т.е. тех, которые способствуют формированию личностных установок.