ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ОПЫТ РОССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
Advertisements

Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Организация работы подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике.
Фактор эффективности В современных условиях одним из решающих факторов эффективности деятельности организации является обеспечение высокого качества.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
« РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ Г » ИТОГИ ПРОГРАММЫ « РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
1 Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении Минюста России по Ставропольского края. Внедрение антикоррупционных.
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и правовая база противодействия коррупции Рехлов Андрей Сергеевич Начальник.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о структурном подразделении по вопросам государственной гражданской службы и кадров государственного органа Луганской Народной Республики.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ДЕЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Департамент государственной службы и профилактики коррупции.
«О мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в министерстве финансов Ставропольского края в 2010 году» Пиценко Галина Викторовна 25 марта.
ПАМЯТКА федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о практике применения статьи 12 Федерального.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
Образец ПАМЯТКА Образец ПАМЯТКА для государственных гражданских служащих ________________________________ (орган государственной власти Ханты-Мансийского.
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Типовые блок-схемы осуществления отдельных процедур в сфере противодействия коррупции.
Транксрипт:

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ОПЫТ РОССИИ

, доктор юридических наук Астана 8-9 декабря 2014 г. Миннигулова Динара Борисовна, доктор юридических наук Астана 8-9 декабря 2014 г. ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»

Антикоррупционная оценка деятельности государственных служащих 1. Законодательная база; 2. Структура (основания; коррупционно- опасные полномочия, «высокая» степень участия в их осуществлении); 3. Результаты экспертных интервью; 4. Основные векторы стратегий совершенствования.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Нормативные правовые акты ( НПА ): 1. о противодействии коррупции; 2. о государственной службе; 3. о практике реализации положений актов о противодействии коррупции и государственной службе. ВЫВОД отсутствует специальный нормативный правовой акт об антикоррупционной оценке деятельности государственных служащих

1. НПА о противодействии коррупции об основах противодействия коррупции; программные акты о противодействии коррупции; о коррупционных правонарушениях; об органах занимающихся расследованием таких правонарушений; об органах, в том числе общественных, занимающихся контролем и надзором в сфере противодействия коррупции.

2. НПА о государственной службе о системе государственной службы; об отдельных видах государственной службы (военной, гражданской, полиции, правоохранительной); об особых антикоррупционных мерах в сфере государственной службы (инкорпорированы в специальные нормативные правовые акты).

НПА о практике реализации положений актов о противодействии коррупции и государственной службе: 1. п 1. проверка достоверности и полноты сведений, представляемых государственными служащими 2. порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации; 3. соблюдение государственными служащими ограничений;

4. соблюдение государственными служащими требований к служебному по ведению; 5. порядок уведомления государственными служащими представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и проверки содержащихся в них сведений; 6. положение о работы телефона "телефоне доверия" ("горячей линии" ) по вопросам профилактики и противодействия коррупции для приема сообщений граждан и юридических лиц по фактам коррупции;

7. порядок поступления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов обращения гражданина, замещавшего в государственном органе Российской Федерации должность государственной службы о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации; 8. порядок утверждение Перечня коррупционно опасных функций, выполняемых государственным органом;

9. порядок уведомления представителя нанимателя государственными служащими о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; 10. утверждение Кодекс этики и служебного поведения (этического кодекса) государственных служащих; 11. порядок проведения и состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе.

2. Антикоррупционная оценка деятельности госслужащих в России включает: оценку коррупционно опасных функций, при реализации которых могут возникать (существуют предпосылки для возникновения) коррупционные риски (далее - коррупционно-опасные функции); определение перечня должностей государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками; внедрения системы мониторинга исполнения должностных обязанностей государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

2.1. ОСНОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ : 1. проверка достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 2. проверка поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации; 3. использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

4. организация внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий; 5. проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.

2.2. Наиболее коррупционно-опасными являются следующие государственные полномочия: размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд; осуществление государственного надзора и контроля; подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.); организация продажи приватизируемого федерального имущества, иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности; подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия; проведение государственной экспертизы и выдача заключений; возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования; проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу; представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации; регистрация имущества и ведение баз данных имущества.

2.3. К «высокой» степени участия должностных лиц в осуществлении коррупционно - опасных функций рекомендуется отнести лиц, в должностные обязанности которых входит : право решающей подписи; подготовка и визирование проектов решений; участие в коллегиальных органах, принимающих решения; составление акта проверки, выдача предписания об устранении нарушений и контроль за устранением выявленных нарушений т.п.; непосредственное ведение реестров, баз данных, содержащих «коммерчески» значимую информацию.

2.4. Мероприятия по м: 2.4. Мероприятия по минимизации коррупционных рисков: перераспределение функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации; перераспределение функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации; использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция); использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция); исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями; исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями; совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп. совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп.

3. Результаты интервью экспертов по теме 1. Каково Ваше мнение о законодательстве в сфере оценки профессиональной деятельности государственных служащих (ее эффективности, релевантности и т.д.)? 100% респондентов оценили законодательство как достаточное и полное; 50% респондентов указали, что законодательство не эффективно, не соответствует современным требованиям рациональной и динамичной организации государственной службы. Объективно: нормативно на федеральном уровне методика оценки не закреплена. В указах Президента РФ о проведении аттестации и о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) от 1 февраля 2005 г. ничего не говорится о конкретных формах и методах выявления способностей чиновников. Основными формами оценки госслужащих являются в РФ: конкурс, аттестация, квалификационный экзамен и испытание. Выводы. Законодательство имеется, не эффективно, не определены критерии оценки эффективности госслужащих, требуется совершенствование этических норм и морального облика служащего.

2. Каково Ваше мнение о законодательстве в сфере оценки профессиональной деятельности государственных служащих в контексте противодействия коррупции (ее эффективности, релевантности и т.д.)? 100% респондентов оценили законодательство как достаточное и полное; Объективно: нормативно на федеральном уровне методика оценки не закреплена, имеется Письмо Минтруда России от N 18-0/10/ "О проведении оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций"). Выводы. Законодательство имеется, не эффективно, организационно: создан Межведом- ственный Совет по общественной безопасности, созданы межведомственные рабочие группы, образованы комиссии по урегулированию конфликта интересов, проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

3. Какие методы оценки профессиональной деятельности государственных служащих Вам известны? (Объективно) - тестирование; - психологическое тестирование; - анкетирование; - проведение групповых дискуссий; - "360 градусов"; - ассессмент-центр; - написание реферата; - написание эссе; - интервью; - экспертное заключение; - индивидуальное собеседование и другие, не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, методы оценки. Методы оценки распределяются по вакантным должностям гражданской службы с учетом квалификационных требований к данным должностям в соответствии с их должностными регламентами. Применение всех перечисленных методов не является обязательным.

4. Какие методы оценки профессиональной деятельности государственных служащих в контексте противодействия коррупции Вам известны? обращения граждан, связанные с оценкой деятельности госслужащих; методика эмпирической оценки коррупции в регионах; метод устных и письменных характеристик и отзывов; анализ информации комиссии по разрешению конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению; анкетирование/тестирование; проверки; отчеты по доходам; отчеты по расходам и т.д. 5. Назовите, пожалуйста, каковы сильные и слабые стороны оценки профессиональной деятельности государственных служащих Вам известны? Слабые стороны – это доступность информации о деятельности служащего, субъективизм, предвзятость. Не используются современные методы оценки. Критерии оценки не мотивируют к эффективной деятельности. Сильные стороны – наличие правовых механизмов выявления коррупционных факторов в системе государственной службы, независимые экспертные оценки. Основные оценочные процедуры детально прописаны в нормативных актах.

6. Каковы, по Вашему мнению, наиболее эффективные критерии оценки профессиональной деятельности государственных служащих (по компетенциям, навыкам и умения, либо по объему выполненных работ, либо по исполнению должностных инструкций и т.д.)? по исполнению должностных инструкций; по объему и качеству выполненных работ, а также социальной направленности деятельности служащего; способность госслужащего к инновациям, умение постоянно внедрять новые технологии, совершенствовать их; ориентация на максимальную эффективность; ориентация на интересы клиента; соблюдение законности; по компетенциям; реализация проектов и программ. Объективно: Однако кадровыми службами на практике реализуется интегральная оценка качеств госслужащих. Обобщение опыта профессиональной деятельности государственных служащих позволяет сформулировать основные компоненты интегральной оценки гражданского служащего. 1. Объективные данные: 2. Личностные качества 3. Работоспособность: 4. Межличностные отношения: 5. Профессиональные качества.

7. Каковы, по Вашему мнению, наиболее эффективные критерии оценки профессиональной деятельности государственных служащих в контексте противодействия коррупции (по компетенциям, навыкам и умения, либо по объему выполненных работ, либо по исполнению должностных инструкций и т.д.)? соблюдение законности. исполнение должностных инструкций, навыкам и умениям. 9. Каково, по Вашему мнению, влияние оценки профессиональной деятельности государственных служащих на их антикоррупционное поведение (в части этичности, карьерного роста по принципу заслуг и т.д.)? 100 % респондентов указали, что влияние незначительное, т. к. существующие оценки носят декларативный характер.

8. Каковы проблемы современной оценки профессиональной деятельности государственных служащих в контексте противодействия коррупции на практике и в теории? отсутствие теоретически обоснованной целостной оптимизационной модели формирования антикоррупционной компетентности государственных служащих; отсутствие научно обоснованных критериев, показателей и уровней оценки антикоррупционной компетентности государственных служащих; дефицит практико-ориентированных, научно обоснованных образовательных программ, направленных на формирование конкретных аспектов антикоррупционной компетентности государственных служащих в соответствии с современными требованиями и задачами профессиональной деятельности; формальный характер, нет возможности сплошной оценки, ограничены методы проверки, наказание слишком мягкое; требуется методика оценки профессиональной деятельности государственных служащих в контексте противодействия коррупции с учетом социальной напряженности и имеющегося правового арсенала средств противодействия коррупции; существующая система формирования антикоррупционной компетентности государственных служащих наряду с позитивными опытом, традициями, научным, образовательным, человеческим потенциалом не лишена определенных противоречий, которые не в полной мере обеспечивают ее соответствие растущим запросам общества и потребностям государственной службы в современных кадрах. - отсутствие заинтересованности политической элиты России создать эти механизмы.

10. Каковы, по Вашему мнению, направления модернизации, совершенствования системы оценки профессиональной деятельности государственных служащих, ее перспективы в контексте противодействия коррупции? Модернизация системы оценки профессиональной деятельности государственных служащих, ее перспективы в контексте противодействия коррупции должна учитывать уже имевшиеся традиционные механизмы противодействия коррупции, требуется принятие во внимание опыт Советского государственного строительства в контексте создания современного нравственного типа государственного служащего. К числу эффективных методов выявления, предотвращения и противодействия коррупции необходимо отнести : повышение «прозрачности» всех проводимых операций; сокращение дискреционных полномочий государственного служащего; выявление и предотвращение конфликта интересов; заключение антикоррупционных соглашений между субъектами деловых отношений (ПРЕКОП); формирование определенного психологического климата в коллективе, обеспечивающего нетерпимость к коррупционным тенденциям; разработку программ внутриведомственных проверок; действующих этических кодексов поведения.

основные векторы стратегий совершенствования антикоррупционной компетентности госслужащих : Совершенствование антикоррупционного законодательства и ужесточение контроля за их исполнением, повышение риска наказания для лиц, преступивших закон; Совершенствование избирательной системы, подотчетность лиц, избираемых в законодательные и исполнительные структуры перед электоратом; Усиление экономических мер, направленных на повышение роли конкуренции и качества предоставляемых услуг, минимизация потенциальной прибыли от коррупции, формирование дублирующих государственных структур, позволяющих оптимизировать конкретные административные процедуры; Создание реестров лиц, организаций, участвовавших в коррупционных событиях;

Расширение и уточнение сферы внутреннего и внешнего контроля и надзора, использование внутренних механизмов и стимулов, существующих в самом аппарате управления. Разработка и внедрение экономических мер, позволяющих должностным лицам легитимно увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы, определенные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим; Создание специализированных органов, предназначенных для расследования нарушений законности в сфере государственной службы. Внешний контроль обеспечивается демократическими механизмами, свободой слова, доступностью информации, деятельностью СМИ, своевременным и объективным информированием граждан;

Исследование зон коррупционных рисков, оптимизация административного ресурса; Формирование экспертного пула на корпоративном и государственном уровне («советы старейшин», социальные комитеты и т.п.), позволяющего компетентно оценивать прецеденты коррупционных рисков и профессионального соответствия должностных лиц; Усиление экспертных мероприятий, направленных на совершенствование действующего законодательства с целью предотвращения двойного толкований позиций законодательных актов, эпизодов правоприменительной практики; Идейно-нравственное возрождение общества, формирование позитивного репутационного ресурса государственной службы и ее сотрудников, совершенствование корпоративных принципов, этики делового поведения, социальные гарантии государственным служащим;

Продуманная и постоянно совершенствующаяся кадровая политика, система подготовки государственных служащих; Сoздaниe кaдpoвых тeхнoлoгий нa ocнoвe coвpeмeнных инфopмaциoнных cиcтeм и тeхнoлoгий; Сoздaниe эффeктивных пpaвoвых мeхaнизмoв в cфepe укpeплeния диcциплины и зaкoннocти; Дaльнeйшee paзвитиe мeжвeдoмcтвeнных и мeждунapoдных cвязeй в cфepe пpoтивoдeйcтвия кoppупции нa ocнoвe тeхнoлoгичнocти этoй дeятeльнocти; В настоящее время актуальным является обсуждение вопроса о провокации чиновников на получение взятки, как о возможном способе противодействия коррупции.

Salus populi suprema lex esto Благоденствие народа – высший закон