Реформирование общественного сектора New public management & Governance.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронное правительство, менеджмент знания и современные административные реформы Презентация доклада проф. Л.В.Сморгунова (СПбГУ) на российско-германской.
Advertisements

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Органы исполнительной власти. Коллективные субъекты, осуществляющие гос. управление Юридические лица публичного права федерация; субъекты федерации; муниципальные.
Игорь Баранов Заместитель директора Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургский университет 2014 Мобилизация доходов муниципальных образований: международный.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
Презентация по дисциплине «Введение в профессию» тема «Реформа государственного управления» 1.
Государственный менеджмент: новые технологии. ВОПРОС 1 Государственный менеджмент: основные понятия.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Административная реформа. Государственный контроль и надзор.
Магистерская программа по направлению « Менеджмент » программа « Управление государственной и муниципальной собственностью »
Проблемы государственных финансов в контексте экономической и административной реформы И.Н.Баранов Государственные и муниципальные финансы 2007.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
Оценка государства как собственника Государство – неэффективный собственник Реструктуризация государственного сектора Сложность принятия решений Искажение.
ОСНОВНЫЕ понятия «публичное управление» В.Л. МОЛОЖАВЕНКО.
О федеральной целевой программе «Административная реформа» Москва, Октябрь 2004.
Транксрипт:

Реформирование общественного сектора New public management & Governance

Рациональная бюрократия М. Вебера (административная модель) Высокоспециализированные виды работ Постоянная система абстрактных правил Единая цепь команд Ведение дел офиса безлично и формально каждым лицом Найм на работу на основе технической квалификации специалиста

Ограничения (банкротство) бюрократии Рост объема работ как следствие изменения условий внешней среды Рост численности служащих как результат увеличения объема работ Разрастание бюрократического аппарата Неуправляемость как предел развития в условиях усложняющихся задач

Идеологии современных административных реформ на Западе Новый государственный менеджмент (New Public Management) (1980-е – первая половина 1990-х гг.) «Надлежащее управление» (Good Governance) (конец 1990-х – начало XXI столетия)

Менеджерская модель Менеджмент – разновидность управления, в отличие от администрирования имеет специфику: - управление в условиях рынка (революция управления, ориентированного на внешнюю среду) - ориентация на прибыль (доход) - управление в чужом интересе (профессионализация управленческой деятельности в отличие от владельческой) В западных странах был предложен рецепт реорганизации государства в соответствии с лозунгом «сделать управление разновидностью бизнеса», позднее оформившийся в виде концепции нового государственного менеджмента (New Public Management - NPM). Феномен нового государственного менеджмента возник в рамках более широкого движения за «перестраивающееся правительство», которое началось в конце 1970-х годов в экономически развитых странах. Авторами концепции «Перестраивающегося правительства» (Reinventing Government RG) являются Дэвид Осборн и Тэд Гэблер

Основные элементы нового государственного менеджмента рыночные механизмы управления государственным сектором; прогнозирование и профилактика проблем вместо их «тушения» и решения; ориентация государства на потребности и перспективы потребителя; оценка деятельности системы государственного управления по результатам, представляющим ценность для потребителей; ориентация деятельности государственного аппарата на достижение целей развития, а не следование инструкциям; модель «сервисного государства», которая рассматривает граждан в качестве клиентов (g2c); формирование конкурентных начал в государственном секторе; сокращение масштабов и ресурсов государственного управления (приватизация, децентрализация, деконцентрация); усовершенствование механизмов управления государственными финансами и бюджетом (аутсорсинг, конкурсный тендер); акцент на «зарабатывании» денег, в отличие от традиционного их распределения; разделение полномочий и ответственности между государством и обществом; наделение местных сообществ большими полномочиями; передача функций контроля от бюрократических структур на уровень местного самоуправления, гражданского общества.

Формы децентрализации: Территориальная (деконцентрация) – передача полномочий от федерального центра на региональный и муниципальный уровень и от центральных органов – их территориальным представительствам; Делегирование – передача полномочий с верхних этажей управления на нижние в рамках организации; Аутсорсинг – передача государственных функций частным организациям посредством контрактной системы; Функциональная децентрализация – передача предоставления сервисных функций на уровень агентств и служб.

Схема взаимодействия субъектов с государством

Реформа ОС Это комплекс мер, направленных на оптимизацию общественного сектора путем: Рационализации его структуры и состава; Совершенствования организации его функционирования; Совершенствования механизмов взаимодействия с гражданами и др.

Реформа ОС в РФ: 1. Реформирование организаций общественного сектора и органов публичной власти 2. Совершенствование программно-целевого управления сферами жизнедеятельности, в которых функционирует общественный сектор (принятие программ, содержание программ)

Реструктуризация унитарных предприятий сокращение числа унитарных предприятий совершенствование управления унитарными предприятиями, остающимися в прежней организационно-правовой форме, и регулирование их деятельности со стороны органов власти.

Преимущества: значительное сокращение сектора унитарных предприятий; уточнение границ и задач сектора унитарных предприятий при постепенном расширении роли частного сектора; улучшение управляемости унитарными предприятиями, сохраняющими свою прежнюю организационно-правовую форму, которое выразится в повышении эффективности и прозрачности их деятельности; усиление стратегической направленности деятельности унитарных предприятий, обретение ими видения своего места и роли в экономике; увеличение доходов соответствующих уровней бюджетов.

Варианты реорганизации: 1. Преобразование предприятия в другую форму бюджетной организации, в случае появления необходимости в его работе в новом статусе: казенное предприятие или бюджетное учреждение. 2. Ликвидация предприятий. Этот вариант должен касаться убыточных предприятий в тех отраслях, которые не являются первостепенными для государства, а также для «избыточных» предприятий (т. е. уменьшение количества однотипных предприятий при их неполной загрузке и использовании). 3. Приватизация унитарных предприятий и перевод в акционерное общество со 100 %-ым участием государства. 4. Приватизация унитарных предприятий и перевод в акционерное общество с последующей продажей акций.

Недостатки «нового менеджмента» NPM не способствует привлечению граждан к управлению государственным сектором Конкуренция подрывает кооперацию Экономия – не всегда благо Распространение коррупции в государственных аппаратах тех стран, в которых отсутствует должный уровень административной культуры (в первую очередь, в переходных странах) Не вся служебная деятельность государственных служащих и функции государственных органов являются клиент ориентированными, агентская схема не универсальна и не отменяет традиционных схем управления Чрезмерное разрушение корпоративного сознания государственных служащих вследствие неограниченных переходов из других структур, в особенности из бизнес-сектора Отношение к гражданам в рамках модели клиенториентированности однобоко и ведет к инфантилизму гражданского общества и новому патернализму.

Общее направление административных реформ в рамках модели «Governance» с позиций теории демократии - возвращение традиционных для административного управления понятий: общественные ценности, политическая ответственность государственного управления, демократия, общественное доверие, гражданское сотрудничество, публичность и открытость государственной службы и др., которые оказались трудно совместимыми с идеологией нового государственного менеджмента. с позиций теории политических сетей - понятие «governance» стало использоваться в новом качестве как способ «управления без правительства», в котором подчеркивался равноправный характер общения в политических сетях правительственных и неправительственных структур, выявлялась новая роль общественности

Принципы надлежащего государственного управления (good governance) : прозрачность (transparency) подотчетность (accountability) ориентация на консенсус (consensus oriented) совместная работа граждан и власти (participation) равенство и недискриминация (equity and inclusiveness) результативность и эффективность (effectiveness and efficiency) верховенство права (rule of law) оперативность (responsiveness).

Характеристики модели «Governance» как социальной формы менеджеризма Публичное управление рассматривается как функция общественной координации, выполнять которую призваны не только профессионалы-управленцы, но и структуры и институты гражданского общества; и здесь речь идет не столько о влиянии, сколько об участии. Государственные дела, государственные органы и организации становятся публичными и открытыми для общественной дискуссии, а последняя становится важным ресурсом выработки политико-управленческих решений. Основанием выработки политических и организационно-управленческих решений становится стремление к достижению общего блага, общего интереса, которые определяются и государством, и общественными участниками процесса; никто не обладает правом узурпировать выражение общего интереса. Государственное управление как управление общественными делами подвергается оценке не только с точки зрения прагматических критериев эффективности, но включает политико-моральные критерии; этический кодекс становится важной составной частью оценки управленческой деятельности. Процесс политико-управленческой деятельности становится насыщенным новыми формами и механизмами, включающими такие составляющие, как общественная экспертиза, общественные форумы, государственно-общественные комиссии и т. д.

Привлечение НКО к управлению делами государства 1)благодаря НКО общественная и государственные системы наполняются идеологией гражданской свободы; 2)органы публичной власти непосредственно из недр общества снабжаются информацией; 3)государство может использовать НКО в качестве института, способного к продолжению социальной политики

Привлечение НКО к политическим делам государства: Предоставление права законодательной инициативы общественным объединениям; Привлечение НКО как субъектов общественного контроля в комиссии по госзакупкам; Усиление общественного контроля на выборах.

Привлечение НКО к решению общественно полезных задач: Развитие институтов социального заказа и грантов; Развитие публичного аутсорсинга (реализация целевых программ и проектов, оказание публичных услуг).

Governance как новый политический дизайн Гражданское общество хорошо управляется с разнообразием Бизнес – с динамическими моделями Общественный сектор – с комплексностью социального развития