Работу выполнили ученики 5 А класса Бых Катерина Щеглина Татьяна Байбаков Иван Севастьянов Денис Герасимчук Наталья Осадчая Виктория Руководитель: Межевая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Главные члены предложения.. Синтаксическая пятиминутка Постройте схемы предложений. Дайте характеристику каждого предложения по цели высказывания; по.
Advertisements

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ.. МОДУЛЬ 1. Научить выделять из предложения дополнения с помощью вопросов. МОДУЛЬ 2. Развивать навык различения.
«Грамматический КВН» Повторение и систематизация изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Урок – зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация» 5 класс.
«СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.». МОРФОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, который изучает части речи. ОРФОГРАФИЯ – это раздел науки о языке, который изучает правильное.
Двадцать первое октября Дополнение. Лингвистическая разминка К…л…сок К…л…сок С…сна С…сна П…ля П…ля Д…жди Д…жди Поз…ний Поз…ний Радос…ный Радос…ный Мес…ный.
Обобщение по теме «Синтаксис» Урок-путешествие. Синтаксис - syntaxis. «построение» (Н.М.Шанский «Краткий этимологический словарь») «составление» (Д.Э.Розенталь.
Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы.
«Синтаксис. Пунктуация.». Какие разделы науки о языке мы уже знаем? МОРФОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, который изучает части речи. ОРФОГРАФИЯ – это.
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
синтаксис Синтаксис (от греч. синтаксис – «построение, сочетание, порядок») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Систематизация и обобщение изученного. Там варят сталь из полотна Кроят рубахи из пластмассы Посуду делают из мяса Котлеты стряпают из сажи Там ваксу.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы.
больше, роща золотая, ни о ком, И журавли, Берёзовым, Отговорила, Уж не жалеют, весёлым языком, печально пролетая.
Проверочная работа. Выделите грамматические основы предложений, запишите через запятую. Знакомыми улицами путники направились к дворцу Гудвина. Жители.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ РАСШИРЯЙ ПОЗНАНИЯ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО НАДО? ПРИОБРЕТАЙ НАВЫКИ ПРОВЕРЬ СЕБЯ РАЗВИВАЙ.
5 класс Викторина «Синтаксис» 900igr.net. Задание 1 Подлежащее и сказуемое им не являются В нем одно слово главное, а другое зависимое Что это такое?
Транксрипт:

Работу выполнили ученики 5 А класса Бых Катерина Щеглина Татьяна Байбаков Иван Севастьянов Денис Герасимчук Наталья Осадчая Виктория Руководитель: Межевая Луиза Владимировна 2009 г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11 г. Михайловки» Волгоградской области П Р О Е К Т СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Задачи проекта: - формирование в первую очередь главных, опорных синтаксических умений, без отработки которых на данном этапе в последующие годы невозможно прочное усвоение систематического курса синтаксиса; - овладение на должном уровне пунктуационными умениями и навыками.

Базовые умения: -выделять словосочетания из предложений; -находить грамматическую основу предложения; -определять количество предложений (основ) в составе сложного союзами и, а, но или без союзов, со словами когда, который, чтобы.

Цели: -совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, о обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса; -формирование умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности соответствия ситуации и сфере общения.

листва, словно, золотой, в, вода, закружиться, на, звезда, пруд, бабочки, лёгкая, лететь, розоватый, стая, с замиранье.

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду.

Синтаксис (из др.-греч. Syntaxis – составление, построение, порядок). Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

Пунктуация (от лат. Punctum – точка). Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу. «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу».

Знаки препинания: запятая, двоеточие, тире, восклицательный знак, вопросительный знак, точка, многоточие и другие

Роль знаков препинания: 1)в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2) внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.

Хайлэндеры. шотландские хайлэндеры, низкорослые хайлэндеры, лохматые хайлэндеры, жирномолочные хайлэндеры, дойные хайлэндеры.

Под музыку осеннего дождя Иду во тьме… (К.Фофанов) Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам, Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам. (Н.Рыленков) (Н.Рыленков)

Средства связи Примеры 1. Окончание прилагательного 2. Окончание существительного ( с предлогом или без предлога) 3. По смыслу 1) прелестного цветка; 2) идти по дороге; 3) смотреть внимательно

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. чем? какие? чем? какие? Любоваться пейзажем; горные вершины

Глагольное словосочетание – это словосочетание с главным словом глаголом: мокнет под дождем. Именное словосочетание – это словосочетание с главным словом существительным: высокая рябина.

Высокая рябина мокнет под дождем Чахлая рябина мокнет под дождем. (Плещеев) (Плещеев)

Зависимое слово связывается с главным по смыслу. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного к зависимому. Зависимое слово связывается с главным по смыслу. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного к зависимому.

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Эта связь слов чаще всего выражается с помощью окончания, а также с помощью окончания и предлога. Какие? О ком? Какие? О ком? Дружеские встречи; рассказать о товарище

Стол из дуба, корзинка из прутьев, папка из бумаги, посылка из города, платье из шелка. Хорошая девочка, синего платка, прибиваю к доске, большого медведя, теплая погода.

1) Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель. (Д.Бедный). 2) Всплывает над спокойным морем багровое солнце. 3) Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. 4) Налетает сильный ветер и гонит по дорожке желтые листья. 5) Сижу я под елкой на лесной поляне и слушаю шелест листьев. 6) Белые пушистые цветочки издают приятный запах. 1) Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель. (Д.Бедный). 2) Всплывает над спокойным морем багровое солнце. 3) Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. 4) Налетает сильный ветер и гонит по дорожке желтые листья. 5) Сижу я под елкой на лесной поляне и слушаю шелест листьев. 6) Белые пушистые цветочки издают приятный запах.

Предложение. обратный порядок слов (когда подлежащее стоит после сказуемого – Эту историю рассказал мне отец); обратный порядок слов (когда подлежащее стоит после сказуемого – Эту историю рассказал мне отец); - грамматическое подлежащее не совпадает с логическим субъектом (Внимание Андрея привлек шум); - грамматическое подлежащее не совпадает с логическим субъектом (Внимание Андрея привлек шум); - содержатся конкурирующие с подлежащим слова (прямые дополнения в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного), особенно если они стоят в начале предложения или находятся рядом со сказуемым (Садовые дорожки покрыли листья; Течение преграждает поваленное дерево; На берегу огни разводят косари (А.Пушкин)); обращение выраженные именами существительными, особенно нарицательными. - содержатся конкурирующие с подлежащим слова (прямые дополнения в форме винительного падежа, совпадающей с формой именительного), особенно если они стоят в начале предложения или находятся рядом со сказуемым (Садовые дорожки покрыли листья; Течение преграждает поваленное дерево; На берегу огни разводят косари (А.Пушкин)); обращение выраженные именами существительными, особенно нарицательными.

Выделить грамматические основы в предложениях 1. Знакомыми улицами путники направлялись у дворцу Гудвина. Жители уже знали о гибели Бастинды. Весть быстро распространилась по городу. Скоро за Элли и ее друзьями до самого дворца шла толпа зевак. (А.Волков.)

2. 1) Упираются леса в самые небеса. (В.Маяковский.) 2) У меня растут года. (В.Маяковский.) 3) Сонный мишка лег в кровать. (А.Барто.) 4)Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу. (А.Барто.) 5) Целый день поет щегол в клетке на окошке. (А.Барто.) 6) Малыши среди двора хоровод водили. (А.Барто) 7) Ходит бабушка зимой в теплом шарфе с бахромой. (А.Барто.) 3.1) Из распахнутых ворот солнце красное идет. (С.Маршак). 2) Мой сад с каждым днем увядает. (А.Майкой). 3. У щенка на черной спинке тают белые снежинки. (С.Михалков). 4) Ты ходишь в школу, в третий класс. (А.Михалков). 5) Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин).

Сопоставить предложения. В роли какого члена выступают слова? 1) Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб. 2) Наверх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевается красный флаг. 3) За поворотом я увидел пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни. 4) Ребята из сухих сучьев разожгли костер.- Костер разгорелся сильнее. 5) Туча постепенно облегала небо. – Небо покрылось легкими облаками. 6) Беловатый хребет горы виднелся из-за крыш. – Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет горы.

Составить с каждым словом по два предложения так, чтобы одно и то же существительное в первом предложении было подлежащим, а во втором – дополнением (в винительном падеже). Образец. Село – Село привольно раскинулось на берегу Оки. – Я сразу узнал это село. Ветер, море, дождь, дерево, пароход, яблоко, мячик, заявление, дверь.

1) Город украшает бульвар. 2) Альбом взял этот мальчик. 3) Рассказы Гайдара я прочитал. 4) Пыль принес ветер. 5) Дуб сломал ураган.6) Лес окутал туман. 7)Направление ветра указывает флюгер. 8) Баркас выбросили на берег. 9) Кудри берез расчесывает легкий ветер. 10) Капельки росы в траве зажигают первые лучи солнца. 11) Кирпичи носили каменщики. 12) Доклад мы поручили Пете. 13) Письмо мне вручил отец.

Найти основы предложений. Найти основы предложений. 1) Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак). 2) Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков). 3) Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак). 4) Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак). 5) Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть. (С.Маршак). 6) Десять маленьких зайчат висят на елке и молчат. (А.Барто). 7) Как-то в майский день погожий шел по улице прохожий. (А.Барто).

1. К самому большому листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу с девочкой. 2. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами. 3. Дюймовочка нагнулась над птицей, раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. 4. Ласточка выпела воды и рассказала девочки свою историю. 5. Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами.

1. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый снег. ( М. Пришвин.) 2. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. ( К. Паустовский.) 3. Солнечный свет упал на воду, и я увидел под водой яркий бронзовый свет. 4. Улетит на закате солнца с цветка тяжелый шмель, и цветок качнется облегченно. 5. Выше поднимается солнце над лесом, и лучи его рассекают кучи облаков. 6. Ветер рванул со всей силой, и разом слетели все листья.

Составить предложения, соответствующие таким схемам: 1. = и = =, и -- =.

Первая распустилась береза, и береза первая пожелтела Первая распустилась береза, и она первая пожелтела

1. Вдруг налетела буря с крупным градом, и разметала она всю листву. 2. Апрельский дождь лучилось солнце, и оно золотило капли на траве. 4. Вода журчала теперь под толщей сугроба, и оно золотило капли на траве. 5. Дети в такую пору спят крепко, и даже самые маленькие дети не плачут во сне.

1. Все заглядывали вперед, где качалось и реяло красное знамя. (М.Горький.) 2. Мы живем в стране, где цена человека определяется по его труду.3. Когда я вышел из палатки, за скалистыми вершинами разгоралась заря.4. Всю ночь зима шила кружевные узоры, чтобы оделись серые деревья, коричневые кусты, желтая трава.

Используемая литература: Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся/ Т.А.Арсирий; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся/ Т.А.Арсирий; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, Ахременкова, Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс/ Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, Ахременкова, Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс/ Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, Горенкова В.С. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Горенкова В.С. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Малюшкин, А.Б. Текстовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс/ А.Б.Малюшкин. – М., Малюшкин, А.Б. Текстовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс/ А.Б.Малюшкин. – М., Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс/ А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс/ А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2005.