РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Слюсаренко И.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТ. "Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц" МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Advertisements

« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Консультация для педагогов. Консультация для педагогов. Cтарший воспитатель С.П.Мельникова.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников »
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей дошкольного возраста.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
П РЕЗЕНТАЦИЯ «И ГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ОДО МОАУ «Лицей 1» воспитатель I квалификационной категории Климонова Е.И г.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
«Речевое развитие» подготовила зам.зав.по УВР Щербакова Л.А. МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
Материал по теме: Сообщение на тему "Мнемотехника"- презентация
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Игра «Придумай предложение» Цель: Развитие мышления, способность к синтезу, свободы речи. Ход игры: Ведущий называет слово и просит следующего игрока.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Слюсаренко И.Н.

Уровень моих знаний « О ЧЕМ ?» - « слышал звон, да не знаю, где он » « О ЧЕМ ? ЧТО ?» « знаю, но сказать пока не могу » « О ЧЕМ ? ЧТО ? КАК ?» - « Знаю и могу ответить на вопрос » « О ЧЕМ ? ЧТО ? КАК ? ЗАЧЕМ ?» - « Знаю и могу высказать свое мнение по проблеме »

«Портрет» дошкольника накануне поступления в школу «Речевое развитие» Характеризуется правильным произношением Понимает значение речи для человека Разговаривает грамотно, использует простые и сложные предложения Имеет сбалансированный запас по каждой сфере жизнедеятельности Использует речь в различных целях Знает алфавит родного языка Различает родной и иностранный языки, проявляет к последнему интерес Эффективно общается на родном языке. получает удовольствие от чтения (взрослым и самостоятельного) Понимает, что печатный и написанный текст используют с разной целью Рука готова к письму

Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция.

Только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. В то же время сам процесс развития речи у детей не сопряжен с какими- то большими временными и денежными затратами, ибо в основе развития речи лежит общение взрослого с ребенком. Развитие речи в дошкольном учреждении осуществляется в организованной деятельности, на занятиях и в повседневной жизни. Именно во время организованной деятельности происходит процесс развития речевых способностей детей, усвоения ими элементарных знаний о культуре речи, обогащения словаря, формируются речевые умения и навыки.

Составление рассказа по серии сюжетных картин 1. Детям раздаю картинки одной серии в любой последовательности. Даю план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагаю составить рассказ. 2. Детям раздаю серию картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам. 3. Детям даю по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей. 4. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ. 5. Все картинки перемешиваю, каждому ребенку раздаю по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию. 6. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти. 7. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. 8. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего или последующего события.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них.

Сиквейн – это стих-пятистрочник, имеющий алгоритм. Рифма в нем не обязательна, первая строчка в сиквейне – опорное слово. (объект, о чем стихотворение) Вторая строка- два прилагательных, относящихся к опорному слову, Третья строка – три глагола, относящиеся к опорному слову, Четвертая строка- фраза, имеющая отношение к опорному слову. Пятая строка – синоним или обобщение. мышка, лампа, платье, ребенок, танец.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений: воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример: цыпленок (объект 1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект 2).

Технология обучения детей составлению загадок Модель 1. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Какой? Что бывает таким же? Какой? Что бывает таким же? Какой?Что бывает таким же?

Какой?Что бывает таким же? Блестящий ЦВЕТМонета Шипящий ДЕЙСТВИЕВулкан Круглый ФОРМААрбуз

Модель 2. Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Что делает?Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика. - Что делает ежик? - Пыхтит, собирает, семенит. - Пыхтит как кто или что? - Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). - Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение"). - Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). - Собирает как жадина (сравнение на "занижение"). - Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение"). - Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение"). Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже?Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка. Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Исследователями детской речи, установлено, что дети лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это словесная "игрушка" ребенка. И в то же время детская поэзия - это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ» Для этого создается игровая ситуация. В яркую коробку кладутся пар картинок, названия которых рифмуются. Детям предлагается помочь картинкам, которые плачут. А плачут они потому, что хотят идти на прогулку, но не могут строится в пары. Воспитатель берет из коробки по две картинки и выкладывает их парами. Проговаривает: Шишка будет идти с мишкой. шишка-мишка мак-рак кошка-ложка и т.д. Дети повторяют каждую пару, прислушиваются к звучанию и учат их строиться парами, как и они умеют. Затем подбирают пару к картинке, которая потеряла свою пару, когда подул ветерок или после того, как картинки поиграли в хоровод и смешались.

"ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО" (усложнение) Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. ПР: воспитатель говорит "миска", дети добавляют: "Киска, мурыська, сосиска". Методические рекомендации Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. ПР: - называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали"; - называется существительное "улица", подбирается рифма "курица"; - называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный"; - называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко". В средней группе дети подбирают рифмованные слова к картинке (без нахождения пары), учатся складывать два предложения, которые рифмуются между собой. Для этого усваивается правило «Слова-рифмы должны стоять в конце предложения». Для этого целесообразно проводить игру «Живое предложение»

«ЖИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Воспитатель произносит предложение не до конца, дети придумывают последнее слово. В следующей строчке, предложенной воспитателем дети подбирают слово-пару. На столе лежала …ложка…книжка По ковру бежала …кошка…мышка По дороге шел …ребенок…мальчишка А к нему бежал …котенок…зайчишка

"ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ" Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию. ПР: "Жил-был рак и был похож на мак". Методические рекомендации Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак). В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

«РИФМОВКИ-ДРАЗНИЛКИ» Детям 4 лет так же понравится составлять рифмовки –дразнилки. Главное правило – дразнилки могут быть шуточными, но не должны обижать. Целесообразно составлять дразнилку способом составления рифмовки с помощью уменьшительного суффикса -ЛОЧК-. Воспитателеь знакомит детей с правилами составления дразнилки: 1 Дразнилка не должна быть обидной 2 Дразнилка состоит из двух частей. В первой части говорим о том, что нельзя делать с этим предметом Во второй части - должны сказать о том, для чего именно предназначен этот предмет. А чтобы было весело, будем каждое определение говорить ласково. Заколка – не ломалочка, не бросалочка, а волосодержалочка. Мячик – не пробивалочка, не окновыбивалочка, а футболоигралочка Книжка- не рвалочка, не рисовалочка, а читалочка.. Кукла Чашка

«СОСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ – ЛИМЕРИКОВ» Для развития словесного творчества одаренных детей можно использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира ( ). Характеристика текста лимерика: Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется. 2. По содержанию лимерик строится по следующей модели: 1 строчка Жил - был (объект) 2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта 3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами 4 строчка 5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

Можно так охарактеризовать лимерик: Жил-был кто-то и делал он что-то Кто – то был такой-то и делал то-то Кто-то был такой-то и делал то-то Поэтому вышло так.

Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например: Жил-был старичок меж ульями, От пчел отбивался он стульями. Но не учел Числа этих пчел, И пал смертью храбрых меж ульями. Жил да был медведь болотный. Был он добр, но очень мокрый. По болоту он ходил, Всех лягушек подавил. Вот какой неуклюжий был медведь. Жил-был Зайчик - Длинное Ушко И боялся даже мушку Почему он всех боялся И в кустах всего пугался? А потому, что долгоухий был просто трусишкой.

Игра на сосредоточение внимания, развивает голос, дыхание, для раскрепощения детей. которые говорят слишком тихо: «Зажимаем» в кулачок гласный звук «а», потом «бросаем» его «а-а-а!» «Зажимаем» в кулачок гласный звук «о», потом «бросаем» его «о-о-о!» «Сматываем» в клубочек звук «и-и-и-и» пока хватает дыхания

Игра на развитие речи, фантазии, умение подбирать рифмованные пары. Покупатель –Тук-тук! Продавец – Проходите, покупайте, что хотите! Покупатель – Продайте мне пару к слову шапка! Продавец – Шапка- тяпка. Если покупателю не нравится товар, он может об этом заявить, и продавец подбирает новое слово.

«Добавлялки» Цель: Учить подбирать рифмующиеся слова, развивать фантазию, формировать звуковую культуру речи. Ра-ра-ра – начинается …(игра) Ры-ры-ры – у мальчиков …(шары) Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро) Ру-ру-ру- продолжаем мы…(игру) Ор-ор-ор – созрел красный …(помидор) Ло-ло-ло – на улице …(тепло) Ша-ша-ша – мама моет …(малыша) Жа-жа-жа – есть иголки у …(ежа) Са-са-са – в лесу бегает…(лиса) Су-су-су – было холодно …( в лесу)

«Добавлялки в стишках». Цель: Учить подбирать рифмующиеся слова, развивать фантазию. Воспитатель подбирает стихотворение (желательно шуточное ), выразительно читает детям, не заканчивая фразы. – делает паузу, ожидая подсказки детей. Д. Хармс. «Очень вкусный пирог» Я хотел утроить бал, И гостей к себе… Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый… Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости … Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек… Потом подвинул стул и сел И пирог в минуту… Когда же гости подошли, То даже крошек…

«Что за птица?» К нашей кормушке каждый день прилетает птичка. Головка у нее черненькая, щечки беленькие, спина и крылья зеленовато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком. (синица)

« Кого я видел в зоопарке?» В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густая, темно- коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные, с когтями. Морда вытянутая с черным носом. (медведь)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений) · Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу) · Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу) · Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) · Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) · Я не хочу спать, потому что... (ещё рано) · Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) · Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) · Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Назови три слова" (активизация словаря) Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. · Что можно купить? (платье, костюм, брюки) · Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Хвастунишка" (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств). В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д. Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди". Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук". Ребёнок: "У меня рабочий фартук". Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек". Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета". Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками". Ребёнок: "А мой - красной лентой". Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана". Ребёнок: "А у этого - один большой на груди". Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов". Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты". Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол". Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

Игра «Угадай, что купили» Цель : формировать умение вести расспрос в диалоге Ход игры : Ведущий загадывает какой-либо предмет одежды или обуви, не называет его детям. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать задуманное. Например: - Вчера в магазине одежды мне купили…Отгадайте, что? - Это теплая одежда ? -Да. - Меховая? - Нет, шерстяная. -Ее одевают на голову? -Да. - Это шапка? -Да.

Игра «Абвгдейка» Цель: Продолжать учить поддерживать разговор. проявлять инициативу, развивать фонематический слух. Материал - карточки с изображением букв. Слова- ответы начинаются только с определенной буквы. Ход игры : Ведущий показывает игрокам карточку с изображением буквы, задает вопрос - Какая это буква? -Это буква З - С кем она дружит? - С зайчиком - Что любит есть? - Зефир - Какой у нее любимый цвет? - Зеленый - Чем любит заниматься? - Запрыгивать.

Речевая компетентность ребенка готового к обучению в школе включает в себя способность использовать речь в конкретных ситуациях – высказывать свою идею, желание, намерения, просьбу, использовать для этого как речевые так и неречевые средства – мимику, жесты, движения, интонационные выразительные средства. Это также правильное звукопроизношение, подбор слов и словосочетаний и других средств, использование слов в соответствующей грамматической форме. Это усвоение детьми норм. которые существуют в фонетике, лексике, грамматике, стилистике. А также воспитание уважительного отношения к родному языку, как к сокровищнице нашего народа. Речевая культура отражает уровень общей культуры, мышления ребенка.