Формирование орфографических умений обучающихся средствами методического аппарата УМК по русскому языку автора М.С.Соловейчик Учитель Кондратюк И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Advertisements

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Памятки К урокам русского языка Памятки 1. Написание безударных гласных 2. Написание непроизноси- мых согласных мых согласных 3. Списывание.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Как списывать? 1.Прочитай, чтобы понять и запомнить. 2.Отметь орфограммы. 3.Прочитай так, как написано (орфографически). 4.Пиши, диктуя себе, как было.
Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии Отчет по теме самообразования Учитель: Агрусева И.Б.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ 4 Чурсиной Анны Евгеньевны.
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
Обучение грамоте по УМК «Гармония» как пропедевтический курс к изучению русского языка по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова Учитель начальных классов МОУ Моглинской средней общеобразовательной школы Алексеевой Ольги.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Открываем тайны родного языка Особенности организации обучения русскому языку по учебникам Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка»
Автор проекта: Корнеева Татьяна Вениаминовна Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Ершова Саратовской области» «Анализ.
Урок русского языка в 1-м классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Транксрипт:

Формирование орфографических умений обучающихся средствами методического аппарата УМК по русскому языку автора М.С.Соловейчик Учитель Кондратюк И.В.

Цель: обобщение приёмов формирования у обучающихся орфографических умений средствами методического аппарата учебно-методического комплекта М.С. Соловейчик и анализ результативности обучения по данному комплекту.

Структура орфографического действия: найти орфограмму; определить ее тип; наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы; определить последовательность «шагов» решения задачи; выполнить намеченную последовательность действий; написать слово в соответствии с решением.

Еще до знакомства детей с морфемой дает возможность познакомить их с орфограммой. В этот период орфограмму называют «опасное место».

– разграничение детьми понятий «звук» и «буква» – учащихся знакомят с признаками наиболее частотных орфограмм; – обеспечивается систематическая тренировка школьников в нахождении орфограмм через специальные упражнения.

Ведущая цель фонетической работы - формирование у детей умения слышать звучащее слово Частные формируемые умения: Частные формируемые умения: выделять отдельные звуки и определять их характер; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках-«соседях»; ориентироваться в звуках-«соседях»; проводить полный звуковой анализ слов.

Орфографические задачи, которые не связаны с обозначением звуков буквами: оформлять границы предложений, писать слова отдельно друг от друга, употреблять заглавную букву в именах собственных, обозначать ударный звук принятым знаком ударения, а безударный – точкой под значком гласного в схеме или под соответствующей буквой.

Опасные при письме места

Запись слов и предложений под диктовку с предварительным выявлением орфограмм: послушать предложение, чтобы понять его и постараться запомнить, «записать» предложение черточкой, показывая его границы и подчеркивая известные «опасные места». показать количество слов подчеркнуть «опасные места» –––– –––– ––––.(!?) «запись» слов слоговыми дугами

Методика письма под диктовку:

Списывание с предварительной подготовкой Памятка 1 1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. 2. Отметь опасные места. 3. Прочитай вслух так, как написано. 4. Так же повтори, не глядя на запись. 5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места. 6. Проверь: читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы

Итоги первого года обучения Диктант (административная к/р) Выполняли работу – 25 уч. Написали диктант без ошибок – 7 уч. Допустили 1-2 ошибки – 8 уч. Допустили 3-5 ошибок – 6 уч. Допустили 6 и более ошибок – 4 уч. Выполнение - 84 %, качество -60 %.

Результаты выполнения интегрированной контрольной работы за 1 класс Списали предложение правильно – 24 уч. – 100%,Списали предложение правильно – 24 уч. – 100%, выписали слово, выделили буквы мягких согласных – 20 уч. – 83,3%выписали слово, выделили буквы мягких согласных – 20 уч. – 83,3% правильно разделили слово на слоги и определили их количество – 20 уч. – 83,3%правильно разделили слово на слоги и определили их количество – 20 уч. – 83,3% правильно определили количество звуков в слове – 22 уч. – 91,6%правильно определили количество звуков в слове – 22 уч. – 91,6% правильная техника письма (оформление предложения, почерк) – 18 уч. – 75%правильная техника письма (оформление предложения, почерк) – 18 уч. – 75% правильно определили значение незнакомого слова – 15 уч. – 62,5%правильно определили значение незнакомого слова – 15 уч. – 62,5%

Прием сознательного пропуска буквы на месте орфограммы «знаю букву – пишу, не знаю – оставляю пропуск»

Новый прием письма под диктовку I. Подготовка к письму: 1) дети слушают орфоэпический произнесенное слово (короткое предложение); 2) повторяют его, выделяя слоги и определяя ударный; 3) под само диктовку чертят слоговую модель, указывают ударение; 4) находят и показывают (чёрточкой или точкой), где при письме буквами будут орфограммы.

II. Запись: 5) глядя на модель, дети диктуют себе и записывают с «окошками», ставя вместо буквы сигнал опасности (точку) III. Решение отдельных задач: 6) ученики вписывают буквы, если могут применить правило или точно помнят написание IV. Проверка: 7) ведя карандашом по слогам, учащиеся прочитывают написанное, проверяя, нет ли неоправданных пропусков букв и других описок

«Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.» приём разграничения: «разводятся» родственные слова и слова тех же семантических групп;родственные слова и слова тех же семантических групп; родственные слова и слова с омонимичными корнями родственные слова и слова с омонимичными корнями «секрет письма»корни родственных слов пишутся одинаково. Звуки в корнях родственных слов могут быть разными, но буква на их месте одна и та же «секрет письма» : корни родственных слов пишутся одинаково. Звуки в корнях родственных слов могут быть разными, но буква на их месте одна и та же

Отличия : 1. Правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не отдельно, а вместе – отрабатывается единый подход к решению соответствующих орфографических задач: о написании «опасного места» узнавай по «безопасному».

2. Учащимся показываются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи. 3. Из способов подбора проверочных слов в учебнике особо выделен один – объясни значение слова с помощью однокоренного.

Способы проверки корневых орфограмм в именах существительных: изменение по числам изменение по числам по падежам по падежам подбор однокоренного слова подбор однокоренного слова постановка в форму родительного падежа постановка в форму родительного падежа

Результаты контрольного диктанта за 1 полугодие текущего учебного года: Выполняли работу – 24 уч. Написали диктант без ошибок – 4 уч. Допустили 1-2 ошибки – 11 уч. Допустили 3-5 ошибок – 8 уч. Допустили 6 и более ошибок – 1 уч. Выполнение - 95,8 %, Качество – 62,5 %.

Результативность обучения русскому языку по УМК М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

Динамика качества обученности по русскому языку за три года: 2009/ / / %66%62,5%

Результаты итоговых административных контрольных работ (диктант) 2009/ / / б 3 б 4 б Выполнение 100% Качество 65%65,2%66%

Результаты выполнения контрольной работы по тексту Департамента образования Диктант Грамматическое задание Выполнение 100%100% Качество 90%95%

Примеры динамики формирования орфографической зоркости у детей- логопатов Фанис Л. Количество орфографических ошибок в итоговых работах 2 класс 3 класс 4 класс Замена, пропуск Безударные гласные корня в двусложных словах 751 Безударные гласные гласные корня в трехсложных словах 562 Парные согласные 431

Примеры динамики формирования орфографической зоркости у детей- логопатов Виталий С. Количество орфографических ошибок в итоговых работах 2 класс 3 класс 4 класс Замена, пропуск 63- Безударные гласные корня в двусложных словах 52- Безударные гласные гласные корня в трехсложных словах 41- Парные согласные 2--

Примеры динамики формирования орфографической зоркости у детей- логопатов Николай П. Количество орфографических ошибок в итоговых работах 2 класс 3 класс 4 класс Замена, пропуск 974 Безударные гласные корня в двусложных словах 831 Безударные гласные гласные корня в трехсложных словах-73 Парные согласные 22-

Результаты входных контрольных работ в 5-х классах Выполняли работу – 19 чел.Выполняли работу – 19 чел. Написали без ошибок – 3 чел.Написали без ошибок – 3 чел. Допустили 1-2 ошибки – 8 чел.Допустили 1-2 ошибки – 8 чел. Допустили 3-5 ошибок – 2 чел.Допустили 3-5 ошибок – 2 чел. Допустили 6 и более ошибок – 7 чел Допустили 6 и более ошибок – 7 чел Выполнение – 63%Выполнение – 63% Качество – 53%Качество – 53%

Результаты контрольной работы в 5-х классах за 1 полугодие Выполняли работу – 20 чел.Выполняли работу – 20 чел. Написали диктант без ошибок -2 чел.Написали диктант без ошибок -2 чел. Допустили 1-2 ошибки – 15 чел.Допустили 1-2 ошибки – 15 чел. Допустили 3-5 ошибок – 7 чел.Допустили 3-5 ошибок – 7 чел. Допустили 6 и долее человек – 1 чел Допустили 6 и долее человек – 1 чел Выполнение – 95%Выполнение – 95% Качество – 75%Качество – 75%

Итоги анкетирования учащихся Выделяют предмет «Русский язык» как один из самых интересных – 15 чел. –60% Считают предмет «Русский язык» наиболее трудным – 18 чел. – 72% Нравятся задания учебника и задачника по русскому языку – 17 чел. -68 % Считают, что многому научились, изучая русский язык – 25 чел %

В классе 24 учащихся Из них: Девочек – 12 Мальчиков - 12 С высоким уровнем интеллектуального развития – 5 С низким – 5 Со средним – 14 Детей-логопатов –, 60% Из них с ОНР – 16% с ФФНР -28%

Совершенствование умения находить однокоренные слова и выделять в них корень. Цель: Цель: обобщить и закрепить полученные знания об однокоренных словах.Задачи: 1) совершенствовать умения определять признаки однокоренных слов на фоне их сопоставления со словами с омонимичными корнями, с синонимами, с созвучными словами; 2) совершенствовать умение самостоятельно выполнять домашнее задание, сравнивать по заданному основанию, делать выводы,