В ОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
П РОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И УСВОЕНИЯ ДОЛЖЕН НАЧИНАТЬСЯ КАК МОЖНО РАНЬШЕ, КАК ОБЫЧНО ГОВОРИТ НАШ НАРОД : «С МОЛОКОМ МАТЕРИ » РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ВПИТЫВАТЬ КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА ЧЕРЕЗ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ, ИГРЫ – ЗАБАВЫ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, СКАЗКИ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА. Т ОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТОТ НЕЗАМУТНЁННЫЙ ИСТОЧНИК ПРЕКРАСНОГО ОСТАВИТ В ДУШЕ РЕБЁНКА ГЛУБОКИЙ СЛЕД, ВЫЗОВЕТ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС.
К РАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ, ОСОБЕННОСТИ БЫТА РУССКОГО НАРОДА, ЕГО ВСЕСТОРОННИЙ ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ОПТИМИЗМ ПРЕДСТАЮТ ПЕРЕД ДЕТЬМИ ЖИВО И НЕПОСРЕДСТВЕННО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ.
К УЛЬТУРУ Р ОССИИ НЕВОЗМОЖНО СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ БЕЗ НАРОДНОГО ИСКУССТВА, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ ИСКОННЫЕ ИСТОКИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА, НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ ЕГО МОРАЛЬНЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВКУСЫ И ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ЕГО ИСТОРИИ.
У СТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР, НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДОЛЖНЫ НАЙТИ БОЛЬШОЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СЕЙЧАС, КОГДА ОБРАЗЦЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДРУГИХ СТРАН АКТИВНО ВНЕДРЯЮТСЯ В ЖИЗНЬ, БЫТ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕТЕЙ.
Н АРОДНОЕ ИСКУССТВО, ЯВЛЯЯСЬ ПЕРВООСНОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА, СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА, ОСНОВНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ, РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ПРИРОДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
И СТОЧНИКОМ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО МАСТЕРА ЯВЛЯЕТСЯ РОДНАЯ ПРИРОДА, ОКРУЖАЮЩИЙ БЫТ, А ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА. Д ЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА ИЗ ЛИПЫ, РАСПИСАННАЯ МАСТЕРАМИ Х ОХЛОМЫ, ПО КРАСОТЕ И УБРАНСТВУ РОВНЯ ДРАГОЦЕННОЙ ПОСУДЕ. «З ОЛОТО ИЗ Х ОХЛОМЫ В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ И В ОГНЕ НЕ ГОРИТ ».
Б ЫТ И ТРАДИЦИИ НАРОДА ДЕТИ УЗНАЮТ, РАЗГЛЯДЫВАЯ ПРЯЛКУ. П О ВСЕЙ Р ОССИИ СЛАВИЛИСЬ ПРЯЛКИ ИЗ Г ОРОДЦА, ПОТОМУ ЧТО НАРЯДНО УКРАШЕНЫ НАРОДНЫМ МАСТЕРОМ. П РЯЛКУ В ДОМЕ БЕРЕГЛИ. О НА ПЕРЕХОДИЛА ИЗ РУК В РУКИ, ОТ МАТЕРИ К ДОЧЕРИ ИЛИ К ВНУЧКЕ ТА ЖЕ, КАК СНОРОВКА ПРЯСТЬ РОВНУЮ НИТЬ, ТАК ЖЕ, КАК ПЕСНЯ, КОТОРУЮ ПЕЛИ ЕЩЁ ПРАБАБУШКИ, СИДЯ ДОЛГИМИ ЗИМНИМИ ВЕЧЕРАМИ ЗА ПРЯЛКОЙ.
А КАКИЕ ИГРУШКИ ДЕЛАЛИ НАРОДНЫЕ МАСТЕРА НА ЗАБАВУ И ПОТЕХУ РЕБЯТИШКАМ !
И ССЛЕДОВАТЕЛИ ОТМЕЧАЮТ, ЧТО БОГОРОДСКИЕ МАСТЕРА – ИГРУШЕЧНИКИ ВЫРЕЗАЛИ СВОИ ИГРУШКИ ИЗ ДЕРЕВА. К РАСОТА ДЕРЕВА В ИГРУШКЕ НЕ ПРЯЧЕТСЯ ПОД СЛОЕМ КРАСКИ, А, НАОБОРОТ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАРЯ СПЕЦИФИКЕ ИЗБЫ, А ДЛЯ ПУЩЕЙ ЗАБАВЫ ФИГУРКИ ИЗ ДЕРЕВА МАСТЕР ДЕЛАЛ ДВИГАЮЩИМИСЯ.
Д ЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ ТОЖЕ ДЕЛАЛИСЬ ЗАБОТЛИВЫМИ КРЕСТЬЯНСКИМИ РУКАМИ, ЧТОБЫ ПОРАДОВАТЬ СЫНА ИЛИ ДОЧКУ. В СТРОГОСТИ ВОСПИТЫВАЛИСЬ КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ, НО И ПОРАДОВАТЬ ИХ ИГРУШКОЙ РОДИТЕЛИ НЕ ЗАБЫВАЛИ. Э ТО ТОЖЕ ТРАДИЦИОННО ДЛЯ УКЛАДА НАРОДНОЙ ЖИЗНИ, ГДЕ КАЖДОЙ ВЕЩИ СВОЁ МЕСТО, КАЖДОМУ ДЕЛУ СВОЙ СРОК, СТАРОСТИ УВАЖЕНИЕ И ПОЧЁТ, МЛАДОСТИ ЗАБОТУ И ЛАСКУ.
Н АРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА НАРОДА БЛИЗКО ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ТВОРЧЕСТВУ РЕБЁНКА ( ПРОСТОТА, ЗАВЕРШЁННОСТЬ ФОРМЫ, ОБОБЩЁННОСТЬ ОБРАЗА ), ИМЕННО ПОЭТОМУ ОНО БЛИЗКО ВОСПРИЯТИЮ РЕБЁНКА, ПОНЯТНО ЕМУ. В НАРОДНОМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ОТРАЖАЕТСЯ УСЛОВНО, СИМВОЛАМИ, ЗДЕСЬ НЕТ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ХУДОЖНИК ИЗБЕГАЕТ ИЗЛИШНЕЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ, НО СОХРАНЯЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ, ЗАКОНЧЕННОСТЬ ОБРАЗА. Каргопольская игрушка Работы старшей группы МБДОУ КВ «Детский сад 2»
У СЛОВНОСТЬ ОБРАЗА, НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ТИПИЧЕСКОЕ, КРАСОЧНОСТЬ, ДЕКОРАТИВНОСТЬ, ВЫРАЖЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ – ЭТИ КАЧЕСТВА НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ПРИСУЩИ И ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ, НО, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, А ВЫРАБОТАННЫЕ, ОТТОЧЕННЫЕ ВЕКАМИ ТРАДИЦИИ. Д ЕТЯМ ЖЕ ПРЕДСТОИТ ЕЩЁ ОСОЗНАТЬ, ПРИНЯТЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ, СОВЕРШЕНСТВО КАЖУЩЕЙСЯ ПРОСТОТЫ ФОРМЫ В ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ, СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТА В Г ОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ХОХЛОМСКОГО УЗОРА, ИЗЯЩЕСТВО СИНЕГО, ГОЛУБОГО И БЕЛОГО В ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно- эстетических способностей.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
П РЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ КВ «Д ЕТСКИЙ САД 2» Б ЕЗРУКОВА О ЛЬГА И ГОРЕВНА