МОУДОД «Красногорская детская музыкальная школа» Автор: Почетный работник общего образования РФ, преподаватель высшей категории по классу фортепиано Еникеева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Круглый стол « Школьная тревожность». Цели: Познакомить с методиками выявления уровня тревожности учащихся. Рассмотреть результаты исследования и обсудить.
Advertisements

Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация психологического сопровождения государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ (как избежать лишних стрессов). Психологическая.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Всероссийский конкурс «Учитель года-2015» (муниципальный этап) Методический семинар Актуальность использования современных образовательных технологий на.
Реализация в педагогической практике психологических аспектов формирования успешности обучения в средней школе.
Психологическая подготовка спортсмена - Это совокупность спортсмена психолого-педагогического воздействия применяемых с целью формирования и совершенствование.
Подготовила: Педагог-психолог Вертипрахова Ю.В.. Психологическая готовность Интеллектуальная Мотивационная (Личностная) Эмоционально-волевая.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТРЁХСТРУННАЯ ДОМРА Возраст обучающихся: 7 – 8, 9 – 12, лет срок реализации программы: 7(8), 5(6)лет,
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Методическая работа «Урок – как основное звено педагогического процесса в исполнительском классе фортепиано детской музыкальной школы» Автор: преподаватель.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Профессиональная психолого-педагогическая компетентность педагогов как условие реализации ФГОС ООО Репринцева Г.А., к.психол.н., доцент кафедры коррекционной.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Транксрипт:

МОУДОД «Красногорская детская музыкальная школа» Автор: Почетный работник общего образования РФ, преподаватель высшей категории по классу фортепиано Еникеева Раиса Асхатовна Красногорск

Глава I. Роль и место сценического волнения в общей структуре публичного выступления юного пианиста по классу фортепиано детской музыкальной школы (ДМШ) 1.1. Основные слагаемые оптимальной концертной готовности. Психологическая природа, виды и формы проявления деструктивного сценического волнения 2.2. Основные детерминанты и признаки сценического волнения. Их влияние на качество выступления музыканта-исполнителя Глава I. Роль и место сценического волнения в общей структуре публичного выступления юного пианиста по классу фортепиано детской музыкальной школы (ДМШ) 1.1. Основные слагаемые оптимальной концертной готовности. Психологическая природа, виды и формы проявления деструктивного сценического волнения 2.2. Основные детерминанты и признаки сценического волнения. Их влияние на качество выступления музыканта-исполнителя Введение

Глава II. Психолого-педагогические аспекты оптимизации нервно-психических состояний ученика класса фортепиано в ходе подготовки к публичному выступлению 2.1. Основные методы и приемы формирования психологической устойчивости у ученика в репетиционный период подготовки к публичному выступлению 2.2. Особенности психолого-педагогической подготовки ученика на заключительном этапе концертной деятельности Заключение Список использованной и рекомендуемой литературы Глава II. Психолого-педагогические аспекты оптимизации нервно-психических состояний ученика класса фортепиано в ходе подготовки к публичному выступлению 2.1. Основные методы и приемы формирования психологической устойчивости у ученика в репетиционный период подготовки к публичному выступлению 2.2. Особенности психолого-педагогической подготовки ученика на заключительном этапе концертной деятельности Заключение Список использованной и рекомендуемой литературы

Актуальность Существующим противоречием между практикой профессионально-технической подготовки ученика к публичному выступлению и недостаточной психологической составляющей этой подготовки Существованием различных точек зрения на проблему: Противостояние сценическому волнению практически невозможно При необходимой компетенции преподавателя и соответствующей направленности его действий – вполне возможно Существованием различных точек зрения на проблему: Противостояние сценическому волнению практически невозможно При необходимой компетенции преподавателя и соответствующей направленности его действий – вполне возможно Существующим противоречием между высоким уровнем сценического волнения при публичном выступлении ученика и степенью изученности этой проблемы Методические рекомендации преподавателя по вопросам саморегуляции ученика, как правило, основаны на его субъективных ощущениях, часто без учета индивидуальных особенностей учащегося Нет детально разработанного раздела методики в программе курса ДМШ по подготовке учащихся к публичному выступлению

Проанализировать методологию психологической адаптации ученика класса фортепиано ДМШ к публичному выступлению; уточнить роль и место преподавателя в этом процессе

Показать основные виды и формы деструктивного сценического волнения Определить психологическую природу, основные детерминанты и признаки сценического волнения Раскрыть основные факторы по оптимизации нервно- психических состояний учащихся в ходе репетиционной и концертной деятельности Вооружить преподавателя и ученика психолого- дидактическим инструментарием саморегуляции и самоконтроля Показать, что фатализм в отношении сценического волнения неправомерен. Попытки решить проблему – отнюдь не бесперспективны Показать основные виды и формы деструктивного сценического волнения Определить психологическую природу, основные детерминанты и признаки сценического волнения Раскрыть основные факторы по оптимизации нервно- психических состояний учащихся в ходе репетиционной и концертной деятельности Вооружить преподавателя и ученика психолого- дидактическим инструментарием саморегуляции и самоконтроля Показать, что фатализм в отношении сценического волнения неправомерен. Попытки решить проблему – отнюдь не бесперспективны

Физическая подготовка Умственная подготовка Эмоциональная подготовка Два последних компонента ОКГ представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем самочувствие музыканта Физическая подготовка Умственная подготовка Эмоциональная подготовка Два последних компонента ОКГ представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем самочувствие музыканта

ОКГ противостоят концертная лихорадка и апатия Концертная лихорадка. Характеризуется тем, что нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся процессом торможения Болезненная тревожность, страх, тряска рук и дрожание ног, боязнь выходить на сцену. В игре появляется суетливость и торопливость Болезненная тревожность, страх, тряска рук и дрожание ног, боязнь выходить на сцену. В игре появляется суетливость и торопливость Формы проявления

Апатия. Характеризуется тем, что у ученика наступает полное безразличие к тому, что с ним может произойти в данный момент Вялость и сонливость, замыкание в себе. Психические состояния могут трансформироваться в подавленное состояние духа, безволие, неверие в свои силы Формы проявления

Сам факт, что действия пианиста происходят в эпицентре внимания слушателей Оценка выступлений ученика со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку Внушенная извне мысль о возможном провале, которая может развиться в опасное самовнушение Неадекватно высокая или низкая оценка своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности Сам факт, что действия пианиста происходят в эпицентре внимания слушателей Оценка выступлений ученика со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку Внушенная извне мысль о возможном провале, которая может развиться в опасное самовнушение Неадекватно высокая или низкая оценка своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответственности

Не доведенная до конца работа над произведением Боязнь забыть нотный текст Явления перцептивной установки перед выходом на сцену: «Я сейчас ничего не сыграю» и т.п. Сознание того, что исполнитель не имеет права на ошибку. На сцене исправлять ошибки уже поздно Физическая и эмоциональная усталость Опосредованное воздействие родителей на излишнюю тревожность ребенка Не доведенная до конца работа над произведением Боязнь забыть нотный текст Явления перцептивной установки перед выходом на сцену: «Я сейчас ничего не сыграю» и т.п. Сознание того, что исполнитель не имеет права на ошибку. На сцене исправлять ошибки уже поздно Физическая и эмоциональная усталость Опосредованное воздействие родителей на излишнюю тревожность ребенка

Не подавлять эмоционально-стрессовые состояния, возникающие у юного пианиста на сцене, а сделать волнение управляемым, изменить его деструктивную направленность и использовать заложенный в нем конструктивно- позитивный потенциал.

Практически- операциональный Суггестивно- психологический («психотерапевтический») Суггестивно- психологический («психотерапевтический»)

сосредоточения (концентрации) внимания Метод иррадиации (распределения) внимания суггестии (внушения) предварительного обыгрывания ролевой подготовки (имаготерапии) игры перед воображаемой аудиторией медиативного погружения выявления потенциальных ошибок провокации ошибок перспективного мышления

задача преподавателя методические рекомендации работать над закалкой воли ученика необходимо с той же настойчивостью, что и над развитием пианистических умений и навыков не выпускать ученика не сцену с «сырым», недоработанным произведением Рациональная организация режима дня должна входить в целостную структуру подготовки ученика к выступлению работать над закалкой воли ученика необходимо с той же настойчивостью, что и над развитием пианистических умений и навыков не выпускать ученика не сцену с «сырым», недоработанным произведением Рациональная организация режима дня должна входить в целостную структуру подготовки ученика к выступлению

перед выходом из дома собираться, не торопясь на дорогу предусмотреть время с запасом меньше разговаривать, избегать шумной компании (подход индивидуальный) преподавателю важно контактировать с учеником не напоминать о разного рода деталях и частностях. не играть на полный желудок если играть, то немного, а лучше не подходить к роялю перед выходом из дома собираться, не торопясь на дорогу предусмотреть время с запасом меньше разговаривать, избегать шумной компании (подход индивидуальный) преподавателю важно контактировать с учеником не напоминать о разного рода деталях и частностях. не играть на полный желудок если играть, то немного, а лучше не подходить к роялю день выступления методические рекомендации

если репетировать, то не учить и не повторять программу разыгрываться в умеренном темпе, с приглушенными эмоциями разыгрываться на произведениях, которые еще в работе преподавателю позаботиться о высоте сиденья, освещении обувь и одежда должны быть удобными мысли о волнении должны изгоняться, а разговоры – пресекаться внушить ученику уверенность в себя: программа выучена и подготовлена, он играет с удовольствием и хочет поделиться этим с публикой выходить на сцену с установкой на успех – верой в себя, в удачу и победу если репетировать, то не учить и не повторять программу разыгрываться в умеренном темпе, с приглушенными эмоциями разыгрываться на произведениях, которые еще в работе преподавателю позаботиться о высоте сиденья, освещении обувь и одежда должны быть удобными мысли о волнении должны изгоняться, а разговоры – пресекаться внушить ученику уверенность в себя: программа выучена и подготовлена, он играет с удовольствием и хочет поделиться этим с публикой выходить на сцену с установкой на успех – верой в себя, в удачу и победу день выступления методические рекомендации

выходя на сцену и уходя с нее, никогда не торопиться передвигаться по сцене с приподнятым подбородком, с переносом центра тяжести вперед на сцене проверить сиденье, переждать шум в зале войти в образную атмосферу произведения быть в образе на протяжении всего выступления выходя на сцену и уходя с нее, никогда не торопиться передвигаться по сцене с приподнятым подбородком, с переносом центра тяжести вперед на сцене проверить сиденье, переждать шум в зале войти в образную атмосферу произведения быть в образе на протяжении всего выступления выступление методические рекомендации

вести себя собранно, но не скованно, свободно, но не развязно не разглядывать публику в зале если выступление не удалость, преподавателю не устраивать «разнос» ученику не забывать, что критика должна быть конструктивной и позитивной, определяться ее целесообразностью вести себя собранно, но не скованно, свободно, но не развязно не разглядывать публику в зале если выступление не удалость, преподавателю не устраивать «разнос» ученику не забывать, что критика должна быть конструктивной и позитивной, определяться ее целесообразностью выступление методические рекомендации

точка зрения о невозможности противостоять сценическому волнению не имеет под собой оснований при достаточной компетенции преподавателя негативные формы волнения вполне преодолимы не выпускать ученика на сцену с «сырым» произведением каждый исполнитель должен выбрать свой собственный, проверенный временем способ подготовки к выступлению формирование значимых психологических качеств является одним из неиспользованных резервов оптимизации подготовки юного пианиста к публичному выступлению точка зрения о невозможности противостоять сценическому волнению не имеет под собой оснований при достаточной компетенции преподавателя негативные формы волнения вполне преодолимы не выпускать ученика на сцену с «сырым» произведением каждый исполнитель должен выбрать свой собственный, проверенный временем способ подготовки к выступлению формирование значимых психологических качеств является одним из неиспользованных резервов оптимизации подготовки юного пианиста к публичному выступлению выводы

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, Коган Г.М. Работа пианиста. – 3 изд., доп. – М.: Музыка, Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки пианистической работы. М.: Сов. композитор, Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. – М.: Сов. композитор, Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, Петрушин В.И. // Музыкальная психология и психотерапия. – С Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, Коган Г.М. Работа пианиста. – 3 изд., доп. – М.: Музыка, Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки пианистической работы. М.: Сов. композитор, Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. – М.: Сов. композитор, Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, Петрушин В.И. // Музыкальная психология и психотерапия. – С Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, 1964.