Т.А. Журенкова, учитель-дефектолог, учитель-логопед МБКДУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия» города Соликамска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О БЩАЯ СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. А НКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; - Дата рождения, возраст, ребёнок может.
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Нормы и нарушения речевого развития Учитель-логопед высшей категории Островская Н. Б. МБДОУ 209 Декабрь 2015 г. СЛЕД.
Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;поздно начал говорить;
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Транксрипт:

Т.А. Журенкова, учитель-дефектолог, учитель-логопед МБКДУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия» города Соликамска

- Ф. И. О.; - Дата рождения ; - Домашний адрес ; - Домашний телефон ; - Класс ; - Программа обучения ; - Дублировал программу или нет ; - Сведения о родителях ; - мать, отец ( Ф. И. О. возраст на момент родов, наследственность ); - национальный язык ; - двуязычие.

- неблагоприятные факторы развития - как протекала беременность, роды ; - наследственность ( есть ли какие наследственные заболевания ); - перенесённые заболевания : - до года, - после года, - ушибы, травмы головы, - судороги, есть ли судороги при высокой температуре, - Раннее развитие : - голову держит с …. ( норма с 1,5 мес ), - сидит с ….. ( в норме с 6 мес.) - ползает с ….. ( в норме с 6-7 мес.), - стоит с …..( в норме с мес.), - ходит с …..( в норме с мес.), - узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3 мес.), - первые зубы появились с …( в норме в 6-8 мес.), - количество зубов к году ….( в норме 8 зубов ).

- гуляние в …( в норме с 2- х мес.), - лепет в ….( в норме с 4-6 мес.), - первые слова …( в норме около года ), - первые фразы в ….( в норме от 1.5 до 2- х лет ), - прерывалось ли речевое развитие и по какой причине, - использование жестов ( замена речи, дополнение речи ), - отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка, - занимались ли с логопедом - на протяжении какого времени, - результаты занятий с логопедом.

Губы { толстые, укороченные...). Зубы { мелкие, крупные, вне челюстной дуги, редкие, лишние, недостающие ). Прикус { открытый передний, открытый боковой, правильный.; Челюсти { верхняя или нижняя выдвинуты вперед ). Небо { высокое, узкое, плоское, низкое ). Язык { массивный, маленький, длинный и узкий ). Уздечка ( укороченная, приращенная, натянутая, нормальная ). Увулюс ( маленький язычок ) ( отсутствует, укорочен, раздвоен ).

вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку ( несколько раз ); уметь держать широко вытянутый язык ( под счет ); положить кончить языка на верхнюю, затем на нижнюю губу ; коснуться высунутым языком правой и левой стороны губ ; высунуть язык как можно дальше и втянуть глубоко в рот ; показать язык широким, узким ; пощелкать языком

Поскольку нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, перед обследованием необходимо проверить слуховое восприятие ребенка ( даже при наличии справки от отоларинголога о нормальном слухе ). При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе ( после выдоха ) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины.

Проверка на переключаемость поз, на удержание поз, сразу же выполняет ребёнок позы или происходит поиск.

Звуки проверяются по фонематическим группам : - гласные ( а, о, у, э, и, ы ); - согласные : - свистящие, шипящие, аффрикаты ( с, с ', з, з ', ц, ш, ж, ч, щ ) и звуки т ', д ', которые часто смешиваются или заменяются на указанные звуки ; - сонорные ( р, р ', л, л ',) и звук ] ( йот ); - звонкие и глухие ( п - б, т - д, к - г, ф - в, с - з, ш - ж ) и мягкое их звучание ( кроме ш - ж ); - фрикативный х, так как он может смешиваться со звуками к, г.

При обследовании необходимо подобрать слова с различной слоговой структурой. Слова могут быть многосложные, со стечением согласных в разных частях слова, содержать сходные звуки. Сначала ребенок произносит слова самостоятельно ( по картинке ), а затем отраженно. Примеры искаженного произношения записываются.

Обследование проводится на материале изолированных звуков, слогов, слов и фраз. Ребенок выполняет инструкцию : " Послушай внимательно и повтори то, что я сказала ". При этом ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда, он повторяет сказанное только после того, как логопед произнесет весь предлагаемый материал (" цепочку " слогов, " цепочку " слов и т. д.) и в той же самой последовательности.

называние предметов, как натуральных, так и их изображения, называние предмета по описанию, называние действий, как реальных, так и картинок, изображающих эти действия, вопросы ( без опоры на наглядность ), подбор синонимов, подбор антонимов, подбор родственных однокоренных слов.

Составление предложений или небольших рассказов ; Использование предлогов ; Употребление существительных в разных падежах ; Употребление падежей в зависимости от числительных ; Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот ( по картинкам или устно ); Образование формы родительного падежа множественного числа ; Употребление числа при согласовании с существительным ; Образование уменьшительной формы существительного ; Использование суффиксов ; Образование прилагательных от существительных ; Употребление приставок в глаголах.

Даются следующие задания : - списать слова и предложения с рукописного текста ; - списать слова и предложения с печатного текста ; - записать под диктовку строчные и прописные буквы ; - диктант слогов ; - диктант слов различной структуры ; - запись предложения после однократного прослушивания ; - слуховой диктант ; - дать подписи к предметным картинкам, к сюжетным картинкам ; - составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок. * Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : Учебное пособие - М.: Владос, 1995.

чтение слогов : прямых, обратных, со стечением согласных, со звуками с нарушенным произношением,

Заключение должно быть кратким, точным и включающим в себя как педагогический, так и медицинский аспект. Оно включает в себя так же краткий анализ данных обследования, позволяющих дать рекомендации и прогноз развития. Необходимо помнить, что форма так называемого " Логопедического представления " являет собой не что иное, как развернутое заключение по отдельным компонентам речевой системы ( а не протокол логопедического обследования ), поэтому в графе заключение не стоит дублировать уже сделанные записи.

На основании заключения в зависимости от полученных результатов кратко фиксируются наиболее плодотворные пути воздействия на выявленные нарушения, принимая во внимание, какие нарушения являются первичными, а какие вторичными.

Формулировки логопедических заключений Логопедическое заключение при обследовании школьников с нормальным интеллектом Логопедическое заключение при обследовании школьников с умственной отсталостью 1 класс : трудности формирования чтения и письма, обусловленные ( ОНР, или ФФНР ) Системное недоразвитие речи средней степени. Стёртая форма псевдобульбарной дизартрии ( минимальные дизартрические расстройства или дизартрический компонент ). Смешанная ( сложная ) дисграфия ( акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза ). 2 класс : нарушение письма и чтения, обусловленные ( ОНР или ФФНР ) Для учащихся 2 класса (2 полугодия )- 4 класс : дисграфия, дислексия ( с указанием вида дисграфии и степени выраженности ). Системное недоразвитие лёгкой степени выраженности. Аграмматическая дисграфия, дислексия 4 класс : (2 полугодие ): дизорфография с элементами дисграфии ( вид ) 5 класс : вид дизорфографии и степень её выраженности