Тема 10 Информационная безопасность предприятия. Противодействие промышленному шпионажу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Advertisements

Обеспечение безопасности персональных данных. Проблемы и решения 9 марта 2011 года.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу ( субъекту персональных.
Основные понятия Законодательство в сфере защиты информации.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЕЁ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ ТТИ ЮФУ Коробилов Юрий Борисович.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ РАБОТОДАТЕЛЮ В СВЯЗИ С ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И КАСАЮЩАЯСЯ КОНКРЕТНОГО РАБОТНИКА (ст. исключена из.
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Администрация Тамбовской области 05 апреля Тамбов 2013 "Ответственность должностных лиц за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности.
ВЫПОЛНИЛА ЗУБАРЕВА С. ГР. 115 УП Статья 183 УК РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
В ИДЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА Сделала : Шиляева Анастасия Васильевна К 162.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30 УК РФ). Часть 1 Преступления.
Выполнила студентка 3- его курса группы МОЦИ Кибирева Марина.
СПС КонсультантПлюс Информационная безопасность Правовые меры защиты информации Демкина Н.П., преподаватель информатики филиал ДИНО университета.
Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь Контактный телефон: ( ) Сайт Управления : 1 Тема:
Транксрипт:

Тема 10 Информационная безопасность предприятия. Противодействие промышленному шпионажу.

Содержание темы: 1.Введение, история вопроса 2. Основные способы промышленного шпионажа 3. Классификация субъектов, объектов и методов 4. Оперативные виды разведки 5. Технические виды разведки 6. Электронные виды разведки 7. Вопросы права 8. Заключение Контрольные вопросы: 1. Что такое промышленный шпионаж? 2. Назовите основные исторические этапы его развития. 3. Каковы основные способы промышленного шпионажа? 4. Какие методы сбора разведданных используются в промышленном шпионаже? 5. Что понимается под оперативными видами разведки? 6. Какую роль играют технические средства промышленного шпионажа? 7. Что такое электронная разведка? 8. Чем можно объяснить дуализм отношений бизнеса и государства в сфере промышленного шпионажа? 9. Что вам известно о плане операции «Эшелон»?

Китайцы в течение тысячелетий производили фарфор высокого качества. Секрет производства был найден китайскими алхимиками и, подобно всем алхимических секретам, был окружен легендами и облечен в форму мифа. Согласно этому мифу, фарфоровая масса находится под землей в некоторых священных местах и охраняется злыми духами. Она превращается в фарфор под благотворными лучами солнца. Но из легенды нельзя было почерпнуть сведения о производстве фарфора. Поэтому в Китай засылали множество шпионов, чтобы они овладели секретом. Первым, кто в этом преуспел, был французский иезуит. Ему удалось посетить закрытый город Цзиндэчжень, где находилась императорская фарфоровая мануфактура. Он описал этот город в своих письмах, датированных сентябрем 1712 г. и январем 1722 г. На производстве работало свыше 1 млн. рабочих на 3 тысячах фарфоровых печей. Монах не только описал процесс производства, но и выкрал образцы сырья. В докладе специальной комиссии Конгресса США, возглавлявшейся сенатором-республиканцем Кристофером Коксом (1999 г.), содержались утверждения о причастности Китайской народной республики (КНР) к краже секретных сведений в области военных ядерных технологий. В частности, в докладе говорилось, что в работах по созданию нейтронного оружия китайцы использовали секретные сведения, полученные из Ливерморской национальной лаборатории США. Упоминалось также и об утечке из Лос-Аламосской национальной лаборатории секретных сведений о конструкции самой совершенной американской ядерной боеголовки W-88 для БРПЛ Д-5 (Трейдент-2), что позволило китайцам значительно улучшить характеристики своих ядерных боеприпасов. Общеизвестно, что китайские разведчики проявляют повышенный интерес ко всему, что связано с боевой техникой и военными технологиями. Логика проста – украв документацию, можно сэкономить на закупках, собственное производство обходится до 100 раз дешевле импорта. История вопроса

ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ? Промышленный шпионаж в России не юридический термин в отличие, скажем, от США, где есть Закон о промышленном шпионаже. Однако в большинстве случаев смысл его понятен даже непрофессионалам. Промышленный шпионаж одна из форм недобросовестной конкуренции, применяемая на всех уровнях экономики начиная с небольших предприятий и заканчивая государствами. Основная его составляющая незаконное добывание сведений, представляющих коммерческую ценность. В межгосударственных отношениях промышленный шпионаж используется достаточно широко, но в отличие от бизнеса для государственной разведки важную роль играет обеспечение национальной безопасности. А в таких вопросах, как известно, допустимы любые средства и методы работы. Применительно к бизнесу задача разведки сужается от масштабов целой страны до одной или нескольких фирм-конкурентов. Такой бизнес-шпионаж обычно преследует одну из двух целей: проверить благонадежность делового партнера либо вытеснить его. Основное предназначение промышленного шпионажа экономия средств и времени, и в этом он полностью совпадает с конкурентной разведкой. Конкурентная разведка (КР) это сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм. Главное отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа состоит в законности методов получения информации.

В XVIII веке в Сторбридже (графство Вустер) жил английский поэт и музыкант Фоли. По основной профессии он был литейщиком. Считая, что английская сталь тех времен была очень низкого качества, Фоли взял свою скрипку, облачился в одежду менестреля и начал бродяжничать по континенту. Босой, в лохмотьях, зарабатывая на жизнь игрой на постоялых дворах и в замках, Фоли скитался по Бельгии, Германии, Богемии, Северной Италии и Испании и выкрадывал секреты производства стали. Вернувшись в Англию, он, проведя несколько опытов, нашел, что сталь еще не очень хороша, и снова вернулся на континент. На этот раз ему повезло больше. Лица, подосланные гильдиями литейщиков Европы, пытались его убить, совершали диверсии на его заводах. Ничего сделать им не удалось, и Фоли умер богатым. Его дети получили дворянский титул. Промышленный шпионаж вознаграждается! Ж. Бержье, Промышленный шпионаж, 2011, М., Вузовская книга Ответы практики… Ответы практики… 1791 год во Франции издан закон «О патентах на изобретение» 1875 год на заводах Круппа создана полиция в целях охраны секретов фирмы С академической точки зрения… Юридическая защита прав на изобретение, полицейские меры охраны секретов и судебное преследование явились цивилизованными мерами поддержки прав частной собственности. Они не остановили промышленный шпионаж… Кейс Секрет производства стали

По данным доктора Уорта Уэйда, опубликованным в журнале «Кемикл инджиниринг» 23 мая 1965 г., были описаны средства промышленного шпионажа, применявшиеся в США в период между I и II мировыми войнами. Первые 7 соответствовали американскому законодательству, остальные 13 – входили с ним в противоречие: 1)Публикации конкурентов и отчеты о процессах, полученные обычными путями. 2)Сведения, данные публично бывшими служащими конкурента. 3)Обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов. 4)Финансовые отчеты. 5)Устраиваемые конкурентами ярмарки и выставки, издаваемые ими брошюры. 6)Анализ изделий конкурентов. 7)Отчеты коммивояжеров и закупочных отделов. 8)Попытки пригласить на работу специалистов, работающих у конкурента, и заполненные ими с этой целью вопросники. 9)Вопросы, осторожно задаваемые специалистами конкурента на специальных конгрессах. 10)Непосредственное тайное наблюдение. 11)Притворное предложение работы служащим конкурента без намерения брать их на работу с целью выведать у них информацию. 12)Притворные переговоры с конкурентом якобы для приобретения лицензии на 13) один из патентов. 14)Использование профессиональных шпионов для получения информации. 15)Сманивание с работы служащих конкурента для получения информации. 16)Посягательство на собственность конкурента. 17)Подкуп сотрудников закупочного отдела конкурента или его служащих. 18)Засылка агентов к служащим или специалистам конкурента. 19)Подслушивание разговоров у конкурента. 20)Похищение чертежей, образцов, документов и т.д. 21)Шантаж и различные способы давления. Кейс Между двумя мировыми войнами Ж. Бержье, Промышленный шпионаж, 2011, М., Вузовская книга

Основные способы промышленного шпионажа «К основным источникам, обладающим, владеющим или содержащим конфиденциальную информацию, можно отнести: людей, документы, публикации, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, продукцию фирмы, производственные отходы. Основными способами несанкционированного доступа к конфиденциальной информации могут быть: Инициативное сотрудничество; Склонение к сотрудничеству; Выпытывание, выведывание; Подслушивание разговоров различными путями; Негласное ознакомление со сведениями и документами; Хищение; Копирование; Подделка (модификация); Уничтожение (порча, разрушение); Незаконное подключение к каналам и линиям связи и передачи данных; Перехват; Визуальное наблюдение; Фотографирование; Сбор и аналитическая обработка. Системы защиты конфиденциальной информации включают целую совокупность организационных, правовых, экономических, технических и иных мероприятий». Грунин О.А., А.Д. Макаров, Л.А. Михайлов, А.Л. Михайлов, А.С. Скаридов, Экономическая безопасность, 2010, М., Дрофа Цитата

Методы сбора разведданных: Закупка товаров конкурента; Неизменное присутствие на ярмарках, выставках, конференциях и т.п., при этом собирается вся доступная или оставленная по недосмотру документация и информация, фотографируется все, что возможно; Посещение предприятий; Финансирование контрактов на выполнение научно- исследовательских работ за рубежом с целью проникновения в некоторые лаборатории; Отправка на учебу за рубеж студентов и стажеров; Бесконечные безрезультатные переговоры, в процессе которых постоянно запрашивается дополнительная информация; Похищение чертежей и технической информации; Агентурное проникновение и простое воровство. Доронин А.И., Бизнес-разведка, 2010, М., Ось-89 В апреле 2007 года суд итальянского г. Модена, где расположена штаб- квартира Ferrari, признал двух бывших работников этой компании виновными в промышленном шпионаже. По словам представителя обвинения, сотрудники Ferrari Анджело Сантини и Мауро Яккони, уволившись из фирмы в 2002 году, перешли на работу в компанию Toyota. Однако перед своим увольнением они скачали файлы с конфиденциальной информацией о разработках Ferrari в области проектирования болидов Формулы-1, которые впоследствии были переданы представителям японского автопроизводителя. Полученные данные были использованы японцами при создании болида Toyota FT103y г. auto.mail.ru/news?id=22216 Кейс

До появления электронных средств шпионажа В различных средствах массовой информации и научных журналах 1960-х годов описывали технические средства получения информации, применявшиеся государственными спецслужбами и службами промышленного шпионажа. Среди них: прибор снятия вибрации с оконного стекла, микро-телевизионная камера, аппаратура снятия информации со слаботочного оборудования, дистанционный детектор лжи, радио закладки со сверх чувствительными микрофонами, микро фотоаппараты в пуговице костюма, телевизионные камеры в бюстгальтере, датчики контроля в телефонных аппаратах, миниатюрный магнитофон в портсигаре (зажигалке), камуфляжи этих и других изделий под любые вещи. В тот период существовала отрасль безопасности ПДИТР – противодействие иностранным техническим разведкам.

Частные предприниматели Субъекты промышленного шпионажа Государственные органы Места сосредоточения интересующей субъекты информации Объекты промышленного шпионажа Методы промышленного шпионажа Оперативные Технические Электронные Классификация субъектов, объектов и методов

Оперативные виды разведки Данным видом разведки владеют, правда в разной степени, практически все спецслужбы самостоятельных государств Оперативные виды разведки являются традиционными и наиболее древними из всех видов промышленного шпионажа. В детективной литературе их часто называют тайными операциями. Данный инструмент используют не только государства, но и частные субъекты предпринимательской деятельности. Набор видов и средств оперативной разведки относительно невелик и прост: a)Сбор первичной информации из легальных источников b)Разовое получение информации путем выведывания у носителей информации c)Продвижение своего человека на объект изучения d)Приобретение инсайдера на объекте изучения e)Получение от инсайдеров требуемой информации в любой форме f)Использование возможностей инсайдеров для негласного ознакомления и возможного изъятия закрытой информации g)Использование возможностей инсайдеров для оказания выгодного воздействия на объект изучения h)Использование возможностей инсайдеров и других сил и средств для нанесения ущерба объекту изучения i)Техническая и электронная разведки наиболее эффективны в совокупности с оперативной разведкой j)Использование любых возможностей для поддержания надежной двусторонней связи с инсайдерами. Искусство проведения тайных операций разведки состоит в том, чтобы не допустить непрофессионализма и излишне стандартных действий, т.к. любой шаблон является гарантированной предпосылкой для провала не только данной, но и возможных последующих операций. Иногда раскрытие только своего интереса к объекту изучения может дать в руки конкурента нежелательные аргументы.

Технические виды разведки Технические виды разведки первоначально являлись дополнительным инструментарием оперативной разведки, своеобразным следствием научно- технического прогресса. Набор видов технической разведки сложно ограничить: a)Использование всех видов зрительных приборов b)Использование всех видов аудио записи c)Использование всех видов фото, кино, видео записи d)Использование всех видов устройств радио перехвата e)Использование всех средств подавления излучений приборов f)Использование всех видов шифровальных устройств g)Использования любых форм надежного шифрования информации h)Использование всех видов дешифровальных устройств i)Использование всех видов носителей средств технической разведки (СТС) j)Использование всех видов маскировки СТС k)Использование всех видов камуфлирования СТС Процесс усовершенствования существующих и изобретения новых средств технической разведки продолжается. Искусство их сочетания с оперативными видами разведки является свидетельством профессионального мастерства. Ранее технические средства были достоянием только государственных спецслужб. В настоящее время часть этого рынка стала открыта для гражданского общества и, соответственно, участников предпринимательской деятельности.

Электро-магнитные излучения ультрафиолетового, видимого и инфракрасного диапазонов Акустические поля в воздушной среде Деформационные и сдвиговые поля в земной коре Электро-магнитные излечения радиодиапазона Акустические поля в водной среде Радиоактивные излучения Химические выбросы и отходы в окружающей среде Электронные базы ЭВМ Локальные изменения магнитного поля Земли Источники информации о скрываемых объектах

Методы технической разведки Оптическая разведка (ОР) Оптико-электронная разведка (ОЭР) Радиоэлектронная разведка (РОР) Гидроакустическая разведка (ГАР) Акустическая разведка (АР) Химическая разведка (ХР) Радиационная разведка (РДР) Сейсмическая разведка (СР) Магнитометрическая разведка (ММР) Компьютерная разведка (КР)

Оптическая разведка Процесс получения информации при непосредственном наблюдении объектов невооруженным глазом и с использованием наблюдательных оптических приборов. Фотографическое изображение позволяет получать оптические изображения объектов наиболее высокого качества. Это используется при ведении космической, воздушной, морской и наземной разведок. Оптическая разведка (ОР)

Оптико-электронная разведка Под ОЭР понимается процесс добывания информации с помощью средств, включающих входную оптическую систему с фотоприемником и электронные схемы обработки электрического сигнала, которые обеспечивают прием и анализ электромагнитных волг видимого и инфракрасного диапазонов, излученных или отраженных объектами и местностью. Оптико-электронная разведка (ОЭР)

Радиоэлектронная разведка Это процесс получения информации в результате приема и анализа электромагнитных первичных и вторичных излучений радиодиапазона, создаваемых работающими радиоэлектронными средствами. Радиоэлектронная разведка (РОР)

Гидроакустическая разведка Под ГАР понимается получение информации путем приема и анализа акустических сигналов инфразвукового, звукового и ультразвукового диапазонов, распространяющихся в водной среде от надводных и подводных объектов. Активные средства – гидролокаторы (облучение цели акустической энергией и прием эха), пассивные средства – шумопеленгаторы (перехват шумов, непреднамеренно создаваемых целью). Оба вида средств гидроакустической разведки принимают полезные сигналы и перехватывают информацию, передаваемую по каналам гидроакустической связи, выявляют дислокацию объектов и занимаются картографированием морского дня. Гидроакустическая разведка (ГАР)

Под АР понимается получение информации путем приема и анализа акустических сигналов инфразвукового, звукового, ультразвукового диапазонов, распространяющихся в воздушной среде от объектов разведки. АР обеспечивает получение информации, содержащейся непосредственно в произносимой либо воспроизводимой речи (акустическая разведка речевая) и в параметрах акустических сигналов, сопутствующих работе вооружения и военной техники, механических устройств оргтехники и других технических систем (акустическая разведка сигнальная). Акустическая разведка Акустическая разведка (АР)

Обычные Камуфляж В интерьере помещения В конструкциях здания В телефонных аппаратах В электросети Автономные От внешнего источника От телефонной сети От электросети По радиоканалу По оптическому каналу По электросети По телефонной сети По элементам конструкции зданий Неуправляе- мые Дистанцион- ные С системой типа VOX Без кодирования С аналоговым скремблером С цифровым шифрованием Акустические микрофоны Стетоскопи- ческие (контактные) микрофоны Меньшаков Ю.К. Теоретические основы технических разведок. 2008, М. МГТУ им Баумана, Стр. 290 Классификация акустических закладок

Основные каналы утечки речевой информации б а б д б в в в г г е Бузов Г.А., Практическое руководство по выявлению специальных технических средств несанкционированного получения информации, 2010, М., Горячая линия - Телеком а, б, в – акустические каналы г, д, е – вибрационные каналы

Химическая разведка Под ХР понимается добывание информации путем контактного или дистанционного анализа изменений химических свойств состава окружающей среды под воздействием выбросов и отходов производства, работы двигателей, в результате взрывов и выстрелов, преднамеренного рассеивания химических веществ, испытаний и применений химического оружия. Химическая разведка (ХР)

Иные виды технических разведок Сейчас, по мнению авторов, это уже составная часть электронной разведки Выбросы и отходы атомного производства, хранения и транспортировки расщепляющихся материалов, ядерных зарядов и боеприпасов, местонахождением реакторов и заражением местности. Сдвиги земной коры под воздействием взрывов. Под ММР понимается добывание информации путем обнаружения и анализа локальных изменений магнитного поля Земли под воздействием объектов с большой магнитной массой. ММР ведет обнаружение и определение таких статических и динамических объектов на земле, в земле и в водной среде. Радиационная разведка (РДР) Сейсмическая разведка (СР) Магнитометрическая разведка (ММР) Компьютерная разведка (КР)

Разведывательное сообщество США традиционно ведет все виды технической разведки на территории Земли, в наземном, морском, воздушном и космическом пространствах Принципы: глобальность и тотальность. Ведущим органом технической разведки США является Агентство национальной безопасности В соответствии с Патриотическим актом (принят администрацией республиканца Буша и пролонгирован администрацией демократа Обамы), спецслужбы США получили право на перлюстрацию электронных сообщений и отслеживание посещений WEB-страниц, прослушивание телефонных переговоров, проведение негласных обысков и слежки.

Орбитальная группировка Вооруженных сил США позволяет снабжать политическое и военное руководство страны объективной информацией В бывшем СССР промышленные и военные секреты, в условиях отсутствия частной собственности и основанного на ней предпринимательства, защищались Государственной технической комиссией при СМ СССР, КГБ СССР и его органами, режимно-секретными органами предприятий и организаций. Субъектами разведывательных устремлений могли быть как зарубежные спецслужбы, так и негосударственные службы безопасности зарубежных корпораций. Противодействие иностранным техническим разведкам (ПДИТР) осуществлялось на всей территории Советского Союза по единому скоординированному замыслу. Меры защиты носили стандартный характер и во многом зависели от отрасли и степени секретности защищаемой информации. В эти меры постоянно вносились коррективы, которые вырабатывались на основе данных об устремлениях, технических средствах, методах и приемах деятельности «вероятного противника». В период «холодной войны» разведывательное сообщество США свыше 80% разведывательной информации об СССР и его союзниках получало с помощью технических средств разведки.

Принципы: глобальность и тотальность. Ведущим органом электронной разведки США является Агентство национальной безопасности С появлением электронно-вычислительной техники, индивидуальных, корпоративных, социальных, международных и глобальных сетей, изобретением и совершенствованием цифровых технологий мир стал иным. По иному на него взглянули специальные службы самостоятельных государств, транснациональные корпорации, международные военно-политические организации и современные тайные общества. Электронные виды разведки стали ведущим средством ведения промышленного шпионажа… Оперативная и техническая виды разведки уступили приоритеты, но сохранились в общем арсенале разведки… В арсенале электронной разведки: a)Контроль глобальных телекоммуникационных сетей b)Контроль глобальных платежных систем и коммуникаций c)Контроль глобальных социальных сетей и электронных СМИ d)Контроль корпоративных и локальных электронных систем e)Возможность открытого или скрытого влияния на системы f)Возможность временного или постоянного вывода систем из строя Средства электронной разведки настолько дороги, что их могут содержать только крупные мировые державы. Электронные виды разведки

В конце 1996 г. эксперт Пентагона Роберт Банкер предоставил доклад, посвященный новой программе строительства и боевого применения вооруженных сил США в XXI веке (концепция Force 21). В ее основу было положено разделение всего театра военных действий на две составляющие – традиционное и киберпространство, причем последнему придавалось более важное значение. В октябре 1998 г. министерство обороны США ввело в действие Объединенную доктрину информационных операций: Информационная операция – это действия, предпринимаемые в целях затруднения сбора, обработки, передачи и хранения информации системами противника при защите собственной информации и систем. Информационная война – комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время привело бы к принятию благоприятных решений, а в ходе конфликта полностью парализовало инфраструктуру управления противника. ЦЕЛЬ – ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО

Одной из жертв Агентства национальной безопасности США стал германский производитель ветровых электрогенераторов «Энеркон». В его исследовательских лабораториях была разработана новая технология, позволявшая получить электричество с помощью энергии ветра значительно дешевле, чем раньше. Но когда компания попыталась наладить маркетинг своих изделий в США, она столкнулась с американским конкурентом «Кенетек», который заявил, что запатентовал почти аналогичную разработку. Дело закончилось весьма показательно: «Кенетек» подал на «Энеркон» в суд, добившись запрета продажи его изделий в США. Ситуация с чистотой «патентов» «Кенетека» прояснилась, когда не назвавшийся сотрудник АНБ США в интервью германскому телевидению признал, что линия связи между исследовательской лабораторией «Энеркон», расположенной на берегу Северного моря, и производственным подразделением фирмы, находящимся примерно в 25 километрах, прослушивалась с помощью спутников. А затем все полученные данные об этих разработках были переданы АНБ «Кенетек». (Колчанов Р., Шпионы держат нос по ветру, Труд, г.) В начале 1999 года французская разведка поставила на прослушивание телефоны всех ведущих менеджеров немецкого концерна VEBA. Причиной этого шага стал интерес французских конкурентов к состоянию переговоров, касавшихся закрытия в Германии ряда атомных электростанций. Получив необходимые данные, французские фирмы смогли заключить многомиллиардный контракт на работы по восстановлению и обогащению урановых стержней. Годом ранее французским спецслужбам удалось получить исследовательские материалы концерна Daimler Chrysler по проекту «Топливные элементы для автомобильных двигателей», которые были переданы французским автомобилестроительным фирмам. (Демин В.А., Экономический и промышленный шпионаж: расширение масштабов и рост агрессивности, Защита информации, Кофидент, ) Доронин А.И., Бизнес-разведка, 2010, М., Ось-89 Кейс Национальный бизнес и национальные спецслужбы

Кодовое название «Эшелон» Доронин А.И., Бизнес-разведка, 2010, М., Осб-89, стр.634 Много копий в западной прессе сломано по поводу оглашения секретного пакта, заключенного между разведслужбами США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии. На его основе создана и функционирует самая крупная в мире система прослушивания и перехвата телефонных разговоров, факсов и электронной почты (кодовое название «Эшелон»), способная улавливать до 100 миллионов переговоров в месяц. Инициатором подписания пакта и создания этой системы выступило Агентство национальной безопасности США. Станции перехвата расположены по всему миру – на американских военных базах в Германии, в Тихом океане и в Гонконге. На территории Англии расположены перехватывающие и транзитные станции. Обработка перехваченной информации осуществляется по принципу ключевых слов. При необходимости подпрограмме, которая называется «Словарь», задается необходимое ключевое слово, например «микропроцессор», и начинается поиск по всему накопленному банку данных перехваченных телефонных переговоров, факсов и сообщений электронной почты. После останется только послушать, кто, кому и по какому поводу говорил это слово. По оценке независимых западных экспертов, в более чем 80% случаев результаты этой деятельности используются для промышленного шпионажа. В качестве подтверждения можно привести следующий факт. В 1995 году в прессу просочилась информация о том, что АНБ с помощью системы «Эшелон» перехватывало все факсы и телефонные звонки между европейским консорциумом «Airbus» и Саудовской национальной авиакомпанией. В результате этого были получены сведения о том, что сотрудники «Airbus» предлагали саудитам за заключение 6-миллиардного контракта значительные суммы в качестве взятки. АНБ передало данную информацию в правительство США, чиновники которого сумели убедить своих коллег в Саудовской Аравии отдать данный контракт «Боингу» и «Мак Доннел Дуглас К».

Деятельность технических разведок и принципы защиты от них детально проработаны в специальной литературе.

Вопросы уголовного права Ст. 138 УК РФ Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений Ст. 139 УК РФ Нарушение неприкосновенности жилища Ст. 272 УК РФ Неправомерный доступ к компьютерной информации Ст. 178 УК РФ Недопущение, ограничение или устранение конкуренции Ст. 293 УК РФ Халатность Ст. 284 УК РФ Утрата документов, содержащих государственную тайну Ст. 283 УК РФ Разглашение государственной тайны Ст. 275 УК РФ Государственная измена Ст. 276 УК РФ Шпионаж Ст. 204 УК РФ Коммерческий подкуп

Защита субъектов предпринимательской деятельности от угроз оперативной, технической и электронной составляющих промышленного шпионажа в современных условиях стала в нашей стране сферой позитивного сотрудничества в рамках обеспечения безопасности личности, общества и государства. Система мер в данной области представляет собой иерархическую систему, элементы которой участвуют в рамках своей заинтересованности в едином процессе и делегируют часть своих полномочий как сверху вниз, так и снизу вверх. Промышленный шпионаж из удела одиночек в XXI веке превратился в глобальный фактор современной мировой экономики и политики. Заключение

Тема 11 Информационная безопасность предприятия. Защита персональных данных, а также сведений, составляющих государственную, коммерческую, налоговую и банковскую тайны.

Содержание темы: 1. Введение 2. Тайна персональных данных 3. Коммерческая тайна 4. Банковская тайна 5. Налоговая тайна 6. Государственная тайна 7. Обязанности субъектов конфиденциальной информации 8. Ответственность за нарушение режимов обеспечения информационной безопасности Контрольные вопросы: 1. Что такое информация ограниченного использования? 2. Какие существуют виды информации ограниченного использования? 3. Как осуществляется защита персональных данных? 4. Почему в отдельных случаях бизнес отвечает за защиту сведений, составляющих государственную тайну? 5. Что включает себя система мер по защите конфиденциальной информации? 6. Кто и в каких случаях может получать информацию, составляющую банковскую тайну? 7. Какие меры предусмотрены в трудовом, таможенном, банковском, гражданско- правовом, административном и уголовном законодательстве для защиты информации ограниченного использования?

На протяжении тысяч лет под обеспечением безопасности информации понималась исключительно задача обеспечения ее конфиденциальности. Были испробованы разные способы обеспечения конфиденциальности – от тайнописи и использования незнакомого иностранного языка для скрытия информации от недруга до отрезания языка носителю информации, что было, видимо, эффективно в условиях, когда письменностью владели единицы людей и онемевший носитель не мог передать никому свое знание секрета. В итоге конкуренции методов победила криптография, в котором работали и работают выдающиеся математики как прошлого, так и настоящего. Радио представило новую возможность передачи информации. Сразу возникла возможность передавать в эфире значительные объемы конфиденциальной информации. Это породило сразу два направления деятельности: по созданию эффективных шифров и алгоритмов их взломов. Изучение проблем создания, хранения, обработки и передачи информации показало, что функция защиты информации на всех стадиях методологически может быть представлена тремя этапами: Начальный; Развитый; Комплексный. Первые два этапа характеризуются экстенсивными подходами к решению проблем защиты информации, основное содержание которых связано с осмыслением важности и необходимости проблемы, накоплением и анализом статистической информации, внедрением в практику более эффективным методов и средств защиты. Последний, современный этап, характеризуется разработкой и внедрением принципиально новых научных подходов, реализующих системные принципы. Введение

ТРЕБОВАНИЯ: полезность доступность объективность актуальность полнота согласованность достоверность релевантность понятность защищенность Топ- менеджмент Менеджмент бизнес- направлений Руководство служб, подразделений Персонал Качество и уровни информации

Информационное поле бизнеса и его информационная сфера образуются из: Правовой среды (законодательных и нормативных актов, прочих документов); Отчетности по нормам правовой среды; Специфичной информации бизнеса, состоящей из: Субъектов, объектов и процессов бизнеса, представленных в информационном виде; Нормативной, организационно-распорядительной и иной документационной базы организации; Данных мониторинга бизнес среды и собственной среды; Аналитических данных (обзоров) и прогнозов состояния внешних и внутренних факторов влияния; Стратегических и оперативных планов организации и решений по ним. Информационные характеристики бизнеса Противоборствующая сторона Стремление сохранить собственную информацию Стремление получить чужую информацию Стремление навязать заведомо ложную информацию Информационное противоборство

Формализация угроз, уязвимостей и рисков Первый этап Царегородцев А.В., Тараскин М.М., Дербин Е.А. Один из подходов к формализации описания угроз, уязвимостей и рисков системы защиты информации на предприятии, 2012, М., ж. Национальная безопасность Второй этап Третий этап См. далее См. темы 3, 7, 12, 15

Идентификация Оценка Тайна персональных данных Коммерческая тайна (собственная) Коммерческая тайна (по договору) Налоговая тайна Банковская тайна Ведомственная тайна Государственная тайна Ценность актива выражается величиной потерь, которые понесет организация в случае нарушения безопасности актива. Разглашение персональных данных клиентов или работников приведет к реализованным правовым рискам Разглашение коммерческой тайны (собственной) может привести к потере важных позиций на рынке и финансовым потерям Разглашение коммерческой тайны (по договору) может привести к правовым, финансовым и репутационным рискам Разглашение налоговой и банковской тайны может привести к правовым, финансовым и репутационным рискам Разглашение ведомственной тайны (для служебного пользования) может привести к репутационным рискам Разглашение государственной тайны может привести к правовым рискам (привлечение к уголовной ответственности) ?

Цели Квалификация Пространственно- временные характеристики проникновения Пути проникновения в АС Осведомленность Техническая оснащенность Случайные, непреднамеренные действия / хулиганство / промышленный шпионаж / продажа информации Любопытство / кража информации / преодоление средств защиты / нарушение работы программ / заражение вирусами / разрушение Начинающий / специалист / профессионал / сотрудники предприятия Последовательное (рубеж за рубежом) / один рубеж / комбинированное / во время функционирования АС / вне времени функционирования АС Из глобальной сети / из внутренней сети АС Неосведомленный нарушитель / общая осведомленность / осведомленность о конкретной АС / о назначении АС / полная осведомленность Домашняя ЭВМ / сетевая ЭВМ в АС / ЭВМ последнего поколения в сети АС / ЭВМ последнего поколения в сети АС, со специальной техникой и ПО для преодоления системы защиты Мотивация

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 1)информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; 2)информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; 3)информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; 4)информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; 5)обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; 6)доступ к информации – возможность получения информации и ее использования; 7)конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя; 8)предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; 9)распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; 10)электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно- телекоммуникационной сети; 11)документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель…

Статья 16. Защита информации 1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1)обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2)соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3)реализация права на доступ к информации. 2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации. 3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи. 4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: 1)предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2)своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3)предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4)недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5)Возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6)постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации…

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации 1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2.Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлось обязанностями данного лица. 3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: 1)либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 2)либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения такой информации.

Научно-технический прогресс приводит к ускорению изменений. Поэтому при обеспечении безопасности сложной социально-экономической системы возникает дефицит информации. Не зная реального положения дел, ее руководство не в состоянии блокировать возникающие опасности и риски. Например, мэр города не имеет полной информации об угрозах местному бизнесу со стороны внешних конкурентов. В региональном управлении применяются местнические подходы, наносящие вред государству. Федеральные власти не владеют ситуацией в регионах, управляемых ими же предложенными руководителями. Мировое сообщество не имеет полной информации о распространении оружия массового поражения, пределах роста, обусловленных ограничениями ноосферы и т.д. Все чаще возникают кризисы, обусловленные приближением необходимых скоростей принятия решений в реальных, жизненно важных областях к предельно возможной для руководителя скорости обучения и реагирования. С ними растут риски и угрозы безопасности социально-экономических систем. Научно-технический прогресс приводит к ускорению изменений. Поэтому при обеспечении безопасности сложной социально-экономической системы возникает дефицит информации. Не зная реального положения дел, ее руководство не в состоянии блокировать возникающие опасности и риски. Например, мэр города не имеет полной информации об угрозах местному бизнесу со стороны внешних конкурентов. В региональном управлении применяются местнические подходы, наносящие вред государству. Федеральные власти не владеют ситуацией в регионах, управляемых ими же предложенными руководителями. Мировое сообщество не имеет полной информации о распространении оружия массового поражения, пределах роста, обусловленных ограничениями ноосферы и т.д. Все чаще возникают кризисы, обусловленные приближением необходимых скоростей принятия решений в реальных, жизненно важных областях к предельно возможной для руководителя скорости обучения и реагирования. С ними растут риски и угрозы безопасности социально-экономических систем. Глобализация приводит к социально-политической и экономической прозрачности государств, размыванию барьеров между странами. Глобальная безопасность связана с миграцией не только населения (человеческого капитала), но и финансового капитала, созданием новых его центров. В этих условиях выживают и развиваются организации, в максимальной степени использующие возможности быстрых перемен для укрепления собственной безопасности. При этом необходимо учитывать, что наиболее полную информацию об угрозах и рисках имеют руководители, непосредственно работающие на местах, в городе или регионе. Они же располагают оперативными возможностями для последовательной минимизации рисков и устранения угроз. В результате выигрывают организации, которые обеспечивают максимальное использование возможностей своих сотрудников на местах для повышения безопасности в условиях быстрых перемен. Для этого применяются прогрессивные адаптивные механизмы безопасности, разработкой которых занимаются исследователи. Проблема дефицита информации Условия быстрых перемен Эффект глобализации Напоминание о теме 1

Стадия декомпозиции угрозы Пример Угроза разглашения охраняемых сведений TM ESM Формы, методы и способы преодоления защитных мер Виды охраняемых сведений Система мер по обеспечению безопасности охраняемых сведений Формы хранения охраняемых сведений Меры по обеспечению безопасности охраняемых сведений Прогноз и оценка действий нарушителя / злоумышленника

1 – Виды охраняемых сведений Государственная тайна (по выполняемому контракту) Коммерческая тайна (собственная) Коммерческая тайна (контрагента по договору) Налоговая тайна (юридических и физических лиц) Банковская тайна (в соответствии с законом) Тайна персональных данных (физических лиц) Виды охраняемых сведений Менеджмент систем безопасности TM ESM Формы, методы и способы преодоления защитных мер Система мер по обеспечению безопасности охраняемых сведений

2 – формы хранения охраняемых сведений На бумажном носителеВ устной форме На кино-фотопленке В форме материальных образцов На съемном электронном носителе Формы хранения охраняемых сведений Виды охраняемых сведений Формы, методы и способы преодоления защитных мер Система мер по обеспечению безопасности охраняемых сведений В электронной базе данных ESM TM Менеджмент систем безопасности

3 – меры защиты охраняемых сведений Программно-аппаратные меры Инженерно-технические меры Физические меры Режимные меры Правовые меры Система мер по обеспечению безопасности охраняемых сведений Формы, методы и способы преодоления защитных мер Организационные меры TM ESM Виды охраняемых сведений Формы хранения охраняемых сведений

Менеджмент систем безопасности Пример декомпозиции угроз: 4 – меры преодоления защиты Виды охраняемых сведений Формы хранения охраняемых сведений Система мер по обеспечению безопасности охраняемых сведений Формы, методы и способы преодоления защитных мер Путем превышения полномочий третьими лицами Путем несанкционированного съема электронными средствами Путем несанкционированного съема техническими средствами Путем хищения / копирования с носителей Путем подкупа инсайдеров Путем выведывания у инсайдеров ESM TM

Тайна персональных данных Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных» Статья 3. Основные понятия 1)Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2)Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3)Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; 4)Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники; 5)Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц; 6)Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц; 7)Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных)…

Персональные данные человека конфиденциальны Только он распоряжается ими Человек может дать согласие на обработку своих персональных данных Человек может отказаться от обработки своих данных Человек может отозвать свое согласие на обработку своих данных В случае смерти человека, согласие на обработку его персональных данных могут дать его наследники Согласие Отзыв согласия ОПЕРАТОР Персональные данные СУБЪЕКТ ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Отказ в согласии WILIAM FISHER

Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением специально предусмотренных случаев. ОПЕРАТОР СУБЪЕКТ Допускается: Персональные данные 1. Субъект дал согласие 2. Субъект сделал их общедоступными 3. Реализация международных договоров 2. Субъект сделал их общедоступными 4. Осуществляется перепись населения 5. Защита жизни и здоровья 6. Осуществление правосудия Специальные категории персональных данных

WILIAM FISHER Субъект вправе запросить у оператора: 1)Подтверждение факта обработки персональных данных оператором; 2)Правовые основания и цели обработки персональных данных; 3)Цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных; 4)Наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона; 5)Обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом; 6)Сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения; 7)Порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим федеральным законом; 8)Информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных; 9)Наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу; 10)Иные сведения, предусмотренные настоящим федеральным законом или другими федеральными законами. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных у операторов.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных в настоящее время является Федеральная служба технического и экспортного надзора Российской Федерации (Роскомнадзор). Она наделена широкими полномочиями и имеет право: Запрашивать и безвозмездно получать требуемую информацию у юридических и физических лиц; Осуществлять проверки собственными силами или с привлечением других органов; Требовать от оператора выполнения предусмотренных законом действий; Принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных; Обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав неопределенного числа лиц; Направлять заявление в регулирующий орган оператора о приостановлении или отзыве лицензии; Направлять в правоохранительные органы материалы для возбуждения уголовных дел; Вносить предложения в Правительство Российской Федерации; Привлекать виновных лиц к административной ответственности. МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Коммерческая тайна Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2007 года 98-ФЗ «О коммерческой тайне» Статья 3. Основные понятия 1)Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; 2)Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; 3)Утратил силу; 4)Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны; 5)Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации; 6)Передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности…

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации. Нельзя относить к коммерческой тайне сведения: 1)Содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2)Содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3)О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4)О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно- эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5)О численности, составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; 6)О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7)О нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8)Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности… Правильно организованное конфиденциальное делопроизводство позволяет сохранять закрытый характер охраняемой информации.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года 98-ФЗ «О коммерческой тайне» Статья 10. Охрана конфиденциальной информации 1)Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2)Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3)Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4)Регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5)Нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года 98-ФЗ «О коммерческой тайне» Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации 4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Банковская тайна Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» Статья 26. Банковская тайна Кредитная организация, Банк России, организация осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Счетная палата Налоговые органы ФСФР Пенсионный фонд Фонд соцстраха Юридические лица Банк Режим выдачи сведений, составляющих банковскую тайну ПБОЮЛ Суды Судебные приставы Органы следствия При согласии их руководителей

ПБОЮЛ Банк Режим выдачи сведений, составляющих банковскую тайну Юридические лица Органы внутренних дел При выполнении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений

Суды Судебные приставы Органы следствия При согласии их руководителей Банк Режим выдачи сведений, составляющих банковскую тайну Физические лица Страхование вкладов

Банк Режим выдачи сведений, составляющих банковскую тайну Физические лица Должностные лица В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции» Субъекты проверки (физические лица): 1)Граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации; 2)Граждане, претендующие на замещение должности судьи; 3)Граждане, претендующие на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе; 4)Граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы; 5)Граждане, претендующие на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 6)Граждане, претендующие на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами…

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года 146-ФЗ Статья 102. Налоговая тайна 1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1)являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика; 2)об идентификационном номере налогоплательщика; 3)о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4)предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органам); 5)Предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. 2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Налоговая тайна

Сведения о налогоплательщике Налогоплательщик Налоговые органы Следственные органы Органы внутренних дел Органы внебюджетных фондов Таможенные органы Третье лицо правомерное получение Коммерческая тайна разглашение неправомерная передача -

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» Статья 2. Основные понятия Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях; Допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений; Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну; Гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него; Средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации; Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Государственная тайна

Сведения, составляющие государственную тайну В военной области В области экономики, науки и техники В области внешней политики и экономики В области разведки, контрразведки и ОРД

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют: 1)Сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных ФЗ «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; О дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; В военной области

2) Сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации); В области экономики, науки и техники Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют:

3) Сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; В области внешней политики и экономики Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют:

4) Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства; о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов; О результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности. В области разведки, контрразведки и ОРД Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют:

Обязанности субъектов конфиденциальной информации Нормы права предусматривают защиту всех сведений, содержащих конфиденциальную информацию любого рода Учреждения, предприятия и организации, вне зависимости от форм собственности, обязаны защищать конфиденциальную информацию Физические лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушения в сфере защиты охраняемой информации.

Предприятие ОПК Защита сведений, составляющих государственную тайну, от технических разведок 1. Оптическая разведка 2.Оптико-электронная разведка 3. Радиоэлектронная разведка 4. Гидроакустическая разведка 5. Акустическая разведка 6. Радиационная разведка 7. Химическая разведка 8. Сейсмическая разведка 9. Магнитометрическая разведка 10. Компьютерная разведка

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года 63-ФЗ Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. 2. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - Наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. 4.Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет. Ответственность за нарушение режимов обеспечения информационной безопасности

Статья Неправомерное использование инсайдерской информации 1. Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывание или побуждение их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового. 2. Умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового. Примечание: крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей.

Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет. Примечание: лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Статья 276. Шпионаж Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Статья 283. Разглашение государственной тайны 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примеры: 1)О действиях бывшего сотрудника внешней разведки «Г» (ст. 275) 2)О сотруднике разведки европейского государства «НМ» (ст. 276) 3)О проступке бывшего сотрудника российской полиции «К» (ст. 284) 4)О проступке бывшего сотрудника российской оперативной таможни «С» (ст. 284) Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Кейс

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года 197-ФЗ Статья 90. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленным настоящим кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года 195-ФЗ Статья Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Статья Нарушение правил защиты информации Статья Незаконная деятельность в области защиты информации Статья Разглашение информации с ограниченным доступом Статья Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю Статья Неправомерное использование инсайдерской информации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (РОСКОМНАДЗОР) Жаров А.А. Полномочия: осуществляет государственный контроль и надзор: за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания в сфере связи (сети связи, пропуск трафика, распределение ресурса, соблюдение спектра радиочастот) в сфере информационных технологий в сфере обработки персональных данных в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 19 февраля 2013 года: Управление по Пензенской области рассмотрело материалы об административных правонарушениях ОАО «Вымпелком- Коммуникации» в связи с использованием радиочастотного спектра без разрешения. На основании исковых требований Роскомнадзора Невский районный суд г. Санкт-Петербурга обязал администраторов доменных имен golix.ru, durix.ru удалить информацию, содержащую персональные данные граждан в сетях Интернет. Роскомнадзор вынес предписания за нарушение лицензионных требований 10 телерадиовещательным компаниям. Кейс Применение полномочий