О РАБОТЕ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ( ПРОЕКТ ) Бакшутова Е.В., декан факультета психологии
Б АЗОВАЯ КАФЕДРА СОЗДАЕТСЯ НА БАЗЕ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 марта 2013 г. 159 г. Москва «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно- исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность»
Б АЗОВАЯ КАФЕДРА СОЗДАЕТСЯ НА БАЗЕ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 августа 2013 г. 958 г. Москва «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы»
П РИМЕР : М ОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ – БОЛЕЕ 20 КАФЕДР Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов ГНЦ ФГУП «ГосНИИАС»ГНЦ ФГУП «ГосНИИАС» Сертификация авиационной техники ФГУП ГосНИИ ГАФГУП ГосНИИ ГА Проектирование специальных авиационных комплексов ОАО «ТАНТК им Г. М. Бериева»ОАО «ТАНТК им Г. М. Бериева» Энерго-физические системы ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко»ОАО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко» Исследование двигателей ЛА ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова»ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова» Аэрокосмические геоинформационные системы и информационные технологии ОАО «НИИ точных приборов»ОАО «НИИ точных приборов» Технические средства систем управления и контроля летательных аппаратов ОАО «ГосНИИ приборостроения»ОАО «ГосНИИ приборостроения» Информатика и информационные технологии МОУ «Институт инженерной физики»МОУ «Институт инженерной физики» Радиооптика ФГУП НПО «Астрофизика»ФГУП НПО «Астрофизика» Радиоэлектронные ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга»ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга»
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНА БАЗОВАЯ КАФЕДРА ? Федеральные государственные образовательные стандарты высшего (профессионального) образования Преподаватели вуза – много академических знаний, но мало практики (только 30% имеют опыт практической работы) Компетенции. Выпускник (прикладной бакалавр) Проблемы: адаптации, начала трудовой деятельности, ее понимания, выбора соответствующих стратегий поведения в тех или иных организациях; профессионального роста и т.п. Профессиональные стандарты (в сфере помогающих профессий их пока 5) Психологи, социальные педагоги и педагоги-психологи в различных образовательных организациях дополнительного образования – много практики, в свое время начатой спонтанно, без адаптации; мало времени на осмысление, утраченный научный потенциал. Трудовые функции и трудовые действия.
А ЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ Разработка документов (Типовое положение о базовой кафедре вуза, Положение о базовой кафедре по профилю, Договор вуза и организации, на базе которой создается, проект штатного расписания и др.). Выбор организации для создания Базовой кафедры. Согласование с Учредителями вуза (в том числе включение в Лицензию вуза) и Организации. Оформление документов, позволяющих создать Базовую кафедру. Собственно работа.
1. Р АЗРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ : Т ИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КАФЕДРЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «П ОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ » Утверждено Ученым советом ПГСГА от , протокол 2 и Приказом ректора ПГСГА от /02-201
З АДАЧИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ : 2.1. Обеспечение на базе иной организации проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом основной образовательной программы высшего образования, научного руководства (консультирования) и рецензирования курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) обучающихся в ПГСГА Осуществление научно-методической, экспериментально-исследовательской, проектной и инновационной деятельности (в зависимости от организации) Осуществление воспитательной, профориентационной и культурно-просветительской деятельности (в зависимости от организации).
Ф УНКЦИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ ( В СООТВЕТСТВИИ С ОБЛАСТЯМИ, ОБОЗНАЧЕННЫМИ В ЗАДАЧАХ ): участие совместно с выпускающими кафедрами ПГСГА в разработке учебных (рабочих) программ по закрепленным дисциплинам (практикам) и их своевременное обновление; безвозмездное представление обучающимся доступа к информации организации, необходимой для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов); изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших практиков организации; организация и проведение научных мероприятий, олимпиад, конкурсов; подготовка предложений по организации целевой подготовки специалистов в интересах организации…
2. П ОИСК И ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИИ ( ИМЕЮТ РАЗНЫХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ – ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ, ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, АССОЦИАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ) Ресурсные службы Министерства образования и науки Самарской области (в т.ч. СИПКРО). Психологическая служба Министерства образования и науки Самарской области (РСПЦ). Центры помощи семье. Центры диагностики и консультирования. Реабилитационные центры. Психологические центры (общественные или частные).
П ЛАНИРУЕТСЯ СОЗДАНИЕ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ :
О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : I. Оказание дистанционной психолого- педагогической помощи населению г.о. Самара II. Работа с дошкольниками 1. Группа кратковременного пребывания детей. 2. Группа раннего развития. 3. Индивидуальные развивающие занятия дошкольников с педагогом-психологом. 4. Индивидуальные занятия с учителем-логопедом, направленные на коррекцию речевых нарушений и формирование ораторского мастерства и декламирования. 5. Массаж и занятия ЛФК для формирования правильной осанки и коррекции плоскостопия. 6. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (работа с детьми с отставанием в развитии, ЗПР). 7. Занятия в сенсорной комнате.
II. Работа с детьми с ОВЗ. III. Работа со школьниками IV. Работа с родителями. V. Работа с образовательными учреждениями (центр «Помощь» курирует 106 образовательных организаций дошкольного, школьного и дополнительного образования).
Н АЗВАНИЕ : Кафедра «Психология инноваций в образовании» Кафедра прикладной и практической психологии