Основные направления деятельности муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб по переходу на ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПоказателиДокументационное обеспечение показателя 1.1.Сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО в ОУ Наличие.
Advertisements

Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
О реализации мероприятий по подготовке к введению ФГОС НОО (по итогам мониторинга) Митина Н.П. Совещание руководителей ОУ 10 мая 2012г.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ « Лингвистическая гимназия 3 г. Улан - Удэ » 2011.
Критерии готовности ОУ к введению ФГОС Составила: Юшманова А.А. (руководитель МГ) Критерии готовности ОУ к введению ФГОС Составила: Юшманова А.А. (руководитель.
Методическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт.
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
общеобразовательных учреждений к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Нормативные основания.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
Мониторинг готовности МОУ ООШ п. Красное Знамя к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Транксрипт:

Основные направления деятельности муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб по переходу на ФГОС

Спасибо за внимание! 2 Стандарты второго поколения адресованы, прежде всего, управленцам, которые должны взять на себя обязательства - создать оптимальные условия для работы учителя по реализации ФГОС Директор департамента общего образования МОН РФ Е.Л. Низиенко

ЦЕЛИ : -коррекция действий по введению ФГОС в начальном общем образовании -создание условий для введения ФГОС основного общего образования в пилотном режиме в муниципальных общеобразовательных учреждениях Томской области c 2014 г. -переход на ФГОС в пилотном режиме среднего (полного) общего образования Проект – это бросок вперед.

Проблемное поле, выявленное на муниципальном уровне: - инерционность управления («усталость от перемен», отсутствие осознания новизны и масштабности изменений в образовании); - нерешенные вопросы в области обеспечения условий образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями; - организация внеурочной деятельности. - инерционность управления («усталость от перемен», отсутствие осознания новизны и масштабности изменений в образовании); - нерешенные вопросы в области обеспечения условий образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями; - организация внеурочной деятельности.

Проблемное поле: уровень образовательного учреждения Учебно-материальное обеспечение и методическое обеспечение введения ФГОС на ступени начального общего образования Организация внеурочной деятельности Оценка образовательных результатов обучающихся (диагностический инструментарий, система работы, корректировка деятельности) На сайтах образовательных учреждений - практически отсутствуют накопленные материалы по введению ФГОС (причина?)

Региональный координационный совет Муниципальный координационный совет «Управление введением ФГОС в НО» «Управление дистанционным образованием» «Новые механизмы контроля и мониторинга МСО» «Коррекция действий по результатам Федерального мониторинга введения ФГОС в НОО «Управление введением ФГОС в ООО» «Педагогические Кадры» «Программа Духовно- нравственное воспитание и развитие» Рабочие группы (региональная, муниципальная) Микрогруппы по реализации единичных проектов

Основные направления деятельности по обеспечению введения ФГОС ООО: - организационная работа; - методическое сопровождение; - повышение квалификации педагогических кадров по вопросам введения ФГОС; - информирование общественности по вопросам введения ФГОС. Координационный совет Управление на муниципальном уровне Муниципальный совет Экспертный совет Экспертный совет Совещание руководителей Пилотные площадки РЕГИОНАЛЬНЫЕ Муниципальные площадки Пилотные площадки РЕГИОНАЛЬНЫЕ Муниципальные площадки Образовательные учреждения Департамент образования выполняют работы по апробации материалов ФГОС ООО; подготавливают предложения по введению ФГОС ООО; организуют тьюторское сопровождение выполняют работы по апробации материалов ФГОС ООО; подготавливают предложения по введению ФГОС ООО; организуют тьюторское сопровождение

Управление введением ФГОС Реализация принципов государственно- общественного характера управления образованием, включая все формы публичной отчетности региональной и муниципальной образовательной системы. Модернизация структуры управления муниципальной системой образования.

Направления деятельности Экспертно-диагностическая деятельность Консультационная деятельность Диссеминация инновационных практик Организация ПК Информационно-просветительская работа

Проблемы управления 1. Практически по всем позициям основной образовательной программы начального общего образования и, в особенности, по программе формирования УУД, организации внеурочной деятельности и системе оценки планируемых результатов освоения ООП НОО отмечается упрощенное понимание сущности данных программ и технологий их реализации. 2. Отмечается недостаточный уровень практических управленческих навыков методистов в сопровождении таких аспектов как формирование и организация работы рабочих групп образовательных учреждений по введению ФГОС; мотивация и стимулирование педагогов к участию в процессе разработки ООП; изучение потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность.

3. Отсутствие практического управленческого опыта по организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, реализации критериально- ориентированного и комплексного подходов к оценке образовательных результатов школьников, осуществлению воспитательной деятельности.

Ближайшие шаги муниципального управления 1. Рассмотрение обновленной модели сопровождения введения ФГОС начального общего образования 2. Рассмотрение модели основного общего образования 3. Разработка новой модели оценки качества образования с учетом изменившихся требований к образовательному процессу и его результатам

Управление переходом на ФГОС ООО · выявление детерминант, определяющих эффективность и результативность реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе изучения динамики качественных и количественных изменений в образовательном процессе, его результатов; · определение эффективных способов управления системой образования на муниципальном и институциональном уровне в условиях введения ФГОС ООО в практику работы образовательного учреждения; · изучение педагогической практики, методов, технологий обучения и форм организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО; · отработка процедуры создания и экспертизы основной образовательной программы школы на ступени основного общего образования; · разработка и апробация локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения, необходимых и достаточных для введения ФГОС ООО; · разработка и апробация моделей образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ООО; · разработка и апробация процедуры мониторинга введения ФГОС ООО в образовательные учреждения области; · разработка нормативной и научно-методической базы для введения результатов эксперимента в региональную систему образования.

Мониторинг степени реализации функций управления аналитическая культура обработки информации о состоянии результативности УВП в ОУ, прогностическая направленность планирования развития ОУ, эффективность внутришкольного контроля, освоение основ корпоративной культуры и т.д.)

Организационный механизм контроля готовности муниципальной системы к введению и реализации ФГОС процессов модернизации образовательной системы День контроля в ОУ (выезд в ОУ) Самоанализ соответствия условий требованиям ФГОС Муниципальный смотр-конкурс «Готовность образовательного учреждения к введению Федерального государственного образовательного стандарта». Поддержка лидеров Отчет пилотных площадок на муниципальном экспертном совете

Требования к комплексу условий реализации ФГОС ООО 1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ 1.2. Сформированость локальной базы:

1.2 Сформированность пакета локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС ООО Критерии/ Показатели Внесение изменений и дополнений в Устав общеобразовательного учреждения с учетом требований ФГОС ООО Подтверждающие документы Устав общеобразовательного учреждения с внесёнными дополнениями и изменениями, отражающими специфику содержания и организации образовательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, заверенный в установленном законодательством порядке

Критерии/ Показатели Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО локальных нормативных актов Подтверждающие документы Локальные акты, закрепленные в Уставе ОУ и регламентирующие организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО (перечень оцениваемых локальных актов определяется Учредителем)

Критерии/ Показатели Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС ООО Подтверждающие документы Приказ об утверждении должностных инструкций, должностные инструкции работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС ООО (разработанные в соответствии с приказом Минсоцздравразвития России от г. 761 н)

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС ООО необходимость разработки инструкций на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. 761 н) фактическое отражение в содержании представленных в Едином квалификационном справочнике должностных инструкциях руководителей, заместителей руководителя, педагогических работников и учебно- вспомогательного персонала необходимых требований к кадровым условиям ФГОС общего образования возможность введения в штатное расписание общеобразовательного учреждения педагогической должности тьютора и разработки для нее соответствующей должностной инструкции право руководителя общеобразовательного учреждения при необходимости распределять должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, между несколькими исполнителями, расширять круг их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой возможность уточнения при разработке должностных инструкций перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС ООО Примерный перечень должностей работников образовательного учреждения, в которых необходимо отражать требований ФГОС основного общего образования: руководителя общеобразовательного учреждения заместителей (всех) руководителя общеобразовательного учреждения, руководителя структурного подразделения учителя, педагога дополнительного образования, воспитателя, тьютора, педагога – психолога, социального педагога, учителя – логопеда, педагога – организатора, старшего вожатого

1.2 Сформированность пакета локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС ООО Критерии/ Показатели Издание приказов по общеобразовательному учреждению о введении ФГОС ООО Подтверждающие документы Приказ (-ы) по ОУ, регламентирующие деятельность общеобразовательного учреждения по созданию условий к введению ФГОС ООО, включающий нормативно-правовое, кадровое, психолого-педагогическое, финансовое, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО (перечень оцениваемых приказов определяется Учредителем); Приказ по ОУ об утверждении основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения

Критерии/ Показатели Разработанность основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ООО к ее структуре и содержанию Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и принятии основной образовательной программы основного общего образования Подтверждающие документы Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО к ее структуре и содержанию Протоколы уполномоченных органов государственно-общественного управления ОУ, отражающие их участие в разработке и процедуре утверждения основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения

2. Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ (п.22) Критерии/ Показатели 2.1. Укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, обеспечивающими реализацию основной образовательной программы основного общего образования 2.2. Уровень квалификации педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, соответствующий требованиям ФГОС ООО к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (п. 22): Обеспеченность введения ФГОС ООО работниками ОУ, прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации Подтверждающие документы Таблица «Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения», составленная в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п ) Документы о повышении квалификации педагогических работников, обеспечивающих введение ФГОС ООО в пятых классах, в объеме не менее 108 часов

3. Психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ (п.25) Критерии/ Показатели 3.1. Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования 3.2. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый 3.3. Формирование и развитие психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности Подтверждающие документы Раздел ООП ООО ОУ «Пояснительная записка», в котором отражена преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования (в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п. 1.1.) Раздел ООП ООО ОУ «Пояснительная записка», характеризующий специфику возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый (в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п. 1.1.) Таблица «Организация (план) методической работы в общеобразовательном учреждении», составленная в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п ), в которую включены мероприятия по формированию и развитию психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности

3. Психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС ООО в ОУ (п.25) Критерии/ Показатели 3.1. Преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования 3.2. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый 3.3. Формирование и развитие психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности Подтверждающие документы Раздел ООП ООО ОУ «Пояснительная записка», в котором отражена преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования (в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п. 1.1.) Раздел ООП ООО ОУ «Пояснительная записка», характеризующий специфику возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый (в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п. 1.1.) Таблица «Организация (план) методической работы в общеобразовательном учреждении», составленная в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п ), в которую включены мероприятия по формированию и развитию психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности

Критерии/ Показатели 3.4. Вариативность направлений психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в части:-сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся; -формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни; -развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; - мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; -обеспечения осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; -формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; - поддержки детских объединений, ученического самоуправления) 3.5. Диверсификация уровней психолого- педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) Подтверждающие документы Разработанная в общеобразовательном учреждении модель психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования, составленная в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (п ). Раздел основной образовательной программы основного общего образования «Программа коррекционной работы», в котором выделены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения)

Критерии/ Показатели 3.6. Вариативность форм психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование) 3.7. Наличие инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности 3.8. Наличие результатов анкетирования изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности Подтверждающие документы Раздел основной образовательной программы основного общего образования «Программа коррекционной работы», отражающий вариативность форм психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование) Пакет материалов для проведения диагностики в общеобразовательном учреждении. Диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.), рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) для проведения стартовой диагностики. Информационная справка по результатам анкетирования (1 раз в год); отражение результатов анкетирования в пояснительной записке к учебному пану, плану внеурочной деятельности

Критерии/ Показатели 6.3. Информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения соответствии с требованиями ФГОС ООО (п. 26) которое включает характеристики оснащения: -школьного сервера, -школьного сайта, - внутренней (локальной) сети, -внешней (в том числе глобальной) сети 6.4. Использование информационных ресурсов общеобразовательного учреждения (сайт или Интернет-страничка) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП 6.5. Обеспеченность общеобразовательного учреждения учебниками для пятого класса в соответствии с ФГОС ООО Подтверждающие документы Справка о соответствии информационного обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения требованиям ФГОС ООО, подписанная руководителем ОУ Перечень видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов; адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС ООО Информация об обеспеченности учебниками для пятого класса с указанием % обеспеченности по каждому предмету учебного плана

Критерии/ Показатели 6.6. Наличие документов, подтверждающих информирование участников образовательного процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС ООО 6.7. Наличие в Публичном отчете (докладе) общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС ООО Подтверждающие документы План работы с родительской общественностью, протоколы родительских собраний, педагогических советов, совещаний, конференций, заседаний органа государственно-общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности Публичный отчет (доклад) общеобразовательного учреждения. Протокол органа государственно- общественного управления об обсуждении Публичного отчета (доклада)

Критерии/ Показатели 6.8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет 6.9. Наличие результатов изучения мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов Подтверждающие документы Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Протоколы родительских собраний; информация по результатам анкетирования с указанием доли родителей, охваченных анкетированием и долей родителей, настроенных позитивно, негативно и нейтрально