Йошкар-Ола 2014 Дуальное образование А.М.Петрова исполнительный директор АУЗМК, к.э.н., Заслуженный учитель России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»
Advertisements

2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Создание системы договорных отношений социальных партнеров профессионального образования.
Опыт трехстороннего взаимодействия ГОУ СПО «КИТ», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», НОУ «РЦПП «ЕВРАЗ-Сибирь» по реализации дуального обучения Корнеев Е.П., председатель.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Начальник учебно – методического центра профессионального образования КОИРО С. Р. Маркулис 27 декабря 2012 г. г. Калининград Отчёт о работе учебно – методического.
Потенциал профессионального образования - сегодняшние акценты Почему проблема подготовки кадров не замыкается между двумя рынками – труда и образовательных.
Шибаева Н.В. Company LOGO ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж» Портфолио участника конкурса «Лучший наставник в Ульяновской области» в номинации.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Подготовка и повышение квалификации технических кадров для машиностроительных предприятий «Казахстанский Институт Содействия Промышленности» АЛЬЖАНОВ Марат.
Транксрипт:

Йошкар-Ола 2014 Дуальное образование А.М.Петрова исполнительный директор АУЗМК, к.э.н., Заслуженный учитель России

В несение изменений (дополнений) во ФГОС по специальностям и профессиям СПО с учетом передового международного опыта WorldSkills International (далее - WSI) в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSI с учетом интересов работодателей

Человеческий капитал - основной стратегический ресурс в реализации целей Стратегии 2020 Образовательный стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС) – регулирует структуру и содержание основных образовательных программ (аккредитация образовательных программ) Профессиональный стандарт (объединения работодателей и/или профессиональных сообществ)) содержит описание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, требований к квалификации, компетенция работников (сертификация квалификаций) Разработка профессиональных стандартов не является зоной деятельности учебных заведений, сами профессионалы должны формулировать свои требования

Рынок труда Нестабильность профессий - каждый год в мире отмирает 30% профессий Нестабильность профессий - каждый год в мире отмирает 30% профессий Немногим более 1000 Образовательных учреждений высшего образования (более 7 млн.чел.) Немногим более 1000 Образовательных учреждений высшего образования (более 7 млн.чел.) Около 5000 образовательных организаций СПО (около 3,5 млн.чел; без учета проводимой в регионах оптимизации) Около 5000 образовательных организаций СПО (около 3,5 млн.чел; без учета проводимой в регионах оптимизации) За последние два года каждый 20-й безработный является выпускником учебных заведений За последние два года каждый 20-й безработный является выпускником учебных заведений Общероссийский классификатор профессий насчитывает 7000 профессий – Общероссийский классификатор профессий насчитывает 7000 профессий – сколько фактически действует сегодня?

Производительность труда по рабочим профессиям в России ниже, чем в развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*) Производительность труда по рабочим профессиям в России ниже, чем в развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*) Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке Качество выпускников системы ПО продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка, не реализуется непрерывное профессиональное образование Качество выпускников системы ПО продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка, не реализуется непрерывное профессиональное образование Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации *McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», 2009.

ETF: ETF: Обучение с целью: приобретения новых компетенций, либо развития и совершенствования существующих компетенций, которое частично оплачивается предприятием для своих работников или службами по трудоустройству для лиц, ищущих работу. Непрерывное профессиональное образование может быть получено в рамках формального, неформального и спонтанного обучения

- предусмотреть процедуры полноценного признания результатов неформального обучения, дистанционного образования в системе СПО, - активизировать законодательное признание эффективной национальной системы квалификаций, включая формирование профессиональных стандартов, национальной и отраслевых рамок квалификаций, - формировать каталоги национальных квалификаций и рекомендованных образовательных программ для дополнительного профессионального образования, государственных образовательных стандартов профессионального образования, - оптимизировать направления подготовки кадров - интернационализация образования 7 Направления развития системы непрерывного образования

Социальное партнерство для организаций профессионального образования является индикатором качества образования индикатором качества образования Только в контакте с работодателями ОО может выполнять свою миссию давать качественную профессиональную подготовку по специальностям\профессиям, востребованным на рынке труда

Доля квалифицированных рабочих в промышленности, прошедших через обучение, переобучение на производстве: Россия – менее 5% Китай – 45% Бразилия – 53% Выводы: Выводы: Особое значение для России имеет обучение неквалифицированных мигрантов Для работодателей существенна эффективная система сертификации квалификаций мигрантов, основанная на практической оценке их навыков Обучение на производстве 9 Ситуация с профобразованием в России

Для молодых людей дуальное обучение – отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой профессиональной жизни Во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания – работу, к которой хорошо подготовлены

РОССИЯ

Согласно учебным планам, около 60% учебного времени студенты получают практические знания на территории завода, теоретические знания в колледже. Для обучения студентав компания ЧТПЗ построила новый учебный корпус, оснащенный современными учебными тренажерами и оборудованием.Для обучения студентав компания ЧТПЗ построила новый учебный корпус, оснащенный современными учебными тренажерами и оборудованием. Площадь учебного корпуса – 5000 кв.м.Площадь учебного корпуса – 5000 кв.м. Реализуется программа «Белая Металлургия»Реализуется программа «Белая Металлургия» РОССИЯ

По окончании колледжа каждый студент сможет «без запаздывания» полноценно работать по трем- четырем специальностями на инновационном оборудовании. За каждым из студентав закрепляется наставник, с первого курса студенты начинают проходить практики на разных производственных участках заводов ЧТПЗ.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СИНХРОНИЗАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРАВОВАЯ РАМКА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ И СВОБОДНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОЛЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ (ВЫПУСКНИКОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ЛЮБЫХ ИЗМЕНЕИЯХ РАССМАТРИВАЮТСЯ КООРДИНАЦИОННЫМИ СОВЕТАМИ (ИЛИ АНАЛОГАМИ) РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

РОССИЯ

РОССИЯ

РОССИЯ

Россия Германия * Государственные расходы на начальное профессиональное и на среднее профессиональное образование 177,7 млрд. рублей. Общие расходы на профессиональное образование в год 30 млрд. из которых 80% - расходы бизнеса. Количество профессий НПО: 315. Количество специальностей СПО: национальных общепризнанных профессий. Численность студентав, обучающихся по программам НПО и СПО: 3002,7 тыс новых договоров компаний обеспечивают обучение. Количество мастеров производственного обучения: 29,1 тыс учебных мастеров экзаменационных экспертов при Торгово-промышленной палате. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в год: 20,7 тыс. рублей. Расходы на одного обучающегося в год: *Германия является одним из лидеров по распространённости дуального образования, а также страной с одним из самых низких в Европе уровнем безработицы среди молодежи до 24 лет (9,9%), Eurostat, Различия моделей российского и германского профессионального образования

Россия Германия Система среднего профессионального образования отдалена от производства. Полностью ориентированное на производство профессиональное образование. Практически стопроцентное финансирование за счёт государства. 80% финансирование за счёт средств компании. Выплачивается символическая стипендия. В период обучения также работодателем выплачивается достойная стипендия.

Специфика перехода на новую модель профессионального образования Директивная модель подготовки кадров подготовки кадров: постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль педагога за усвоением учебного материала. Результат обучения расценивается как передача и освоение суммы знаний, при одностороннем диалоге, где активной стороной, инициирующей поток информации, выступает преподаватель. Основные характеристики: точность, быстрота, бесспорность, достоверность получения изложенного содержания на выходе; предположительно наличие самостоятельной работы во внеурочное время. Компетентностная модель подготовки кадров: переориентация на студента- центрированный характер образовательного процесса, оценка степени овладения требуемыми компетенциями Результаты обучения – ожидаемые конкретные достижения студентав и выпускников, определяющие, что должен будет в состоянии делать студент по завершении всей или части образовательной программы. Основные характеристики использование системно- модульных технологий организации образовательного процесса инициация самостоятельной работы студентав, изменение роли педагога с лектора на тренера Перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины\модуля на студента и ожидаемые результаты образования Как было Как должно быть

Заказ формируется компанией на 5-10 лет вперёд. Обсуждается на уровне совета директоров в соответствии с текущим состоянием штата и перспектив развития компании. Активная профориентационная работа компании со школьниками, начиная с младших классов, отбор абитуриентов в т. ч. по уровню технического мышления и с учетом демографической ситуации в регионе\стране. Наполнение образовательной программы формируется компанией с возможностью распределения объемов между дисциплинами\модулями в рамках одной специальности\профессии. Максимальная ориентация на производство. Большая часть практических занятий в центре обучения и цехах компании. Преподаватели из числа опытных производственников. Академическое обучение отделено от профессионального и проводится в выделенный день (из опыта Германии). Проводится направленная работа по развитию творческих навыков, ответственности, работе в команде, Заказ формируется путем распределения бюджетных мест в ОО государством без учёта потребностей компаний региона. Отбор студентав - с 2013 года прием по заявлениям. Пассивное участие в работе с абитуриентами. В рамках ФГОС возможности переориентации в российской системе СПО достаточно широкие. Образование оторвано от производства. Недостаточное время практической работы на предприятии. Академические занятия и профессиональное обучение не разделены. Применяется система внеклассной работы, не ориентированная на будущую работу студентав. Формирование заказа на набор и обучение, набор, набор студентав Организация учебного процесса Формирование образовательной программы Внеучебная и воспитательная работа Текущая ситуация Лучшие практики

Практика во время обучения полностью ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе (смене). В цехах обязанности наставника почётны и востребованы. Качество подготовки высокое. Студент после окончания обучения остаётся работать на месте практики Каждый выпускник, прошедший ПО, имеет возможности профессионального и карьерного роста. Основные критерии оценки – высокое качество выполнения операций, повышение профессионального уровня. Обучение с целью получения звания мастер. Планирование количества и направления подготовки проводится слабо. Цель ОО – набрать контингент, не обращая внимания на их личные качества, способности и потребности предприятий. Минимальное количество практических занятий. Места прохождения практики практически не ориентированы с будущим трудоустройством. Наставничество в цехах или полностью отсутствует или очень низкого качества. Какого-либо планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств. Практика, наставничество, трудоустройство Профессиональн ое развитие и рост Текущая ситуация в России Лучшая практика Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения

Неготовность учредителя (органы местного самоуправления) Кадровые проблемы Неготовность общественности к участию в управлении образованием (зависимость от руководителя ОО) Сопротивление бизнеса, общества (стереотипы) Неготовность педагогов к переменам Разъяснительная работа, переговорные площадки, создание комфортных, современных условий Повышение квалификации конкурс кадрового резерва Семинары для Глав, повышение эффективности расходования средств, направляемых на образование Создание регионального экспертного сообщества (в т.ч. обучение) Привлечение независимых лиц, организаций, институтов Возможности трудоустройства, ПК