Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 16 сентября 2014 года Каков реальный уровень.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анна Зеленцова, стратегический координатор Проекта Минфина России и Всемирного банка 25 августа 2015 года «Содействие повышению уровня финансовой грамотности.
Advertisements

Российская академия образования PISA-2012 Рабочее совещание региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
1 директор ЦООМО, к.п.н. И. П. Валькова Бишкек, февраль 2008 г. Исследования PISA и НООДУ в Кыргызской Республике проведено ЦООМО по заказу Министерства.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Первые результаты международной программы PISA-2009 Москва 7 декабря 2010 года.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
Как школы используют данные оценки результатов обучения: наблюдения по итогам PISA-2012 И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 25 августа 2015 года Оценка динамики формирования.
Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 25 августа 2015 года Апробация учебно-методического.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Транксрипт:

Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 16 сентября 2014 года Каков реальный уровень финансовой грамотности российских учащихся? (по результатам исследования PISA-2012) Российская академия образования Совместный проект Всемирного банка и Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Учимся для жизни 2 Вопросы для обсуждения 1. О чем говорят основные результаты международного исследования PISA-2012 в области финансовой грамотности? 2. Какие результаты о качестве российского образования, полученные в ходе других международных исследований, подтвердились при оценке финансовой грамотности ? 3. Какие новые данные о российских учащихся или о системе образования получены в ходе оценки финансовой грамотности Российская академия образования

Учимся для жизни 3 Главный вопрос исследования PISA в области финансовой грамотности "Насколько 15-летние учащиеся (для России - выпускники основной школы) готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?» 3 Российская академия образования

Учимся для жизни 4 4 Российская академия образования Отличаются ли страны по уровню финансовой грамотности учащихся? Имеется ли связь финансовой грамотности с уровнем овладения математикой и читательской грамотностью? Какие социально-демографические факторы определяют разные уровни финансовой грамотности? Как связана финансовая грамотность с опытом обучения и опытом финансовой деятельности? Дополнительные вопросы исследования PISA в области финансовой грамотности

Учимся для жизни 5 Рабочее определение финансовой грамотности в исследовании PISA Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 5 Российская академия образования

Учимся для жизни 6 Финансовая грамотность: составляющие 6 Содержание: знание и понимание Деньги и операции с ними Планирование и управление финансами Риски и вознаграждения Финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов) Познавательная деятельность: познавательные умения, действия и стратегии Выявление финансовой информации Анализ информации в финансовом контексте Оценка финансовых проблем Применение финансовых знаний и понимание Контекст: предлагаемые ситуации Образование и работа Дом и семья Личные траты, досуг и отдых Общество и гражданин Российская академия образования

Учимся для жизни 7 Участники исследования PISA по финансовой грамотности 18 стран-участниц: Австралия, Бельгия, Израиль, Испания, Италия, Колумбия, Латвия, Новая Зеландия, Польша, Россия, Словацкая Республика, Словения, США, Шанхай (Китай), Франция, Хорватия, Эстония 42 субъекта Российской Федерации 227 образовательных учреждений основного и среднего общего, начального и среднего профессионального образования 1187 учащихся 15-летнего возраста, обучающихся по программам основного общего (7-9 классы), среднего общего (10-11 классы), начального и среднего профессионального образования (1 курс) 7 Российская академия образования

Учимся для жизни 8 Результаты стран по финансовой грамотности 8 Российская академия образования

Учимся для жизни 9 Результаты образовательных учреждений Росси и Российская академия образования

Учимся для жизни 10 Результаты образовательных учреждений Росси и Российская академия образования

Учимся для жизни 11 Шкала финансовой грамотности Учащийся с высоким уровнем финансовой грамотности демонстрирует понимание широкого спектра финансовых терминов и понятий, может анализировать сложные финансовые продукты, решать нестандартные финансовые проблемы, … Учащийся со средним уровнем финансовой грамотности демонстрирует понимание часто используемых финансовых терминов и понятий, может разработать простые финансовые планы в знакомых ситуациях, … Учащийся с низким уровнем финансовой грамотности может определить основные финансовые продукты, принять простые решения по поводу повседневных расходов, … Задания с высокой трудностью Задания со средней трудностью Задания с низкой трудностью Задание VI Задание V Задание IV Задание III Задание II Задание I Российская академия образования

Учимся для жизни 12 Примеры заданий Российская академия образования На рынке помидоры можно купить килограммами или ящиками. НА РЫНКЕ НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2,75 седов за 1 кг 22 езда за ящик 10 кг Вопрос 2: НА РЫНКЕ (уровень 2, 459 баллов) Вопрос 3: НА РЫНКЕ (уровень 1, 398 баллов) Запишите обоснование, поддерживающее данное утверждение. Для некоторых людей покупка ящика помидоров может быть плохим финансовым решением. Объясните, почему. Алла Петровна получила кредит в 8000 седов от финансовой компании «Первый кредит». Годовая процентная ставка на кредит составляет 15%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита составляют 150 седов. После одного года долг Аллы Петровны все еще составляет 7400 седов. Другая финансовая компания, «Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в седов с годовой процентной ставкой 13%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 седов. Вопрос 1: НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (полный ответ: уровень 5, 663 балла; частично верный ответ: уровень 3, 510 баллов) Если Алла Петровна возьмет кредит от компании «Лучший кредит», она тут же вернет свой нынешний кредит. Какие две другие финансовые выгоды получит Алла Петровна, если возьмет кредит от компании «Лучший кредит»? Вопрос 2: НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (уровень 4, 582 балла) С каким возможным негативным финансовым последствием столкнется Алла Петровна, если согласится взять кредит от компании «Лучший кредит»?

Учимся для жизни 13 Распределение учащихся по уровням финансовой грамотности (в %) Российская академия образования Волгоград, 8-9 сентября 2014 года

Учимся для жизни 14 Процент учащихся в странах с наивысшими результатами (уровень 5) по финансовой грамотности Российская академия образования

Учимся для жизни 15 Математика, 4 класс Естествознание, 4 класс Математика, 8 класс Естествознание, 8 класс TIMSS: Изменения результатов в разных группах учащихся за несколько циклов исследования Российская академия образования

Учимся для жизни 16 Связь финансовой грамотности с уровнем овладения математикой и чтением Позитивная корреляция для всех стран (средние коэфф. - 0,83 и 0,79, для России – 0,73 и 0,68) В России более 60% учащихся продемонстрировали более высокие результаты по финансовой грамотности, чем можно было ожидать, учитывая их результаты по математике и чтению. Российская академия образования

Учимся для жизни 17 Общие выводы из анализа результатов российских учащихся по составляющим финансовой грамотности Содержание: Н аибольшие трудности по области содержания – «Деньги и операции с ними» (российские учащиеся недостаточно знакомы с механизмами кредитования, операциями с банковскими вкладами, вопросами обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине; проблемами инвестирования, действием механизмов налогообложения) Познавательная деятельность: Наиболее успешно выполнены задания на применение простых финансовых знаний в знакомых ситуациях реальной жизни. Наибольшие трудности вызвали задания, в которых нужно было выявить и проанализировать финансовую информацию, обосновать высказанную позицию или аргументировать ответ, сформулированный самостоятельно. Контекст: Контекстов, вызывающих очевидное непонимание у российских учащихся, не выявлено. Российская академия образования

Учимся для жизни 18 Обеспечен ли баланс в учебных достижениях российских школьников (по видам деятельности)? PIRLSTIMSS Российская академия образования

Учимся для жизни 19 Результаты учащихся по видам деятельности (PISA-2012) Российская академия образования Среднее значение стран ОЭСР по тесту – 494 балла

Учимся для жизни 20 Некоторые факторы, влияющие на уровень финансовой грамотности учащихся Характеристики учащихся: гендерные различия (проявляются по-разному для различных групп учащихся) социально-экономический и культурный статус семей учащихся (наибольшее влияние) иммиграционный фон и язык, на котором разговаривают дома (на 26 баллов выше результаты учащихся, которые дома разговаривают на языке инструментария исследования) Характеристики школ: место расположения школы (на 24 балла выше результаты учащихся, проживающих в городах) Характеристики страны: уровень реального доступа к финансовым продуктам (по проценту взрослого населения и учащихся 15-летнего возраста, имеющих счет в банке /45% и 23% соответственно/ Россия занимает предпоследнее место, перед Колумбией) Российская академия образования

Учимся для жизни 21 Распределение результатов российских учащихся с учетом гендерных различий Различия в средних баллах: Финансовая грамотность выше у юношей на 1 балл Математическая грамотность выше у юношей на 13 баллов Читательская грамотность выше у девушек на 30 баллов Российская академия образования

Учимся для жизни 22 Гендерные различия в распределении учащихся по уровням финансовой грамотности Данные по странам ОЭСРДанные по России Российская академия образования

Учимся для жизни 23 Источники финансовых средств российских учащихся (в %) Все учащиеся Юноши Девушки Денежные подарки от друзей или родственников 92,59293 Денежное вознаграждение или карманные деньги (не связанные с какой-либо работой по дому/за работу по дому 72/ 3372/3772/30 Работа в свободное от занятий время Разовая работа Продажа различных вещей (на местном рынке или в интернете) Работа в семейном бизнесе Российская академия образования

Учимся для жизни 24 Источники финансовых средств 15-летних учащихся Российские учащиеся имеют разнообразные источники финансовых средств и в этом не сильно отличаются от сверстников из других стран Российская академия образования Денежные подарки от друзей и родственников Работа в свободное время, включая участие в семейном бизнесе Денежные вознаграждения или карманные деньги за работу по дому Карманные деньги, не связанные с работой по дому Продажа различных вещей (на рынке или в интернете)

Учимся для жизни 25 Распределение результатов учащихся с учетом социально-экономического и культурного статуса семьи на 40 баллов выше уровень финансовой грамотности российских учащихся, у которых хотя бы один родитель с высшим образованием на 43 балла выше уровень финансовой грамотности российских учащихся, если профессия хотя бы одного родителя в области квалифицированного труда Российская академия образования

Учимся для жизни 26 Распределение результатов учащихся с учетом расположения школ Результаты учащихся городских школ существенно выше, чем у учащихся сельских школ Российская академия образования

Учимся для жизни 27 Отношения учащихся: настойчивость в решении проблем Насколько высказанное суждение соответствует тому, что происходит с учащимся: «Столкнувшись с проблемой, я легко сдаюсь» Россия – 26 баллов Российская академия образования

Учимся для жизни 28 Отношения учащихся: открытость к решению сложных проблем Насколько высказанное суждение соответствует тому, что происходит с учащимся: «Мне нравится решать сложные проблемы» Россия – 36 баллов Российская академия образования

Учимся для жизни 29 Особенности ответов российских учащихся на некоторые вопросы анкеты Российская академия образования

Учимся для жизни 30 Доступ учащихся к финансовому образованию 38% российских учащихся ответили, что не изучали вопросы, связанные с финансовой деятельностью Российская академия образования Изучали более 2-х лет Изучали менее 2-х лет Не изучали

Учимся для жизни 31 Профессиональная подготовка учителей в области финансового образования Только 28% российских учителей имеют профессиональную подготовку по финансовому образованию 50% и более учителей получили подготовку в области финансового образования Менее 50% учителей получили подготовку в области финансового образования Нет учителей, получивших подготовку в области финансового образования Российская академия образования

Учимся для жизни 32 Общие рекомендации по повышению финансовой грамотности российских учащихся Целенаправленные усилия по формированию базовых знаний и умений в области финансовой грамотности в соответствии с международными стандартами в рамках обучения школьным предметам и дополнительного образования Формирование позитивного отношения к обучению Создание равных возможностей в получении финансового образования. В первую очередь это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах. Расширение тематики исследований в области финансового образования Российская академия образования

Учимся для жизни 33 Важные результаты проекта дополнительно к полученным в исследовании PISA Перечень тем, о которых учащиеся хотели бы больше узнать (ведение семейного бюджета, собственное дело, накопление денежных средств, программа финансовой помощи для студентов и др.) Направления развития финансовой грамотности с точки зрения учителей (разработка учебных курсов, внеурочных проектов, компьютерных программ, встречи со специалистами в области финансов и др.) Рекомендации разработчикам учебных программ и пособий: включение в преподавание нового для отечественной практики содержания (кредитование, процентные ставки, банковские вклады и др.), усиление внимания к изучаемым элементам содержания (собственность, товары и услуги, банковская система, налоги и др.), разработка методических материалов для учителей, организация целенаправленной подготовки учителей и др. Российская академия образования

Учимся для жизни 34 Для дополнительной информации: Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – Центр оценки качества образования ИСМО РАО – Ковалева Галина Сергеевна – координатор исследования PISA в России ); Рутковская Елена Лазаревна – эксперт по финансовому образованию Зеленцова Анна Владимировна – координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации Российская академия образования Спасибо за внимание!